Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 12:31, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических вопросов по бюджетной системе, ее формирование, состав и характеристика, анализ бюджетной системы РФ и эффективность ее использования.
Введение ………………………………………………………………….……..2
1. Теоретические основы бюджетной системы РФ
1.1 Экономическое содержание бюджета и его функции………………….…4
1.2 Проблемы эффективного использования бюджетных средств…………..9
2. Анализ эффективности использования бюджетных средств
2.1 Анализ федерального бюджета РФ……………………………………….16
2.2 Направления повышения эффективности использования бюджетных средств…………………………………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………….………….27
Список использованных источников………………………………..………..29
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………….…….. |
|
1. Теоретические основы бюджетной системы РФ |
|
1.1 Экономическое содержание бюджета и его функции………………….…4 |
|
1.2 Проблемы эффективного использования бюджетных средств…………..9 |
|
2. Анализ эффективности использования бюджетных средств |
|
2.1 Анализ федерального бюджета РФ……………………………………….16 |
|
2.2 Направления повышения эффективности использования бюджетных средств…………………………………………………………… |
|
Заключение…………………………………………………… |
|
Список использованных источников………………………………..………..2 |
|
|
|
Введение
В каждой стране основу государственных финансов составляет бюджет, а точнее – бюджетная система, которая включает государственный бюджет и бюджеты соответственных административных единиц. Бюджет – это сбалансированная смета, роспись денежных доходов и расходов на определенный период.
Центральное место бюджета в финансовой системе, прежде всего, объясняется тем, что с его помощью перераспределяется значительная часть национального дохода. В странах с развитой рыночной экономикой через бюджет перераспределяется почти половина национального дохода.
Бюджетное устройство Российской Федерации – это основа государственного управления страны. Необходимо знание его основ, а также понимание главных законодательных актов Российской Федерации – Бюджетного кодекса и законов о межбюджетных отношениях, структуры и принципов бюджетной системы.
Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.
Бюджет создает финансовую базу функционирования государства в целом, его субъектов и муниципальных образований, осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления, выполнения ими своих задач. Государственные и местные (муниципальные) бюджеты являются централизованными денежными фондами.
Целью данной работы является изучение теоретических вопросов по бюджетной системе, ее формирование, состав и характеристика, анализ бюджетной системы РФ и эффективность ее использования.
Объектом исследования является бюджет РФ.
Предметом исследования является финансовые ресурсы РФ.
Чтобы достигнуть поставленной цели, мы должны решить ряд задач:
1) рассмотреть теоретические основы бюджетной системы РФ;
2) провести анализ бюджетной системы РФ;
3) продумать направления повышения эффективности использования бюджетных средств.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассмотрены понятие и функции бюджета, а также названы принципы, на которых базируется бюджетная система любой страны. Во второй главе бюджетная система изучается через призму ее основных элементов, проводится их классификация, сопоставляются те или иные составляющие, а также проводится анализ эффективного ее использования. Для написания данной курсовой работы использовали широкий круг источников информации: учебники, учебные пособия, лекционные материалы, периодические издания, диссертационные работы, материалы сети Интернет.
Курсовая работа выполнена на 29 страницах, имеет 5 рисунков, 5 таблиц.
1 Теоретические основы бюджетной системы РФ
1.1 Экономическое содержание бюджета и его функции
Бюджет, понимаемый как совокупность всех элементов бюджетной системы страны, — это по существу основа финансовой базы государственного регулирования рыночной экономикой. Сосредоточение в бюджете определенной доли национального дохода необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.
Как экономическая категория бюджет представляет собой систему финансовых отношений, включающих не только формальные отношения по поводу формирования, распределения и расходования денежных ресурсов, предназначенных для финансирования функций органов государственной власти и местного самоуправления по предоставлению ими государственных услуг населению страны, но и отношения, связанные с реализацией взаимосвязей между элементами бюджетной системы, организацией бюджетного устройства и бюджетного процесса.
Специфика бюджетных отношений как части финансовых отношений, складывающихся между государством и юридическими и физическими лицами, состоит в том, что они:
во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство, будучи при этом одновременно и прямым участником воспроизводственного процесса;
во-вторых, они связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей, понимаемых не как потребности чиновного аппарата государственной власти, а как потребности граждан страны в услугах государства.
Иначе говоря, языком цифр бюджет сообщает людям, о приоритетах государственной экономической политики и о том, на какие услуги со стороны государства могут рассчитывать его граждане.
В демократическом обществе приоритеты отражают коллективную волю граждан, толкование которой возложено на политических представителей народа.
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает федеральный бюджет — имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджет по существу является главным законом экономической жизни страны, в котором фиксируются не только цифры доходов и расходов, но и все параметры экономического развития.
На современном этапе отличительной чертой государственных бюджетов является их возрастающая роль в перераспределении валового внутреннего продукта, которое охватывает до 30-40% его величины.
Кардинальные изменения в экономике России, в ее политическом статусе, произошедшие на рубеже 80-90-х гг., вызвали серьезную трансформацию бюджетного механизма. Появление новых форм собственности и, следовательно, новых субъектов хозяйствования, располагающих собственными финансами, повлекло изменения в системе денежных доходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами, а прямое перераспределение денежных средств значительно сократило сферу своего применения.
Можно выделить как минимум три экономических фактора, которые обусловили пересмотр роли бюджета:
- использование рыночных механизмов в процессе распределения средств в экономике в целом;
- растущее понимание того, что большинство предприятий не относятся к государственному сектору и что предприятиям надо дать возможность самостоятельно осуществлять процесс управления производством, в котором государству отводится лишь опосредованная роль;
- признание дестабилизирующей роли инфляции в экономике, что определяет решающую роль государства в проведении макроэкономической политики и роль бюджета как важного инструмента достижения стабилизации посредством сбалансированного движения централизованных финансовых потоков.
Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную (регулирующую), контрольную и фискальную функции.
Содержание распределительной функции (или функции экономического регулирования) бюджета характеризуется процессами распределения и перераспределения финансовых ресурсов не только между различными уровнями государственной власти, но и между разными подразделениями общественного производства. Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства.
Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.[2]
Содержание этой функции реализуется в процессе формирования доходных источников бюджета и их использования для проведения экономической политики государства. Аккумулированные в бюджетной системе финансовые ресурсы посредством налоговых и других обязательных платежей хозяйствующих субъектов и граждан затем в соответствии с проводимой государством социальной и инвестиционной политикой перераспределяются как в сферы материального производства, имеющие приоритетное значение для экономики страны, так и в сферу нематериального производства, находящуюся на содержании бюджета.
Современное понимание распределительной функции бюджета заключается в том, что вместо принципа командования она призвана реализовать принцип служения государства интересам общества.
Контрольная функция бюджета заключается в том, что бюджет объективно через количественные характеристики формирования и использования фондов денежных средств государства отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики.
Таким образом, контрольная функция бюджета не носит ни запретительного, ни ограничительного характера, она позволяет лишь контролировать степень и формы разумного косвенного воздействия государства на воспроизводственный процесс.
Решение данной проблемы предопределяется эффективностью управления государственным бюджетом, которое, в свою очередь, охватывает как бюджетные отношения между органами власти различных уровней, так и структурные, технические и институциональные аспекты бюджетной системы. Эти две стороны управления бюджетом практически невозможно разделить
Фискальная функция бюджета предполагает, с одной стороны, обеспечение финансовыми ресурсами выполнение государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, т. е. тех государственных услуг, которые на него возложены обществом.[3]
С другой стороны, фискальная функция бюджета не ограничивается только предоставлением государственных услуг. Для того чтобы повышалась эффективность государственных услуг, недостаточно только наращивать их объемы. В равной степени необходимо создание условий для эффективного размещения и использования всех имеющихся в государстве ресурсов и поддержание определенного уровня экономической активности.
Поэтому, фискальная функция непосредственно связана с распределительной функцией бюджета, однако она имеет свои специфические формы реализации, ибо фискальная политика государства — это политика поддержания бюджетного дефицита на уровне, соответствующем таким макроэкономическим целям, как контроль за инфляцией, повышение инвестиционной активности всех финансовых ресурсов, рост общего экономического потенциала общества, что в свою очередь обеспечивает прирост доходной базы бюджета и, соответственно, увеличение объема предоставляемых государством услуг. Только в этом случае услуги власти приобретают смысл платного служения всему обществу.
1.2 Проблемы эффективного использования бюджетных средств
Наиболее удачный вариант государственного бюджета – это бездефицитный бюджет или же бюджет с профицитом, однако, на практике добиться такой сбалансированности бюджета не всегда удается.
В результате возникает такое явление, как бюджетный дефицит, что в свою очередь приводит к появлению государственного долга. Разберемся в причинах возникновения этих двух явлений и способах их устранения.
Бюджетный дефицит – это превышение расходной части бюджета над доходной. При бюджетном дефиците государству не хватает средств для нормального выполнения своих функций и приходится прибегать к различным займам, прежде всего у кредитной системы, что отрицательно сказывается на устойчивости всего денежного обращения и является основной причиной инфляции. Бюджетный дефицит не обязательно свидетельствует о каком-то чрезвычайном положении в экономике страны. Он может быть вызван, например, необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, что отражает скорее рост валового национального продукта, нежели кризисное состояние государственного регулирования. Возможны чрезвычайные обстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями, затраты на которые не могли быть заранее спланированы, но должны быть обязательно осуществлены независимо от наличия средств в резервном фонде бюджета.
Причины дефицита госбюджета:
1. Падение доходов в условиях кризисного состояния экономики и
уменьшения прироста национального дохода.
2. Уменьшение акцизных налогов, поступающих в госбюджет.
3. Увеличение бюджетных расходов.
4. Непоследовательная финансово-экономическая политика.
Огромное воздействие на состояние бюджета оказывает темп роста
инфляции.
С одной стороны, за счет воздействия инфляционного фактора увеличиваются доходы бюджета, но, поскольку происходит падение темпов производства и наблюдается рост взаимной задолженности предприятий, в целом такое увеличение доходов не имеет стабильного характера. Расходные статьи бюджета полностью не индексируются, и это ухудшает положение предприятий и отраслей, которые зависят от бюджетного финансирования. В этих условиях, как правило, имеет место недофинансирование не только по сумме, но и по срокам. Увеличение временного лага между установленными и фактическими сроками выделения бюджетных ассигнований приводит к росту задолженности бюджета перед предприятиями и населением. Невыполнение государством собственных обязательств нарушает денежный оборот и финансовую стабильность.
Если возникает временный бюджетный дефицит, имеются перспективы его преодоления и он не составляет большого удельного веса по отношению к стоимости валового внутреннего продукта, его не следует считать исключительным событием. Но в тех случаях, когда бюджетный дефицит глубок, возникает в результате чрезвычайных обстоятельств и отражает кризисные явления в экономике – ее развал, неэффективность финансовых связей, – тогда, разумеется, это явление наносит огромный ущерб всему обществу и необходимо принимать кардинальные меры для преодоления значительного разрыва между расходами и имеющимися доходами.
Обычно бюджетный дефицит до 10% суммы доходов считается допустимым, тогда как дефицит более 20% – критическим.
Основные причины значительного бюджетного дефицита, проявившегося в условиях перехода к рыночной экономике в России – это низкая эффективность производства, значительные социальные расходы, невнесение налогов в бюджет, нерациональность структуры бюджетных расходов, неэффективные бюджетные механизмы, а также разрыв хозяйственных связей в связи с распадом бывшего единого союзного государства. В связи с этим в середине 90-х годов дефицит
государственного бюджета России достигал уровня 20, а то и 25% доходов и превышал 5% ВВП.
Меры по снижению бюджетного дефицита:
1. Конверсия.
2. Переход от финансирования к кредитованию.
3. Постепенная ликвидация дотаций убыточным предприятиям.
4. Снижение расходов на управление государством.
5. Изменение системы налогообложения.
6. Повышение роли местных бюджетов.
Существует 3 традиционных способа покрытия дефицита бюджета:
1) выпуск госзаймов,
2) ужесточение налогообложения,
3) производство денег, или «сеньораж», т.е. печатание денег.
Однако в настоящее время «сеньораж» не является простым печатанием денег, т.к. это вызывает инфляцию. Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета.
Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны.
В экономической теории имеется несколько подходов к решению проблемы бюджетного дефицита.
Первая концепция: бюджет должен балансироваться ежегодно.
Но такая политика связывает государству руки при решении антициклической перспективной задачи. Например, экономика испытывает длительную безработицу, значит доходы населения упали и налоговые поступления в бюджет сократились.
Стремясь сбалансировать бюджет, правительство может либо, во-первых, повысить ставки налогов, либо, во-вторых, сократить государственные расходы, либо, в-третьих, использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием этих мер будет не увеличение, а сокращение совокупного спроса.
Другой пример: в стране инфляция. Следствием этого являются повышенные денежные доходы и рост налоговых поступлений. Чтобы ликвидировать бюджетные излишки, правительство должно либо, во-первых, снизить ставки налогов, либо, во-вторых, увеличить правительственные расходы, либо, в-третьих, использовать сочетание обоих подходов. Все это усилит инфляцию.
Вывод: Ежегодно балансируемый бюджет является не антициклическим, а проциклическим.
Вторая концепция: бюджет должен балансироваться ежегодно.
Например, в стране – экономический спад. Чтобы ему противостоять, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т.е. сознательно вызывает дефицит. Затем наступает подъем, тогда правительство повышает налоги и снижает расходы. Возникшее положительное сальдо бюджета покроет государственный долг, появившийся в период спада.
Вывод: Бюджет сбалансируется не за 1 год, а в период цикла.
Третья концепция: целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности не бюджета, а экономики. Главное для правительства – поддерживать макроэкономическую стабильность. Для достижения этой цели можно вводить любой дефицит.
Каждая из этих концепций имеет сильные и слабые стороны. Финансовая политика в нашей стране ориентируется на первую концепцию.
Особое значение имеет стратегия в области использования в качестве
источника финансирования бюджетного дефицита внутренних или внешних займов.
Это приводит к росту государственного долга и увеличению затрат на его обслуживание.
Если прибегать к чрезмерному использованию кредита Центрального банка, когда у последнего нет ресурсов для кредитования, кроме как увеличение выпуска обесценивающихся денег, то такая мера будет приводить лишь к усилению инфляции и реальных положительных изменений в экономике не даст. Использование же в качестве кредита денежных средств, получаемых от населения, предприятий, в виде выручки от продажи государственных облигаций, представляющих обязательство выплатить владельцу в определенный момент в будущем определенную сумму денег, приводит к порочному кругу, увеличивая при погашении облигаций и выплате процентов и без того большой дефицит.
Прибегая к таким займам, государство накапливает свой долг, называемый государственным долгом.
Государственный долг – это бремя, осложняющее нормальное функционирование экономики.
Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это время положительных сальдо бюджета.
Государственный долг может быть внешним и внутренним.
Внешний государственный долг – это долг иностранным государствам,
организациям и лицам. Он имеет негативное значение, т.к. страна отдает за
рубеж свои ценные бумаги и перекладывает груз долга на последующие поколения.
Внутренний долг – это задолженность правительства данной страны ее
гражданам. Рост государственного долга сокращает запас капитала в
экономике, так как владелец сбережений вместо инвестирования их в экономику посредством покупки акций промышленных компаний или кредитования для расширения капитала приобретает облигации, финансируя государство.
Если сбережения не увеличиваются, то наличие государственного долга снижает долю акционерного капитала относительно его потенциальной величины. В силу того, что в экономике предполагается равенство инвестиций и сбережений, снижение сбережений приводит к снижению инвестиций, а, следовательно, к снижению уровня ВНП и соответственно уровня жизни населения в будущем. Процентные выплаты государства по этому долгу растут, государство повышает налоги, что приводит опять-таки к снижению ВНП либо к увеличению дальнейшего долга.
Наличие государственного долга имеет реальные негативные последствия:
1. Погашение внутреннего долга путем выплаты процентов населению увеличивает неравенство в доходах разных социальных групп, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Следовательно те, кто обладают государственными ценными бумагами, при их погашении станут еще богаче.
2. Повышение налогов с целью выплаты процентов по государственному долгу или их снижение может подорвать действие экономических стимулов развития производства.
3. Отрицательно сказывается на экономике ситуация, когда правительство
вынуждено брать займы на рынке капиталов для уплаты процентов по
государственному долгу, т.к. это обстоятельство приводит к сокращению
капиталовложений внутри страны.
4. Наличие государственного долга создает психологическое напряжение в стране, порождая неуверенность в деловой активности экономики в целом каждого гражданина в отдельности.
Для сокращения бюджетного дефицита необходимо всемерно стимулировать приток доходов от всех отраслей и всех сфер хозяйственной деятельности и одновременно обеспечивать сокращение государственных расходов.
Преодоление бюджетного дефицита прежде всего должно опираться на развитие производства, на обеспечение финансовой устойчивости всех отраслей хозяйства и предприятий всех форм собственности, на активизацию предпринимательства. Что касается сокращения расходов бюджета, то оно может быть достигнуто путем изменения направления инвестирования бюджетных средств, использования только целевых финансовых льгот и санкций, которые позволяют учитывать условия различных производителей.
Важными путями уменьшения расходов является сокращение избыточных административных, военных и других затрат, финансирование лишь важнейших социальных программ, недопущение осуществления за счет бюджета мероприятий, не имеющих реальной финансовой базы.
Не исключается привлечение в страну иностранного капитала в целях модернизации производства, снижения затрат и сокращения на этой
основе бюджетных расходов.
2. Анализ эффективности использования бюджетных средств
2.1 Анализ федерального бюджета РФ
Основные характеристики федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 50 389,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 6,5 процента (декабрь 2011 года к декабрю 2010 года):
- прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 8 844 554 761,0 тыс. рублей;
- общий объем расходов федерального бюджета в сумме 10 658 558 761,0 тыс. рублей;
- верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2012 года в сумме 5 148 390 316,9 тыс. рублей;
- верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2012 года в сумме 55,6 млрд. долларов США, или 44,9 млрд. евро;
- дефицит федерального бюджета в сумме 1 814 004 000,0 тыс. рублей.
Основные характеристики федерального бюджета на 2012 год и на 2013 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере соответственно 55 950,0 млрд. рублей и 61 920,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 6,0 процента (декабрь 2012 года к декабрю 2011 года) и 5,5 процента (декабрь 2013 года к декабрю 2012 года):
- прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2012 год в сумме 9 503 469 245,0 тыс. рублей и на 2013 год в сумме 10 379 889 320,0 тыс. рублей;
- общий объем расходов федерального бюджета на 2012 год в сумме 11 237 919 245,0 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 419 333 628,0 тыс. рублей, и на 2013 год в сумме 12 175 569 320,0 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 798 330 723,2 тыс. рублей;
- верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2013 года в сумме 6 976 386 792,2 тыс. рублей и на 1 января 2014 года в сумме 8 826 270 310,2 тыс. рублей;
- верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2013 года в сумме 65,2 млрд. долларов США, или 52,1 млрд. евро, и на 1 января 2014 года в сумме 75,6 млрд. долларов США, или 58,2 млрд. евро;
- дефицит федерального бюджета на 2012 год в сумме 1 734 450 000,0 тыс. рублей и на 2013 год в сумме 1 795 680 000,0 тыс. рублей.[8]
Рисунок 1 – Динамика ключевых показателей федерального бюджета
Таблица 1 –Динамики ключевых показателей федерального бюджета в млрд. руб.
| 2011 | 2012 | 2013 |
Доходы федерального бюджета, млрд. руб. | 8844,6 | 9503,5 | 10379,9 |
Расходы федерального бюджета, млрд. руб. | 10658,6 | 11237,9 | 12175,6 |
Дефицит, млрд. руб. | -1814,0 | -1734,5 | -1795,7 |
Доходы в % к ВВП | 17,6 | 17,0 | 16,8 |
Расходы в % к ВВП | 21,2 | 20,1 | 19,7 |
Дефицит в % к ВВП | 3,6 | 3,1 | 2,9 |
По таблице видно, что:
доходы федерального бюджета по сравнению с 2011г. на плановый 2013 г. возрастают на 1535,3 млрд. руб. Это происходит:
в результате индексации ставок акцизов по подакцизным товарам (кроме алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов) ;
в связи с индексацией ставок налога на добычу полезных ископаемых на газ горючий природный для налогоплательщиков, являющихся собственниками объектов Единой системы газоснабжения;
в результате индексации ставок акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов и установления норматива зачисления в доходы федерального бюджета указанных акцизов в размере 60 процентов;
в связи с зачислением в доходы федерального бюджета государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств и иные юридически значимые действия, связанные с изменениями и выдачей документов на транспортные средства, выдачей регистрационных знаков.
в связи с установлением ставок вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти, в размере 66% от ставок пошлин на нефть;
в результате отмены льгот по вывозной таможенной пошлине для Талаканского нефтегазоконденсатного месторождении Восточной Сибири.
расходы федерального бюджетапо сравнению с 2011г. на плановый 2013 г. увеличиваются на 1517 млрд. руб. Это происходит:
в результате проведения реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов;
увеличения пенсионного обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц в связи с проведением реформы денежного довольствия;
Формирования Федерального дорожного фонда;
Завершения реализации отдельных проектов (подготовки к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, саммита АТЭС в г. Владивостоке в 2012 году, отдельных федеральных целевых программ и объектов капитального строительства, не входящих в федеральные целевые программы);
Реализации новых федеральных целевых программ;
Осуществления с 2012 года финансового обеспечения полиции за счет средств федерального бюджета и т.д.
Дефицит федерального бюджета по сравнению с 2011г. на плановый 2013 г. уменьшается на 18,3 млрд. руб
Доходы в % к ВВП федерального бюджета по сравнению с 2011г. на плановый 2013 г уменьшаются на 1,1%
Расходы в % к ВВП федерального бюджета по сравнению с 2011г. на плановый 2013 г уменьшаются
На 1,5 %
Дефицит в % к ВВП федерального бюджета по сравнению с 2011г. на плановый 2013 г уменьшается на 0,7 %
Рисунок 2 – Динамика доходов федерального бюджета
Таблица 2 –Динамика доходов федерального бюджета в млрд. руб.
| 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 |
Фактическое исполнение по состоянию на 01.03.2011 | 6278,9 | 7781,1 | 9275,9 | 7337,8 | 8303,8 | 1505,6 | 0,0 | 0,0 |
утверждено законом | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 7875,0 | 8844,6 | 9503,5 | 10379,9 |
% к ВВП | 23,3 | 23,4 | 22,5 | 18,9 | 17,4 | 17,6 | 17,0 | 16,8 |
По таблице видно что:
Динамика доходов на 2010 год в фактическом исполнении составила 8303,8 млрд. руб., что привысило утвержденную законом на 428, 8 млрд. руб.
Динамика доходов на 2011 год в фактическом исполнении составила 1505, 5 млрд. руб., что наоборот оказалось граздо меньше утвержденной законом на 7339 млрд. руб. Доход % к ВВП с 2006 по отношению к плановому 2013 г имеет динамику спада и уменьшается на 6,5 %
Рисунок 3 – Структура доходов федерального бюджета
Таблица 3 - Структура доходов федерального бюджета в 2011 году по видам доходных источников в млрд. руб.
Доходы от внешнеэкономической деятельности | 541,6 |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ | 313,3 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 289,6 |
Налоги на товары, ввозимы на территорию РФ | 170,6 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности | 52,2 |
Прочее | 138,2 |
По анализу рис. 3 наибольшее количество доходов мы получаем от внешнеэкономической деятельности (36 %). На втором месте по колличеству доходов располагаются налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ ( 20,8%). И наименьшее количество доходов федерального бюджета составляют доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности ( 3,5 %)
Рисунок 4 – Динамика расходов федерального бюджета
Таблица 4 - Динамика расходов федерального бюджета в млрд. руб.
| 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 |
фактическое исполнение по состоянию на 01.03.2011 | 4284,8 | 5986,6 | 7570,9 | 9660,1 | 10115,6 | 1427,1 | 0,0 | 0,0 |
утверждено законом | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 10256,4 | 10658,6 | 11237,9 | 12175,6 |
% к ВВП | 15,9 | 18,0 | 18,4 | 24,9 | 22,7 | 21,2 | 20,1 | 19,7 |
По таблице видно что:
Динамика расходов на 2010 год в фактическом исполнении составила 10115,6 млрд. руб., что привысило утвержденную законом на 140, 8 млрд. руб.
Динамика расходов на 2011 год в фактическом исполнении составила 1427, 1 млрд. руб., что наоборот оказалось граздо меньше утвержденной законом на 9231,5 млрд. руб
Расход % к ВВП с 2009 по отношению к плановому 2013 г имеет динамику спада и уменьшается на 5,2 %
Рисунок 5 – Структура расходов федерального бюджета
Таблица 5 - Структура расходов федерального бюджета в 2011 году в млрд. руб.
Социальная политика | 597,6 |
Национальная оборона | 186,9 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 155,1 |
Национальная экономика | 119,2 |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований | 87,9 |
Прочие расходы | 280,5 |
По анализу рис.5 наибольшее количество расходов идет на социальную политику 41,9%. На втором месте по количеству расходов следует категория « прочие расходы» (19,7 %). Наименьший процент расходов составляютМежбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (6,2%).
2.3 Направления повышения эффективности использования бюджетных средств
Наиболее важные последние законодательные изменения в сфере межбюджетных отношений касаются следующих вопросов:
1) Уточнены разграничения расходных бюджетных полномочий между органами власти разных уровней;
2) Установлен порядок разграничения расходных обязательств между бюджетами разных уровней;
3) Разграничены налоговые доходы между бюджетами разных уровней, - отменены расходные обязательства, не обеспеченные источниками финансирования; «натуральные» льготы для социальной поддержки различных категорий граждан заменены денежными компенсациями,
4) Скорректированы правила предоставления межбюджетных трансфертов.
Данные новации способствуют оздоровлению общественных финансов в Российской Федерации, отмечают тенденцию роста сбалансированности региональных бюджетов. В то же время остается много нерешенных проблем в организации бюджетного устройства.
Оптимальное функционирование бюджетного механизма возможно при наличии двух основополагающих условий: правильном построении межбюджетных отношений между бюджетами различных уровней и чётком, справедливом балансе его доходов и расходов.
В целях усиления мотивации регионов к увеличению своего налогового потенциала и повышение уровня их самостоятельности в использовании инвестиционных средств необходимо осуществить:
1) Совершенствование методики распределения дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, из Фонда регионального развития и порядок предоставления инвестиционной поддержки регионов.
С одной стороны регионы, получающие наиболее значительные объёмы федеральных инвестиций, но пока числящиеся как дотационные, должны осознать перспективу сокращения этих дотаций. Следовательно, в их интересах повысить вклад таких инвестиций в прирост своего экономического и, в частности, налогового потенциала. Для данной категории регионов при распределении дотаций можно было бы установить понижающие коэффициенты. С другой стороны, дотационные регионы, не имеющие пока мощной целевой инвестиционной подпитки из федерального бюджета, в праве рассчитывать на повышающие коэффициенты, то есть на дополнительные объёмы Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
2) Законодательное закрепление за субъектами РФ безусловного права на бюджетную самодостаточность. Оно должно быть обеспечено не только за счёт более рационального разграничения доходных источников между уровнями бюджетной системы полностью и/или частично на постоянной основе (по единым нормативам отчислений от «совместных» налогов), но и на базе их сочетания с формально исчисляемыми дополнительными (дифференцированными) нормативами отчислений по таким налогам на временной основе (в пределах одного бюджетного года).
3) Создание системы стимулов, побуждающую органы государственной власти субъектов Российской Федерации развивать экономику регионов и муниципалитетов. В связи с этим необходимо установить систему показателей качества жизни населения, за которые органы власти соответствующего уровня (регионального или местного) должны нести ответственность и отчитываться перед федеральным центром и населением.
Ведь повышение качества жизни граждан в сочетании с сокращением расходов на управленческую деятельность за счет более эффективного распределения полномочий между органами государственной власти и выступает одной из главных декларируемых целей происходящих в стране реформ.
Таким образом, решение проблемы повышения эффективности российской модели бюджетного федерализма, кроется в осуществлении принципа бюджетной сбалансированности, то есть, соответствия доходов и расходов бюджета, и принципа бюджетной самостоятельности. Реально в мире уже представлены налогово-распределительные модели, так или иначе сочетающие все подходы, России надо выбрать для неё более приемлемый вариант или их сочетание.
Наделение региона функциями и, соответственно, объемами налогов, поступающих в региональные бюджеты, должно осуществляться исходя из нормативов финансирования каждой функции. Объем функций, которыми наделяется регион, должен определяться исходя из оценки отдачи соответствующих средств - если при наделении новой функцией эффективность их использования начинает снижаться, регион пока не готов к ее выполнению. Это – очень простой пошаговый механизм определения рационального размера прав и полномочий региона. В случае если налоговых поступлений для реализации очередной функции не хватает, то могут быть использованы трансферты, либо другие заемные средства.[4]
Поскольку данная курсовая работа была посвящена эффективности использования бюджетных средств Российской Федерации, включая другие взаимосвязанные составляющие этого понятия, - в ходе изучения были сделаны определенный выводы.
В первой главе, начав с определения бюджета в целом и дифференциации подходов к нему мы подошли к самому понятию бюджетной системы, как к наиболее ёмкой категории, в которой были выявлены свои объекты и субъекты. Стало ясно, что в каждой стране основу государственных финансов составляет бюджет, а точнее – бюджетная система, которая включает государственный бюджет и бюджеты соответственных административных единиц. Бюджет – это сбалансированная смета, роспись денежных доходов и расходов на определенный период. Несмотря на то, что бюджетная система имеет несколько подходов к своей организации, следует признать, что принципы её едины в разрезе разных стран.
Во второй главе мы провели анализ бюджетной системы РФ, который включал в себя анализ федерального бюджета. При анализе федерального бюджета привели данные об основных характеристиках федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, а так же динамика и структура доходов и расходов.
В третьей главе был рассмотрен вопрос - направления повышения эффективности использования бюджетных средств. Таким образом, решение проблемы повышения эффективности использования бюджетных средств, кроется в осуществлении принципа бюджетной сбалансированности, то есть, соответствия доходов и расходов бюджета, и принципа бюджетной самостоятельности.
Реально в мире уже представлены налогово-распределительные модели, так или иначе сочетающие все подходы, России надо выбрать для неё более приемлемый вариант или их сочетание.
Наделение региона функциями и, соответственно, объемами налогов, поступающих в региональные бюджеты, должно осуществляться исходя из нормативов финансирования каждой функции. Объем функций, которыми наделяется регион, должен определяться исходя из оценки отдачи соответствующих средств - если при наделении новой функцией эффективность их использования начинает снижаться, регион пока не готов к ее выполнению. Это – очень простой пошаговый механизм определения рационального размера прав и полномочий региона. В случае если налоговых поступлений для реализации очередной функции не хватает, то могут быть использованы трансферты, либо другие заемные средства.
Список использованных источников
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (БК РФ)
2. Годин А.М., Горегляд В.П., Подпорина И. В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 5-е изд., испр. и доп.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашко и К» , 2007. – 568с.
3. Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2007 г. — 486 с.
4. Врублевская О.В. и Романовский М.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 838 с.
5. Бюджетная политика и межбюджетные отношения в субъектах Российской Федерации / Под ред. А.С. Колесова – М.: Финансы, 2007.– 600 с.
6. Ермасова, И.Б. Государственные и муниципальные финансы: теория и практика в России и зарубежных странах. Учеб. пособие.– М.: Высшее образование, 2008. – 516 с.
7. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2-е перераб. и доп. – М.: ИНФРА, 2008. – 360 .
8. www.minfin.ru – веб-сайт Министерства финансов РФ
19
Информация о работе Эффективное использование бюджетных средств