Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 00:41, курсовая работа
Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну. Государственный бюджет является основной формой планомерного образования и использования централизованного фонда денежных средств, направляемых на обеспечение расширенного воспроизводства, удовлетворение общественных потребностей и социальную защиту населения.1
Роль расходов бюджета в макроэкономическом регулировании……...3
Распределение расходов по уровням бюджетной системы……………5
Направления реструктуризации бюджетных расходов……………….11
Список использованной литературы……………………….…………………..20
Приложения……………………………………………………………………...22
Помимо отчислений от государственных доходов и налогов, трансфертов, дотаций, субсидий и субвенций, значительным источником формирования доходной базы территориальных бюджетов являются средства, полученные из других бюджетов. В порядке взаимных расчетов часть средств передается из вышестоящего бюджета в нижестоящий.13
В
значительной степени этот вид доходов
в последние десятилетия
Межбюджетные трансферты можно проанализировать, изучив рис. 2. Приложение 3.
Основную долю в этом разделе занимают «Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов». В среднесрочной перспективе прогнозируется рост объема межбюджетных трансфертов для перечисления государственным внебюджетным фондам. В динамике этот показатель растет. Это обусловлено необходимостью проведения дополнительных мер по укреплению и сбалансированности системы пенсионного обеспечения, решению задач, поставленных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, по повышению размеров пенсий и пособий, усилению социальной направленности в отношении таких категорий граждан, как инвалиды, ветераны, реализации мероприятий, направленных на демографическое развитие страны и т.д. В целом свидетельствует об увеличении расходования этих средств самого раздела.
Что
характерно следующих 4-х подразделов,
то они уменьшаются. Это говорит
о том, что государство пытается
сократить участие в
Основные направления реструктуризации (реформирования системы финансирования бюджетных учреждений):
− оптимизация действующей сети получателей бюджетных средств;
− уточнение правового статуса и реорганизация бюджетных учреждений;
− переход к новым формам финансового обеспечения предоставления государственных или
муниципальных услуг;
− внедрение методов формирования бюджета, ориентированного на результат.14
Первое направление. Оптимизация действующей сети получателей бюджетных средств. Ее предполагается осуществить за счет совершенствования системы управления сетью учреждений:
• административного и финансового переподчинения ряда получателей бюджетных средств для соблюдения принципов отраслевой направленности основного вида деятельности. Имеется в виду выявление основного вида деятельности учреждения и приведение в соответствие этому виду отраслевой подчиненности учреждения;
• ликвидации и объединения бюджетных учреждений, чья деятельность дублируется;
• устранения ситуации, при которой распорядителями средств бюджета одного уровня власти являются органы другого уровня власти.
Первое направление реструктуризации связано с наведением порядка и не предусматривает ничего принципиально нового. Есть распорядители бюджета (органы власти по отраслевому принципу в соответствии с уровнем
подчинения), и есть получатели бюджета (подведомственные органам власти учреждения). Если распорядителем является структура федеральная, то и получателями средств этого бюджета должны быть учреждения с федеральной собственностью. Аналогично с региональной государственной собственностью на уровне субъектов федерации. Если распорядителем соответствующего уровня бюджета являются органы местного самоуправления, то и получателями должны быть муниципальные учреждения.
Этот принцип предусмотрен уже в действующем Бюджетном кодексе (БК). В соответствии со статьей 84 БК учреждения, находящиеся в ведении того или иного уровня бюджетной системы, финансируются исключительно из бюджета соответствующего уровня. За исключением оговоренных в статье 85 БК случаев совместного финансирования расходов в соответствии с закрытым перечнем. До сих пор многие учреждения находятся в ведении отраслевых министерств, не соответствующих профилю их основной деятельности или уровню бюджетной системы. Например, это касается подчинения ВУЗов. Как известно, они должны иметь федеральное подчинение.
Фактически только около 60 %, или 2/3 всех российских ВУЗов, закреплено за Минобразования России. Существует большая доля отраслевых министерств, в том числе Минкультуры России, которые имеют в своем ведении учреждения как высшего, так и среднего профессионального
образования, финансируемые за счет бюджетных средств. Это признано нарушением бюджетной дисциплины. Министерства и ведомства вправе иметь высшие учебные заведения, но финансировать их из собственных средств, а не за счет бюджета.
Если
бюджет рассматривается как средство
обеспечения социальной политики и
в этом смысле должен расходоваться
максимально эффективно, то с этой
точки зрения дублирование деятельности,
например, финансирование за счет бюджетных
средств муниципальных и
15Итак, когда говорится об административном и финансовом переподчинении, речь идет о большой, технически кропотливой, прозрачной по содержанию работе, связанной с тем, чтобы перевести учреждения по основному виду их деятельности в подчинение соответствующему основному распорядителю бюджетных средств.
Проще говоря, все первое направление реструктуризации представляет собой инвентаризацию бюджетного сектора в целом и приведение существующего положения в соответствие законодательным нормам.
Второе направление. Уточнение правового статуса и реорганизация бюджетных учреждений.
1.
Расширение возможности по
На
сегодня существует определенная дискриминация
негосударственных
Так
как государство и
Речь
идет о том, чтобы путем внесения
соответствующих изменений в
законодательство снять дискриминацию,
с одной стороны, и предоставить
властным органам более широкие
возможности по оптимальному размещению
социального заказа – с другой.
В первую очередь, это станет реальностью
для сфер культуры и образования.
Более сложная процедура
2.
Изменение законодательства, обеспечивающего
возможность реорганизации
3.
Внедрение новых
В бюджетной форме останутся те учреждения, которые не могут существовать в рыночной среде.
Все
организации, которые способны существовать
на принципах ответственного финансового
менеджмента и более-менее
4.
Комплекс мер, направленных на
изменение порядка
В
отношении сохранившихся
Рассмотрев
второе направление реструктуризации,
можно сделать следующие
1)
Реструктуризация бюджетного
2)
В настоящее время в
3)
Пакеты документов и
Третье направление. Переход к новым формам финансового обеспечения предоставления государственных или муниципальных услуг:
• постепенный отказ от сметного финансирования бюджетных учреждений;
• участие организаций различных организационно-правовых форм в предоставлении государственных (муниципальных) услуг;
• использование новых механизмов, обеспечивающих выполнение государственных обязательств, гарантированных Конституцией Российской Федерации:
–
нормативно-подушевое
– государственный (муниципальный) социальный заказ;
– конкурентные способы распределения бюджетных средств;
– финансовая привлекательность выполнения государственных заданий;
– гибкость в проведении государственной политики в различных отраслях с учетом их специфики.17
Третье направление реструктуризации логически исходит из второго и связано с новыми механизмами финансирования. Смысл попытки финансирования «по-другому» сводится к тому, чтобы выделять средства под реальные услуги. Что предлагается в этом направлении?
Информация о работе Экономическая сущность и содержание расходов бюджетов РФ, их классификация