Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 15:58, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение применяемых методов регулирования, тенденции развития современной мировой торговли РФ, стоящих проблем и перспектив ее развития.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- раскрытие понятия экспорта,импорта и сущности мировой торговли;
-рассмотрение основных методологических аспектов внешней торговли;
Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1.Теория экспортно-импортных операций………………………………6
1.1 Понятие, виды и методы осуществления экспортно-импортных операций…………………………………………………………………………..6
1.2 Роль государства в регулировании внешнеторговой деятельности……...10
Глава 2. Анализ внешней торговли России……………………………………16
2.1Внешнеторговый оборот России в 2009-2011г …………….........................16
2.2 Внешняя торговля со странами дальнего зарубежья……………………...25
2.3 Внешняя торговля с государствами-участниками СНГ…………………..29
Глава 3. Проблемы и перспективы мировой торговли РФ…………………...32
3.1Необходимость выработки новой внешнеэкономической политики и механизма ее реализации…………………………………………………….....32
3.2Перспективы развития мировой торговой политики России на сов-ременном этапе………………………………………………………………….35
Заключение……………………………………………………………………...37
Список использованных источников………………………………………….39
Приложения А Товарная структура экспорта и импорта России в страны дальнего зарубежья в 2010-2011 гг……………………………………………40
Приложения Б Товарная структура экспорта и импорта России в страны СНГ в 2010-2011 гг…………………………………………………………………...41
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава
1.Теория экспортно-импортных операций……
1.1 Понятие, виды и методы
осуществления экспортно-импортных операций…………………………………………………………
1.2 Роль
государства в регулировании внешнеторговой
деятельности……...10
Глава 2. Анализ внешней торговли России……………………………………16
2.1Внешнеторговый
оборот России в 2009-2011г …………….........................
2.2 Внешняя торговля со странами дальнего зарубежья……………………...25
2.3 Внешняя
торговля с государствами-участниками
СНГ…………………..29
Глава 3. Проблемы и перспективы мировой торговли РФ…………………...32
3.1Необходимость
выработки новой внешнеэкономической
политики и механизма ее реализации……………………………………………………
3.2Перспективы развития
мировой торговой политики России на
сов-ременном этапе…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………….39
Приложения А Товарная структура экспорта и импорта России в страны дальнего зарубежья в 2010-2011 гг……………………………………………40
Приложения
Б Товарная структура экспорта и
импорта России в страны СНГ в
2010-2011 гг…………………………………………………………………...
Введение
Развитие внешнеэкономической деятельности играет особую роль в современных условиях, когда происходит процесс интеграции экономики в мировое хозяйство. Россия проводит политику последовательного развития взаимовыгодного товарообмена со всеми зарубежными странами, которые проявляют к этому готовность. Развитие внешнеэкономической деятельности очень важно как всей страной, так и каждым предприятием в отдельности.
В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.
В этой связи значительный интерес представляет изучение как теорий, раскрывающих принципы оптимального участия национальных экономик в международном товарообмене, факторы конкурентоспособности отдельных стран на мировом рынке, так и объективных закономерностей развития мировой торговли. Особую значимость эти проблемы имеют для России и других стран, вставших на путь создания развитой рыночной экономики, ориентированной на активное участие в мировой торговле.
Россия имеет экспортно-импортные связи более чем со 100 странами мира. Сегодня невозможно представить деятельность ни одного крупного предприятия без участия его во внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Эффективность работы такого предприятия напрямую зависит от эффективности работы отдела внешнеэкономических связей.
Вот почему эта тема актуальна сегодня, когда все большее число предприятий вовлекается во ВЭД и на их пути возникает множество проблем.
Мировой опыт свидетельствует, что даже в промышленно развитых странах существует объективная необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Целью
данной работы является рассмотрение
применяемых методов
В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- раскрытие понятия экспорта,импорта и сущности мировой торговли;
-рассмотрение основных методологических аспектов внешней торговли;
- наличие экспортно-импортного потенциала РФ;
- имеющиеся
проблемы и перспективы мировой торговли
РФ.
Глава 1.Теория экспортно-импортных операций
1.1 Понятие, виды и методы осуществления экспортно-импортных операций
Под экспортно-импортными операциями понимается коммерческая деятельность, связанная с куплей-продажей товаров, имеющих материально-вещественную форму. При этом под экспортными операциями понимается деятельность, связанная с продажей и вывозом за границу товаров для передачи их в собственность иностранному контрагенту; под импортными операциями понимается деятельность, связанная с закупкой и ввозом иностранных товаров для последующей реализации их на внутреннем рынке своей страны.
Экспортно-импортные операции считаются совершенными, если товар пропущен через государственную границу страны контрагента, что возможно после выполнения определенных таможенных формальностей и процедур, в числе которых предоставление сведений для статистического учета. Таможенный учет экспортно-импортных грузов – база статистического учета международных товарных потоков. Он кладется в основу национальной внешнеторговой статистики каждой страны и статистики международной торговли в целом, которая ведется и публикуется международными коммерческими организациями системы ООН. Поэтому единообразию ведения таможенного статистического учета, унификации понятий, стандартизации внешнеторговой документации придается чрезвычайно большое значение как на международном, так и на национальном уровнях.
Остановимся на некоторых определениях, используемых в международной практике при совершении экспортно-импортных операций.
Экспорт. Под экспортом понимаются и статистически учитываются:
• вывоз из страны товаров, произведенных, выращенных или добытых в стране, а также товаров, ранее ввезенных из-за границы и подвергшихся переработке;
•
вывоз товаров, ранее ввезенных,
переработка которых
• вывоз за границу ранее ввезенного товара, не подвергшегося в, стране экспорта какой-либо переработке. Такой экспорт называется реэкспортом. Предметом реэкспорта чаще всего выступают товары, реализуемые на международных аукционах и товарных биржах; к реэкспортным операциям относятся и операции, осуществляемые без завоза товара в свою страну. Такого рода операции, по сути, не относятся к экспорту или импорту данной страны, хотя и учитываются таможенной статистикой. Они совершаются торговыми фирмами в целях извлечения прибыли благодаря разнице цен на один и тот же товар на разных рынках. Реэкспортными операциями являются также операции по вывозу товаров с территории свободных зон и приписных складов. Они учитываются таможенной статистикой как экспортные операции
Импорт. Под импортом понимаются и статистикой учитываются:
-
ввоз в страну товаров
-ввоз товаров из свободных зон или приписных складов;
-ввоз из-за границы ранее вывезенных отечественных товаров, не подвергшихся там переработке. Такой импорт называется реимпортом. К реимпорту относятся товары, не проданные на аукционе, возвращенные с консигнационного склада, забракованные покупателем и др.;
- ввоз товаров для переработки под таможенным контролем. Сюда относятся такие товары, которые ввозят в страну для переработки с целью вывоза готовой продукции, содержащей в себе данный товар в переработанном или измененном виде.
Виды импорта.Существует два основных вида импорта: импорт промышленных и потребительских товаров, и импорт промежуточной продукции (сырья) и услуг.
Иностранные компании, импортирующие товары и услуги на внутренний рынок страны, стремятся к тому, чтобы их качество было как можно более высоким, тогда как цена — более низкой, нежели у продукции отечественных компаний. При этом иностранные производители стремятся ввозить в страну те виды продукции, которые по каким-либо причинам недоступны на местном рынке.
В настоящее время выделяются три основных типа импортёров: 1) осуществляющие поиск продукции по всему миру в целях её ввоза и продажи на внутреннем рынке; 2) занятые поиском внешних поставщиков в целях получения продукции по наиболее дешёвой цене; 3) использующие иностранных поставщиков как одно из звеньев в своей товарной цепочке поставок.
Таможенная территория. Под таможенной территорией понимается территория, на которой контроль за ввозом и вывозом товаров осуществляет единое таможенное учреждение. Границы таможенной территории могут не совпадать с государственной границей страны: при таможенных союзах двух или нескольких государств (например, Бельгия и Люксембург), при наличии в стране свободных зон, при выравнивании по соглашению граничащих государств таможенных границ (когда по географическим условиям установление таможенного контроля на пограничной территории не представляется возможным или удобным). Границы таможенной территории устанавливаются правительством каждой страны и обычно публикуются в специальной печати. Правительства решают также вопросы о выделении из таможенной территории страны приписных складов и свободных зон, не подлежащих таможенному контролю.
Экспортно-импортные
операции могут быть как прямыми, так и
косвенными, т.е. осуществляться как самими
владельцами товаров, так и посредниками.
В роли последних могут выступать брокеры,
дилеры, комиссионеры, консигнаторы, оптовые
покупатели, промышленные агенты. Посредники
берут на себя многочисленные функции
по реализации товаров. Например, они могут
осуществлять поиск иностранных, партнеров,
подготовку документов и совершение сделки,
транспортно-экспедиторские операции,
кредитно-финансовое обслуживание и страхование
товаров, послепродажное обслуживание,
изучение рынков сбыта, рекламирование,
выполнение таможенных формальностей
и другие действия. Помимо экспортно-импортных
операций в практике международных экономических
отношений для реализации товаров используются
и такие специальные формы внешней торговли,
как торги, аукционы и биржи.
1.2 Роль государства в регулировании внешнеторговой деятельности
Государственное регулирование внешней торговли может быть односторонним — без согласований и консультаций с торговыми партнерами; двусторонним — согласование торговой политики с торгующими странами; многосторонним — когда торговая политика согласовывается многосторонними актами (соглашения в сфере торговли стран Евросоюза).
Различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли.
Свобода торговли означает минимальное вмешательство государства во внешнюю торговлю. Протекционизм — это государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.
Тарифные методы регулирования внешней торговли — это установление тарифных квот и таможенных пошлин (регулируется преимущественно импорт). Все прочие методы — нетарифные. Относительно открытым считается торговый режим, при котором средний уровень импортных таможенных обложений — менее 10%, а квотированных — менее 25% импорта.
Нетарифные методы подразделяются на количественные — квотирование, лицензирование, ограничения; скрытые — госзакупки, технические барьеры, налоги и сборы, требование о содержании местных компонентов; финансовые — субсидии, кредитование, демпинг (для экспорта).
Таможенный тариф — перечень товаров и система ставок, по которым они облагаются пошлинами.
Таможенная пошлина — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являются условием импорта или экспорта.
Таможенные пошлины выполняют три основные функции: фискальную; протекционистскую; балансировочную (для предотвращения экспорта нежелательных товаров).
Различают следующие виды таможенных пошлин:
1.По способу взимания: адвалорные — начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; специфические — начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара; комбинированные — сочетание адвалорного и специфического видов пошлин (например, 20% таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1 тонну).
Применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок таможенной стоимости товара, что оставляет место для злоупотреблений. Специфические пошлины накладываются на стандартизированные товары и имеют преимущество, так как просты в администрировании. Уровень таможенных пошлин сильно зависит от цен на товары.