Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 17:59, реферат
В настоящее время процесс формирования адекватной целям и задачам развития Российской Федерации системы государственного финансового контроля является еще далеко незавершенным. Не разработана адекватная условиям перехода к развитому рынку теория государственного финансового контроля, не определены основные направления организации контроля за обеспечением финансовой безопасности России, нет четкой и полной нормативной базы контрольной деятельности, отсутствует системная методическая база контроля.
Введение
Новые
условия развития российского общества
и экономики предъявляют
В
настоящее время процесс
Стратегической задачей как с точки зрения оценки уровня эффективности государственного финансового контроля, так и с точки зрения расширения контрольных функций является разработка критериев оценки рационального использования бюджетных средств.
Все
это диктует необходимость
При изучении государственного финансового контроля в нашей стране отчетливо пролеживаются четыре основных этапа:
- середина XIII - конец XV веков;
- конец XV - начало XVIII веков;
- начало XVIII - конец XIX веков;
- начало XX - конец XX веков.
Целью реферата является сформировать целостное представление о путях становления и развития финансового контроля в России.
Исходя из поставленной цели, в работе предусмотрено решение следующих задач:
1. Изучить
исторические и социально-
2. Выявить и проанализировать основные этапы становления и развития финансового контроля в России.
Финансовый
контроль в экономической безопасности
всегда считался неотъемлемой частью
государственного устройства, одной
из важнейших функций управления.
В России до Октябрьской Революции
и после нее государство имело
мощные органы государственного финансового
контроля экономической безопасности.
Этим органам по законодательству были
предоставлены широкие
1
Этапы становления финансового
контроля
1.1 Середина
XIII - конец XV веков
Середина
XIII - конец XV веков – это период
возникновения предпосылок
Развитие
и совершенствование
С конца IX века начинается объединение Древнерусского государства. Взамен дани или полюдья появляется дань в пользу татар или ордынское серебро. При этом раскладочный способ взимания податей и сборов (выход ордынский) просуществовал на протяжении всей эпохи Золотой Орды (1243 -1480 гг.). Именно в этот период находим первые упоминания масштабного целевого мониторинга налогооблагаемой базы того времени: в 1257 г. татарскими численниками производилась первая перепись для сбора дани. В 1259 г. в Новгороде «начали «окаянные» ездить по улицам, описывая дома христианские».
В
конце XIV в. возникают должности казначеев,
дьяков и подьячих, которые ведали
сборами оброков и вели книги
и записи по этим сборам. Удельный характер
княжения исключал возможность появления
на Руси на данном этапе единообразной
системы финансового контроля. Прообраз
системы финансового контроля оформился
при Иоанне Ш с появлением финансового
управления казенного приказа.
1.2 Конец
XV - начало XVIII веков
В конце XV-первой половине XVI вв. в России утверждаются центральные органы управления - Приказы. В этот период существовали следующие основные финансовые Приказы:
- большого дворца (ведал доходами с царских земель);
- большого
прихода (собирал большинство
прямых налогов, а также
- большой
казны (сборы с городских
- земский
(занимался продажей дворовых
участков, мощением дорог, судебной
и полицейской властью в
В
царствование Алексея Михайловича
число приказов, осуществляющих финансовую
деятельность, значительно увеличилось.
Так, в 1655 г. был создан Счетный Приказ,
основная деятельность которого сводилась
к анализу приходных и
В
1718 г. приказы были упразднены Петром
I в связи с учреждением камер-
Указом
от 22 февраля 1711 г. утверждается Правительственный
Сенат - постоянно действующий высший
орган государственного управления,
в числе других функций выполнявший
обязанности контролера в сфере
государственных доходов и
В эпоху Петра I создавались новые по своему предназначению контрольные органы. В 1717 г. учреждаются финансовые коллегии. При коллегиях состояли фискалы. В обязанности камер-коллегии вменялось «надзирание и правление над окладными и неокладными доходами». Камер-коллегия имела сеть своих учреждений на местах. Органом камер-коллегии в провинции был земский комиссар, который собирал подати, надзирал за эксплуатацией государственных имуществ, выполнял целый ряд других, не связанных с взиманием податей, функций. Для заведывания расходами была учреждена штатс-контор-коллегия, а ревизион-контора — для проверки счетов и отчетов.
В 1727 г. в целях борьбы с недоимками образована специальная Доимочная канцелярия, а в 1733 г. - Доимочный приказ.
Результатом
финансовых преобразований, проведенных
Петром I, явилось увеличение за пятнадцать
лет доходов более чем в
три раза: в 1710 г. - 3,1 млрд. рублей, в 1725
г. - 10,2 млрд. рублей.
1.3 Начало
XVIII - конец XIX веков
В
1775 г. утверждаются губернские финансовые
органы - казенные палаты. Им поручается
управление откупами на местах. Данным
органам также вменялось
Во времена Екатерины II, указом от 24 октября 1780 г. была учреждена экспедиция о государственных доходах. В 1781 г. ее разделили на четыре самостоятельных экспедиции: первая занималась доходами, вторая - расходами, третья - ревизией счетов, четвертая - взысканием недоимок, недоборов и нечетов. Все четыре экспедиции подчинялись генерал-прокурору.
Петровские коллегии к тому времени были упразднены, а их функции по финансовому управлению переданы казенным палатам.
8 сентября 1802 г. было создано Министерство финансов, основной задачей которого стало управление казенными и государственными деньгами. Первым министром был назначен граф Алексей Иванович Васильев. Министерство было окончательно сформировано в 1811 г. В качестве структурного подразделения Министерства финансов того времени был организован департамент податей и сборов, который в 1863 г. разделили на два самостоятельных департамента: окладных и неокладных сборов. Наряду с названными подразделениями работой по взиманию налогов занимался департамент торговли и мануфактур.
Только с учреждением Министерства финансов, в ведении одного министерства были сосредоточены полномочия по управлению всеми государственными доходами и расходами.
Контрольно-надзорная функция осуществлялась Министерством финансов совместно с органами управления государственными доходами на местах (казначействами, казенными палатами и др.). На Министерство полиции возлагалась обязанность точного соблюдения полученных от министра финансов предписаний, существо же этих мер находилось вне сферы его ответственности.
Конец XIX - начало XX веков - период активного развития централизованного финансового контроля.
В 1885 г. в ведении казенных палат были учреждены должности податных инспекторов «для наблюдения за поступлением окладных сборов живого органа, близкого к населению, заботящегося об охранении его платежных сил и могущего быть представителем финансового ведомства на местах», которые осуществляли контроль за правильным взиманием налогов на своих участках.
1.4 Начало
XX - конец XX веков
Из инструмента финансовой политики финансовый контроль в это время был превращен в орудие классовой борьбы, средство экономического подавления и носил картельный характер.
Гражданская
война и хозяйственная разруха
привели к политике военного коммунизма,
когда частная торговля полностью
запрещалась, вводились плановое снабжение
населения товарами первой необходимости
и трудовая повинность. В таких
условиях, цивилизованные способы пополнения
государственной казны
В
целях перестройки работы старого
государственного контрольного ведомства
по новому и для руководства им,
Совет Народных Комиссаров в ноябре
1917г. направил в это ведомство
народного комиссара по государственному
контролю. Декретом СНК в декабре
1917 г. в комиссариате государственного
контроля была образована коллегия в
составе трех человек. Ей поручалось
обеспечить перестройку и реорганизацию
старого ведомственного государственного
контроля на социалистических началах.
Данные попытки не имели успеха,
что и послужило причиной создания
Центральной контрольной
В период становления системы органов внутренних дел в составе Народного комиссариата внутренних дел РСФСР функционировала финансовая служба. В докладе наркома внутренних дел РСФСР 5-му Съезду Советов 6 июля 1918 г. впервые было указано о структуре и функциях финансового отдела НКВД РСФСР.