Этапы становления финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 17:59, реферат

Описание

В настоящее время процесс формирования адекватной целям и задачам развития Российской Федерации системы государственного финансового контроля является еще далеко незавершенным. Не разработана адекватная условиям перехода к развитому рынку теория государственного финансового контроля, не определены основные направления организации контроля за обеспечением финансовой безопасности России, нет четкой и полной нормативной базы контрольной деятельности, отсутствует системная методическая база контроля.

Работа состоит из  1 файл

Оглавление.docx

— 31.09 Кб (Скачать документ)

Введение 

     Новые условия развития российского общества и экономики предъявляют жесткие  требования к эффективности решения  задач управления различными сферами  государственной жизни, в том  числе и теми, которые связаны  с реализацией задач контроля использования финансовых средств  и материальных ресурсов. Эффективность  финансового контроля является одним  из важнейших факторов финансово-экономической  устойчивости и социальной стабильности государства, его экономической  безопасности, благополучия граждан. Для  этого важно изучить историю  становления и развития финансового  контроля в России.

     В настоящее время процесс формирования адекватной целям и задачам развития Российской Федерации системы государственного финансового контроля является еще  далеко незавершенным. Не разработана  адекватная условиям перехода к развитому  рынку теория государственного финансового  контроля, не определены основные направления  организации контроля за обеспечением финансовой безопасности России, нет  четкой и полной нормативной базы контрольной деятельности, отсутствует  системная методическая база контроля. Имеет место нерациональное разделение функций между субъектами государственного финансового контроля, недостаточно налажена система взаимодействия между  органами государственного и внутреннего  контроля проверяемых организаций.

     Стратегической  задачей как с точки зрения оценки уровня эффективности государственного финансового контроля, так и с  точки зрения расширения контрольных  функций является разработка критериев  оценки рационального использования  бюджетных средств.

     Все это диктует необходимость тщательного  изучения и активного использования  в современной законотворческой деятельности и практике государственного финансового контроля прошлого опыта, в частности, опыта финансового контроля в России начиная с середины XIII века по настоящее время.

     При изучении государственного финансового  контроля в нашей стране отчетливо  пролеживаются четыре основных этапа:

- середина XIII - конец XV веков;

- конец  XV - начало XVIII веков;

- начало XVIII - конец XIX веков;

- начало XX - конец XX веков.

     Целью реферата является сформировать целостное представление о путях становления и развития финансового контроля в России.

     Исходя  из поставленной цели, в работе предусмотрено  решение следующих задач:

1. Изучить  исторические и социально-экономические   предпосылки возникновения финансового  контроля в России.

2. Выявить  и проанализировать основные  этапы становления и развития  финансового контроля в России.

     Финансовый  контроль в экономической безопасности всегда считался неотъемлемой частью государственного устройства, одной  из важнейших функций управления. В России до Октябрьской Революции  и после нее государство имело  мощные органы государственного финансового  контроля экономической безопасности. Этим органам по законодательству были предоставлены широкие полномочия по проведению ревизий и проверок, а также большие права по наложению  дисциплинарных взысканий.  
 
 
 
 
 

1 Этапы становления финансового  контроля 

1.1 Середина XIII - конец XV веков 

     Середина  XIII - конец XV веков – это период возникновения предпосылок становления  финансового контроля в экономической  безопасности страны.

     Развитие  и совершенствование государственного финансового контроля находится  в неразрывной связи с теми изменениями в экономическом  устройстве государства, которые происходили  в стране. Исходя из обозначенного  подхода, предлагается выделить этапы  становления финансового контроля, а также обозначить специфику  внутреннего финансового контроля в системе экономической безопасности России.

     С конца IX века начинается объединение  Древнерусского государства. Взамен дани или полюдья появляется дань в  пользу татар или ордынское серебро. При этом раскладочный способ взимания податей и сборов (выход ордынский) просуществовал на протяжении всей эпохи  Золотой Орды (1243 -1480 гг.). Именно в  этот период находим первые упоминания масштабного целевого мониторинга  налогооблагаемой базы того времени: в 1257 г. татарскими численниками производилась  первая перепись для сбора дани. В 1259 г. в Новгороде «начали «окаянные» ездить по улицам, описывая дома христианские».

     В конце XIV в. возникают должности казначеев, дьяков и подьячих, которые ведали сборами оброков и вели книги  и записи по этим сборам. Удельный характер княжения исключал возможность появления  на Руси на данном этапе единообразной  системы финансового контроля. Прообраз системы финансового контроля оформился  при Иоанне Ш с появлением финансового  управления казенного приказа.  

1.2 Конец XV - начало XVIII веков 

     В конце XV-первой половине XVI вв. в России утверждаются центральные органы управления - Приказы. В этот период существовали следующие основные финансовые Приказы:

- большого  дворца (ведал доходами с царских  земель);

- большого  прихода (собирал большинство  прямых налогов, а также определял  работу территориальных приказов, которые выполняли функцию приходных  касс);

- большой  казны (сборы с городских промыслов);

- земский  (занимался продажей дворовых  участков, мощением дорог, судебной  и полицейской властью в Москве) и др.

     В царствование Алексея Михайловича  число приказов, осуществляющих финансовую деятельность, значительно увеличилось. Так, в 1655 г. был создан Счетный Приказ, основная деятельность которого сводилась  к анализу приходных и расходных  книг других приказов.

     В 1718 г. приказы были упразднены Петром I в связи с учреждением камер-коллегии. Изменение административно-территориального деления России влечет изменение  и в сфере налогообложения. Цель губернской реформы была исключительно  фискальная - она «получила отталкивающий  характер пресса для выжимания денег».

     Указом  от 22 февраля 1711 г. утверждается Правительственный  Сенат - постоянно действующий высший орган государственного управления, в числе других функций выполнявший  обязанности контролера в сфере  государственных доходов и расходов. В это время учреждаются должности  фискалов, которые должны «тайно проведывать, доносить и обличать» все злоупотребления  государственных чиновников.

     В эпоху Петра I создавались новые  по своему предназначению контрольные  органы. В 1717 г. учреждаются финансовые коллегии. При коллегиях состояли фискалы. В обязанности камер-коллегии вменялось «надзирание и правление над окладными и неокладными доходами». Камер-коллегия имела сеть своих учреждений на местах. Органом камер-коллегии в провинции был земский комиссар, который собирал подати, надзирал за эксплуатацией государственных имуществ, выполнял целый ряд других, не связанных с взиманием податей, функций. Для заведывания расходами была учреждена штатс-контор-коллегия, а ревизион-контора — для проверки счетов и отчетов.

     В 1727 г. в целях борьбы с недоимками образована специальная Доимочная  канцелярия, а в 1733 г. - Доимочный  приказ.

     Результатом финансовых преобразований, проведенных  Петром I, явилось увеличение за пятнадцать лет доходов более чем в  три раза: в 1710 г. - 3,1 млрд. рублей, в 1725 г. - 10,2 млрд. рублей.  

1.3 Начало XVIII - конец XIX веков 

     В 1775 г. утверждаются губернские финансовые органы - казенные палаты. Им поручается управление откупами на местах. Данным органам также вменялось собирать сведения о численности населения. При казенных палатах находились податные инспектора и податные присутствия. Такая система устройства фискального  аппарата просуществовала до конца XIX в.

     Во  времена Екатерины II, указом от 24 октября 1780 г. была учреждена экспедиция о  государственных доходах. В 1781 г. ее разделили на четыре самостоятельных  экспедиции: первая занималась доходами, вторая - расходами, третья - ревизией счетов, четвертая - взысканием недоимок, недоборов  и нечетов. Все четыре экспедиции подчинялись генерал-прокурору.

     Петровские  коллегии к тому времени были упразднены, а их функции по финансовому управлению переданы казенным палатам.

     8 сентября 1802 г. было создано Министерство  финансов, основной задачей которого стало управление казенными и государственными деньгами. Первым министром был назначен граф Алексей Иванович Васильев. Министерство было окончательно сформировано в 1811 г. В качестве структурного подразделения Министерства финансов того времени был организован департамент податей и сборов, который в 1863 г. разделили на два самостоятельных департамента: окладных и неокладных сборов. Наряду с названными подразделениями работой по взиманию налогов занимался департамент торговли и мануфактур.

     Только  с учреждением Министерства финансов, в ведении одного министерства были сосредоточены полномочия по управлению всеми государственными доходами и  расходами.

     Контрольно-надзорная  функция осуществлялась Министерством  финансов совместно с органами управления государственными доходами на местах (казначействами, казенными палатами и др.). На Министерство полиции возлагалась обязанность точного соблюдения полученных от министра финансов предписаний, существо же этих мер находилось вне сферы его ответственности.

     Конец XIX - начало XX веков - период активного  развития централизованного финансового  контроля.

     В 1885 г. в ведении казенных палат  были учреждены должности податных инспекторов «для наблюдения за поступлением окладных сборов живого органа, близкого к населению, заботящегося об охранении  его платежных сил и могущего быть представителем финансового ведомства на местах», которые осуществляли контроль за правильным взиманием налогов на своих участках.

   
 
 

1.4 Начало XX - конец XX веков 

     Из  инструмента финансовой политики финансовый контроль в это время был превращен  в орудие классовой борьбы, средство экономического подавления и носил  картельный характер.

     Гражданская война и хозяйственная разруха  привели к политике военного коммунизма, когда частная торговля полностью  запрещалась, вводились плановое снабжение  населения товарами первой необходимости  и трудовая повинность. В таких  условиях, цивилизованные способы пополнения государственной казны функционировать  не могли. Учитывая это в ноябре 1917 г. ВЦИК издал декрет и принял Положение  «О рабочем контроле». В положении  было указано, что в интересах  планомерного регулирования народного  хозяйства во всех промышленных, торговых, банковских, сельскохозяйственных, транспортных, кооперативных и прочих предприятиях, имеющих рабочих или дающих работу на дом, вводится рабочий контроль над  производством, куплей-продажей продуктов  и сырья, материалов, их хранением, а  также над финансовым хозяйством предприятий.

     В целях перестройки работы старого  государственного контрольного ведомства  по новому и для руководства им, Совет Народных Комиссаров в ноябре 1917г. направил в это ведомство  народного комиссара по государственному контролю. Декретом СНК в декабре 1917 г. в комиссариате государственного контроля была образована коллегия в  составе трех человек. Ей поручалось обеспечить перестройку и реорганизацию  старого ведомственного государственного контроля на социалистических началах. Данные попытки не имели успеха, что и послужило причиной создания Центральной контрольной коллегии.

     В период становления системы органов  внутренних дел в составе Народного  комиссариата внутренних дел РСФСР  функционировала финансовая служба. В докладе наркома внутренних дел РСФСР 5-му Съезду Советов 6 июля 1918 г. впервые было указано о структуре и функциях финансового отдела НКВД РСФСР.

Информация о работе Этапы становления финансового контроля