Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:20, курсовая работа
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….……………..
3
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РФ ……………………………………………………………………..
7
1.1. История возникновения налогов в России………………………………..
7
1.2. Этапы реформирования налоговой системы………………..…………….
10
1.3. Характеристика современной налоговой системы РФ……………………
17
ГЛАВА 2. УРОВНИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………….
24
2.1.Проблема распределения между федеральным и региональными бюджетами......................................................................................................
24
2.2. Разграничение федеральных и региональных налогов…………………...
26
2.3. Налоговая политика Российской Федерации………………………………
30
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ……………………………..
33
3.1. Проблемы налогового законодательства………………….……………….
33
3.2. Пути решения проблемы налогообложения РФ…………………………...
37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В нынешней переломной ситуации проблему создания социально-ориентированной налоговой системы целесообразно рассматривать в контексте стратегии эффективного социально-экономического развития страны на перспективу. Функционирующий в России рынок пока не способен обеспечить взаимодействие субъектов экономики в хозяйственном пространстве и их устойчивое развитие во времени; для обеспечения этих процессов следует создать соответствующие институты рынка, поддерживаемые механизмами их массового соблюдения [26,С.5].
Поэтому столь важным является опора на систему многоуровневого стратегического планирования, способного преодолеть негативное влияние раздробленности экономики, непредсказуемости факторов, влияющих на поведение хозяйствующих субъектов и возможные издержки на преодоление рисков [21, С.10].
В настоящее время наблюдается дефицит федерального бюджета. Бюджетная политика как составная часть экономической политики должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов.
Правительство Российской Федерации работает над созданием комплекса взаимосвязанных мер по повышению эффективности всей системы государственного управления. Эти вопросы нашли отражение в Программе повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, в основу которой положены программно-целевые принципы деятельности органов исполнительной власти всех уровней, включая расширение их самостоятельности и усиление ответственности за принятые решения. С 2012 года значительная часть федерального бюджета должна быть представлена в виде комплекса долгосрочных государственных программ [43,С.10].
Основные направления налоговой политики Российской Федерации на период с 2010-2012 годов (далее - Основные направления налоговой политики) разработаны Минфином России в рамках цикла подготовки проекта федерального бюджета на очередной период и являются одним из документов, которые необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.
Помимо решения задач в области бюджетного планирования Основные направления налоговой политики позволяют участникам налоговых отношений определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабилизации и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями.
Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства[26].
Существует макроэкономическая закономерность, подтвержденная научными исследованиями и налоговой статистикой. Чем выше уровень налоговых изъятий, тем выше темпы экономического роста. И наоборот. Эта закономерность четко прослеживается в экономике России за последние 10 лет. При разработке налоговой политики нужно ясно сознавать ее целевую направленность. Или решается задача сиюминутного притока денег в бюджет посредством увеличения налогового давления, тогда замедляются темпы экономического роста. Или мы ориентируемся на систему налогообложения, стимулирующую привлечение инвестиций и рост экономики. Следует иметь в виду еще одно обстоятельство. Более высокому уровню налоговой нагрузки должна соответствовать большая социальная направленность государственной политики [20,С.10].
Сегодняшняя налоговая стратегия направлена на стимулирование экономического роста, создание в России благоприятного инвестиционного климата. Именно для достижения этих целей либерализуется налог на прибыль, введена "плоская" шкала налога на доходы физических лиц, с 2012 г снижены ставки отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.
Несмотря на это, именно главы 23 и 24 НК РФ подвергались сильным нападкам. Серьезно критиковались фиксированные ставки налога на доходы физических лиц, особенно единая ставка налога на все трудовые доходы - 13 %, отход от прогрессивного обложения совокупного годового дохода, потери бюджета от якобы уравнительного обложения граждан с различными доходами, но уже сегодня можно сказать о первых итогах смягчения налогообложения фондов оплаты труда хозяйствующих субъектов.
Переходный период становления налоговой системы России продолжается, и на данном этапе Правительству России необходимо сделать качественные сдвиги в теории налогов и ориентировать налоговую систему не только на обеспечение наполняемости бюджета, но и на встречные потребности налогоплательщиков, защиту их прав.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г.№146-ФЗ в ред.федер закона от 29.12.2009г №383-ФЗ//СЗ РФ.-1998-№31.-Ст.3823; Российская газета.-2009- № 255
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации, части I и II.– М.: Первая Образцовая типография, 2008
3. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 и плановый период 2011-2012 г.г.» №308-ФЗ от 2.12.09,с.4-5, ст.1
4. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 и плановый период 2011-2012 г.г.» №308-ФЗ в ред.от 04.05.10, с.4-5, ст.1
5. Д.А.Медведев/Финансы/Основные направления налоговой политики и формирование доходов бюджетной системы, №7,2010, с. 8.
6. Березин М.Ю. Региональные и местные налоги: правовые проблемы и кономические ориентиры. – М.: «Волтерс Клувер», 2008.
7. Дадашев А.З. Налоговая политика государства: цели, структура и перспективы// Все для бухгалтера, № 16, 2006
8. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. - М.: Инфра-М, 2004
9. Карасёв, М.Н. Налоговая политика и правовое регулирование налогообложения в России. - М.: Вершина, 2004.- 224с
10. Ребрыш Л.А. Налоги и налогообложение:учеб.пособие / Л.А.Ребреш, Т.В.Иванова. Челябинск:Изд-во Челяб.гос.ун-та, 2009 с.49-53
11. Фокин В.М. Налоговое регулирование. - М.: Статут, 2006
12. Шакиров Н.Ш. Оптимизация распределения налогов между федеральными и региональными бюджетами – Казань, Академии управления «ТИСБИ», № 4, 2005
13. Горский И.В. О понятии налога//Налоговая политика России: Проблемы и перспективы/Под ред. И.В. Горского. - М.: Финансы и статистика, 2007
14. Бирюков А.Г. О практике использования дифференцированных нормативов распределения налогов и сборов между субъектами Российской Федерации // Финансы. - 2007. - № 11
15. Ильин А.В. Современное российское законодательство о налогах и сборах // Финансы. – 2006. – № 7
16. Кашин В.А. Налоговая система: как ее сделать более эффективной? // «Финансы», № 10, 2008
17. Колчина Т. Несложная арифметика. Фискальные службы Татарстана доказали, что лишних денег не бывает // Российская газета. – 2008
18. Николаев М., Махотаева М. Концепция реформирования налоговой системы // Экономист. – 2006. – № 4. Придачук М.П. Становление и развитие бюджетного федерализма в России // Финансы. – 2005. – № 1. Пронина Л. Налоговые доходы местных бюджетов// Налоги. 2008. Вып. 5. с. 49
19. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов //Финансы. 1999. № 6
20. Паскачев А.Б./Перспективы расширения налоговой базы, налоговый вестник, 2010, №6
21. Паскачев А.Б., А.Д. Мельник /налоговый вестник - перспективы расширения налоговой базы, № 1, 2010
22. Семёнова О.С. /Проблемы налоговых рисков, Финансы, 2010, №7
23. Глоссарий - http://www.budgetrf.ru/
24. Нечитайлов И.А. Социально-экономические основы налогообложения и их «преломление» в системе и уровне налогообложения в Российской Федерации, 2008. [электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.audit-it.ru
25. Структура доходов консолидированного и федерального бюджетов Российской Федерации за январь-декабрь 2011г // Официальный сайт ФНС России [электронный ресурс] – Режим доступа : www.nalog.ru
26. Основные направления налоговой политики РФ на 2010 и плановый период 2011 и 2012 годов[электронный ресурс] – Режим доступа:www.government.ru
27. Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года (08.07.2010) [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www1/minfin/ru
28. Информационно-правовой портал "КОДЕКС"[электронный ресурс] – Режим доступа: http://nalogkodeks.ru/
29. Образовательно-справочный сайт по экономике [электронный ресурс] – Режим доступа: http://economicus.ru
30.Электронный учебник : Поляк Г. «Бюджетная система России» электронный ресурс] – Режим доступа: http://bookz.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рис.1.Структура доходов по уровням консолидированного бюджета РФ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рис.2. Структура доходов консолидированного бюджета РФ
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рис. 3. Динамика поступлений основных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-декабре 2010–2011 гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Рис.4. Поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет за январь-декабрь 2011 года
Приложение 5
Рис.5. Доходы федерального бюджета за период январь-декабрь 2011
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Рис.6 Структура доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ