Эволюция науки о финансах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 09:17, контрольная работа

Описание

По вопросу происхождения термина «финансы» существуют разные точки зрения. Одни авторы утверждают, что этот термин возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии, а в дальнейшем получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством. Другие авторы утверждают, что это понятие было введено в обиход французским ученым Ж. Боденом, который в 1755 г. издал работу «Шесть книг о республике».

Работа состоит из  1 файл

эволюция науки о финансах (контрольная работа).docx

— 122.05 Кб (Скачать документ)

В России становление и  развитие финансовой науки принято  связывать с именами Ю. Крижанича (1617 - 1683), Г. Котошихина (ок. 1630 - 1667), И. Т. Посошкова (1665 - 1726), Н. И. Тургенева (1789 - 1871), М. Ф. Орлова  (1788 - 1842), И. Я. Горлова (1814 - 1890), В. А. Лебедева (1833 - 1909), И. И. Янжула (1846 - 1914), И. Х. Озерова (1869 - 1942), А. И. Буковецкого (1881 - 1972) и др. Как и на Западе, сформировавшееся в России к концу XIX в. научное направление имело очевидную направленность на публичные союзы, главным образом государство. Что касается финансов предприятия, то еще в начале ХХ века какого-либо систематизированного изложения этого направления, которое оформится в так называемый «финансовый менеджмент» лишь после Второй мировой войны, попросту не существовало. Управление финансами на уровне предприятия осуществлялось на интуитивной основе, еще не сформировались значимые рынки капитала, по сути, не было транснациональных корпораций, не было необходимости в формализации процедур оценки инвестиционной и финансовой деятельности. Отдельные элементы управления финансами предприятия развивались в рамках бухгалтерского учета. Тем не менее в России накануне революции 1917 г. существовали два самостоятельных направления – анализ баланса (в рамках балансоведения) и финансовые вычисления, - которые в настоящее время входят в состав ключевых разделов финансового менеджмента.

В годы советской власти в СССР разрабатывались в основном вопросы теории и практики государственных  финансов. Систематизация вопросов управления финансами предприятий в русле  неоклассической теории финансов началась в постсоветской России сравнительно недавно – в 90-е годы ХХ века.

 

2.Функции и  задачи органов управления финансами

 

Государственное управление финансами – одна из главных и постоянно осуществляемых функций любого государства. Современная  российская система управления финансами  характеризуется тем, что в стране происходят процессы перехода от планово-централизованной к рыночной экономике. Директивно-административные методы управления заменяются методами регулируемого финансового рынка.

Главная цель управления финансами – достижение финансовой устойчивости экономики  и финансовой независимости государства. В свою очередь конкретные цели –  сбалансированность бюджета, устойчивость национальной валюты, гармонизация экономических  интересов государства и его  граждан.

Система финансового управления осуществляется с помощью финансового аппарата, а сам финансовый аппарат представляет собой совокупность органов и  организаций, занимающихся управлением  финансами. Естественно весь финансовый аппарат также состоит из элементов, аналогичных группировке финансовых отношений.

Первая  сфера - финансовые подразделения в  отраслях и на предприятиях.

Они управляют  финансовыми ресурсами, которые  создаются и остаются в распоряжении отраслей и предприятий.

Вторая  сфера - система страховых органов.

Третья  сфера - государственные финансы - Министерство финансов, все финансовые органы, налоговые  службы и т.д. Органы управления внебюджетными фондами и все остальные фонды создаются в этой сфере.

Четвертая сфера - кредитные учреждения - Центробанк и коммерческие банки.

Финансовый аппарат составляют:

а) финансовые органы государства;

б) страховые  органы;

в) финансовые службы предприятий.

Рассмотрим  финансовые органы государства. Их три:

  1. Федеральное собрание
  2. Президент.
  3. Минфин, который включает в себя нижестоящие уровни :
    • бюджетное управление,
    • казначейство, которое исполняет бюджет.
    • управление налоговых реформ;
    • управление ценными бумагами и финансовым рынком;
    • управление финансирования сельского хозяйства.
    • управление финансирования конверсионных программ.
    • Госналогслужба.

В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе  и структуре органов исполнительной власти" Министерство РФ по налогам  и сборам преобразовано в Федеральную  налоговую службу (ФНС России). С 2 августа вступили в силу ст.54, 62 Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления", которые внесли поправки в части первую и вторую Налогового кодекса РФ, а именно: упоминания о Министерстве РФ по налогам и сборам заменены ссылками на Минфин или Федеральную налоговую службу. Суть данных изменений заключается в том, что часть прав и обязанностей налогового ведомства передана Министерству финансов. Теперь Минфин издает законы, приказы, положения в области налогообложения, дает письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, а также порядок их заполнения. Полный перечень функций Министерства финансов изложен в Постановлении Правительства РФ от 07.04.2004 N 185 "Вопросы Министерства финансов РФ". Задачей ФНС России является контроль и надзор за исполнением налогового законодательства.

Схема управления финансами  в РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольно-счетная палата Кемеровской области является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля Кемеровской области, образуется Советом народных депутатов Кемеровской области и ему подотчетна.

Контрольно-счетная палата образуется в составе председателя, заместителя председателя, трех аудиторов-руководителей  инспекций и аппарата контрольно-счетной  палаты.

Председатель, заместитель  председателя и аудиторы контрольно-счетной  палаты назначаются на должность  постановлением Совета народных депутатов  Кемеровской области.

Предложения о кандидатурах на должность председателя контрольно-счетной  палаты вносятся в Совет народных депутатов Кемеровской области:

1) Губернатором Кемеровской  области;

2) председателем Совета  народных депутатов Кемеровской  области;

3) не менее одной трети  от установленного числа депутатов  Совета народных депутатов Кемеровской  области.

Заместитель председателя и  аудиторы контрольно-счетной палаты осуществляют руководство возглавляемыми ими направлениями деятельности контрольно-счетной палаты, а также  могут непосредственно осуществлять внешний государственный финансовый контроль.

Контрольно-счетная палата осуществляет следующие полномочия:

1) контроль за исполнением областного бюджета и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда;

2) экспертиза проектов  законов об областном бюджете  и проектов законов о бюджете  территориального государственного  внебюджетного фонда, в том  числе проектов законов о внесении  в них изменений;

3) внешняя проверка годового  отчета об исполнении областного  бюджета и годового отчета  об исполнении бюджета территориального  государственного внебюджетного  фонда;

4) организация и осуществление  контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств областного бюджета, средств бюджета территориального государственного внебюджетного фонда и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

5) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Кемеровской области, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими Кемеровской области;

6) оценка эффективности  предоставления налоговых и иных  льгот и преимуществ, бюджетных  кредитов за счет средств областного  бюджета, а также оценка законности  предоставления государственных  гарантий и поручительств или  обеспечения исполнения обязательств  другими способами по сделкам,  совершаемым юридическими лицами  и индивидуальными предпринимателями  за счет средств областного  бюджета и имущества, находящегося  в государственной собственности  Кемеровской области;

7) финансово-экономическая  экспертиза проектов законов  Кемеровской области и нормативных  правовых актов органов государственной  власти Кемеровской области (включая  обоснованность финансово-экономических  обоснований) в части, касающейся  расходных обязательств Кемеровской  области, а также государственных  программ Кемеровской области  – по поручению государственных  органов, принимающих данные законы  или нормативные правовые акты;

8) анализ бюджетного процесса  в Кемеровской области и подготовка  предложений, направленных на  его совершенствование;

9) контроль за законностью, результативностью и эффективностью использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Кемеровской области, а также проверка местного бюджета в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;

10) подготовка информации  о ходе исполнения областного  бюджета, бюджета территориального  государственного внебюджетного  фонда, о результатах проведенных  контрольных и экспертно-аналитических  мероприятий и представление  такой информации в Совет народных  депутатов Кемеровской области  и Губернатору Кемеровской области;

11) участие в пределах  полномочий в мероприятиях, направленных  на противодействие коррупции;

12) иные полномочия в  сфере внешнего государственного  финансового контроля, установленные  федеральными законами, Уставом  Кемеровской области и законами  Кемеровской области.

2. Внешний государственный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетной палатой:

1) в отношении органов  государственной власти и государственных  органов, органов территориального  государственного внебюджетного  фонда, органов местного самоуправления, государственных учреждений и  унитарных предприятий Кемеровской  области, а также иных организаций,  если они используют имущество,  находящееся в государственной  собственности Кемеровской области;

2) в отношении иных  организаций путем осуществления  проверки соблюдения условий  получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств областного  бюджета в порядке контроля  за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств  областного бюджета, предоставивших  указанные средства, в случаях,  если возможность проверок указанных  организаций установлена в договорах  о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств областного  бюджета.

 

 

 

Литература

 

  1. Бабич А. М., Павлова Л. Н. Финансы: Учебник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2011.
  2. Буковецкий А. И. Введение в финансовую науку. – Л., 2010.
  3. Пушкарева В. М. Развитие финансовой науки в России (1861 – 1917 гг.) // Финансы. – 2011. - № 7. – с. 15 – 17.
  4. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. М. В. Романовского, проф. О. В. Врублевской, проф. Б. М. Сабанти. – М.: Перспектива, Юрайт, 2010.
  5. Финансы: Учеб. пособие / Под ред. проф. А. М. Ковалевой. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2011.
  6. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о Министерстве финансов РФ", №273, от 06.03.98.; "Положение о Министерстве финансов РФ".
  7. Федеральный закон Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1999 год", №36-ФЗ, от.23.02.1999г.
  8. Федеральный закон РФ "О налоговых органах РФ", №151-ФЗ, от 08.07.99
  9. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России. Учебное пособие. –М.: Инфра-М, 2010.
  10. Ковалев В.В. Управление финансами. Учебное пособие – М.: ФБК-ПРЕСС, 2010.

 

 

 


Информация о работе Эволюция науки о финансах