Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:26, реферат
Казенные предприятия преобладали в добывающей промышленности Швеции, которой до середины XVIII в. принадлежало первое место в вывозе железной руды. В ее добыче широко применялась сила воды ("вододействующие" машины и другие механизмы), в качестве топлива использовались дерево и древесный уголь.
Казенные предприятия
Казенные предприятия преобладали в добывающей
промышленности Швеции, которой до середины
XVIII в. принадлежало первое место в вывозе
железной руды. В ее добыче широко применялась
сила воды ("вододействующие" машины
и другие механизмы), в качестве топлива
использовались дерево и древесный уголь.
Во Франции централизованные мануфактуры
получили широкое распространение в военном
производстве, в добыче полезных ископаемых.
Примером могут служить Анзенские каменноугольные
копи. Владевшая ими компания нанимала
в 1732 г. сотни, а к 1789 г. уже четыре тысячи
рабочих. В 80-е годы ХVIII в. во Франции производилось
130-140 тыс. т чугуна - вдвое больше, чем в
Англии. На крупных металлургических предприятиях
Дитриха в Страсбурге было занято 800 рабочих.
Казна владела большими железоделательными
мануфактурами в Бресте и Тулоне. Ей принадлежали
также мануфактуры, изготавливавшие предметы
роскоши (выделка гобеленов в Париже и
т.д.).
Эти мануфактуры имели многочисленные
льготы. Крупные централизованные мануфактуры
встречались также в шерстоткацком производстве.
В 40-е годы XVIII в. на централизованной мануфактуре
Ван-Робэ в городе Абвиле было занято около
1800 прядильщиков и ткачей. Еще не менее
10 тыс. рабочих из окрестных мест поставляли
на мануфактуру полуфабрикаты. В городе
Вьенне (в Дофине) накануне 1789 г. существовала
мануфактура, на которой было занято 517
человек, на нее, кроме того, работало еще
1500 рабочих. В мастерских ситценабивной
мануфактуры Пурталеса-Риго в середине
XVIII в. было занято 700 человек, на мануфактуре
Дольфюса в Тане - 724. Почти все владельцы
ситценабивных мануфактур нанимали в
Вогезских долинах прядильщиков и ткачей:
Стефан (в 1786 г.) - 1200, Зенн-Биндерман - 1800,
Пурталес - 2300.
Примерно такое же положение наблюдалось
и в Чехии, где на централизованной мануфактуре
в Нова-Кидне в 1770-х годах работало 297 человек,
и в то же время 1400 прядильщиков и 100 ткачей-надомников
доставляли на мануфактуру изготовленные
ими изделия. Подобного рода предприятия
как исключение встречались и в других
странах, в том числе в Швейцарии, Испании,
Пруссии.
Однако как раз пример Пруссии показывает,
что нередко организация централизованной
мануфактуры диктовалась не ее большой
рентабельностью, а являлась вынужденной
мерой, поскольку она была основана на
использовании принудительного труда.
В Пруссии в первые десятилетия XVIII в. к
прядению хлопка и шерсти широко привлекали
солдат, и казармы становились своеобразной
централизованной мануфактурой. В некоторых
странах в такие мануфактуры превращались
различные заведения, имеющие возможность
применять принудительный труд, - сиротские
приюты, исправительные и работные дома,
иногда даже тюрьмы.
Казенное предприятие
«Казенное предприятие - по гражданскому
законодательству РФ унитарное предприятие,
основанное на праве оперативного управления.
Согласно ст. 115 ГК РФ в случаях, предусмотренных
законом о государственных и муниципальных
унитарных предприятиях, по решению Правительства
РФ на базе имущества, находящегося в федеральной
собственности, может быть образовано
унитарное предприятие, основанное на
праве оперативного управления (федеральное
К.п.). Учредительным документом К.п. является
его устав, утверждаемый Правительством
РФ. РФ несет субсидиарную ответственность
по обязательствам К.п. при недостаточности
его имущества. К.п. может быть реорганизовано
или ликвидировано по решению Правительства
РФ…»
(Казенное предприятие // Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.
Казенное унитарное предприятие
«Унитарные предприятия существуют в
двух разновидностях: основанные на праве
хозяйственного ведения и основанные
на праве оперативного управления (казенные)
(ст. 114 и 115 ГК, п. 2 ст. 2 Закона об унитарных
предприятиях)…
Различия в правовом статусе названных
видов унитарных предприятий заключаются
прежде всего в объеме правомочий, получаемых
ими в отношении имущества учредителя-собственника,
поскольку право оперативного управления
казенного предприятия по своему содержанию
еще более узкое, чем право хозяйственного
ведения унитарного предприятия (ср. ст.
295-297 ГК). В частности, для совершения казенным
предприятием любых сделок по распоряжению
имеющимся у него имуществом требуется
обязательное согласие собственника (уполномоченного
им органа государственной власти или
местного самоуправления), если только
речь не идет о готовой продукции такого
предприятия (п. 1 ст. 297 ГК, ст. 19 Закона
об унитарных предприятиях).
Казенное предприятие осуществляет свою
деятельность в соответствии с утверждаемой
собственником сметой доходов и расходов
(подобно госбюджетному учреждению). Это
обстоятельство предопределяет строго
целевой (а не формально самостоятельный,
как у обычного унитарного предприятия)
характер использования любого закрепленного
за ним имущества собственника-учредителя.
До него доводятся обязательные для исполнения
заказы собственника на поставку товаров,
производство работ или оказание услуг
для государственных или муниципальных
нужд. Кроме того, у него может быть изъято
излишнее, используемое не по назначению
или неиспользуемое имущество (п. 2 ст.
20 Закона об унитарных предприятиях).
Важным для оборота является то обстоятельство,
что при недостатке у казенных предприятий
"своего" имущества наступает субсидиарная
ответственность их учредителей по их
долгам (п. 5 ст. 115 ГК, п. 3 ст. 7 Закона об
унитарных предприятиях), тогда как для
обычных унитарных предприятий такая
ситуация исключается (кроме некоторых
случаев банкротства). Поэтому казенное
предприятие в отличие от обычного унитарного
не может быть объявлено банкротом…»
(Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть
[Электронный ресурс] / отв. ред. Е.
ТАКИЕ ЖЕ КАЗЁННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И В ГЕРМАНИИ
Казенные предприятия
— полная собственность государства.
Эти предприятия выполняют от
имени и по поручению государства
различные экономические, научные
и социальные функции (Британская радиовещательная
корпорация Би-би-си, Комиссариат по
атомной энергии во Франции и т. д.).
Они ответственны за свою деятельность
перед государством, непосредственно
перед правительством, но располагают
обособленным имуществом и в этой связи
наделены правами коммерческой организации.
Как правило, им предоставляются налоговые
льготы.
Эти предприятия входят в систему государственного
управления, находятся полностью на государственном
бюджете и лишены какой-либо хозяйственной,
финансовой и юридической автономии. К
ним относятся прежде всего почта, телеграф,
средства телекосмической связи, а также
пороховые и гобеленовые предприятия
во Франции, пороховые заводы и королевские
доки в Великобритании и т. д. В настоящее
время расширилась специальная правоспособность
ЮЛ такого рода, равно как и присутствие
частного капитала в названных сферах.
За унитарными предприятиями
утвердилась репутация «
В зарубежных странах существуют разные
формы правовой организации государственных
предприятий. Например, в Германии — это
торговые товарищества, во Франции — национальные
общества; их акции (доли) полностью принадлежат
государству, иногда в качестве акционеров
выступают другие государственные предприятия.
Родовой признак казенных предприятий - зависимость от бюджета (казны), так как основной, а зачастую единственный заказчик - государство. Отсюда - определяющим условием их нормальной жизнедеятельности выступают стабильность и полное финансовое обеспечение госзаказа. Поскольку влияние государства является существенным для финансовых результатов деятельности казенного предприятия, первое несет субсидиарную (дополнительную) ответственность по его обязательствам. Распространенным является вариант, при котором выполнение госзаказов не сопряжено с полной загрузкой производственных мощностей или осуществляется с меньшими затратами материальных и трудовых ресурсов. Появляется возможность получения предприятием дополнительного дохода за счет рыночного заказа, а следовательно, осуществления им предпринимательской деятельности. Гражданский Кодекс предусмотрел такой вариант для казенных предприятий, включив в их компетенцию права: ценообразования на продукцию, ее сбыта, распоряжения частью полученных при этом доходов.
Сочетание разных форм хозяйствования казенного предприятия означает, что государство как собственник должно применять и разные формы управления "своим" предприятием: прямое и косвенное. В первом случае речь идет об установлении показателей госзаказа, параметров "входа" и "выхода" предприятия, значения которых соответствуют условиям и результатам его выполнения (цена продукции, фонд заработной платы, нормы амортизации и др.). Во втором - прежде всего об определении нормативов распределения между собственником и предприятием дохода, полученного от выполнения рыночного заказа, установлении приоритетов направлений использования прибыли, оставленной в распоряжении субъекта хозяйствования.
Вторую
- самостоятельные предприятия, действующие
в рамках публичного права. Они отделены
от центральных государственных и местных
органов управления на основании специальных
законов, определяющих их статус. Такие
предприятия, как правило, имеют собственный
капитал, функционируют на основе системы
экономического расчета, пользуются определенной
автономией при решении финансовых и кадровых
вопросов. В то же время для них существует
целый ряд серьезных ограничений, которые
обычно сводятся к невозможности самостоятельно
устанавливать цены и тарифы на услуги,
осуществлять капвложения за границей,
заключать крупные контракты и др. К этой
группе, например, по французскому праву
относятся некоторые административные
учреждения (почта, телеграф). В Великобритании
- так называемые "государственные"
(публичные) корпорации, которые контролируют
целые отрасли промышленности, например,
угледобывающую, сталелитейную, а также
водоснабжение, газовую и электроэнергетическую
промышленность, железные дороги.
Вот тебе какие казенки бывают в россии - в германии они такие же, но на основе друих актов в принципе