Контрольная работа по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 18:29, контрольная работа

Описание

Классическая и неоклассическая теория финансов.
Финансовая системаШвеции

Работа состоит из  1 файл

KP.docx

— 30.76 Кб (Скачать документ)
  1. Классическая  и неоклассическая  теория финансов.

     Можно выделить две крупные стадии, характерные  для становления и развития науки  о финансах: первая, начавшаяся во времена  Римской империи и закончившаяся  в середине XX века, нашла свое теоретическое  оформление в классической теории финансов на смену этой стадии пришла вторая, логику которой выражает неоклассическая  теория финансов.

     Суть  первой теории состоит в доминанте  государства в финансах; суть второй теории — в доминанте финансов частного сектора (речь идет преимущественно о финансах с позиции крупных компаний и рынков капитала).

     Классическая  теория финансов:

     - финансы однозначно трактовались  как средства государства: в  дальнейшем сферу их приложения  расширили – под финансами  стали понимать средства, принадлежащих  публичным союзам (муниципалитетам,  графствам, землям, общинам и др.).

     - финансы не сводились только  к денежным средствам; под финансами  понимались любые средства государства,  полученные в виде денег, материалов, услуг.

     Неоклассическая теория финансов базируется на четырех исходных тезисах (посылках):

     - экономическая мощь государства,  а значит, и устойчивость его  финансовой   системы   в   значительной степени  определяются  экономической мощью частного  сектора, ядро которого составляют  крупные корпорации;

     - вмешательство государства в деятельность частного сектора минимизируется;

     - из доступных источников финансирования, определяющих возможности развития  крупных корпораций, основными являются  прибыль и рынки капитала;

     - интернационализация рынков капитала, товаров, труда приводит к тому, что общей тенденцией развития  финансовых систем отдельных  стран является стремление к  интеграции.

     Внесли  вклад в развитие финансовой науки: А. Маршалл (неоклассическая теория маржинализма), У. Джевонса (теория предельной полезности), Е. Бем-Баверка (теория капитала и теория процента), Н. Макиавелли,  Дж. Ботеро, К. Pay, Д. Карафа, Ж. Боде.

      2. Финансовая системаШвеции

      Финансовая  система  любого государства  включает в себя следующие звенья: Государственный  бюджет; Местные бюджеты; Государственный кредит; Специальные государственные фонды; Государственное страхование; Финансы предприятий.

      Формирование  государственного бюджета  Швеции.Политическая власть в Швеции принадлежит  правительству и партиям, входящим в него.  В настоящее время в него входит 21 министр. Законодательная власть в Швеции принадлежит однопалатному парламенту – риксдагу, избираемому населением на  3 года путем прямого голосования на основе пропорционального представительства. 

      В  Швеции два уровня местных органов  власти: страна состоит из 24 лэнов (губерний) и 284 коммун (низовых административно-территориальных единиц). В каждом лэне имеется местный региональный выборный орган – ландстинг, в компетенцию которого входит обложение местными налогами, организация здравоохранения, некоторые виды образования и другие вопросы.

      Налоговая политика. Налоги в Швеции весьма высоки (56,5% ВВП, в том числе 25,3%  - прямые, 14,7% - косвенные и 16,5% - на социальное страхование, и по этому показателю Швеция занимает первое место в мире), однако большая часть этих средств возвращается к налогоплательщикам в виде трансфертных платежей и государственных услуг.

      Налоговая система в Швеции включает прямые и косвенные налоги и взносы. Основные прямые налоги – национальный (государственный) и местный (коммунальный) подоходные налоги, государственный налог на капитал (собственность), налог на наследство и дары.  Кроме того, существует развитая система взносов с предпринимателей на социальное страхование, охватывающая пенсии, пособия по болезни и т.д.

      Национальный  подоходный налог имеет прогрессивные  ставки о 5 до 45%. Характерная черта  бюджетной налоговой системы  Швеции – ее социальная направленность. 60% всех расходов бюджета используется на здравоохранение, социальное обеспечение, образование и культуру. В результате сегодня в стране выравнены текущие  доходы населения; обеспечен высокий  уровень социального обеспечения  граждан, особенно пенсионеров, инвалидов; высока экспортная способность шведских компаний; они занимают прочное место  на мировом рынке.

      В результате проведения активной государственной  политики в области рынка труда  в Швеции самая высокая в мире занятость трудоспособного населения (83-84%) и самый низкий  уровень  безработицы (1.6%).

      С января 1991 года почти 80% трудящихся, имеющих  годовую зарплату менее 170 тыс. крон, прекратили выплачивать государственный  и платят только коммунальный (местный) налог. Для доходов более 170 тыс.крон устанавливается ставка государственного подоходного налога в размере 20%. Таким образом, для лиц со “сверхдоходами” максимальная ставка подоходного налога снизилась с 72 до 50%, для среднеоплачиваемых работников – с 40 до 30%, а для малооплачиваемых групп (с доходом менее 90 тыс.крон) благодаря сохранению необлагаемых налогом пособий фактическая ставка подоходного налога составляет менее 24%. Налог на прибыль акционерных компаний снижен с 57 до 30%.

      Государственная собственность, государственный  долг. Существующая в Швеции экономическая система обычно характеризуется как смешанная экономика. Под смешанной экономикой  понимается сочетание, соотношение и взаимодействие основных форм собственности в капиталистическом рыночном хозяйстве Швеции: частной, государственной и кооперативной.

      Важнейшая роль государственного сектора в  Швеции – аккумуляция и перераспределение  значительных денежных средств на социальные и экономические цели согласно концепции  шведской модели. Государственный сектор имеет два уровня владельцев: центральное  правительство и местные (коммунальные) органы власти.

      Основные  сферы расходов ландстингов –  здравоохранение, некоторые формы  образования, помощь инвалидам и  поддержка сельского хозяйства, промышленности и торговли. На здравоохранение  приходится 75% всех расходов.

      Специальные фонды. Швеция, избравшая принцип всеобщего благосостояния, расширила государственный сектор экономики до такого размера, что делает страну уникальной и в этой области: 1/3 самодеятельного населения занята в государственном секторе, что находит свое отражение в исключительно высоких ставках налогообложения.

      Социальное  страхование составляет основной элемент  шведской социальной политики благосостояния. Цель системы социального обеспечения в Швеции, как это подчеркивается в официальных документах, - обеспечить человека экономической защитой в случае болезни, при оказании медицинской помощи, рождении ребенка и по старости (всеобщее страхование), в связи с несчастными случаями и болезнями по производственной причине (страхование от несчастных случаев на производстве) и безработицей (страхование по безработице и помощь от рынка труда наличными).

     3. Формы и методы  финансового контроля.

     Под формами финансового контроля понимают способы конкретного выражения организации контрольных действий.

     В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля - предварительный, текущий и последующий. 

     Предварительный финансовый контроль производится до выполнения какого-либо финансового мероприятия, осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и других нормативных расчетов, открытии кредитов и перечислении бюджетных средств. 

     Текущий (оперативный) контроль проводится непосредственно в процессе операций по расходованию, поступлению денежных средств. Помогает предотвратить совершение финансовых правонарушений, регулировать финансовые риски. 

     Последующий финансовый контроль проводится после совершения денежных операций с целью дополнительной проверки их законности обоснованности, осуществляется путем анализа отчетов и балансов, а также методом проверок и ревизий непосредственно на месте, на предприятиях, в учреждениях и организациях.

     Под методами финансового контроля понимают приемы и способы его осуществления.

     Среди основных методов финансового контроля различают: 

     1) наблюдение (предполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля); 

     2) проверка (по основным вопросам финансовой деятельности и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных, расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий); 

     3) обследование (производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности, что и отличает его от проверки), 

     4) анализ (проводится на базе текущей или годовой отчетности и нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины); 

     5) основным методом финансового  контроля является ревизия (проводится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте). Выделяют обязательный и регулярный характер ревизии, реализуется на месте путем проверки первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

     Мировая практика выделяет две сложившиеся  модели финансового контроля.

     В странах, приверженных англо-саксонской модели, деятельность контрольногооргана ограничена подготовка отчета о проверке (ревизии). Вопрос осанкциях за финансовые нарушения рассматривают административные и судебныеорганы.

     В странах, придерживающихся французской модели, контрольные органы исполняют некоторые судебные функции имеют право определять степень виновности лиц в финансовых нарушениях, требовать возмещения финансового ущерба.

     Англосаксонская модель (Великобритания, США, Дания, Нидерланды, Португалия, Норвегия, Ирландия, Швейцария, Индия (панчаяты), Канада, Австралия). Основной характеристикой данной модели является высокая степень независимости местного управления от центральных органов власти и наличие целого ряда специфических демократических институтов (например, комиссии, собрания местных сообществ, прямая законотворческая инициатива и пр.).

     Французская модель (Франция, Новая Каледония, Гвинея, Мартиника, Испания (автономия), Италия, Китай (автономия), Бельгия). Встречается название – континентальная модель или романская модель.  Данная модель характеризуется высокоразвитой системой административного контроля государства над деятельностью местного самоуправления.

     4.Финансовые посредники.

     Финансовыми посредниками называются фирмы, главная  функция которых заключается  в обеспечении клиентов финансовыми  продуктами и услугами с большей  эффективностью, чем они могли  бы получить от своих непосредственных операций на финансовых рынках.

     Среди основных типов финансовых посредников  следует назвать банки, инвестиционные и страховые компании. Их финансовые продукты, среди прочего, включают: чековые счета, кредиты, ипотеки, ценные бумаги взаимных фондов и широкий  диапазон страховых контрактов.

     Банки. На сегодняшний день банки являются самыми крупными (с точки зрения активов) и старейшими финансовыми посредниками. В наши дни большинство фирм, которые называются банками, выполняют, по меньшей мере, две функции: принимают вклады и предоставляют займы.

       В некоторых странах банки  являются финансовыми посредниками, выполняющими практически любые  финансовые функции. Они не  только предлагают клиентам услуги  по выполнению различных операций  по переводу денег и предоставлению  займов, но и выполняют функции  взаимных фондов и страховых  компаний. В Германии, например, так  называемые универсальные банки  выполняют практически любые  функции, присущие более специализированным  финансовым посредникам. 

Информация о работе Контрольная работа по "Финансам"