Контрольная работа по "Рынку ценных бумаг"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 23:22, контрольная работа

Описание

Государственные ценные бумаги в Российской Федерации являются наиболее цивилизованным рыночным способом формирования государственного долга. Они обеспечивают кассовое исполнение государственного бюджета путем покрытия коротких разрывов между доходами и расходами, возникающими из-за несовпадения во времени налоговых поступлений и расходов бюджета

Содержание

1. Государственные ценные бумаги: их роль и свойства.

2. Участники рынка ценных бумаг.

3. Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Государственные ценные бумаги, их роль и свойства.docx

— 31.72 Кб (Скачать документ)
                                                       СОДЕРЖАНИЕ.

1. Государственные ценные бумаги: их роль и свойства.

2. Участники рынка ценных бумаг.

3. Список использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос 1. Государственные ценные бумаги: их роль и свойства.

Государственные ценные бумаги в Российской Федерации  являются наиболее цивилизованным рыночным способом формирования государственного долга. Они обеспечивают кассовое исполнение государственного бюджета путем  покрытия коротких разрывов между доходами и расходами, возникающими из-за несовпадения во времени налоговых поступлений  и расходов бюджета. Кроме того, они выступают при проведении денежно-кредитной политики государства регулятором не только денежного обращения, но и развития экономики в целом, могут выступать в качестве залога по кредиту, представленному Центральным банком Российской Федерации Правительству Российской Федерации, по ссудам, взятыми коммерческими банками у Центрального банка Российской Федерации, а также по кредитам, получаемым предприятиями в коммерческих банках. Посредством вложения денег в государственные ценные бумаги мобилизуются средства для финансирования целевых государственных и местных программ, имеющих важное социально-экономическое значение.

Российский  рынок государственных ценных бумаг  имеет недолгую историю. Как уже  было отмечено, прежде выпускались  государственные выигрышные займы, приспособленные для обращения  в условиях плановой социалистической экономики. В настоящее время  рынок государственных ценных бумаг  представлен несколькими видами государственных долговых обязательств, которые во многом еще несут черты  переходного этапа к рынку.

По  своей экономической сути все  виды государственных ценных бумаг  являются долговыми ценными бумагами, но на практике каждая самостоятельная  государственная ценная бумага получает свое собственное название, позволяющее  отличать ее от других видов облигации. Обычно кроме термина "облигация"используются термины "казначейский вексель", "сертификат", "заем"и др. Каждая страна использует свою терминологию для выпускаемых государственных ценных бумаг.

Ценные  бумаги государства имеют, как правило, два очень крупных преимущества перед любыми другими ценными  бумагами и активами.

Во-первых, это самый высокий относительный  уровень надежности для вложенных  средств и соответственно минимальный  риск потери основного капитала и  доходов по нему.

Во-вторых, - наиболее льготное налогообложение  по сравнению с другими ценными  бумагами или направлениями вложений капитала. Часто на государственные  ценные бумаги отсутствуют налоги на операции с ними и на получаемые доходы.

Размещение  государственных ценных бумаг обычно происходит через центральные банки  или министерства финансов. Основными  инвесторами в зависимости от вида выпускаемых облигаций являются: население, страховые компании, банки, инвестиционные компании и фонды.

Государственные ценные бумаги могут быть в бумажной (бланковой) или безбумажной формах, то есть в виде записей на счетах в уполномоченных депозитариях. Имеется четкая тенденция к увеличению выпуска государственных ценных бумаг в безбумажной форме.

Государственные ценные бумаги размещаются разнообразными методами: это аукционные торги, открытая продажа всем желающим по установленным  ценам, закрытое распространение среди  определенного круга инвесторов и т.д.

Государственные ценные бумаги, как правило, занимают ведущее место на рынке облигаций, где их доля доходит до 50%, а значит и на всем рынке ценных бумаг, поскольку  на последнем преобладают облигации. В структуре ГЦБ наибольший удельный вес имеют среднесрочные и  долгосрочные облигации, но по отдельным  странам имеется значительный разброс  показателей, характеризующих место  и структуру рынка ГЦБ.

Каждая  страна имеет свою сложившуюся историю  и практику рынка ГЦБ, что находит  отражение в видах и формах выпускаемых государственных облигаций, масштабах национального рынка  облигаций и его участниках, порядке  размещения облигаций и особенностях их налогообложения и т.д.

Виды  государственных ценных бумаг.

Государственные ценные бумаги можно классифицировать:

1. По виду эмитента:

- ценные бумаги федерального правительства;

- муниципальные ценные бумаги или ценные бумаги других уровней государственного управления;

- ценные бумаги государственных учреждений;

- ценные бумаги, которым придан статус государственных.

2. По форме обращаемости:

- рыночные ценные бумаги, которые могут свободно перепродаваться после их первичного размещения;

- нерыночные, которые не могут перепродаваться их держателями, но могут быть через определенный срок возвращены эмитенту.

3. По срокам обращения:

- краткосрочные, выпускаемые на срок обычно до 1 года;

- среднесрочные, срок обращения которых растягивается на период обычно от 1 до 5 - 10 лет;

- долгосрочные, т.е. имеющие срок обращения обычно свыше 10 - 15 лет.

4. По способу выплаты (получения) доходов:

- процентные ценные бумаги (процентная ставка может быть фиксированной, т.е. неизменной на весь период существования облигации; плавающей и ступенчатой);

- дисконтные ценные бумаги, которые размещаются по цене ниже номинальной, и эта разница (дисконт) образует доход по облигации;

- индексируемые облигации, номинальная стоимость которых возрастает, например, на индекс инфляции;

- выигрышные, доход по которым выплачивается в форме выигрышей;

- комбинированные облигации, по которым доход образуется за счет комбинации ранее перечисленных способов.

Следует также обратить внимание на то, что  Федеральным законом от 28 декабря 2002 г. N 185-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг"и о внесении дополнения в Федеральный закон "О некоммерческих организациях"подверглось корректировке понятие облигации.

Облигация - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение  от эмитента облигации в предусмотренный  в ней срок ее номинальной стоимости  или иного имущественного эквивалента.

Законом вместо понятия держателя облигации  было введено понятие ее владельца. Было установлено, что владелец облигации  имеет право на получение от ее эмитента помимо номинальной ее стоимости  и процента также иного имущественного эквивалента. Доходом по облигации  являются процент и/или дисконт.

В настоящем  Законе также даются понятия выпуска  и дополнительного выпуска эмиссионных  ценных бумаг.

Напомню, что эмиссионная ценная бумага - это любая ценная бумага, в том  числе бездокументарная, которая  характеризуется одновременно следующими признаками:

закрепляет  совокупность имущественных и неимущественных  прав, подлежащих удостоверению, уступке  и безусловному осуществлению с  соблюдением установленных настоящим  Федеральным законом формы и  порядка;

размещается выпусками;

имеет равные объем и сроки осуществления  прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

Понятие выпуска ценных бумаг в связи  с принятием названного Закона подверглось  существенному изменению. Так, если ранее под выпуском ценных бумаг понималась совокупность ценных бумаг одного эмитента, имеющих одинаковые условия эмиссии (первичного размещения), то в соответствии с произведенными данным Законом изменениями было конкретизировано, что ценные бумаги, попадающие в один выпуск, помимо того, что они предоставляют одинаковый объем прав их владельцам, должны иметь одинаковую номинальную стоимость.

Тем же Законом было введено понятие  дополнительного выпуска эмиссионных  ценных бумаг. Дополнительный выпуск эмиссионных  ценных бумаг - это совокупность ценных бумаг, размещаемых дополнительно  к ранее размещенным ценным бумагам  того же выпуска эмиссионных ценных бумаг. Ценные бумаги дополнительного  выпуска размещаются на одинаковых условиях.

Итак, федеральными государственными ценными  бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации. Денежные средства, привлекаемые в результате размещения федеральных государственных  ценных бумаг, и порядок их расходования определяются законодательством Российской Федерации.

На  рынке федеральных государственных  ценных бумаг присутствуют следующие  участники:

Эмитент.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О  рынке ценных бумаг"эмитентом признается юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.

Решение об эмитенте ценных бумаг Российской Федерации принимается Правительством РФ. Эмитентом ценных бумаг Российской Федерации выступает федеральный орган исполнительной власти, являющийся юридическим лицом, к функциям которого отнесены составление и исполнение федерального бюджета.

Министерство  финансов РФ от лица Российской Федерации  выступает заемщиком, а генеральным  агентом по обслуживанию выпусков государственных  ценных бумаг является Центральный  банк Российской Федерации (Банк России).

Эмитентом на рынке государственных ценных бумаг выступает государство  в лице Министерства финансов РФ. Первичное  размещение облигаций, так же как  и погашение, осуществляется Центральным  банком РФ по поручению Министерства финансов РФ.

Следует также сказать, что в апреле 2005 года Правительство Российской Федерации  утвердило положение о составе, порядке и сроках представления  информации о долговых обязательствах, существующих в форме государственных  займов, осуществленных путем выпуска  ценных бумаг от имени Российской Федерации.

Информация  о долговых обязательствах вносится в Государственную долговую книгу  в срок, определенный статьей 121 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Инвестор.

Инвестором  на рынке государственных ценных бумаг может быть любое юридическое  или физическое лицо, приобретающее  облигации и имеющее право  на владение ими, резиденты и нерезиденты  РФ.

Контролирующий  орган.

Контролирующим  органом на рынке государственных  ценных бумаг выступает Банк России и Министерство финансов.

Особенность рынка государственных ценных бумаг  состоит в том, что он является только биржевым фондовым рынком. Участники  этого рынка называются дилерами. Основным дилером на рынке государственных  ценных бумаг является Банк России, который действует на фондовом рынке  по поручению Министерства финансов РФ и отражает интересы государства. Остальные дилеры являются профессиональными  участниками рынка ценных бумаг.

                             Вопрос 2. Участники рынка ценных бумаг.

Фондовый  рынок - это механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов фондовых ценностей - ценных бумаг. Основой рынка  ценных бумаг и, соответственно, фондового  рынка являются субъекты рынка - юридические  и физические лица, осуществляющие свою деятельность на рынке ценных бумаг. Они продают, покупают ценные бумаги, обслуживают их оборот и  расчёты по ним, при этом вступая  между собой в определённые экономические  отношения по поводу обращения ценных бумаг и имея общую задачу - получение прибыли.

Субъектов фондового рынка по типу деятельности можно подразделить на три категории:

1) эмитенты - государство в лице уполномоченных им органов, юридические лица и граждане, привлекающие на основе выпуска ценных бумаг необходимые им денежные средства и выполняющие от своего имени предусмотренные в ценных бумагах обязательства;

2) инвесторы (или их представители, не являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг) - граждане или юридические лица, приобретающие ценные бумаги в собственность, полное хозяйственное ведение или оперативное управление с целью осуществления удостоверенных этими ценными бумагами имущественных прав (население, промышленные предприятия, институциональные инвесторы - инвестиционные фонды, страховые компании и др.);

3) профессиональные участники рынка ценных бумаг - юридические лица и граждане, осуществляющие виды деятельности, признанной профессиональной на рынке ценных бумаг (дилерская, брокерская и др. виды деятельности).

В зависимости  от отношения к рынку ценных бумаг  всех лиц, имеющих к нему отношение, можно условно разделить на три  другие группы. К первой группе относятся «пользователи» фондового рынка - эмитенты и инвесторы. Их профессиональные интересы часто лежат вне рынка ценных бумаг. Эмитенты обращаются к нему, когда им необходимо привлечь долгосрочные или среднесрочные капиталы, инвесторы обращаются к нему для временного вложения имеющихся в их распоряжении капиталов с целью их сохранения и преумножения. Эмитентов и инвесторов объединяет то, что рынок ценных бумаг для них - часть «внешней деловой среды», а не профессия.

Вторую  группу составляют профессиональные торговцы, фондовые посредники, т.е. те, кого называют брокерами и дилерами. Это - организации, а в ряде стран - и граждане, для  которых торговля ценными бумагами - основная профессиональная деятельность. Их задача состоит в том, чтобы  обслуживать эмитентов и инвесторов, удовлетворять их потребности в  выходе на фондовый рынок.

Третью  группу составляют организации, которые  специализируются на предоставлении услуг  для всех пользователей фондового  рынка. Всю совокупность этих организаций  ещё именуют «инфраструктурой» фондового рынка. К ним относятся фондовые биржи и другие организаторы торговли, клиринговые и расчётные организации, депозитарии и регистраторы и др.

Основными эмитентами (эмитент, согласно Федеральному Закону «О рынке ценных бумаг» - «юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими») являются государство, государственные органы, органы местной администрации, предприятия и другие юридические лица, включая совместные предприятия, инвестиционные фонды, коммерческие банки.

Эмитент поставляет на фондовый рынок товар - ценную бумагу и несет от своего имени обязательства перед покупателями (инвесторами) ценных бумаг по осуществлению  прав, удостоверенных ими. Кроме того, эмитент сам оперирует своими ценными бумагами, осуществляя их выкуп или продажу. Эмитент выпускает в обращение эмиссионные ценные бумаги: акции, долговые обязательства государства, депозитные и сберегательные сертификаты, векселя, опционы - то есть это организации, заинтересованные в краткосрочном или долгосрочном финансировании своих текущих и капитальных расходов, которые могут доказать, что им как заемщикам можно доверять.

Под эмиссионной ценной бумагой понимается любая ценная бумага, в том числе  бездокументарная, которая размещается  выпусками, имеет равный объем и  сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости  от времени ее приобретения, а также  закрепляет совокупность имущественных  и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением  установленных законодательством  формы и порядка. На долю эмиссионных ценных бумаг приходится основной объем операций, осуществляемых на рынке ценных бумаг; по объемам и влиянию на состояние фондового рынка лидируют акции и облигации.

Основной  мотив, которым руководствуется  эмитент, выпуская ценные бумаги - это  привлечение денежных ресурсов. Кроме  того, продажа ценных бумаг даёт возможность реконструировать собственность  или провести секъюритизацию задолженности.

Состав  эмитентов РФ можно представить  следующим образом:

1) Государство: (Центральное правительство, республиканские и муниципальные органы власти);

2) Учреждения и организации, пользующиеся государственной поддержкой;

3) Акционерное общество (корпорация):

4) Частные предприятия;

5) Нерезиденты Российской Федерации.

Среди российских эмитентов первенство принадлежит  государству. Считается, что государственные  ценные бумаги имеют нулевой риск, так государство будет нести  свои обязательства всегда. При этом, государственные ценные бумаги, эмитируемые Правительством России, сочетают несколько приятных для инвестора свойств: при действительно низком риске обладают достаточно высокой доходностью и в силу хорошо отлаженной технологии почти абсолютной ликвидностью. Поэтому государство как эмитент ценных бумаг занимает прочные позиции на российском фондовом рынке.

Местные органы власти вышли на фондовый рынок  несколько позже государства, и  их статус среди инвесторов ниже.

Негосударственные структуры при выпуске ценных бумаг могут пользоваться поддержкой органов власти различных уровней, которые либо выступают гарантами  по этим ценным бумагам, либо устанавливают  налоговые.

Акционерные общества, возникшие как эмитент  в результате приватизации и - далее - перераспределения собственности - не всегда пользуются доверием, поскольку  для них зачастую характерны информационная закрытость, неопределённость экономических  перспектив, слабая предсказуемость  показателей. Для того, чтобы завоевать рынок, таким эмитентам необходима техническая доступность реестра, существенные колебания курсовой стоимости их ценных бумаг.

Эмитенты  ценных бумаг могут сами разместить свои обязательства в виде ценных бумаг или прибегнуть к услугам  профессиональных посредников - банков, финансовых брокеров, инвестиционных компаний. Все они в данном случае, как организаторы и гаранты, являются посредниками на рынке ценных бумаг.

С эмитентами тесно взаимодействуют инвесторы - граждане или юридические лица, приобретающие ценные бумаги от своего имени и за свой счет, с целью  заставить свои средства работать и  приносить доход. Кроме того, инвесторы  могут быть заинтересованы в получении  определённых прав, гарантированных  той или иной ценной бумагой (например, права голоса).

Федеральным Законом «О рынке ценных бумаг» инвестор определяется как «лицо, которому ценные бумаги принадлежат на праве собственности (собственник) или ином вещном праве (владелец)».

Инвесторов  можно классифицировать по статусу: индивидуальные (физические лица), институциональные (коллективные) и профессионалы рынка; - и по цели инвестирования: стратегические и портфельные. Стратегический инвестор через владение акциями переходит  к полному контролю над акционерным  обществом (или получает его в  собственность), портфельный рассчитывает лишь на доход от принадлежащих ему  ценных бумаг. Для портфельного инвестора  наиболее актуально постоянное взаимодействие с биржей, чтобы решать, что, где  и когда покупать.

Если  основным эмитентом на рынке ценных бумаг является государство, то основным инвестором, определяющим состояние  фондового рынка, - индивидуальный инвестор: физическое лицо, использующее свои сбережения для приобретения ценных бумаг. При этом количество индивидуальных инвесторов может в определенной степени служить показателем благосостояния граждан, поскольку частные лица начинают вкладывать средства в ценные бумаги лишь тогда, когда достигают достаточной степени личного богатства и становится актуальным вопрос управления им.

Юридические лица, не имеющие лицензии на право  осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в качестве посредников, но приобретающие ценные бумаги от своего имени и за свой счёт, составляют группу институциональных  инвесторов.

Инвесторами выступают и профессионалы фондового  рынка, осуществляющие весь комплекс операций на нём, но лишь в том случае, если они вкладывают собственные средства в ценные бумаги.

На  рынке денежных ценных бумаг в  качестве инвесторов доминируют банки, которые в то же время как посредники частично размещают краткосрочные  бумаги у своих клиентов (например, коммерческие банки одних предприятий  предлагают другим предприятиям). На рынке  капитальных ценных бумаг наблюдается  переход от преобладания индивидуальных инвесторов к доминированию институциональных  инвесторов, что важно для развития рынка, поскольку дает возможность  расширения круга покупателей финансовых инструментов, а соответственно рассредоточения  риска помещения средств в ценные бумаги.

Первыми институциональными инвесторами, которые  стали вкладывать в ценные бумаги средства, доверенные им их клиентами  для доходного помещения, стали  траст-департаменты коммерческих банков. Так, в США в конце 80-х годов траст-департаменты банков управляли активами частных лиц и деловых предприятий на сумму порядка 775 миллиардов долларов.

Крупнейшими инвесторами сначала в США, а  затем и в других развитых странах  стали страховые компании и пенсионные фонды - государственные, местных органов  власти, корпоративные. Все свои свободные  средства они инвестируют в наиболее надежные ценные бумаги, извлекая огромные доходы. Активы пенсионных фондов в  США в конце 80-х годов составляли примерно 2,4 триллиона долларов.

Большую роль в качестве инвесторов приобретают  так называемые взаимные фонды, или  инвестиционные фонды - крупные финансовые учреждения, возникшие еще в 20-х  годах текущего века, но особенно быстро развившиеся за последние 20 лет. Фонд - это управляемый портфель ценных бумаг. Отдельные инвесторы покупают долю в этом фонде, получая в свое распоряжение некий усредненный актив, приносящий доход с усредненным риском. В США после второй мировой войны чистые активы всех взаимных фондов составили сумму порядка 1 миллиарда долларов, в конце 1980-х годов они превысили 800 миллиардов долларов.

 
 
 
 
 
 
 

                       
 
 
 
 

Список  использованных источников: 

  • Макаров И.И. «Рынок ценных бумаг», Москва, 2009г.
  • Колесниченко А.В. «Ценные бумаги», Москва, 2008г.
  • Османова Г.И., Бубнов Д.Р. «Рынок ценных бумаг», Москва, 2009.
  • Интернет- источники.

Информация о работе Контрольная работа по "Рынку ценных бумаг"