Корпоративные финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 03:55, реферат

Описание

Существуют устоявшиеся понятия: «корпоративный менеджмент», «корпоративная стратегия», «корпоративное развитие», «корпоративные финансы». Определение понятия «корпорация», а также значение, которое привносит в определяемое слово этот термин, употребленный как прилагательное, составляют предмет профессионального интереса, так как приведенные выше словосочетания имеют особые признаки по сравнению с просто «финансами», просто «стратегией» и «развитием».

Работа состоит из  1 файл

Корпоративные финансы.doc

— 57.50 Кб (Скачать документ)

Корпоративные финансы


 

Существуют  устоявшиеся понятия: «корпоративный менеджмент», «корпоративная стратегия», «корпоративное развитие», «корпоративные финансы». Определение понятия «корпорация», а также значение, которое привносит в определяемое слово этот термин, употребленный как прилагательное, составляют предмет профессионального интереса, так как приведенные выше словосочетания имеют особые признаки по сравнению с просто «финансами», просто «стратегией» и «развитием».

Итак, «Корпорация» считается искусственным образованием, исключительно юридическим лицом, созданным в соответствии с законом штата или федеральным законом США и представляющим собой объединение многих индивидуумов, которое может состоять и из одного физического лица или его правопреемников.

В переводе на язык российской юриспруденции это английское слово обозначает акционерное общество.

Существует три отличительных  свойства Корпораций:

  1. Корпорация служит правовым инструментом, организующим весь процесс контрактных отношений
  2. Ограниченная ответственность – привлекает как обладателей крупного капитала, так и мелких инвесторов, поставляющих в своей массе значительные средства для финансирования бизнеса
  3. Разделение собственности и управления. Данное свойство проявляется в крупных компаниях, акции которых обращаются на биржах, околобиржевых площадках или иных рынках капитала).

 

 

 

 

В. Иноземцев, директор Центра исследований постиндустриального  общества, разработал типологию корпораций, действующих в современных условиях [2].

1. Классическая  корпоративная структура характеризуется четким разграничением собственности и управления, противопоставлением владельцев компании наемным работникам. В процессе развития совершенствовались формы ее организации. Это предприятие индустриального типа, со значительными основными фондами, большой численностью персонала, действующее в сфере производства материальной продукции (Shevron, British Petroleum).

2. Этатистская структура:  главный собственник и организатор  – государство. Цель такой  корпорации – не достижение максимальной эффективности производства, а реализация поставленных задач. Она существовала при тоталитарных режимах или создавалась для решения задач в масштабе национальной экономики.

3. Креативная  структура: ее деятельность направлена  на реализацию внутренних устремлений и идеалов создателей и может быть экономически нецелесообразна; создается одной или несколькими творческими личностями и действует в сфере производства интеллектуальноемкой продукции или услуг, связанных с информационными технологиями (Microsoft, Dell).

Цели  создания корпораций

В общем виде целью создания и существования  корпораций является благосостояние их владельцев.

Существует  три вида целей создания корпораций: абсолютные, относительные и динамические; их выбирают в конкретной ситуации топ-менеджеры и собственники.

Управление  корпорацией

Корпорация  редко существует в форме унитарной  акционерной компании, в основном в виде сложной системы предприятий, связанных в структуру, в которой  каждое осуществляет свои функции и  имеет свое предназначение.

В настоящее  время появились многопрофильные  корпорации, холдинги, и среди них  особый, чисто российский вид —  малые многопрофильные корпорации (ММК). Их отличительной чертой является соединение признаков многопрофильных  компаний и малых предприятий. Организационно-правовая структура этих организаций может быть различна: «холдинг», «объединение» «группа компаний NN», «корпорация AA».

Основания для  возникновения ММК разнообразны, укажем основные:

• снижение рисков

• оптимизация финансовых и налоговых схем

• организационный эффект.

Мы описали  основные характеристики корпораций, теперь поговорим о финансах корпораций.

Особенности корпоративных финансов

Описанные выше характеристики корпорации (как формы  предпринимательства) определяют некоторые  особенности построения системы управления ее финансами. Она функционирует как подсистема менеджмента в компании, а также в других связанных с финансами сферах.

Управление  финансами. В корпорации необходима полная постановка финансового менеджмента. Невозможно создать единый перечень аспектов такого управления, так как каждая компания имеет свое видение необходимости того или другого из них. Примерный список, меняющийся в зависимости от компании, включает следующие этапы управления финансами корпорации:

• разработка финансовой политики и финансовой стратегии компании (целеполагание)

• планирование: долгосрочное (инвестиционное) и краткосрочное финансовое (бюджетирование)

• создание финансово-экономической модели предприятия (включая аспекты автоматизации учета)

• финансовый анализ и другие аналитические процедуры 
• управление капиталом (активами и долгом)

• риск-менеджмент (некоторые выделяют его в особую область современного управления компанией)

• налоговое планирование и оптимизация

 

Финансовая  политика и финансовая стратегия. Важность данного аспекта обусловлена большими размерами корпораций.

Содержание  понятий «политика», «стратегия»  и «тактика» и соподчиненность  этих явлений подробно описали Слепов В. А. и Громова Е. И. [5].

Финансовая  политика – это общая финансовая идеология предприятия, необходимая для достижения выбранной экономической цели. Основа финансовой политики – инвестиции.

Финансовая  стратегия – это совокупность методов, с помощью которых реализуется  на практике финансовая политика предприятия.

Финансовая тактика – это набор конкретных практических мер, способов и приемов выбранной финансовой стратегии.

Финансовая  стратегия, не является отдельной категорией в системе управления компанией, а лишь служит для реализации общей  экономической, рыночной или управленческой стратегии. Но вместе с тем финансы – это достаточно самостоятельная функциональная область, имеющая свои подразделы, например стратегия финансирования. В целом она служит для реализации рыночной стратегии предприятия. Кредитная политика, ценовая политика, дивидендная политика и т. п. – это частные проявления финансовой политики компании. (Определения «консервативная», «агрессивная» или «нейтральная» могут характеризовать политику в области финансирования и управления денежными средствами.)

Финансы ММК (как «матерей», так и «дочек») призваны давать ответы на следующие вопросы: Эффективно ли вложены средства в конкретную компанию? Не пора ли изъять средства из этого бизнеса и вложить их в другой? Стоит ли вкладывать средства в данный проект? Финансы должны способствовать тому, чтобы деятельность всех корпораций или отвечала целям экономической эффективности, или выполняла поставленные задачи.

В обоих случаях  текущая отчетность «по правилам Лука Паччоли» смещается в подчиненные  компании, а управляющая компания ее лишь консолидирует и принимает управленческие решения, необходимые для достижения системных целей всей корпорации.

Методологически решение этой проблемы базируется на концепции DCF (discounted cash flow), которая учитывает  разную стоимость денег во времени (так как денежные потоки от инвестиций и их возмещение разнесены по периодам). Но методики во многом не проработаны, и разные методы могут давать противоречивые ответы на один вопрос. К тому же совершенная экономическая неинтерпретируемость некоторых показателей (не только для пользователей результатов инвестиционного анализа, но иногда и для составителей) затрудняет внедрение методов, основанных на данной концепции.

Процедуры:

• инвестиционный анализ (на этапе отбора и принятия инвестиционных бизнес-проектов) 
• регламентация инвестиционного учета (на этапах реализации бизнес-проекта и его передачи коммерческим службам или предприятиям) 
• ведение «инвестиционной истории» корпорации (при надсистемном взгляде на деятельность контролируемых компаний) действительно необходимо, но не хватает методик и специалистов, а также стандартов, чтобы осуществить это на практике. Эти стандарты на начальном этапе должны носить характер рекомендаций

.

Управление  финансовыми потоками

Масштабы и  иерархичная структура корпорации влияют также на управление ее финансовыми потоками. Иногда высший уровень управления напрямую распоряжается всеми платежами и поступлениями (в небольших корпорациях); иногда он распоряжается только доходом, начиная с валовой прибыли и ниже, оставляя подчиненным компаниям право платить по обязательствам; в третьем случае управляющие дочерних компаний имеют права генерального директора акционерного общества.

В первом и втором случаях степень ответственности  управляющих финансами корпорации чрезвычайно высока.

Рынки капитала

Большая доступность  рынков капитала для корпораций вследствие их величины (чему при прочих равных условиях всегда отдаст предпочтение кредитор) является как благоприятным  фактором для их деятельности, так  и фактором риска. Таким образом, рынок капитала является средствами финансирования корпораций.

   Т.е., финансирование  корпораций осуществляется следующими  методами:

1) Эмиссионное финансирование корпораций предпринимается при осуществлении крупных долгосрочных проектов с определенными заранее параметрами.

2) Банковское кредитование предоставляет компаниям широкие возможности: могут быть открыты кредитные линии, учитывающие действительные потребности компании в объемах и сроках заимствований.

3) Вексельные программы предприятий нацелены на пополнение оборотных средств, сглаживание финансовых потоков и сокращение кассовых разрывов, то есть регулируют текущую ликвидность и предоставляют возможность компании осуществлять финансирование, не прибегая к длительным процедурам регистрации и согласования параметров заимствований.

В заключение приведем таблицу, демонстрирующую отличительные  особенности управления финансами  корпораций. Типы предприятий расположены  в порядке усложнения структуры, а не по организационно-правовым формам. В частности, под термином «унитарное предприятие» подразумевается не федеральное государственное унитарное предприятие, а единая, целостная компания, не состоящая из нескольких юридических лиц.

Особенности управления корпоративными финансами

Показатель

Тип предприятий  в порядке «восхождения к корпорации»

Унитарное коммерческое предприятие

ММК (малая многопрофильная  корпорация)

Крупная корпорация

Доступность рынков капитала

Низкая

Средняя

Высокая

Стиль управления финансами

«Непосредственно-чувственный»

Переход к опосредованному

Инструментальный

Структура финансовых потоков

Относительно  простая

Относительно  сложная

Сложная

Эффективность финансового анализа

Средняя

Средняя

Высокая

Последствия ошибок в управлении финансами

«Средней тяжести»

Тяжелые

Катастрофические


 

Заключение:

Итак, как видно корпоративные  финансы различны у разных типов  корпораций, но при этом ответственность  в корпорациях всегда велика.

И как сказал Ричард Огдон:

Корпоративные финансы  — занятие не для слабых духом. Это огромная ответственность, но в то же время большая честь, поскольку компании, в свою очередь, доверяют вам свое будущее.


Информация о работе Корпоративные финансы