Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 23:59, курсовая работа
Государственный кредит - совокупность кредитных отношений, в которых одной из сторон является государство, а кредиторами или заемщиками - юридические и физические лица.
Посредством государственного кредита на началах возвратности аккумулируются средства для осуществления государственных расходов. Государственный кредит должен носить производительный характер, так как средства, мобилизованные с его помощью, направляются преимущественно на финансирование экономики. Отношения по государственному кредиту включают в финансовые по следующим основаниям:
Государственный
кредит - совокупность кредитных отношений,
в которых одной из сторон является государство,
а кредиторами или заемщиками - юридические
и физические лица.
Посредством государственного кредита
на началах возвратности аккумулируются
средства для осуществления государственных
расходов. Государственный кредит должен
носить производительный характер, так
как средства, мобилизованные с его помощью,
направляются преимущественно на финансирование
экономики. Отношения по государственному
кредиту включают в финансовые по следующим
основаниям:
мобилизуемые путем государственного
кредита средства рассматриваются как
финансовые ресурсы государства, направляемые
для финансирования разных потребностей
— как производственных, так и непроизводственных,
равно как стратегических, так и оперативных;
расчеты за полученные и предоставленные
кредиты, выплатыпроцентов за них производятся
за счет средств бюджетов центрального
(республиканского) при заимствованиях
правительства, или местных - при заимствованиях
местных органов власти. Поскольку основную
и постоянную часть бюджетов составляют
налоговые преступления, то принято считать
мобилизуемые посредством займов средства
«Антиципированными налогами», то есть
налогами, взысканными наперед.
В границах распределительной функции
финансов государственный кредит выполняет
подфункцию перераспределения денежных
средств на условиях их последующего возврата.
Это связано с аккумуляцией временно свободных
денежных средств у населения, предприятий
и организаций. В этой функции государственный
кредит является одной из форм организации
сбережений. С помощью кредита, относительно
небольшие в среднем, сбережения населения,
предприятий концентрируются у государства
и направляются на финансирование потребностей
экономики, социально-экономической инфраструктуры.
Это достигается путем выпуска облигаций
государственных займов, размещаемых
среди населения, предприятий и организации,
выпуска других видов ценных бумаг государства
(казначейских обязательств, казначейских
бонов, сертификатов). Наличие разнообразных
инструментов государственного заимствования
дает возможность населению свободу выбора
организационных форм сбережений. Объективными
результатами действия этой функции является
увеличение объема и ускорения темпов
расширенного воспроизводства.
Перераспределительная функция государственного
кредита проявляется также в его свойстве
«антиципирования», когда средства, используемые
в текущем периоде, могут возвращаться
кредитору через десятки лет, то есть за
счет налогов, взимаемых с будущих поколений
в пользу нынешних.
Вторая подфункция государственного кредита
регулирующая. В первую очередь государство
регулирует денежные потоки, воздействуя
на величину ссудного процента: выступая
заемщиком на рынке ссудных капиталов,
оно повышает спрос на этот капитал, в
результате чего повышается норма ссудного
процента.
Тем самым, государство выступает в конкуренцию
на этом рынке и вытесняет с него частных
инвесторов («эффект вытеснения»). Это
вызывает ограничение их инвестирования
в определенные виды бизнеса. Одновременно
при покупке ценных бумаг государства
достигается сокращение денег (наличных
и безналичных) в обращении, что может
быть эффективным для ликвидации последствий
эмиссии денег.
Таким образом, если с помощью перераспределительной
функции кредита государство непосредственно
направляет денежные ресурсы в определенные
отрасли (или на развитие необходимых
производств), то путем регулирующем функции
достигается дополнительное косвенное
воздействие на субъектов хозяйственных
отношений, не принимающих участия в отношениях
по государственному кредиту.
Роль государственного кредита сводится
к его возможностям в мобилизации временно
свободных средств населения, предприятий,
организаций и направления их на финансирование,
первоочередных нужд государства.
2. Государственный кредит различаются
по видам: внутренний, внешний (международный),
условный.
Во внутреннем кредите государственно-кредитные
отношения возникают между правительством,
местными органами власти, предприятиями,
организациями и населением данной страны
с разносторонних позиции: и как заемщиков,
и как кредиторов.
В международном кредите в отношения вступают
правительства, банки, компании других
государств, а также международные финансово-банковские
организации - с другой. Сторона, представляющая
(дающая) кредит, разными негативными причинами:
кризисными ситуациями, потерей доверия
к государственным ценным бумагам, чрезвычайными
обстоятельствами.
Операциями государства, противоположными
привлечению денежных средств в распоряжение
правительства, местных органов, являются
предоставления кредитов с их стороны
юридическим и физическим лицам. Эта форма
кредита называется государственными
(казначейскими) ссудами и предназначена
для поддержки предприятий, организаций
в случае их неотложной потребности в
денежных ресурсах при финансовых затруднениях
ли недостаточности средств для развития.
Как правило, в их числе предприятия приоритетного
хозяйственного, социального, научного
значения и ссуды предоставляются им на
льготных условиях, а именно - с более длительными
сроками возврата и под проценты, ниже
сложившиеся на рынке ссудных капиталов.
Такая форма финансовой поддержки оказывается
домашним хозяйствам при осуществлении
программ жилищного строительства, развитии
фермерства, для получения образования
и т.д.
Методы государственного кредита разнообразны
и соответствуют изложенным формам. В
государственных займах это способы, приемы
привлечения средств и их последующего
возврата: они определяются условиями
выпуска займов: методы определения доходности
и получения дохода, сроки действия, способы
размещения (свободная покупка и продажа
облигации, бонов, подписка, принудительное
размещение), способы погашения (выигрыши
по облигациям, выкуп облигации с накопленным
процентным доходом, при бессрочных займах
- периодическая выплата процентного дохода).
К методам в займах относятся также и методы
управления государственным долгом (конверсия,
консолидация, унификация, рефинансирование).
При формах государственного кредита
- использовании остатков депозитных ресурсов
государственных банков - методами являются
условия такого пользования: доля ресурсов,
привлекаемых в качестве государственных
финансовых ресурсов, сроки возврата,
норма доходности. Аналогичные методы-
условия привлечения средств центрального
эмиссионного банка страны: данные методы
должны минимизировать инфляционное воздействие
такого заимствования.
Методы в форме государственных ссуд аналогичны
методам обычного банковского кредита.
3. Государственный долг- это сумма задолженности
по выпущенным и непогашенным государственным
займам (включая начисленные проценты).
В зависимости от рынка размещения, валюты
займа и других характеристик подразделяется
на внутренний и внешний государственный
долг. Различают также капительный и текущий
государственный долг, называется государством-донором
или организацией-донором, а страна, получающая
кредит, - страной-реципиентом.
Условный государственный кредит представляется
как обязательства правительства по гарантиям,
выданным кредиторам других стран под
займы, полученные отечественными заемщиками:
предприятиями, организациями, фирмами,
местными органами власти. В случае неисполнения
условий займа правительство отвечает
по наступившим обязательствам отечественного
заемщика, оплачивает за счет бюджетных
средств сумму займа с имущества или других
активов заемщика.
Основной формой государственного кредита
являются государственные займы, представляющие
собой кредитные отношения, в которых
государство выступает главным образом
в качестве должника.
Займы различаются по срокам погашения,
месту, способам размещения, валюте займа,
эмитентам, видам доходности. По срокам
погашения различают займы: краткосрочные
(до одного года), среднесрочные (от 1-года
до 5-лет), долгосрочные (свыше 5-лет). По
месту размещения займы подразделяются
на внутренние и внешние. Облигации внутренних
займов могут покупать иностранные граждан
и общества. По способам размещения различаются
займы: свободно обращающиеся, размещаемые
по подписке и принудительные. Государственные
займы, выпускаются как правила в денежной
форме, но при необходимости могут иметь
и натуральную форм.
В зависимости от эмитента займы различаются
на займы центрального правительства
и займы местных органов власти (муниципальные
займы).
По видам доходности займы могут быть
процентными, когда займодержатели получат
ежегодно равными долями твердый доход
по утвержденной ставке.
Формой государственного кредита является
обращение части остатков по вкладам населения
в государственных банках на формирование
ссудного фонда для финансирования государственных
расходов.
Обычно это сберегательные банки, если
капитал принадлежит государству, то по
рискам использования депозитов отвечает
государство; в случае государственного
участия в капитале сберегательного банка
(акционерного) возникают проблемы вариантов
эффективного использования привлеченных
средств в соответствии с мнениями учредителей
(акционеров) банка.
Следующая форма государственного кредита
привлечение средств центрального эмиссионного
банка страны. Данная форма сопровождается
инфляционным обесценением денежной массы
в обращении, даже если такое заимствование
осуществляется на коммерческих началах,
то есть с учетом действующей нормы ссудного
процента: это связано с значительным
разовым вливанием денег в экономику,
а их изъятие (если таковое состоится)
может длиться долго. К этой форме государство
прибегает вынужденно при ограничении
применения других форм государственного
кредита, вызванном
Капитальный представляет собой всю сумму
выпущенных и непогашенных долговых обязательств
государства, включая начисленные проценты
по этим обязательствам. Текущий долг
- это расходы по выплате доходов кредиторам
по всем долговым обязательствам государства
и по их погашению, срок оплаты которых
наступил.
Текущий долг - это расходы по выплате
доходов кредиторам по всем долговым обязательствам
государства и по их погашению, срок оплаты
которых наступил.
Государственный долг вызван использованием
государственных займов в качестве одной
из форм привлечения денежных ресурсов
для расширенного воспроизводства и удовлетворения
общественных потребностей.
Государственный долг погашается государством
за счет средств государственного бюджета.
Наличие внутреннего государственного
долга не является исключением в экономике,
а в большей степени - правилом: экономически
развитые страны имеют значительный государственный
внутренний долг. Однако значительна разница
в причинах, способах образования и особенностях
функционирования этого вида долга. В
развитых странах государственный долг
и вызвавшие его дефициты бюджета представляют
собой встроенные в экономический факторы
стабилизации экономики и ее развития.
Взятые взаймы населения, корпорации,
банков, других финансовых и кредитных
учреждений денежные средства используются
производительно и рассматриваются как
активы перечисленных заемщиков. Государственный
долг рассматривается как «заем нации
самой себе» и не влияет на общие размеры
совокупного богатства нации. Определенные
отрицательные последствия внутреннего
долга в виде необходимости уплаты процентов
по его управлению перекрываются положительными
эффектами от мобилизации дополнительных
финансовых ресурсов в инвестиции или
развития экономики страны.
Управлением государственным долгом называется
деятельность государства в лице уполномоченных
им органов по обеспечению рационального
и эффективного заимствования и оптимизации
стоимости обслуживания государственного
кредита; оно осуществляется в целях избежание
макроэкономических трудностей и проблем
платежного баланса в будущем. При этом
проводится мониторинг государственного
долга, как деятельность уполномоченных
государственных органов по отслеживанию
и контролю процессов формирования, изменения
и обслуживания долга.
Управление государственным долгом включает
такие методы: рефинансирование, конверсия,
консолидация, унификация, обмен облигации
по регрессивному соотношению, отсрочка
погашения займа, отказ (аннулирование)
от государственного долга.
Рефинансирование означает погашение
имеющейся государственной задолженности
за счет выпуска нового займа. При этом
облигации нового займа выдаются взамен
ранее выпущенных в одинаковом стоимостном
соотношении, без учета курсовой разницы.
Конверсией называется изменение условий
ранее выпущенного займа по доходности
как в меньшую сторону, так и в большую.
В первом случае правительство поступает
при значительных расходах по долгу, во
втором - при наличии инфляции или с целью
усиления заинтересованности населения
в приобретении облигации займа.
Консолидацией является изменение первоначальных
условий займа по срокам - с их продлением
или сокращением.
Унификация означает объединение нескольких
займов в один, что упрощает управление
государственным долгом.
Обмен облигации по регрессивному соотношению
проводится в случае дефляции национальной
денежной единицы, и государству невыгодно
рассчитываться по займам более «дорогими
деньгами», чем они были при выпуске займа.
Отсрочка погашения займов применяется
при значительной государственной задолженности,
а также связанными с ними финансовыми
затруднениями, и правительство объявляет
о перенесении сроков погашения займов
и выплаты доходов по ним на поздние сроки.
Отказ от уплаты государственного долга
(аннулирование)
происходит при смене политического режима
в стране и непризнании нового правительства,
выполнять прежние обязательства по причинам
их неправомерности. Отказ может быть
следствием банкротства государства.
Перечисленные методы управления государственным
долгом могут применяться в различных
сочетаниях одновременно, например конверсия,
консолидация и унификация или конверсия
и унификация и.д.
Развитие национальной экономики невозможно
без иностранных кредитов, инвестиции
в сырьевые отрасли, привлечения передовых
технологий в экспортные и импортозамещающие
отрасли, в аграрный сектор и производство
потребительских товаров. Но привлечение
иностранного капитала и валютных ресурсов
требует обоснованного подхода в части
высокоэффективного их использования,
должной отдачи заемных средств: выплата
сумы основного долга и процентов требует
в данном случае передачи части реального
продукта в распоряжение других стран.
Увеличение значительного внешнего долга
могут вызвать долговременные отрицательные
экономические последствия, связанные
с изменением курса национальной валюты,
соотношения экспорта и импорта, затруднениями
в развитии отечественно экономики.