Кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 19:45, курсовая работа

Описание

Основой современной экономики, ее сердцем, является банковс­кая система. Крепкие и устойчивые банки означают стабильную эко­номику и наоборот, банкротства банков, невозвращенные кредиты, неуплаченные проценты - все это ослабляет банковскую систему и говорит о болезни экономики.
На банковскую систему влияет слишком рискованная кредитная политика, проводимая руководителями в погоне за прибылями, безрассудные расходы на развитие сети филиалов без учета их доходности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ…………..
1.1. Значение кредитных операций…………………………….
1.2. Сущность кредитной политики…………………………….
1.3. Анализ рынка кредитования………………………………..

ГЛАВА II. ОЦЕНКА КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ СБЕРБАНКА………………………………………………………….

2.1. Кредитная политика Сбербанка России…………………….
2.2. Условия и этапы кредитования……………………………….
2.3. Анализ кредитного портфеля………………………………….
2.4. Учетная политика в кредитных организациях……………….

ГЛАВА III. УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНЫМИ РИСКАМИ…….

3.1. Проблемы и перспективы развития кредитования……………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

дубликат ВКР.doc

— 147.50 Кб (Скачать документ)

                                        Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………

 

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ…………..

1.1.           Значение кредитных операций…………………………….

1.2.           Сущность кредитной политики…………………………….

1.3.           Анализ рынка кредитования………………………………..

 

ГЛАВА II. ОЦЕНКА КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ СБЕРБАНКА………………………………………………………….

 

2.1.   Кредитная политика Сбербанка России…………………….

2.2.   Условия и этапы кредитования……………………………….

2.3.   Анализ кредитного портфеля………………………………….

2.4.   Учетная политика в кредитных организациях……………….

 

ГЛАВА III. УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНЫМИ РИСКАМИ…….

 

3.1.  Проблемы и перспективы развития кредитования……………

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………

 

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………

 

Введение.

 

        Основой современной экономики, ее сердцем, является банковс­кая система. Крепкие и устойчивые банки означают стабильную эко­номику и наоборот, банкротства банков, невозвращенные кредиты, неуплаченные проценты - все это ослабляет банковскую систему и говорит о болезни экономики.

         В настоящее время в деятельность коммерческих банков России существуют серьезные проблемы. Это связано с причинами финансового неблагополучия в банковской системе, которая зависит от общего состояния экономики государства, а также от недостатка необходимого опыта и подготовленных кадров для работы банков в условиях рыночных преобразований.

          На банковскую систему влияет слишком рискованная кредитная политика, проводимая руководителями в погоне за прибылями, безрассудные расходы на развитие сети филиалов без учета их доходности.

         Серьезной проблемой является поддержание ликвидности банковской системы. Основные убытки коммерческим банкам приносит кредитная деятельность, привлечение слишком дорогих ресурсов и невозможность рентабельного их размещения.                      Отсутствие возможности получать в настоящий момент прибыли инфляционного характера требует от банка серьезного подхода к качеству кредитного портфеля. В структуре активов коммерческих банков кредитные операции составляют приблизительно 15%. В общей сумме кредитной задолженности просроченные кредиты составляют 17%, пролонгирование 19%, кредиты без обеспечения 8%, безнадежные к возврату 1%. Показатели структуры задолженности свидетельствуют о значительном росте просроченных и пролонгированных кредитов.

        В виду огромной роли, которую играют банки в экономике страны, объектом исследования настоящей работы был выбран акционерный коммерческий банк. В операциях современного банка наибольший удельный вес занимает кредитные операции, а в доходах, соответственно, проценты по кредитам.

         Кредитная политика – это стратегия и тактика в области организации кредитного процесса.

         Коммерческие банки в соответствии со своей спецификой разрабатывают общие принципы кредитной политики, формируют ее главную цель, основные направления кредитования.

          Каждый банк должен четко формулировать свою политику предоставления ссуд, которая позволила бы определить направление использования средств акционеров и вкладчиков, регулировать состав и объем кредитного портфеля, а также выявлять обстоятельства, при которых целесообразно предоставлять кредит. Ответственность за осуществление кредитной политики лежит на Совете директоров банка, который делегирует функции по фактическому предоставлению кредитов на более низкие уровни и формулирует общие принципы и ограничения кредитной политики.

В последнее время все больше крупных банков письменно фиксируют эти принципы, составляя «Меморандум о кредитной политики», структура которых различна для разных банков, но основные моменты содержат следующую информацию:

         1. формулируется общая цель политики; определяется предельная сумма кредитов, выдача которой администрация банка считает желательной; а также кредиты от которых следует воздержаться.

         2. определяется географические районы, где желательна кредитная экспансия банка.

         3. содержаться правила о порядке выдачи кредитов, о контроле качества кредитов, о процедуре взыскания просроченной задолженности и т.д.

     При формировании кредитной политики банку следует тщательно проанализировать следующие факторы:

     наличие собственного капитала (чем больше капитал, тем более длительные и рискованные кредиты может предоставить банк);

     точность оценки степени рискованности и прибыльности различных видов кредитов;

     стабильность депозитов (банк вправе предоставлять кредиты, после того как образованы достаточные первичные и вторичные резервы.)

     состояние экономики страны в целом, так как экономические спады и подъемы способствуют резким колебаниям общей массы кредитных ресурсов и процентных ставок по кредитам;

     денежно-кредитная и фискальная политика правительства, сокращающая или расширяющая кредитные возможности банков.

Таким образом, сущность кредитной политики банка состоит в обеспечении безопасности, надежности и прибыльности кредитных операций, то есть в умении свести к минимуму кредитный риск.

 

 

 

                                                                                                                                                                                         

             

                                                                                                                                                                      

 

 

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ.

1.1   Значение кредитных операций.

Основным законом, которым банки руководствуются, является Федеральный Закон «О банках и банковской деятельности». Согласно закону, банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности, следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

При кредитовании заемщика важным моментом является заключение договора между кредитором и клиентом. Согласно ГК РФ, гл.42,ст.819, по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. Выдается ссуда в соответствии с Положением Банка России «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возвратности (погашения)» от 31 августа 1998г. № 54-П.[2,c.321]

Согласно Положению №54-П ссуды могут выдаваться банком различными способами.

Первый способ - разовым (единовременным) зачислением денежных средств на банковский счет клиента либо выдачей денег заемщику- физическому лицу (разовая ссуда).

Второй способ – открытием кредитной линии, то есть заключением договора, на основании которого обусловленного срока денежных средств.

Положение №54-П разрешает предоставлять ссуды и другими способами, не противоречащими действующему законодательству.

Осуществляя контроль за погашением кредита, банк требует от заемщика выполнения обязательств по своевременному возврату банковских кредитов. В противном случае заемщики могут быть признанными в порядке, установленном Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002г. №127-ФЗ, неплатежеспособными (банкротами).

Предоставление обеспеченных кредитов Банка России производится в соответствии с Положением «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг» от 4 августа 2003г. №236-П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2   Сущность кредитной политики.

 

 

 

 

 

1.3Анализ рынка кредитования.

 

 

 

 

 

ГЛАВА II ОЦЕНКА КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ СБЕРБАНКА.

2.1 Кредитная политика Сбербанка.

Сбербанк на территории Республики Башкортостан завершил свою деятельность с прибылью 958 млн.руб. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем прибыли снизился на 25,8%. Основной причиной снижения прибыли банка послужил рост величины созданных резервов на возможные потери по ссудам в связи со снижением качества кредитного портфеля (в четыре раза по сравнению с началом года вырос остаток по резерву). Чистый процентный доход увеличился на 36,3% против аналогичного периода прошлого года. Темп роста полученной банком комиссии составил 102%. Непроцентные доходы в текущем году банку удалось несколько снизить (на 5,5%). Таким образом, главной проблемой остается качество ссудной задолженности, имеющее прямое влияние на основной показатель деятельности – прибыль.

Рентабельность активов по сравнению с началом года не изменилась и по итогам I полугодия составила 2,29%.

По состоянию на 01.07.2009 доля активов Сбербанка в активах банковского сектора республики составила 30,4% (в начале года Сбербанка занимал 40,6% в совокупной величине активов банков республики).

Срочная ссудная задолженность в I полугодии снизилась на 5,5 млрд.руб. (или на 8%). Наибольшее снижение пришлось на кредитный портфель физических лиц (минус 10% от остатка на начало года). При этом доля Сбербанка на республиканском рынке кредитовании частных клиентов составила 45,4%, что на 4,1% процентных пунктах больше, чем в начале года. Просроченная задолженность частных клиентов увеличилась за полугодие на 105 млн.руб. до 277,4 млн.руб., что соответствует 20,2% общей просроченной задолженности частных клиентов в банковском секторе республики. На начало года эта доля составила 17,4%. Удельный вес просроченной задолженности в ссудной задолженности частных клиентов в Сбербанке составил 1,03% (для сравнения, в банковском секторе Республики Башкортостан – 2,3%). Объемы гашения кредитов клиентами Сбербанка в текущем году вдвое превысили объемы выдачи (5,4 млрд. руб. против 2,6 млрд.руб.). Доля  Сбербанка в общем объеме выданных кредитов населению банками республики за 6 месяцев текущего года составила 36,9%.

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, Сбербанк России продолжал развиваться и не вносил серьезных коррективов в планы намеченных преобразований.

В ближайшей перспективе основным направлением развития розничного бизнеса станет переход от предложения населению отдельных банковских продуктов и услуг к формированию комплексной модели взаимодействия с клиентами. Одним из элементов розничной стратегии банка является интегрированное продуктовое предложение, построенное на базе расчетно – кассового обслуживания текущего счета и банковской карты с расширенной функциональностью (автоматические платежи и транзакции, удобный доступ через все каналы), пакетирование «базового» продукта с другими на уровне ценообразования и функциональности, конкурентные предложения по другим значимым продуктам (потребительским и жилищным кредитам, кредитным картам и т.д.), развитие новых направлений (страхование, управление активами и т.д.).

Кредитование населения останется одним из основных направлений стратегии развития банка.

Кредиты Сбербанка пользуются у населения большой популярностью, потому что банк постоянно развивает свои кредитные направления, делая их более доступными для населения.

На сегодняшний день актуальными вопросами организации работы Башкирского отделения Сбербанка России по операциям кредитования населения, как и у большинства банков, являются:

     1)Качественное наращивание кредитного портфеля.

     2)Минимизация роста просроченной задолженности.

Учитывая, что в сложившейся экономической ситуации многие заемщики оказались в сложном финансовом положении, Сбербанком России предприняты меры по сохранению качества кредитного портфеля.

30.04.2009 Сбербанк России заключил с ОАО «АРИЖК» Соглашение о реструктуризации ипотечных жилищных кредитов, направленное на оказание поддержки заемщикам банка по ипотечным кредитам, платежеспособность которых существенно снизилась из-за потери работы или сокращения доходов.

Теперь клиенты банка, являющиеся заемщиками по ипотечным кредитам, в случае ухудшения финансового положения могут обратиться в АРИЖК за помощью. В рамках реализации заключенного соглашения для заемщиков созданы условия, позволяющие им в течение определенного срока продолжать исполнение обязательств по ипотечному кредиту до восстановления платежеспособности. Поддержка заемщиков банка по ипотечным кредитам будет осуществляться путем предоставления АРИЖК стабилизационных займов на цели погашения текущих платежей по ипотечным кредитам, предполагаемых к внесению в течение последующих 12 месяцев, а также просроченной задолженности, штрафов, пени и неустойки, начисленных банком после снижения платежеспособности заемщика. Перечисление средств стабилизационного займа на счет заемщика, списание средств в погашение задолженности по кредитному договору осуществляется без взимания комиссий.

Реструктуризация ипотечных кредитов осуществляется по стандартам АРИЖК. В настоящее время работники Сбербанка консультируют заемщиков по вопросам реструктуризации ипотечных кредитов и выдают необходимый пакет документов для обращения в агентство, открывают счета для зачисления сумм стабилизационных займов.

Кроме того, с целью сохранения клиентской базы банк может предложить своим заемщикам реструктурировать кредиты в рамках собственных программ Сбербанка России. Такая реструктуризация возможна как при наличии просроченной задолженности по кредиту, так и при ее отсутствии.

Банком предлагаются следующие варианты погашения задолженности:

      отсрочка в погашение основного долга сроком до 1 года (возможна, как с соответствующим увеличением срока кредитования, так и без его увеличения);

      уменьшение размера неустойки и/или установление периода времени, в течение которого неустойка не взимается;

      увеличение срока кредитования (по кредитам на приобретение, строительство, ремонт и реконструкцию объектов недвижимости до 5 лет; по причинам кредитам до 2 лет);

      изменение периодичности погашения кредита и уплаты процентов за пользование кредитам;

      составление индивидуального графика погашения кредита.

Учитывая, что реструктуризация кредитов является в сложившейся ситуации одной из наиболее действенных мер по предотвращению возникновения просроченной задолженности по кредитам физических лиц и способствует сохранению качества кредитного портфеля, банком смягчены требования по проведению реструктуризации. Так, отменено требование по увеличению процентной ставки по реструктуризируемому кредиту; более лояльными стали требования к качеству кредитной истории заемщика.

За I полугодие текущего года банком реструктуризировано 294 кредита физическим лицам с общим остатком ссудной задолженности в размере свыше 109 млн.рублей.

Срочная ссудная задолженность юридических лиц в текущем году снижалась более медленными темпами по сравнению с задолженностью физических лиц (минус 6% к началу года). В условиях недостатка ликвидности в экономике, низкой доступности кредитов и повышения их стоимости, снижения платежеспособного спроса, снижения цен на товары, сырье, материалы, так и на активы (недвижимость, ценные бумаги), повышенных колебаний  курсов всех валют Сбербанк России придерживается следующих приоритетов в кредитовании юридических лиц:

      поддержка приоритетных сегментов и отраслей экономики: розничных сетей; коммунальных и транспортных служб, оборонно- промышленного комплекса, малого бизнеса, сельского хозяйства;

      поддержка существующих клиентов Сбербанка;

      кредитование оборотных средствами текущих потребностей бизнеса клиентов.                                                                                                                                                         

За полугодие  2009г. Юридическим лицам и предпринимателям выданы кредитные средства в сумме 18 014,46 млн.руб. и 52,49 млн.долл.США, в том числе заемщикам – субъектам малого предпринимательства 1 322,02 млн.руб.

Кредитный портфель башкирского отделения Сбербанка России по направлению финансирования строительных проектов на 27.07.2009 составляет 5 623 млн.руб., в том числе кредитный портфель по финансированию жилищного строительства составляет 875 млн.руб.

В текущей ситуации Сбербанк вводит дополнительные меры по эффективному управлению кредитными рисками:

      изменение критериев устойчивости бизнеса клиентов;

      усиление обеспеченности кредитов залогами ликвидных активов, гарантиями/поручительствами государства или собственников бизнеса;

      снижение лимита максимальной долговой нагрузки;

      введение дополнительных ограничений по смене контроля над бизнесом;

      расширение условий по досрочному истребованию задолженности Сбербанком.

Для этого Сбербанк усиливает внимание:

      к источникам погашения и их надежности;

      к уровню текущей ликвидности клиента и уровню долговой нагрузки;

      к качеству и ликвидности обеспечения;

      к адекватности финансовых планов и консервативности подходов в прогнозах платежеспособности клиентов;

      к мониторингу ссудной задолженности для ранней диагностики потенциальных проблем у заемщиков.

В случае возникновения у заемщиков проблем с погашением, реструктуризация ссуды возможна при соблюдении следующих условий:

      текущая деятельность заемщика, конъюнктура рынка, на котором он работает, взаимоотношения с контрагентами и деловыми партнерами и прочие факторы позволяют сделать вывод о достаточном потенциале заемщика для погашения реструктуризированной задолженности;

      отсутствие у заемщика на момент обращения за реструктуризацией просроченной задолженности по кредитам;

      оформление дополнительного ликвидного имущественного обеспечения;

      «прозрачность» ведения бизнеса заемщиком.

За период с начала года по 27 июля  2009 года проведена реструктуризация (пролонгация) ссуд 13 заемщиков на общую сумму 745,84 млн.руб. и 150 млн.долл. США, в том числе по ссудам восьми заемщиков – субъектов малого предпринимательства на общую сумму 235 млн.руб.

 

 

 

2.2 Условия и этапы кредитования

Этапы кредитования являются одним из наиболее важных вопросов в управлении кредитными операциями банка, так как здесь и находят свое применение все наработки банка по снижению риска, поддержанию ликвидности и получению максимальной прибыли.

Процесс кредитования можно разделить на несколько этапов, каждый из которых вносит свой вклад в качественные характеристики кредита и определяет степень его надежности и прибыльности для банка:

– рассмотрение заявки на получение кредита и интервью с будущим заемщиком;

– изучение кредитоспособности клиента и оценка риска по ссуде             

– подготовка и заключение кредитного соглашения;

– контроль за выполнением условий соглашения и погашением кредита.

Клиент, обращающийся в банк за получением кредита, представляет заявку, где содержатся исходные сведения о требуемой ссуде: цель, размер кредита, вид и срок ссуды, предполагаемое обеспечение.

Банк требует, чтобы к заявке были приложены документы и финансовые отчеты, служащие обоснованием просьбы о предоставлении ссуды и объясняющие причины обращения в банк. Эти документы – необходимая составная часть заявки. Их тщательный анализ проводится на последующих этапах, после того как представитель банка проведет предварительное интервью с заявителем и сделает вывод о перспективности сделки. [18, c.146]

В состав пакета сопроводительных документов, представляемых в банк вместе с заявкой, входят следующие.

1. Финансовый отчет, включающий баланс банка и счет прибылей и убытков за последние 3 года. Баланс составляется на дату (конец года) и показывает структуру активов, обязательств и капитала компании. Отчет о прибылях и убытках охватывает годичный период и дает подробные сведения о

доходах и расходах компании, чистой прибыли, распределении ее (отчисления в резервы, выплата дивидендов и т. д.).

2. Отчет о движении кассовых поступлений основан на сопоставлении балансов компании на две даты и позволяет определить изменения различных статей и движение фондов. Отчет дает картину использования ресурсов, времени высвобождения фондов и образования дефицита кассовых поступлений и т. д.

3. Внутренние финансовые отчеты характеризуют более детально финансовое положение компании, изменение ее потребности в ресурсах в течение года (поквартально, помесячно).

4. Внутренние управленческие отчеты. Банку могут потребоваться данные оперативного учета, которые содержатся в записках и отчетах, подготовленных для руководства компании. Эти документы касаются операций и инвестиций, изменения дебиторской и кредиторской задолженности, продаж, величины запасов и т. д.

5. Прогноз финансирования. Прогноз содержит оценки будущих продаж, расходов, издержек на производство продукции, дебиторской задолженности, оборачиваемости запасов, потребности в денежной наличности, капиталовложениях и т. д. Есть два вида прогноза: оценочный баланс и кассовый бюджет. Первый включает прогнозный вариант балансовых счетов и счет прибылей и убытков на будущий период, второй прогнозирует поступление и расходование денежной наличности (по неделям, месяцам, кварталам).

6. Налоговые декларации. Это важный источник дополнительной информации. Там могут содержаться сведения, не включенные в другие документы. Кроме того, они могут характеризовать заемщика, если будет обнаружено, что он уклоняется от уплаты налогов с части прибыли.

7. Бизнес-планы. Многие кредитные заявки связаны с финансированием начинающих предприятий, которые еще не имеют финансовых отчетов и другой документации. В этом случае представляется подробный бизнес-план, который должен содержать сведения о целях проекта, методах ведения операций и т. д. В частности, документ должен включать: описание продуктов или услуг, которые будут предложены на рынке; отраслевой и рыночный прогнозы; планы маркетинга; план производства; план менеджмента; финансовый план.

Заявка поступает к соответствующему кредитному работнику, который после ее рассмотрения проводит предварительную беседу с будущим заемщиком – владельцем или представителем руководства фирмы. Эта беседа имеет большое значение для решения вопроса о будущей ссуде: она позволяет кредитному инспектору не только выяснить многие важные детали кредитной заявки, но и составить психологический портрет заемщика, выяснить профессиональную подготовленность руководящего состава компании, реалистичность его оценок положения и перспектив развития предприятия.

Следующим этапом является интервью с клиентом. В ходе беседы интервьюеру не следует стремиться выяснить все аспекты работы компании; он должен сконцентрировать внимание на ключевых, базовых вопросах, представляющих наибольший интерес для банка. Рекомендуется распределить вопросы по 4 – 5 группам. Это: сведения о клиенте и его компании; вопросы по поводу просьбы о кредите; вопросы, связанные с погашением кредита; вопросы по поводу обеспечения займа; вопросы о связях клиента с другими банками. После беседы кредитный инспектор должен принять решение: продолжать ли работу с кредитной заявкой или ответить отказом. Если предложение клиента расходится в каких-то важных аспектах с принципами и установками политики, которую проводит банк в области кредитных операций, то заявку следует решительно отвергнуть. При этом необходимо объяснить заявителю причины, по которым кредит не может быть предоставлен. Если же кредитный инспектор по итогам предварительного интервью решает продолжить работу с клиентом, он заполняет кредитное досье и направляет его вместе с заявкой и документами, представленными клиентом, в отдел по анализу кредитоспособности. Там проводится углубленное и тщательное обследование финансового положения компании-заемщика. Эффективность работы кредитного инспектора определяется его умением давать поручения тем служащим банка, которые наилучшим образом подходят для этого.

При анализе кредитоспособности используются разные источники информации:

– материалы, полученные непосредственно от клиента;

– материалы о клиенте, имеющиеся в архиве банка;

– сведения, сообщаемые теми, кто имел деловые контакты с клиентом (его поставщики, кредиторы, покупатели его продукции, банки и т. д.);

- отчеты и другие материалы частных и государственных учреждений и агентств (отчеты о кредитоспособности, отраслевые аналитические исследования, справочники по инвестициям и т. п.).

Эксперты отдела кредитоспособности прежде всего обращаются к архивам своего банка. Если заявитель уже получал ранее кредит в банке, то в архиве имеются сведения о задержках в погашении долга или других нарушениях.

Важные сведения можно получить у банков и других финансовых учреждений, с которыми имел дело заявитель. Банки, инвестиционные и финансовые компании могут предоставить материал о размерах депозитов компании, непогашенной задолженности, аккуратности в оплате счетов и т. д. Торговые партнеры компании сообщают данные о размерах предоставленного ей коммерческого кредита, и по этим данным можно судить о том, использует ли клиент эффективно чужие средства для финансирования оборотного капитала.

Полный финансовый анализ предприятия скла­дывается из трех частей: анализа его финансо­вых результатов, финансового состояния и дело­вой активности. При этом необходимо учитывать, что содержание и акценты финансового анализа деятельности предприятия зависят от цели его проведения. В случае, когда анализ проводится самим предприятием для выявления своих "сла­бых мест", возможностей повышения эффектив­ности деятельности, устранения ошибок в произ­водственном процессе и определения дальней­шего направления развития, указанные состав­ные части детализируются до очень мелких ас­пектов функционирования предприятия. Однако для банка нет необходимости проводить финан­совый анализ предприятия с такой степенью де­тализации, поскольку при кредитовании главной целью банка является оценка кредитоспособнос­ти заемщика и перспектив устойчивости его фи­нансового положения на срок пользования кре­дитом.

При оценке кредитоспособности заемщика банк предусматривает и такую ситуацию, когда клиент не сможет вернуть долг. Для страхования риска непогашения ссуды банк запрашивает различного рода обеспечение кредита. Однако в мировой практике считается, что банкир не должен предо­ставлять кредит, если у него есть предчувствие того, что придется реализовать обеспечение. Та­ким образом, обеспечение является страховкой на случай непредвиденного ухудшения положения клиента, тогда как при нормальном состоянии бизнеса клиента кредит будет погашаться по мере осуществления хозяйственного цикла.

           Основное внимание при определении креди­тоспособности сосредотачивается на показателях, характеризующих способность заемщика обеспе­чить погашение кредита и уплату процентов по нему.

Финансовое состояние предприятия опреде­ляет его способность погашать долговые обяза­тельства; оно является результатом взаимодействия всех элементов системы финансовых отно­шений предприятия и поэтому определяется со­вокупностью производственно-хозяйственных фак­торов.

При оценке кредитоспособности предприятия основные задачи состоят в анализе его платежес­пособности и ликвидности баланса; структуры, состояния, и движения активов; источников средств, их структуры, состояния и движения; аб­солютных и относительных показателей финансо­вой устойчивости и изменений ее уровня.

Основной источник информации для осуще­ствления анализа финансового состояния пред­приятия - это форма №1 для годовой и перио­дической бухгалтерской отчетности предприятия "Бухгалтерский баланс" и форма №2 для годовой и квартальной бухгалтерской отчетности "Отчет о финансовых результатах".

Когда работа по структурированию ссуды окончена, кредитный инспектор должен принять принципиальное решение: перейти ли к окончательным переговорам о заключении кредитного соглашения или отказать в выдаче ссуды. Необходимо еще раз подчеркнуть, что  если на  одной из стадий  обследования и подготовки материалов становится ясно, что какие-то важные характеристики ссуды (цель, сумма, обеспечение, условия погашения) не соответствуют политике банка в области кредитования и принятым стандартам, следует отказаться от предоставления кредита. Поэтому, закончив структурирование ссуды, кредитный инспектор должен еще раз оценить всю имеющуюся информацию (архивы, материалы, интервью с заемщиком, отчеты о кредитоспособности, балансовые коэффициенты и т. д.) и принять окончательное решение о целесообразности ссуды. Если заключение положительно, то работа переходит в стадию  переговоров  об  окончательных условиях кредитного соглашения, после чего проект договора должен быть представлен ссудному комитету банка для утверждения.

Кредитное соглашение представляет собой развернутый документ, подписываемый обеими сторонами кредитной сделки и содержащий подробное изложение всех условий ссуды.

Его основными разделами являются: свидетельства и гарантии; характеристика кредита; обязывающие условия; запрещающие условия; невыполнение условий кредитного соглашения; санкции в случае нарушения условий.

Не все кредитные соглашения содержат все указанные разделы, но некоторые моменты – характеристика кредита, обязанности кредитора и заемщика, что понимается под нарушением договора – обязательно присутствуют в документе о кредитной сделке.

Соглашение подписывают представители банка и компании, а если нужно – гарант. После этого комплект всех документов передается клиенту, а другой комплект с сопроводительными документами идет в кредитное досье банка.

Примерно так должен быть сформирован процесс кредитования в коммерческом банке. Но после выдачи кредита работа по нему не прекращается. Кредитный инспектор периодически должен проверять состояние кредита, чтобы вовремя быть в состоянии прореагировать на возможные ухудшения процесса возврата кредита. Все данные должны подшиваться в досье клиента для того, чтобы в будущем использовать их при поступлении дополнительных кредитных заявок от клиента.

 

 

2.3 Анализ кредитного портфеля.

Особенности развития финансовой системы России привели к тому, что именно на коммерческие банки легла основная нагрузка перераспределения ресурсов. Основным же инструментом перераспределения стал банковский кредит, в результате чего кредитная деятельность приобрела для банков фундаментальное значение.

Целью анализа информации о кредитной деятельности банка является оценка ее состояния для получения собственного мнения внешних пользователей о соответствии возможностей банка их требованиям путем определения положительных и отрицательных сторон банковской кредитной деятельности.

Анализ любого вида деятельности банка, в т.ч. и его кредитной деятельности, необходимо начинать с оценки положения банка на соответствующем рынке, его конкурентоспособности, а также с изучения изменений, происходящих на самом рынке.

С целью определения места анализируемого банка на рынке следует рассчитать ряд абсолютных значений кредитного портфеля, являющегося результатом кредитной деятельности банка, и относительных показателей, характеризующих эту деятельность.

Под кредитным портфелем понимается совокупность требований банка по предоставленным кредитам различным заемщика. Для расчета объема кредитного портфеля можно использовать наиболее доступную форму бухгалтерской отчетности «Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации (№0409101)», откуда получают данные по остаткам денежных средств на следующих балансовых счетах:

- Межбанковские кредиты: счета 320 (без учета 32015), 321 (без учета 32115);

- Кредиты, предоставленные Министерству финансов России: счет 441 (без учета 44115);

- Кредиты, предоставленные финансовым органам субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: счет 442 (без учета 44215);

- Кредиты, предоставленные государственным внебюджетным фондам: счет 443 (без учета 44315);

- Кредиты, предоставленные внебюджетным фондам субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: счет 444 (без учета 44415);

- Кредиты, предоставленные юридическим лицам различных форм собственности: счет 445 (без учета 44515), 446 (без учета 44615), 447 (без учета 44715), 448 (без учета 44815), 449 (без учета 44915), 450 (без учета 45015), 451 (без учета 45115), 452 (без учета 45215), 453 (без учета 45315);

- Кредиты, предоставленные физическим лицам- частным предпринимателям: счет 454 (без учета 45415);

- Кредиты, предоставленные физическим лицам: счет 455 (без учета 45515);

- Кредиты, предоставленные юридическим лицам- нерезидентам: счет 456 (без учета 45615);

- Кредиты, предоставленные физическим лицам- нерезидентам: счет 547 (без учета 45715).

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Учетная политика в кредитных организациях.

Система нормативного регулирования российского бухгалтерского учета, в том числе и бухгалтерского учета в кредитных организациях, включает в себя документы четырех уровней.

Документами первого, высшего уровня нормативного регулирования являются федеральные законы и иные законодательные акты, такие, как указы Президента, постановления Правительства, прямо или косвенно регулирующие вопросы бухгалтерского учета в России. К числу таких документов в первую очередь относится Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" в редакции Федерального закона от 23 июля 1998 г. № 123-ФЗ. Важным документом первого уровня является Гражданский кодекс Российской Федерации. В первой его части закреплены многие принципы учетной работы, положения об обязательном утверждении годового отчета, о наличии самостоятельного баланса как необходимого признака юридического лица и др. Во второй части ГК РФ закреплены принципы составления и положения различных договоров, заключаемых организациями, что является немаловажным для правового обеспечения бухгалтерской службы банка..

К документам первого уровня относятся и такие законы, как Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" в редакции Федерального закона от 13 июня 1996 г. № 65-ФЗ, Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" в редакции от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ, Федеральный закон "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" с изменениями и дополнениями от 26 апреля 1995 г. № 65-ФЗ, от 27 февраля 1997 г. № 45-ФЗ, от 28 апреля 1997 г. № 70-ФЗ, а также постановления Правительства РФ: от 5 августа 1992 г. № 552 "Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" с последующими изменениями и дополнениями, от 16 мая 1994 г. № 490 "Положение об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными организациями" с последующими изменениями и дополнениями, от 8 июля 1997 г. № 835 "О первичных учетных документах" и др.

Второй уровень документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в кредитных организациях составляют положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), в которых обобщаются базовые принципы и правила ведения бухгалтерского учета отдельных банковских и небанковских (хозяйственных) операций! В тех ПБУ, которые на сегодняшний день разработаны и утверждены Минфином РФ, содержится, как правило, оговорка "не распространяется на кредитные организации", кроме ПБУ 1/94 "Учетная политика предприятия"

Для кредитных организаций к документам второго уровня следует отнести, прежде всего: часть I Правил, которая формулирует основные принципы бухгалтерского учета в банках, определяет состав элементов, подлежащих закреплению в учетной политике кредитной организации, дает ряд общих рекомендаций по организации и ведению бухгалтерского учета в банках; часть III Правил, определяющую порядок организации работы по ведению бухгалтерского учета в банках; приложение № 6 "Порядок учета основных средств, нематериальных активов, их воспроизводства, амортизации (износа) и выбытия" к приказу ЦБ РФ от 18 июня 1997 г. № 02-263, приложение № 7 "Порядок организации учета материальных ценностей в кредитных организациях" к тому же приказу, а также ряд положений ЦБ РФ, изданных как до введения нового Плана счетов, так и после этого: положение от 10 июня 1996 г. N° 290 "О порядке ведения бухгалтерского учета валютных операций в кредитных организациях", положение от 21 марта 1997 г. № 55 "О порядке ведения бухгалтерского учета сделок покупки-продажи иностранной валюты, драгоценных металлов и ценных бумаг в кредитных организациях" в редакции указания от 30 марта 1998 г. № 199-У, положение от 25 ноября 1997 г. № 5-П "О проведении безналичных расчетов кредитными организациями в Российской Федерации", положение от 9 апреля 1998 г. № 23 "О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием", положение от 31 августа 1998 г. № 54-П "О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)", положение от 26 июня 1998 г. № 39-П "О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета" (введено в действие с 1 января 1999 г.) и др.

К третьему уровню относятся документы, раскрывающие конкретный механизм бухгалтерского учета, это - методические указания по ведению учета. К числу документов третьего уровня относятся, прежде всего, План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях и инструкция по его применению, содержащаяся в части II "Характеристика счетов" Правил № 61. Кроме того, к документам третьего уровня относятся инструкции, указания, письма, телеграммы и приказы, которые носят инструктивный, информационный или консультационный (разъяснительный) характер по вопросам бухгалтерского учета в кредитных организациях.

И наконец, к документам четвертого уровня относятся рабочие документы в области регулирования бухгалтерского учета в конкретной кредитной организации. Это, прежде всего Рабочий план счетов бухгалтерского учета, рабочие положения о порядке проведения отдельных учетных операций, формы первичных учетных документов, правила документооборота, технология обработки учетной информации и другие документы, совокупность которых формирует учетную политику кредитной организации.

В соответствии с п.З. ст.5 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N° 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Состав и назначение учетной политики определены положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия" (ПБУ1 /94), утвержденным приказом Минфина РФ от 28 июля 1994 г. №100. Оно устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) учетной политики организаций. Этот документ является первым национальным стандартом по бухгалтерскому учету и содержит в себе несколько разделов.

Так, в разделе "Общие положения" дается определение учетной политики. Под учетной политикой организации - понимается совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной и иной деятельности).

К способам ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки информации и иные соответствующие способы, методы и приемы.

В разделе "Формирование учетной политики" предполагается, что она должна обеспечивать:

1)полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);

2)большую готовность к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов, т.е. к учету принимаются те доходы, которые уже получены, но в то же время учету подлежат все ожидаемые обязательства и потенциальные убытки (требование осмотрительности);

3)отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания над формой);

4)тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета (требование непротиворечивости);

5)рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета, исходя из размеров организации и масштабов ее деятельности (требование рациональности).

Все эти требования были учтены при разработке Плана счетов бухгалтерского учета и Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ (см. п.1.12 части I Правил). Согласно п.1.3 части I Правил, кредитная организация разрабатывает и утверждает учетную политику, основанную на Плане счетов и Правилах бухгалтерского учета, положениях, инструкциях и других нормативных актах ЦБ РФ. Она включает следующие составные части, которые подлежат обязательному утверждению руководителем кредитной организации:

1)рабочий план счетов бухгалтерского учета в кредитной организации, ее филиалах и подведомственных учреждениях, основанный на утвержденном ЦБ РФ Планом счетов;

2)формы первичных учетных документов, применяемых для оформления операций, включая формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности, по которым не предусмотрены в альбомах Госкомстата РФ типовые формы первичных учетных документов;

3)порядок проведения отдельных учетных операций, не противоречащих действующему законодательству и нормативным актам ЦБ РФ (в редакции Указания от 25 сентября 1998 г. № 360-У);

4)порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

5)правила документооборота и технология обработки учетной информации;

6)порядок контроля за совершаемыми внутрибанковскими операциями;

7)порядок и периодичность вывода на печать документов аналитического и синтетического учета (в редакции Указания от 25 сентября 1998 г. № 360-У).

Содержание учетной политики кредитной организации должно определять конкретные варианты учета тех или иных операций, по которым предусмотрено альтернативное решение в рамках системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. В то же время формирование учетной политики тесно связано с налоговым планированием, оптимизацией налогообложения кредитной организации. Выбирая тот или иной вариант, банк должен оценить "налоговые последствия" их применения. Вот почему в последние годы наряду с организационно-техническими и методологическими аспектами учетной политики принято рассматривать и ее налоговые аспекты.

Учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказом, распоряжением и т.п.).

Выбранная кредитной организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому. Изменения в учетной политике банка могут иметь место в случае: реорганизации кредитной организации (слияния, разделения, присоединения), смены собственников, изменений законодательства Российской Федерации или 12 в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации, разработки новых способов бухгалтерского учета.

Изменение в учетной политике должно быть обоснованным и оформляться приказом или распоряжением. Последствия изменений в учетной политике, не связанные с изменением законодательства Российской Федерации, должны быть оценены в стоимостном выражении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III. УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНЫМИ РИСКАМИ.

3.1. Проблемы и перспективы развития кредитования.

В условиях сложившихся тенденций в мировой экономике большинство банков стремится минимизировать, диверсифицировать кредитные риски. В этой связи многие из них приостановили массовое кредитование физических лиц, снизили максимальные суммы предоставляемых кредитов, пересмотрели подходы к оценке заемщиков, ввели ряд ограничений при кредитовании. Подобное ограничения со стороны банков являются вынужденными мерами.

В текущих условиях особое внимание уделяется перспективам как заемщика, так и отрасли в целом. Важно наличие диверсифицированного бизнеса, договорной базы с контрагентами, которые могут обеспечить регулярное поступление средств в погашение выдаваемых кредитов.

В соответствии с Положением Банка России от 16 декабря 2003 года № 242- П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах», зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 января 2004 года № 5489, под банковским риском понимается присущая банковской деятельности возможность (вероятность) понесения кредитной организацией потерь и (или) ухудшения ликвидности вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними факторами (сложность организационной структуры, уровень квалификации служащих, организационные изменения, текучесть кадров и т.д.) и (или) внешними факторами (изменение экономических условий деятельности кредитной организации, применяемые технологии и т.д.)

Кредитный риск – риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие неисполнения, несвоевременного либо неполного исполнения должником финансовых обязательств перед кредитной организацией в соответствии с условиями договора.

К указанным финансовым обязательствам могут относиться обязательства должника по:

   полученным кредитам, в том числе межбанковским кредитам (депозитам, займам), прочим размещенным средствам, включая требования на получение (возврат) долговых ценных бумаг, акций, векселей, предоставленных по договору займа;

   учтенным кредитной организацией векселям;

   банковским гарантиям, по которым уплаченные кредитной организацией денежные средства не возмещены принципалом;

   сделкам финансирования под уступку денежного требования (факторинг);

   приобретенным кредитной организацией по сделке (уступка требования) правам (требованиям);

   приобретенным кредитной организацией на вторичном рынке закладным;

   сделкам продажи (покупки) финансовых активов с отсрочкой платежа (поставки финансовых активов);

   оплаченным кредитной организацией аккредитивам (в том числе непокрытым аккредитивам);

   возврату денежных средств (активов) по сделке по приобретению финансовых активов с обязательством их обратного отчуждения;

   требованиям кредитной организации (лизингодателя) по операциям финансовой аренды (аренды).

Концентрация кредитного риска проявляется в предоставлении крупных кредитов отдельному заемщику или группе связанных заемщиков, а также в результате принадлежности должников кредитной организации либо к отдельным отраслям экономики, либо к географическим регионам или при наличии ряда иных обязательств, которые делают их уязвимыми к одним и тем же экономическим факторам.

Среди основных факторов, влияющих на рост кредитных рисков, можно отметить следующие:

                       валютные риски, которые к настоящему времени в значительной мере уже реализовались;

                       снижение спроса как на внутреннем, так и на международном рынке, и как следствие – затоваривание, падение рентабельности бизнеса;

                       наличие производственных цепочек, связанных со специализацией предприятий – ухудшение финансового состояния одного из них оказывает негативное влияние на всю цепочку;

                       сокращение доходов.

Учитывая вышесказанное, в основу системы управления кредитным риском банка заложены следующие основные принципы :

1.                      Идентификация и управление кредитным риском производится по всем продуктам и операциям, содержащим кредитный риск;

2.                      Предоставление кредитов осуществляется в соответствии с четко установленными критериями;

3.                      Применение установленного процесса одобрения новых кредитов, а также изменения условий и пролонгации действующих кредитов;

4.                      Использование системы текущего мониторинга и контроля кредитных рисков портфелей;

5.                      Проведение мониторинга состояния кредитов, включая определение достаточности сформированных по ним резервов;

6.                      При рассмотрении вопросов предоставлении кредитов, лимитов и портфелей, принимающих во внимание будущие потенциальные изменения в экономических условиях, а также рыночных условиях, в которых действует заемщик;

7.                      Наличие системы предупреждения и исправления положения на ранних стадиях ухудшения качества кредитов; управления проблемной и сомнительной задолженностью; исправления других проблемных ситуаций, связанных с кредитными рисками.

Таким образом, в условиях кризиса в целях снижения кредитных рисков возрастает роль экспертных оценок против формализованных систем, требуется более консервативный подход к оценке качества заемщиков, базирующийся на принципе «разумной» достаточности принимаемого на банк кредитного риска.

Одной из проблем кредитования реального сектора является увеличение стоимости кредитных ресурсов. Данное обстоятельство приводит к увеличению долговой нагрузки на предприятия и увеличению кредитных рисков, что приводит к возникновению затруднений в обслуживании кредитных продуктов, в особенности по предприятиям реального сектора.

Для улучшения ситуации кредитования предприятий реального сектора возможно использование мер государственной поддержки и регулирования.

Так, увеличение объемов государственных гарантий способствовало бы диверсификации рисков банков при кредитовании предприятий с повышенным риском.

Также существенную поддержку заемщикам может оказать и возмещение сумм уплаченных процентов по кредитным продуктам.

 

Информация о работе Кредитная политика