Критерии оценки налоговых систем, их взаимосвязь и противоречия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:13, контрольная работа

Описание

Россия выходит из кризиса по собственной траектории, существенно отличающейся от путей, выбранных другими государствами, столкнувшимися с подобными проблемами. Резкое увеличение государственных расходов в период кризиса характерно для большинства стран. Однако, пройдя острую фазу кризиса, они сокращают расходы, многие увеличивают налоги и стремятся к сбалансированности бюджетов.

Содержание

Введение 3
1. Сущность налоговой системы 4
2. Критерии оценки налоговых систем, их взаимосвязь и противоречия 11
Заключение 14
Библиографический список 15

Работа состоит из  1 файл

теория обществ.финансов.doc

— 103.50 Кб (Скачать документ)

Таким образом можно сделать  следующий вывод Налоговая система  представляет собой совокупность предусмотренных  налогов, принципов, форм и методов  их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

2. Критерии оценки налоговых  систем, их взаимосвязь и противоречия

 

Налоговая система страны представляет собой сложный механизм, состоящий из большого числа разнообразных налогов. Как уже говорилось, эти налоги имеют целью пополнение государственного бюджета или воздействие на поведение экономических агентов. Зачастую эти цели противоречат друг другу.

Например, для выплаты пособий  беднейшим слоям населения, государство может быть заинтересовано в повышении налоговых поступлений, однако, если будет введен налог, обладающий регрессивным характером, то тяжесть этого налога ляжет на тех же бедных.

Усложненность налоговой системы  возникает как раз из-за стремления распределить налоговое бремя между различными группами налогоплательщиков исходя из принципов справедливости и эффективности. Полностью совместить эти принципы невозможно — всегда приходится частично жертвовать эффективностью в пользу справедливости или наоборот.

Поскольку некоторые несовершенства налоговой системы в принципе неизбежны, необходимо определить критерии, на основании которых будет оцениваться  налоговая система.

Критерии оценки налоговых систем:

1. Равенство обязательств. Данный критерий основывается на принятом в обществе понимании справедливости. Право государства на принуждение (принудительный сбор налогов) должно в равной степени применяться ко всем гражданам. Поскольку люди находятся в разном экономическом положении, то их необходимо объединить в более однородные группы. Дифференциация должна производится по четким критериям, связанным с результатами действий индивидов, а не с их врожденными качествами. Равенство обязательств рассматривают по вертикали и по горизонтали.

Вертикальное равенство подразумевает, что к индивидам из различных групп предъявляются различные требования. Например, люди с низкими доходами платят меньший налог.

Горизонтальное равенство предполагает, что люди в одинаковом положении выполняют одинаковые обязательства (т.е. нет дискриминации по расе, полу, религии; при одинаковом доходе уплачивается одинаковый налог).

2. Экономическая нейтральность отражает эффективность налоговой системы. С помощью этого критерия оценивается воздействие налогов на рыночное поведение потребителей и производителей, а также на эффективность распределения ограниченных ресурсов.

Как было показано выше, большинство  налогов воздействует на мотивацию экономических агентов, побуждая их принимать решения, отличающиеся от тех, которые были приняты при отсутствии данного налога. Такие налоги называют искажающими. Налог, который не оказывает такого действия, является неискажающим (например, единовременная подушная подать). В идеале налоговая система должна состоять из неискажающих налогов, однако такая система не отвечает другим критериям.

3. Организационная (или административная) простота связана с затратами на сбор налогов. В затраты на сбор налогов входят расходы на содержание налоговой системы, затраты времени и средств плательщиков, связанных с определением причитающихся налоговых сумм, их перечислением в бюджет и документированием правильности уплаты налогов, расходы на консультации и др.

Чем проще построенная система, тем ниже издержки ее функционирования.

4. Гибкость налогов предполагает способность системы адекватно реагировать на изменение макроэкономической ситуации, прежде всего, на смену фаз делового цикла.

Примером гибкого налога может  служить налог на прибыль, который  сглаживает цикл деловой активности и действует как встроенный стабилизатор. В фазе подъема данный налог сдерживает предпринимательскую активность, поскольку увеличение бремени налога происходит скорее, чем рост прибыли. И наоборот, на стадии спада бремя налога сокращается быстрее, чем прибыль, что стимулирует предпринимателей увеличивать их активность.

5. Прозрачность — предполагает возможность контроля налоговой системы со стороны основной массы налогоплательщиков. Люди должны четко представлять, какие налоги они платят, по какой ставке, как осуществляется платеж и т.п. С этой точки зрения, не являются прозрачными косвенные (покупатель в магазине не может оценить НДС, таможенный сбор и т.п., включаемые в цену товара), немаркированные (так как неизвестно, на какие цели они будут использованы), организационно-сложные налоги.

Несогласованность критериев связана  с конфликтом экономической эффективности и справедливости. К экономической эффективности относятся нейтральность, гибкость и организационная простота. К справедливости относятся контролируемость и относительное равенство. Например, налоговые льготы являются справедливыми, но они искажают налоговую систему, что приводит к экономической неэффективности.

Взаимосвязь и противоречие критериев  позволяет оценить как достоинства, так и недостатки налоговой системы.

Т.к. в разных странах приняты  разные стандарты соотношения эффективности и справедливости, то существует большое количество налоговых систем. Например, косвенные налоги по отношению к прямым труднее контролируются, но имеют более простую организацию. Поэтому в более развитых и богатых странах, где затраты на организацию не так важны, преобладают прямые налоги, а в наименее развитых, где важно собрать налоги в полном размере, преобладают косвенные налоги2.

 

Заключение

 

Налоговые системы оценивают не только в рамках критерия равенства. Существуют и другие параметры. Экономическая нейтральность показывает эффективность налоговой системы государства. При помощи этого критерия оценивают воздействие налогов и сборов на рыночное поведение производителей и потребителей.

Большинство налогов оказывает  воздействие на мотивацию субъектов  экономики, побуждая их принимать такие решения, которые отличаются от тех, что были приняты в условиях отсутствия данного платежа. Подобные налоги были названы искажающими. Налог, не оказывающий такого действия, - не искажающий. Налоговая система в идеале должна формироваться из не искажающих налогов, но в этом случае система не сможет отвечать другим критериям.

Административная и организационная  простота связана с расходами  на сбор налогов. В подобные затраты входят расходы, которые касаются содержания налоговой системы, траты времени и денег плательщиков, что связаны с определением необходимых налоговых сумм, их внесением и перечислением в бюджет и контролем правильности уплаты налогов.

Гибкость налогов подразумевает  способность налоговой системы  реагировать адекватно на изменение макроэкономической ситуации в стране и на смену фаз экономического цикла. Примером гибких налогов служит налог на прибыль, сглаживающий цикл деловой активности и действующий как встроенный стабилизатор. Данный налог в фазе подъема способен сдерживать предпринимательскую активность, потому что возрастание бремени налога происходит быстрее роста прибыли. И, наоборот, бремя налога на стадии спада сокращается быстрее прибыли, стимулируя предпринимателей увеличивать активность.

 

Библиографический список

 

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.07.2012)
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.12.2012)
  3. Борисов А.М. О модели налоговой системы // Налоги и налогообложение. 2010. N 5. С. 74 - 77.
  4. Васильева М.В. Основные тенденции развития налоговых систем промышленно развитых стран // Международный бухгалтерский учет. 2010. N 9. С. 39 - 45.
  5. Грачев М.С. Налог, сбор и налоговая система: экономические, исторические и правовые аспекты // Международный бухгалтерский учет. 2012. N 33. С. 29 - 36.
  6. Красноперова О.А. Налоговая система и налоговое законодательство - важнейшие элементы налогового механизма // Налоги. 2012. N 3. С. 22 - 25.
  7. Курбатова О.В. Принципы налоговой системы // Налоги. 2012. N 2. С. 18 - 21.
  8. Липатова И.В. К вопросу о развитии налоговой системы Российской Федерации в условиях модернизации экономики // Международный бухгалтерский учет. 2012. N 30. С. 48 - 53.
  9. Папаика А.А. Концептуальный взгляд на настоящее и будущее налоговых систем // Российский налоговый курьер. 2010. N 22. С. 81 - 83.
  10. Шаталов С.Д. Развитие российской налоговой системы // Финансы. 2011. N 2. С. 3 - 8.

1 Грачев М.С. Налог, сбор и налоговая система: экономические, исторические и правовые аспекты // Международный бухгалтерский учет. 2012. N 33. С. 29 - 36.

2 Папаика А.А. Концептуальный взгляд на настоящее и будущее налоговых систем // Российский налоговый курьер. 2010. N 22. С. 81 - 83.


Информация о работе Критерии оценки налоговых систем, их взаимосвязь и противоречия