Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:07, лекция
ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ ФИНАНСОВ
Понятие финансов, их необходимость и природа.
2. Контрольная функция. Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, финансы объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.
В условиях перехода на рыночные отношения финансовой контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во все) с звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы. Нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.
Одна из важных задач финансового контроля — проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.
Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.
3. Помимо распределительной и контрольной функции финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства. Однако на сегодняшний день регулирующая функция в Казахстане развита слабо.
4.
В условиях рыночных отношений
финансы должны также
4. Финансовые ресурсы и фонды как объект финансовых отношений
Финансовая наука рассматривает финансы не только как экономическую категорию, то есть совокупность специфических производственных отношений, но и подчеркивает их материальное воплощение в виде целевых фондов денежных средств Эти фонды выступают как вещные носители финансовых отношений. Источники их формирования и сами фонды (интегрирующие эти источники) представляют собой финансовые ресурсы соответствующих звеньев национального хозяйства. Таким образом, финансовыми ресурсами являются образуемые государством, другими экономическими агентами денежные накопления и денежные фонды при распределении и перераспределении валового общественного продукта и национального дохода.
Основное место в финансовых ресурсах занимают чистый доход (в форме прибыли, налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных платежей, отчислений на социальные нужды) и амортизационные отчисления.
Финансовые ресурсы отличаются от финансовых фондов. Финансовый фонд (накопление, запас) - целевые денежные средства, сформированные финансовыми методами, используемые на удовлетворение определенных потребностей. Во-первых, финансовые ресурсы подразумевают источники денежных средств, возможности хозоргана или субъекта хозяйствования в образовании таких средств, то есть «мощность» в этом отношении (потенциал). Во-вторых, финансовые ресурсы - это средства, которые «связаны» в фондах, то есть целевых «запасах» денежных средств, а также те, которые еще не имеют целевой, направленной обозначенности, не сформированы по фондам. Например, часть денежных средств не имеет вначале фондового характера – это штрафы, пени, неустойки, получаемые .хозорганами за нарушение их хозяйственных партнеров договоров, контрактов и других условии хозяйствования. Получение таких средств не может быть учтено заранее.
Финансовые ресурсы являются важным показателем финансовой мощи государства, составляя около 56% от валового общественного продукта. Формируясь в процессе производства, распределения и перераспределения общественного продукта и национального дохода, они представляют собой денежное выражение той части материальных ресурсов, которую общество направляет на конечное использование, то есть на возмещение выбытия основных фондов, обеспечение расширенного воспроизводства и удовлетворение общегосударственных нужд. Чем больше финансовых ресурсов создается в процессе общественного производства, тем оно эффективнее. Вместе с тем от эффективною использования финансовых ресурсов в национальном хозяйстве зависит решение проблемы повышения эффективности всего воспроизводства и ускорение темпов экономического роста.
Следует
различать в понятии «
1. В практике хозяйствования под понятием «финансовые ресурсы» выступает совокупность доходов и накоплений всех денежных средств, имеющихся в распоряжении государства, предприятий и так далее в определенном периоде, то есть денежные фонды, кредитные ресурсы, резервы денежных средств. Это практический подход исходя из хозрасчетной практики хозяйствования. Действительно, денежные средства, имеющиеся на определенную дату у предприятия на его счете в банке, независимо от того, являются ли они собственными или заемными, составляют все его реальные финансовые ресурсы. Также доходы, накопления, сосредоточенные в государственном бюджете, являются ли они результатом первичною или последующего распределения созданной стоимости выступают на каждую конкретную дату как финансовые ресурсы государства
2.
Если исходить из материально-
Движение финансовых ресурсов отражается в сводном финансовом балансе (балансе финансовых ресурсов и затрат государства). Однако в балансе отражается и часть кредитных ресурсов.
Источниками финансовых ресурсов являются все три элемента валового общественного продукта: «с», «v», «m» . Например, от элемента «с» образуются: амортизационные отчисления, отчисления на воспроизводство природной среды и минерально-сырьевой базы, платежи, входящие в состав материальных затрат в себестоимости продукции предприятия. Элемент «v» является источником таких финансовых ресурсов, как государственные налоги с населения, отчисления (налоги), на социальные потребности, поступления по займам и лотереям. Элемент «m» включает чистый доход (прибыль), косвенные налоги, доходы и поступления от внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины, плата за таможенные процедуры).
Часть финансовых ресурсов формируется комплексно в составе нескольких элементов общественного продукта. Так, из элементов «с» и «v», что на уровне хозорганов соответствует затратам на производство и реализацию продукции, работ или услуг, формируются ресурсы в виде налогов, сборов и отчислений в специальные фонды, платежи недропользователеи - роялти, бонусы, налог на транспортные средства, государственная пошлина, платежи за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов и др. А такой вид, как поступление от приватизации, имеет источником национальное богатство, то есть накопленный национальный доход (v + m).
Источником финансовых ресурсов государства являются также средства, привлеченные путем государственного кредита.
Важным фактором роста финансовых ресурсов является повышение производительности общественного труда, что выражает относительное увеличение национального дохода в процессе воспроизводства, а также ведет к росту финансового результата экономической деятельности. С производительностью труда тесно связан другой показатель эффективности общественного производства - фондоотдача (капиталоотдача). Повышение фондоотдачи неизбежно отражается на формировании финансовых ресурсов, а именно на приросте их основного источника - чистого дохода, который увеличивается как в результате прироста объема производства продукции, так и вследствие экономии текущих затрат (прежде всего заработной платы и амортизационных отчислений). И наоборот, снижение фондоотдачи уменьшает финансовые ресурсы.
Второй фактор - это пропорции деления валового общественного продукта на фонд возмещения материальных затрат и произведенный национальный доход. Снижение доли материальных затрат в совокупном общественном продукте материалоемкости - является фактором, способствующим увеличению произведенного национального дохода – основного источника финансовых ресурсов.
На рост финансовых ресурсов влияет также материально-вещественная структура общественного производства в целом и промышленного производства в частности. Как известно, норма прибавочного продукта по товарам производственного назначения (первое подразделение общественного производства) ниже, чем по товарам и продуктам потребительского назначения, - второго подразделения (включающих акцизы и обладающих более высокой рентабельностью). Кроме того, оборот потребительских товаров в воспроизводственном цикле происходит быстрее, что за определенный промежуток времени, например, отчетный год, позволит суммировать получаемые ресурсы от нескольких оборотов. Поэтому чем выше удельный вес и темп развития второго подразделения в общественном производстве, тем больше может быть возможный объем финансовых ресурсов.
Финансовые ресурсы формируются в централизованном и децентрализованном порядке. В централизованном порядке образуются ресурсы государственного бюджета, пенсионных фондов, внебюджетных фондов. Децентрализованными методами формируются фонды потребления хозяйствующих субъектов сферы материального производства, фонды амортизационных отчислений, финансовые резервы и валютные фонды, другие денежные фонды хозорганов.
Основными источниками финансовых ресурсов в перспективе останутся денежные накопления (прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы), доходы от внешнеэкономической деятельности.
Финансовые ресурсы, имеющие временные источники, такие, как поступления от приватизации, реализации государственной собственности, по мере их исчерпывания будут уменьшаться. Будут увеличиваться финансовые ресурсы, имеющие источником специальные платежи и налоги недропользователей: роялти, бонусы.
Дальнейшее увеличение оплаты труда, фондов потребления приведет к росту величины средств населения, привлекаемых в состав финансовых ресурсов.
Тенденции динамики объема и структуры финансовых ресурсов государства свидетельствуют о том, что существенное повышение эффективности общественного производства в результате осуществления программы перехода к рыночным отношениям приведет к ускорению темпов формирования финансовых ресурсов и улучшению их структуры в направлении увеличения удельного веса тех источников, рост которых обусловлен интенсивными факторами.