Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 17:08, контрольная работа
Ключевой задачей, которую должен выполнять рынок ценных бумаг является прежде всего обеспечение условий для привлечения инвестиций на предприятия, доступ этих предприятий к более дешевому, по сравнению с банковскими кредитами капиталу. Поэтому возникает закономерная необходимость лицензирования данного вида деятельности. Целью контрольной работы является осветить деятельность на рынке ценных бумаг, лицензирование деятельности, показать возможности фондового рынка.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Лицензирование на рынке ценных бумаг…………………………………….5
1.1 Виды предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг, на осуществление которых необходимо получение лицензии……………………6
2. Документы, предоставляемые для получения лицензии……………………9
3. Лицензионные требования и условия……………………………………….19
4. Процедура рассмотрения, выдачи и отказа в выдаче лицензий…………...24
Список источников и литературы……………………………………………...26
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Лицензирование на
рынке ценных бумаг………………………………
1.1 Виды предпринимательской
деятельности на рынке ценных
бумаг, на осуществление
2. Документы, предоставляемые для получения лицензии……………………9
3. Лицензионные требования и условия……………………………………….19
4. Процедура рассмотрения, выдачи и отказа в выдаче лицензий…………...24
Список источников и
литературы……………………………………………...
Введение
Рынок ценных бумаг (РЦБ), или фондовый рынок является составной частью финансового рынка. Фондовый рынок появляется и развивается вместе с появлением и развитием ценных бумаг, которые становятся товаром в качестве источника дохода. Первым товаром, ставшим объектом торговли на фондовом рынке, были коммерческие векселя, которые выступали как источник дохода.
Деятельность
фондового рынка создает
Особенностью привлечения финансовых средств с помощью ценных бумаг является то, что, как правило, они могут свободно обращаться на рынке. Поэтому лицо, вложившее свои средства в какое-либо производство посредством приобретения ценных бумаг, может вернуть их (полностью или частично), продав бумаги. В то же время его действия не затрагивают и не нарушают сам процесс производства, так как деньги не изымаются из предприятия, которое продолжает функционировать. Возможность свободной купли-продажи ценных бумаг позволяет вкладчику гибко определять время, на которое он желает разместить свои средства в тот или иной хозяйственный проект.
Появление
этой разновидности капитала
связано с развитием
Ключевой задачей, которую должен выполнять рынок ценных бумаг является прежде всего обеспечение условий для привлечения инвестиций на предприятия, доступ этих предприятий к более дешевому, по сравнению с банковскими кредитами капиталу. Поэтому возникает закономерная необходимость лицензирования данного вида деятельности. Целью контрольной работы является осветить деятельность на рынке ценных бумаг, лицензирование деятельности, показать возможности фондового рынка.
1. Лицензирование на рынке ценных бумаг
В течение трех лет (с декабря 1991 года по ноябрь 1994 года) основополагающим документом, регулирующим функционирование фондового рынка являлось "Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР", утвержденное постановлением Правительства РФ от 28 декабря 1991 г. № 78. Им были введены основные принципы государственной регистрации ценных бумаг, деятельности инвестиционных институтов, порядок выпуска и обращения ценных бумаг, установлены основы деятельности фондовых бирж.
В соответствии с нормами, введенными этим постановлением за Минфином России была закреплена обязанность по лицензированию деятельности на рынке ценных бумаг (для банков - по согласованию с Центральным банком России).
Указом Президента "О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятии" от 7 октября 1992 г. № 1186 установлено, что лицензирование управляющих инвестиционными фондами, аккумулирующими приватизационные чеки граждан (чековыми) осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом.
Порядок лицензирования деятельности управляющих специализированных инвестиционных фондов приватизации, аккумулировавших приватизационные чеки граждан до 1 июля 1994 г. утвержден распоряжением Госкомимущества России от 18 октября 1994 г. № 2528-р. Порядок контроля за деятельностью специализированных инвестиционных фондов приватизации и управляющих этих фондов, а также приостановления действия и отзыва выданной им лицензии утвержден распоряжением Госкомимущества России от 1 июля 1994 г. № 1832-р.
В соответствии с Указом Президента РФ от 4 ноября 1994 г. № 2063 "О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации" на базе Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте Российской Федерации образована Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации (далее - Федеральная комиссия). Согласно Положению о Федеральной комиссии, утвержденному названным Указом, к ее компетенции относится лицензирование различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, выдача генеральных лицензий на осуществление лицензирования деятельности специализированных депозитариев и профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, лицензирование расчетно-депозитарных организаций, создаваемых участниками рынка ценных бумаг, лицензирование и ведение реестра саморегулируемых организаций, создаваемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг (союзов, ассоциаций, объединений), лицензирование деятельности фондовых бирж (фондовых отделов бирж) и аннулирование перечисленных лицензий в случаях нарушения требований законодательства Российской Федерации.
1.1 Виды предпринимательской деяте
Согласно Указу Президента России от 4 ноября 1994 г. № 2063 на рынке ценных бумаг осуществляются следующие виды предпринимательской деятельности:
– брокерская,
– дилерская,
– депозитарная,
– деятельность по ведению и хранению реестра акционеров,
– расчетно-клиринговая деятельность по ценным бумагам,
– расчетно-клиринговая деятельность по денежным средствам,
– деятельность по организации торговли ценными бумагами.
Брокерская деятельность - совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами на основании договоров комиссии и/или поручения
Дилерская деятельность - совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и продажи ценных бумаг с обязательством их покупки и продажи по объявленым ценам.
Депозитарная деятельность - предоставление услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету прав на ценные бумаги.
Деятельность по ведению и хранению реестра акционеров - деятельность, которую осуществляет держатель реестра акционеров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Расчетно-клиринговая деятельность по ценным бумагам - деятельность по определению взаимных обязательств по поставке (переводу) ценных бумаг участников операций с ценными бумагами.
Расчетно-клиринговая деятельность по денежным средствам - деятельность по определению взаимных обязательств и/или по поставке (переводу) денежных средств в связи с операциями с ценными бумагами.
Деятельность по организации торговли ценными бумагами - предоставление услуг, способствующих заключению сделок с ценными бумагами между профессиональными участниками рынка ценных бумаг включая деятельность фондовых бирж.
Все перечисленные виды деятельности на рынке ценных бумаг лицензируются Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации (Указом Президента РФ от 27 февраля 1995 г. № 202 статус Федеральной комиссии приравнен к статусу федерального министерства). Указом Президента РФ от 4 ноября 1994 г. № 2063 Федеральной комиссии было предписано в трехмесячный срок установить новый порядок лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также порядок квалификации всех финансовых инструментов и определения их видов.
К настоящему моменту Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации издано три документа, посвященных лицензированию профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг:
1. Временный порядок лицензирования деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг (утвержден постановлением Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 30 августа 1995 г. № 6);
2. Временное положение о лицензировании деятельности по оценке недвижимого имущества паевых инвестиционных фондов (утверждено постановлением Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 30 августа 1995 г. № 7);
3. Положение о порядке лицензирования деятельности в качестве специализированного депозитария паевых инвестиционных фондов.
Протоколом Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам при
Президенте Российской Федерации от 14 апреля 1994 г. № 2 утверждено
Положение о депозитариях (утверждено впоследствии распоряжением
Госкомимущества России от 20 апреля 1994 г. № 859-р). Названным документом определен порядок лицензирования депозитарной деятельности. Учитывая, что Федеральной комиссией по ценным бумагам еще не приняты все необходимые для регулирования лицензионной деятельности нормативные акты, можно сделать вывод о том, что продолжают действовать следующие акты Министерства финансов России, регулирующие порядок лицензирования предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг:
2. Документы, предоставляемые для получения лицензии
Лицензия выдается на каждый вид профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
На осуществление брокерской деятельности, дилерской деятельности, деятельности по управлению ценными бумагами, депозитарной деятельности, клиринговой деятельности, деятельности по организации торговли выдается лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг.
Для получения лицензии соискателем лицензии представляются в лицензирующий орган следующие документы:
1. заявление на выдачу лицензии, составленное на бланке соискателя лицензии по форме согласно приложению N 1;
2. анкета, заполненная по форме согласно приложению N 2 на основании данных по состоянию на дату представления заявления, предусмотренного в пункте 1(наименование и место нахождения соискателя лицензии, предусмотренные в анкете, должны соответствовать сведениям, указанным в учредительных документах соискателя лицензии);
3. копии учредительных документов соискателя лицензии со всеми зарегистрированными изменениями и дополнениями к ним, заверенные в установленном порядке;
4. копия свидетельства о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц о соискателе лицензии, заверенная в установленном порядке;
5. копия документа, подтверждающего постановку соискателя лицензии на учет в налоговом органе на территории Российской Федерации, заверенная в установленном порядке;
6. платежное поручение (квитанция установленной формы в случае наличной формы уплаты), которым подтверждается факт уплаты соискателем лицензии государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии. Указанный документ должен содержать отметку банка об исполнении соискателем лицензии обязанности по уплате указанной государственной пошлины;
7. копия бухгалтерского баланса на последнюю отчетную дату с отметкой налогового органа (в случае, если соискатель лицензии был создан после последней отчетной даты, представляется только бухгалтерский баланс, составленный на промежуточную дату, при этом отметка налогового органа не требуется);
8. расшифровка информации по движению заемных средств, а также дебиторской и кредиторской задолженности на последнюю отчетную дату по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку (в случае, если соискатель лицензии был создан после последней отчетной даты, документ представляется на дату составления бухгалтерского баланса);
9. копия отчета о прибылях и убытках на последнюю отчетную дату;
10. копия аудиторского заключения по проверке годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности, заверенная руководителем организации (индивидуальным аудитором), проводившей(им) аудиторскую проверку, либо засвидетельствованная нотариально (в случаях, когда проведение аудиторской проверки предусмотрено законодательством Российской Федерации);
11. копия документа, подтверждающего наличие у организации (индивидуального аудитора), проводившей(его) аудиторскую проверку, лицензии на осуществление аудиторской деятельности, заверенная в установленном порядке;
12. расчет размера собственных средств на последнюю отчетную дату, составленный в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг, в том числе нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;