Лизинг как источник финансирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:19, курсовая работа

Описание

Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источниках их получения, а также уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы. Это объясняется тем, что в современной экономике именно фирма производят основную массу товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности человека.
В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться стабильного

Содержание

Введение………………………………………………………….........................3
1 Теоретические основы лизинга……………………………………………….6
1.1 Сущность лизинга, его классификация…………………………………6
1.2 Правовые основы лизинговых отношений……………………………14
2 Лизинг в системе источников финансирования предприятия…………….19
2.1 Источники финансирования предприятия и их классификация…….19
2.2 Общая характеристика лизинга………………………………………..20
2.3 Методика расчета лизинговых сделок………………………………...27
2.3.1 Метод финансовых рент (аннуитетов)……………………….28
2.3.2 Метод составляющих………………………………………….30
2.3.3 Метод Министерства экономики……………………………..31
2.3.4 Метод подбора графика погашения кредита………………...32
3 Использование лизинга на транспорте……………………………………...34
3.1 Лизинг авиатехники…………………………………………………….34
3.2 Лизинг автотранспортных средств………………………………….…39
4 Заключение…………………………………………………………………...50
5 Список литературы…………………………………………………………..52

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по лизингу(финансы организаций).doc

— 290.50 Кб (Скачать документ)

Необходимо отметить, что высокая стоимость воздушных судов, и соответственно высокие размеры ответственности страховщика в случае наступления страхового случая, приводят к тому, что страховщики предусматривают в договорах условия об ограничении своей ответственности (возмещение расходов на ремонт агрегатов и приобретения запасных частей пропорционально отношению остатка ресурса к назначенному ресурсу), что, безусловно, не отвечает интересам страхователей и самой сути страхования.

Что касается страхования  риска неполучения лизинговых платежей, то, несмотря на высокий уровень заинтересованности лизингодателей в данном виде страховых услуг, на сегодняшний день, страховые учреждения не могут предоставить его в должном объеме.

На сегодняшний день отсутствует система государственной регистрации права собственности на воздушные суда. Регистрация воздушных судов в государственном реестре Воздушных судов Российской Федерации преследует цель учета воздушных судов с возможностью последующего контроля за обеспечением летной годности и безопасностью полетов. При этом выдача свидетельства о государственной регистрации не подтверждает никаких прав на воздушное судно. В связи с этим, единственными документами, свидетельствующими о праве собственности лица, являются договор купли-продажи и акты приемки-передачи. Безусловно, данное обстоятельство не отвечает интересам собственников, так как, с одной стороны, право собственности возникает с момента  регистрации, с другой стороны порядок регистрации не урегулирован. При этом отсутствие документа, выданного в установленном порядке государственными органами РФ, порождает возможности для злоупотреблений и оспаривания прав со стороны недобросовестных субъектов.   Для разрешения данной ситуации возможно предпринять следующее: в продолжение положений ГК РФ, с учетом особенностей такого объекта как воздушное судно, прописать на законодательном уровне порядок регистрации права собственности на воздушное судно. В связи с тем, что при регистрации проверяются достаточность и достоверность документов, подтверждающих законность приобретения или владение имуществом, можно совместить существующий порядок регистрации воздушных судов с процедурой регистрации права собственности на воздушное судно. В этом случае полномочия по осуществлению регистрации права собственности на воздушное судно было бы логично передать Федеральной службе по надзору в сфере транспорта15.   

В России лизинг авиационной  техники развит недостаточно. Как  правило, это объясняется экономическими и юридическими проблемами. Ограничения в применении лизинговых схем в отечественной авиации зависят: во-первых, от относительно небольшого объема капитала национальной банковской системы и большой стоимости банковских кредитов; во-вторых, от недостатков российского законодательства в области финансовой аренды.

Кроме того, препятствием для развития лизинга отечественной авиатехники является и сама техника. Парк гражданской авиации в России является на сегодня одним из самых устаревших среди развитых стран мира. Лайнеры, являющиеся сегодня основой и гордостью российской авиации, проектировались в 80-х годах прошлого века и не могут конкурировать с современными иностранными самолетами по экономичности. Если доля топлива в расходах западных авиаперевозчиков не превышает 25%, то в России этот показатель равен 50%. В выборе лизингодателем объекта для совершения сделки определяющим фактором является спрос конечного получателя, востребованность конкретной авиатехники.                          На сегодняшний день в России практически единицы компаний готовых взять в лизинг авиаоборудование, и в основном, это компании, занимающиеся частными перевозками.

Государственный сектор является заинтересованным лицом лишь опосредованно. Авиакомпании-лизингополучатели, такие, как например,  ГТК «Россия», ФГУАП «Кавминводыавиа», ФГУП «Пермские Авиалинии» и т. п., зачастую являются государственными предприятиями или на 100% принадлежат государству.

На данный момент современная  вертолетная техника российского  производства более конкурентоспособна, чем отечественные самолеты, однако наиболее востребованным сегментом является лизинг самолетов. Данная тенденция связана с несколькими факторами. Во-первых, возможность приобретения вертолета в собственность без заключения сделки лизинга выше, чем возможность покупки самолета. Во-вторых, для отечественных авиакомпаний наиболее остро стоит проблема перевооружения самолетного парка, что обусловлено, прежде всего, состоянием авиаотрасли в целом, кризисом провозных мощностей. Отсюда неизбежно вытекает и тот факт, что количество компаний, испытывающих необходимость в лизинге самолета, значительно превосходит число потенциальных клиентов в сегменте лизинга вертолетов. 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что лизинг авиа техники у российских компаний становится все более восстербованым. Однако развитие лизинговых отношений в данной отрасли сдерживает неразвитость законодательства, неразвитость страховых отношений в данном сегменте рынка.

3.2 Лизинг автотранспортных средств

По статистическим данным негосударственных (неофициальных) исследований, рост лизинговых сделок с автотранспортом в стоимостном выражении весьма велик.  По данным, российской ассоциации лизинговых компаний "Рослизинг" в период с 2004 г. по 2006 г. стоимость лизинговых сделок с автотранспортом увеличилась с 11,3 млрд. рублей до 44 млрд. рублей, т.е. почти в четыре раза за 2 года.

По данным исследований, начатых еще несколькими годами ранее и публикуемых В. Газманом в журнале "Лизинг-ревю", с 2000 по 2005 год стоимость всех заключенных и профинансированных договоров лизинга выросла - с $1415 млн. до $8510 млн., т.е. более чем в шесть раз за 5 лет. За этот период времени удельный вес лизинга автотранспортных средств в общем объеме лизинга вырос с 11 до 24,8%, то есть более чем вдвое.

По данным РА "Эксперт" доля лизинга грузового и легкового  автотранспорта в стоимостном выражении составляла примерно 13% всего российского лизингового бизнеса в 2003 г., а в 2006 г. уже примерно четверть всего российского лизинга.

На основании приведенных  данных можно говорить не только о  росте лизинга автотранспорта в течении 6 лет, но и о том, что в период с 2000 г. по 20006 годы, темпы роста лизинга автотранспорта опережали рост лизингового рынка в целом.

Рост "автолизинга" последних лет объясняется рядом  обстоятельств. Во-первых, в целом благоприятные макроэкономические изменения, такие как развитие предпринимательства и снижение стоимости заемного капитала. Развитие предпринимательства расширило спрос на лизинговые услуги, а уменьшение стоимости заемного капитала способствовало большей доступности заимствований по договорам финансовой аренды (лизинга). Показательно в этом смысле снижение ставок рефинансирования ЦБ РФ с более чем 20% в начале 2000 гг. до 12 % в начале 2006 года. Во-вторых, в условиях усиливающийся конкуренции на рынке автотранспортных средств, производители и дилеры все чаще предлагают автотранспорт на условиях покупки в кредит или на условиях лизинга. Наиболее заметны в этом смысле производители и дилеры легковых иномарок Ford, Toyota, Volvo, Volkswagen и Audi; из грузовых IVECO. Из отечественных марок чаще всего в лизинг предлагаются грузовые автомобили КАМАЗ и ЗИЛ и, кроме того, уже можно сказать традиционным предметом лизинга для многих лизинговых компаний стали автомобили "Газель" и пассажирские автобусы. В-третьих, в условиях конкуренции на рынке банковских услуг, банки расширили свои "линейки" кредитных продуктов и, произошло существенное увеличение предложений "автолизинга" через аффилированные с банками лизинговые компании. В-четвертых, иногда государство предоставляет субсидии преференции лизинговых сделок на федеральном и на региональном уровнях. Это касается субсидирования процентных ставок по связанным с лизингом кредитам, субсидий на погашение, непосредственно, лизинговой задолженности, региональных льгот по налогу на имущество и (или) льгот по налогу на прибыль при наличии определенных обстоятельств в хозяйственной деятельности арендаторов по договорам лизинга (лизингополучателей).

И еще несколько немаловажных факторов увеличения автолизинга обусловлено особыми характеристиками автотранспорта как этого класса имущества, развитием инфраструктуры лизингового рынка и бизнес - технологий самих лизинговых компаний. В-пятых, традиционно более высокая ликвидность автотранспортных средств, по сравнению с иными предметами лизинга, такими как технологическое оборудование, например. Высокая ликвидность и наличие вторичного рынка автотранспортных средств значительно облегчает условия передачи такого имущества в кредит или в лизинг. В-шестых, произошли изменения в законодательстве для лизинговой деятельности, расширяющие легальные возможности оформления лизинговых сделок и их реализации.

В-седьмых, оптимизация  технологий подготовки и проведения лизинговых сделок лизинговыми компаниями. Все чаще используются упрощенные и  ускоренные техники взаимодействия лизинговых компаний с потенциальными клиентами, например, скоринговые модели рассмотрения заявок на лизинг. В-восьмых, все большую роль начинает играть финансовое и торговое посредничество в лизинговой деятельности, а также развитие схем страхования рисков.

С каждым годом растет число лизинговых компаний, предоставляющих лизинг автотранспорта. По данным ассоциации "Рослизинг", к середине этого года таковых уже более 400. По состоянию на конец 2006 г., совокупная величина переданного в лизинг автотранспорта составила примерно 28,6 тыс. шт., в т.ч.: легковые автомобили 12,6 тыс. шт., не легковые автомобили 14 тыс. шт. и спецавтотехника 2 тыс. шт. В стоимостном выражении, самым капиталоемким сегментом российского автолизинга является лизинг нелегковых автомобилей - 26,5 млрд. руб., лизинг легковых автомобилей и спецавтотехники имеет показатели 11,7 млрд. руб. и 5,8 млрд. руб., соответственно.

К настоящему моменту, лизинговые компании способны предложить своим  потенциальным клиентам, преимущественно  юридическим лицам, условия сделок, вполне конкурентоспособные относительно автокередитования. Конкретнее, в среднем, маржа (наценка) лизинговых компаний относительно базовых стоимостей активов (транспортных средств) составляет от 8 до 20 %, сроки сделок достаточно коротки - от 19 до 27 мес., а средняя доля авансов, уплачиваемых арендаторами (лизингополучателями) составляет 12-15% от стоимостей сделок, указанных в договорах.

Ввиду благоприятных  экономических условий и быстрого распространения автолизинга в  последние годы, стала возможна стандартизация таких услуг, и, соответственно, сроки принятия решений о лизинге автотранспорта обычно коротки.

Однако региональная структура лизинга автотранспортных средств все еще имеет явный  дифферент в пользу Центрального федерального округа, который занимает почти 83%, в т.ч. Москва 4,3%. Остальные регионы, исключая Поволжский ФО с 7,5%, представлены несущественно. Т.е. новая практика авитолизинга, отработанная лизинговыми компаниями в Центральном Федеральном округе, пока еще слабо используется в других регионах страны. Компании-лидеры российского автолизинга уже имеют немаленькую филиальную сеть в регионах страны и продолжают ее развивать, но это новая тенденция последних нескольких лет и, для развития автолизинга в регионах, просто, важен фактор времени - несколько лет.

Все тенденции развития автолизинга можно обобщить в две группы, первая из которых - рост спроса на лизинговые услуги, а вторая - усиление конкуренции для лизинговых компаний. Заметен рост спроса на автолизинг со стороны бизнеса разных масштабов:

    • Со стороны представителей малого бизнеса. По данным консалтинговой группы KPMG, объем рынка лизинга для малого бизнеса ежегодно удваивается; 2/3 лизинговых сделок с малым бизнесом - сделки автолизинга; доля сделок с малым бизнесом достигает 27% в общем объеме российского автолизинга.
    • Со стороны представителей среднего и крупного бизнеса. Происходит периодическое обновление корпоративных автопарков. По данным консалтинговой группы KPMG, около 30% корпоративных автопарков в лизинге; около 10-15% легковых автомобилей передается в лизинг для их использования руководством компаний и, в этой части автолизинга видится тенденция к росту.

Увеличивается спрос  на лизинг автотранспорта в регионах, особенно в условиях дорогих заемных ресурсов с одной стороны и распространения информации о лизинге с другой стороны. Усиление конкуренции на рынке лизинга автотранспорта характеризуется следующими обстоятельствами:

    • Активный выход на рынок лизинговых услуг иностранных производителей и дилеров автотранспорта.
    • Лизинговые компании, не первый год работающие на российском лизинговом рынке, для увеличения своего бизнеса и повышения его эффективности создают и наращивают региональные филиальные сети.
    • Поскольку автолизинг становится все более и более стандартной услугой, и новые и уже работающие лизинговые компании делают ставку на стандартизацию бизнес-процессов и на информационные технологии в управлении. Ввиду указанных обстоятельств, в ближайшие годы состав компаний-лидеров российского автолизинга может измениться.

Автолизинг является относительно молодой услугой на финансовом рынке России, но продолжает интенсивно развиваться и наращивать обороты. Если раньше основными потребителями данной услуги были, нерезиденты и компании с иностранным капиталом, то в течение последних двух лет к услуге автолизинга для пополнения корпоративного автопарка все чаще прибегают российские предприятия. Популярность автолизинга эксперты объясняют тем, что малый и средний бизнес стал более информирован, и таким образом успешно переходит на европейские стандарты сопровождения бизнеса.

По разным оценкам, прирост  объема новых сделок в автолизинге  за последние годы составляет от 40% и более ежегодно. Эксперты отмечают, что переломным в этой сфере стала половина 2005 года. В 2006 году объем новых договоров финансового лизинга составил 15-17 млрд. долларов, при этом сегмент автолизинга составил 3,5-3,9 млрд. долларов, то есть одну третью часть. По оценкам автодилеров, объем продаж автомобилей в лизинг в общем объеме продаж автомобилей на протяжении последних трех лет сохраняется на уровне 20-25%, тогда как продажи в кредит - почти 50%. К 2015 году суммарный объем продаж автомобилей в кредит и лизинг может достичь 50%, в то время как объем продаж новых автомобилей прогнозируется на уровне 3 млн. автомобилей в год.

Информация о работе Лизинг как источник финансирования