Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:19, курсовая работа
Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источниках их получения, а также уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы. Это объясняется тем, что в современной экономике именно фирма производят основную массу товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности человека.
В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться стабильного
Введение………………………………………………………….........................3
1 Теоретические основы лизинга……………………………………………….6
1.1 Сущность лизинга, его классификация…………………………………6
1.2 Правовые основы лизинговых отношений……………………………14
2 Лизинг в системе источников финансирования предприятия…………….19
2.1 Источники финансирования предприятия и их классификация…….19
2.2 Общая характеристика лизинга………………………………………..20
2.3 Методика расчета лизинговых сделок………………………………...27
2.3.1 Метод финансовых рент (аннуитетов)……………………….28
2.3.2 Метод составляющих………………………………………….30
2.3.3 Метод Министерства экономики……………………………..31
2.3.4 Метод подбора графика погашения кредита………………...32
3 Использование лизинга на транспорте……………………………………...34
3.1 Лизинг авиатехники…………………………………………………….34
3.2 Лизинг автотранспортных средств………………………………….…39
4 Заключение…………………………………………………………………...50
5 Список литературы…………………………………………………………..52
Необходимо отметить, что высокая стоимость воздушных судов, и соответственно высокие размеры ответственности страховщика в случае наступления страхового случая, приводят к тому, что страховщики предусматривают в договорах условия об ограничении своей ответственности (возмещение расходов на ремонт агрегатов и приобретения запасных частей пропорционально отношению остатка ресурса к назначенному ресурсу), что, безусловно, не отвечает интересам страхователей и самой сути страхования.
Что касается страхования риска неполучения лизинговых платежей, то, несмотря на высокий уровень заинтересованности лизингодателей в данном виде страховых услуг, на сегодняшний день, страховые учреждения не могут предоставить его в должном объеме.
На сегодняшний день отсутствует система государственной регистрации права собственности на воздушные суда. Регистрация воздушных судов в государственном реестре Воздушных судов Российской Федерации преследует цель учета воздушных судов с возможностью последующего контроля за обеспечением летной годности и безопасностью полетов. При этом выдача свидетельства о государственной регистрации не подтверждает никаких прав на воздушное судно. В связи с этим, единственными документами, свидетельствующими о праве собственности лица, являются договор купли-продажи и акты приемки-передачи. Безусловно, данное обстоятельство не отвечает интересам собственников, так как, с одной стороны, право собственности возникает с момента регистрации, с другой стороны порядок регистрации не урегулирован. При этом отсутствие документа, выданного в установленном порядке государственными органами РФ, порождает возможности для злоупотреблений и оспаривания прав со стороны недобросовестных субъектов. Для разрешения данной ситуации возможно предпринять следующее: в продолжение положений ГК РФ, с учетом особенностей такого объекта как воздушное судно, прописать на законодательном уровне порядок регистрации права собственности на воздушное судно. В связи с тем, что при регистрации проверяются достаточность и достоверность документов, подтверждающих законность приобретения или владение имуществом, можно совместить существующий порядок регистрации воздушных судов с процедурой регистрации права собственности на воздушное судно. В этом случае полномочия по осуществлению регистрации права собственности на воздушное судно было бы логично передать Федеральной службе по надзору в сфере транспорта15.
В России лизинг авиационной техники развит недостаточно. Как правило, это объясняется экономическими и юридическими проблемами. Ограничения в применении лизинговых схем в отечественной авиации зависят: во-первых, от относительно небольшого объема капитала национальной банковской системы и большой стоимости банковских кредитов; во-вторых, от недостатков российского законодательства в области финансовой аренды.
Кроме того, препятствием для развития лизинга отечественной авиатехники является и сама техника. Парк гражданской авиации в России является на сегодня одним из самых устаревших среди развитых стран мира. Лайнеры, являющиеся сегодня основой и гордостью российской авиации, проектировались в 80-х годах прошлого века и не могут конкурировать с современными иностранными самолетами по экономичности. Если доля топлива в расходах западных авиаперевозчиков не превышает 25%, то в России этот показатель равен 50%. В выборе лизингодателем объекта для совершения сделки определяющим фактором является спрос конечного получателя, востребованность конкретной авиатехники. На сегодняшний день в России практически единицы компаний готовых взять в лизинг авиаоборудование, и в основном, это компании, занимающиеся частными перевозками.
Государственный сектор
является заинтересованным лицом лишь
опосредованно. Авиакомпании-
На данный момент современная
вертолетная техника
Таким образом, можно сделать вывод о том, что лизинг авиа техники у российских компаний становится все более восстербованым. Однако развитие лизинговых отношений в данной отрасли сдерживает неразвитость законодательства, неразвитость страховых отношений в данном сегменте рынка.
3.2 Лизинг автотранспортных средств
По статистическим данным негосударственных (неофициальных) исследований, рост лизинговых сделок с автотранспортом в стоимостном выражении весьма велик. По данным, российской ассоциации лизинговых компаний "Рослизинг" в период с 2004 г. по 2006 г. стоимость лизинговых сделок с автотранспортом увеличилась с 11,3 млрд. рублей до 44 млрд. рублей, т.е. почти в четыре раза за 2 года.
По данным исследований, начатых еще несколькими годами ранее и публикуемых В. Газманом в журнале "Лизинг-ревю", с 2000 по 2005 год стоимость всех заключенных и профинансированных договоров лизинга выросла - с $1415 млн. до $8510 млн., т.е. более чем в шесть раз за 5 лет. За этот период времени удельный вес лизинга автотранспортных средств в общем объеме лизинга вырос с 11 до 24,8%, то есть более чем вдвое.
По данным РА "Эксперт" доля лизинга грузового и легкового автотранспорта в стоимостном выражении составляла примерно 13% всего российского лизингового бизнеса в 2003 г., а в 2006 г. уже примерно четверть всего российского лизинга.
На основании приведенных данных можно говорить не только о росте лизинга автотранспорта в течении 6 лет, но и о том, что в период с 2000 г. по 20006 годы, темпы роста лизинга автотранспорта опережали рост лизингового рынка в целом.
Рост "автолизинга"
последних лет объясняется
И еще несколько немаловажных факторов увеличения автолизинга обусловлено особыми характеристиками автотранспорта как этого класса имущества, развитием инфраструктуры лизингового рынка и бизнес - технологий самих лизинговых компаний. В-пятых, традиционно более высокая ликвидность автотранспортных средств, по сравнению с иными предметами лизинга, такими как технологическое оборудование, например. Высокая ликвидность и наличие вторичного рынка автотранспортных средств значительно облегчает условия передачи такого имущества в кредит или в лизинг. В-шестых, произошли изменения в законодательстве для лизинговой деятельности, расширяющие легальные возможности оформления лизинговых сделок и их реализации.
В-седьмых, оптимизация технологий подготовки и проведения лизинговых сделок лизинговыми компаниями. Все чаще используются упрощенные и ускоренные техники взаимодействия лизинговых компаний с потенциальными клиентами, например, скоринговые модели рассмотрения заявок на лизинг. В-восьмых, все большую роль начинает играть финансовое и торговое посредничество в лизинговой деятельности, а также развитие схем страхования рисков.
С каждым годом растет число лизинговых компаний, предоставляющих лизинг автотранспорта. По данным ассоциации "Рослизинг", к середине этого года таковых уже более 400. По состоянию на конец 2006 г., совокупная величина переданного в лизинг автотранспорта составила примерно 28,6 тыс. шт., в т.ч.: легковые автомобили 12,6 тыс. шт., не легковые автомобили 14 тыс. шт. и спецавтотехника 2 тыс. шт. В стоимостном выражении, самым капиталоемким сегментом российского автолизинга является лизинг нелегковых автомобилей - 26,5 млрд. руб., лизинг легковых автомобилей и спецавтотехники имеет показатели 11,7 млрд. руб. и 5,8 млрд. руб., соответственно.
К настоящему моменту, лизинговые компании способны предложить своим потенциальным клиентам, преимущественно юридическим лицам, условия сделок, вполне конкурентоспособные относительно автокередитования. Конкретнее, в среднем, маржа (наценка) лизинговых компаний относительно базовых стоимостей активов (транспортных средств) составляет от 8 до 20 %, сроки сделок достаточно коротки - от 19 до 27 мес., а средняя доля авансов, уплачиваемых арендаторами (лизингополучателями) составляет 12-15% от стоимостей сделок, указанных в договорах.
Ввиду благоприятных
экономических условий и
Однако региональная
структура лизинга
Все тенденции развития автолизинга можно обобщить в две группы, первая из которых - рост спроса на лизинговые услуги, а вторая - усиление конкуренции для лизинговых компаний. Заметен рост спроса на автолизинг со стороны бизнеса разных масштабов:
Увеличивается спрос на лизинг автотранспорта в регионах, особенно в условиях дорогих заемных ресурсов с одной стороны и распространения информации о лизинге с другой стороны. Усиление конкуренции на рынке лизинга автотранспорта характеризуется следующими обстоятельствами:
Автолизинг является относительно молодой услугой на финансовом рынке России, но продолжает интенсивно развиваться и наращивать обороты. Если раньше основными потребителями данной услуги были, нерезиденты и компании с иностранным капиталом, то в течение последних двух лет к услуге автолизинга для пополнения корпоративного автопарка все чаще прибегают российские предприятия. Популярность автолизинга эксперты объясняют тем, что малый и средний бизнес стал более информирован, и таким образом успешно переходит на европейские стандарты сопровождения бизнеса.
По разным оценкам, прирост объема новых сделок в автолизинге за последние годы составляет от 40% и более ежегодно. Эксперты отмечают, что переломным в этой сфере стала половина 2005 года. В 2006 году объем новых договоров финансового лизинга составил 15-17 млрд. долларов, при этом сегмент автолизинга составил 3,5-3,9 млрд. долларов, то есть одну третью часть. По оценкам автодилеров, объем продаж автомобилей в лизинг в общем объеме продаж автомобилей на протяжении последних трех лет сохраняется на уровне 20-25%, тогда как продажи в кредит - почти 50%. К 2015 году суммарный объем продаж автомобилей в кредит и лизинг может достичь 50%, в то время как объем продаж новых автомобилей прогнозируется на уровне 3 млн. автомобилей в год.