Межбюджетные отношения и их развитие в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:50, реферат

Описание

Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами власти местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

Работа состоит из  1 файл

межбюджетные отношения.docx

— 27.87 Кб (Скачать документ)

Академия  труда и социальных отношений 
 
 
 
 

ДИСЦИПЛИНА: «БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ» 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

  «Межбюджетные отношения и их развитие в Российской Федерации» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      1. Межбюджетные отношения  и их развитие в Российской Федерации 

     Все бюджеты, входящие в бюджетную систему  страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.

     Межбюджетные  отношения – это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами власти местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

     Межбюджетные  отношения основываются на следующих  принципах:

  • Сочетание интересов всех участников межбюджетных отношений;
  • Распределение и закрепление расходов бюджетов по определённым уровням бюджетной системы РФ;
  • Разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;
  • Сокращение дотационности и количества дотационных бюджетов за счёт оптимизации встречных финансовых потоков и наращивания налогового потенциала на соответствующих территориях;
  • Равенство бюджетных прав субъектов РФ, бюджетных прав муниципальных образований; всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, а местных бюджетов – с бюджетом соответствующего субъекта РФ;
  • Выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;
  • Применение в межбюджетных отношениях единых для всех субъектов Федерации методологии и критериев, учитывающих их особенности;
  • Наличие ответственности органов власти разных уровней за соблюдение обязательств, предусмотренных межбюджетными отношениями.

     В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов  РФ и из бюджетов субъектов РФ –  в местные бюджеты.

     В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной  системы заложен принцип равенства  бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных  бюджетов с региональными бюджетами, который предусматривает использование единой методики расчёта нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчёта финансовой помощи региональным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.

     Бюджетным кодексом РФ (ст. 48) установлено, что при распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов РФ должны составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета РФ.

     Для обеспечения расходов территориальных  бюджетов (республиканских, республик в составе РФ, краевых, областных, окружных, местных) они должны иметь соответствующие доходы.

     Доходы  территориальных бюджетов состоят  из собственных и регулирующих.

     Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закреплённые на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации.

     Это налоговые доходы, закреплённые за соответствующими бюджетами, бюджетами  государственных внебюджетных фондов законодательством РФ, и неналоговые  доходы, определённые нормативными актами, а также безвозмездные перечисления.

     Собственные доходы составляют меньшую часть  доходов территориальных бюджетов. Для финансового обеспечения  выполнения возложенных на региональные и местные органы власти функций, экономического и социального развития территорий, сбалансированности территориальных  бюджетов им из бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регулирования передаются регулирующие доходы.

     Регулирующие  доходы бюджетов – это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов.

     В соответствии со ст. 48 Бюджетного кодекса РФ нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передаёт регулирующие доходы.

     К регулирующим доходам территориальных  бюджетов относятся также трансферты – средства, поступающие из федерального и региональных фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по установленным правительством методике и формуле.

     Кроме отчислений от федеральных и региональных налогов, средств, поступающих из фондов финансовой поддержки для сбалансирования  территориальных бюджетов, используются дотации, субвенции и субсидии.

     Дотация – это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

     Субвенция – это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов.

     В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса в случае нецелевого использования субвенций и субсидий и нарушения сроков их использования сумма их может быть востребована органами власти, выдавшими эти средства.

     Субсидия  – это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.

     Общую схему собственных и регулирующих доходов территориальных бюджетов можно представить в следующем  виде. 

Доходы  территориальных  бюджетов
 
Собственные доходы   Регулирующие  доходы

     

Налоговые доходы, закрепленные за соответствующим  бюджетом Неналоговые доходы соответствующего бюджета

     

Отчисления  от федеральных и региональных налогов Средства из фондов финансовой поддержки регионов Дотации, субвенции, из вышестоящих бюджетов Средства, полученные из вышестоящего бюджета в порядке  взаимных расчетов

     Рис. Общая схема собственных и  регулирующих доходов территориальных бюджетов 

     Нужно отметить, что дотация, субвенция  и субсидия как методы наделения  финансовыми ресурсами территориальных  бюджетов несовершенны. Такая практика передачи средств не способствует развитию хозяйственной инициативы местных  администраций, снижает их воздействие  на экономические процессы на территории и уменьшает на этой основе возможности перевыполнения доходной части их бюджетов, ослабляет финансовый контроль.

     Тем не менее, отмечая негативные стороны дотаций, субвенций и субсидий, полностью исключить их как методы наделения территориальных бюджетов необходимыми средствами нельзя. При формальном подходе к решению проблемы ликвидации дотации этих бюджетов и передаче им в больших размерах отчислений от неустойчивых источников доходов их положение может быть ухудшено. Это приведёт к постоянным кассовым разрывам и необходимости многократного обращения за ссудами из вышестоящих бюджетов. В целом это осложнит финансирование плановых мероприятий.

     Поэтому не всегда и не везде нужно стремиться к замене дотаций, субвенций и  субсидий любыми средствами. Они необходимы в тех населённых пунктах, где в силу сложившихся условий и проводимой политики в области охраны окружающей среды, наличия исторических памятников и других причин, экономический потенциал не может быть расширен в таких размерах, чтобы обеспечить территориальное формирование доходов. Местные же источники не в состоянии обеспечить покрытие необходимых расходов. Примером могут служить города и посёлки – курорты, города – исторические и архитектурные заповедники, научные центры и др. Субвенции же следует выдавать целевым назначением на определённые мероприятия, на осуществление которых на местах не хватает средств.

     Помимо  отчислений от государственных доходов  и налогов, трансфертов, дотаций, субсидий и субвенций, значительным источником формирования доходной части территориальных  бюджетов являются средства, полученные из других бюджетов. В порядке взаимных расчётов часть средств передаётся из вышестоящего бюджета в нижестоящий. Следует отметить, что при этом большая часть оседает в нижестоящих бюджетах.

     В значительной степени этот вид доходов  в последние десятилетия заменял  прямую дотацию. Из всех регулирующих доходов этот источник наименее пригоден для обеспечения территориальных  бюджетов финансовыми ресурсами. Если отчисления от государственных доходов  и налогов, трансферты, дотации, субсидии, субвенции заранее планируются  в доходах этих бюджетов, то средства, передаваемые им в процессе исполнения бюджета, ставят их в ещё большую зависимость от вышестоящих бюджетов.

     Основные  подходы к реформированию межбюджетных отношений определены в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. В основе реформирования межбюджетных отношений в РФ лежат следующие мероприятия:

  • существенное сокращение объёмов финансовой помощи из Федерального фонда финансовой поддержки регионов, при этом число регионов, получающих средства, уменьшается незначительно;
  • определение расходов региональных бюджетов на нормативной основе;
  • постепенный переход к оказанию помощи инвестиционного характера на принципах самофинансирования;
  • ведение особого финансового режима для регионов, особо нуждающихся в финансовой поддержке.

     Реформа межбюджетных отношений должна обеспечивать: повышение эффективности использования  и управления финансовыми ресурсами  бюджетной системы страны; выравнивание возможностей реализации на всей территории РФ минимального уровня установленных  Конституцией РФ и федеральным законодательством  социальных гарантий, финансирование которых должно осуществляться из бюджетов всех уровней.

     Для реализации поставленных задач намечены следующие направления их решения:

     1) разграничение расходных полномочий  и ответственности между органами власти и управления разных уровней;

     2) разграничение налоговых источников  между уровнями бюджетной системы РФ;

     3) выравнивание бюджетной обеспеченности  субъектов РФ для реализации текущих расходов их бюджетов за счёт средств Фонда финансовой поддержки;

     4) консолидация расходов федерального  бюджета, предназначенных для финансирования капитальных вложений в субъектах РФ в Федеральном фонде регионального развития;

     Предполагается  осуществить переход на нормативную  основу определения бюджетных потребностей при оказании помощи на текущие расходы  из федерального бюджета. При этом нормативы  должны базироваться на минимальных  государственных стандартах и социальных нормативов с учётом реальных возможностей консолидированного бюджета РФ по их финансированию в данном финансовом году. Дифференциация нормативов по регионам должна производиться по единой методике с учётом объективно обусловленных  географических, природно-климатических и социально-экономических особенностей.

Информация о работе Межбюджетные отношения и их развитие в Российской Федерации