Международные финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 20:23, лекция

Описание

Международные финансы - совокупность отношений, связанных с созданием и использованием денежных средств, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности государствами, фирмами, другими юридическими и физическими лицами .

Работа состоит из  1 файл

Tema_9.docx

— 43.84 Кб (Скачать документ)

     Тема 9.Міжнародні фінанси

     1.Суть  та функції міжнародних  фінансів.

     Международные финансы - совокупность отношений, связанных  с созданием и использованием денежных средств, необходимых для  осуществления внешнеэкономической  деятельности государствами, фирмами, другими юридическими и физическими лицами .

       Движение денежных потоков в  мировом хозяйстве производится  по следующим направлениям:

      - Взаимоотношения между субъектами  хозяйствования разных стран; 

      - Взаимоотношения государства с  правительствами других стран  и международными организациями; 

      - Взаимоотношения государства и  субъектов мирохозяйственных связей  с международными финансовыми  институтами. 

       Субъектами международных финансовых  отношений являются правительства,  предприятия, фирмы, банки, учреждения  и физические лица.

       Всего перераспределение финансовых  средств в мировом масштабе  обеспечивает рост конкуренции  и эффективное использование  производственных мощностей и  других ресурсов экономического  развития.

       Международные финансовые операции  осуществляются в денежных, валютных  и фондовых рынках.  Сущность  этих рынков меняется под воздействием  научно-технологической революции,  транснационализации и глобализации  экономических процессов. 

       Для понимания сущности международных  финансов и правильного построения  международной финансовой политики  следует выяснить присущие им  свойства, их социально-экономическую  роль.  Речь идет о назначении (функции) международных финансов.  Анализ международных финансов  свидетельствует, что им характерны  распределительная и контрольная  функции. 

       Сущность распределительной функции  заключается в том, что с  помощью механизма международных  финансов осуществляется денежный  распределение и перераспределение  мирового продукта.  Такие процессы  являются не хаотическими, а определяются  объективными закономерностями: капитал  движется в поисках самой нормы  прибыли; важным фактором являются  риски, связанные с получением  прибыли, движение капиталов отражает  также действие закона пропорционального  развития.  Определенное влияние  на распределение мирового общественного  продукта имеет и политика (интересы) субъектов международных отношений.  На отдельных этапах исторического  развития объективные закономерности  и политика (интересы) субъектов  международных отношений в известной  мере совпадают.  Но они могут  и противоречить друг другу. 

       Контрольная функция основывается  на том, что международные финансы  отражают движение общественного  продукта в денежной, т.е. универсальной  (сопоставимых) форме.  Это позволяет  осуществлять в любое время,  на любом этапе учет и анализ  движения мирового общественного  продукта в денежной форме.  Информация, полученная во время  такого анализа, является основой  для принятия дальнейших решений  по международным финансам, разработки  текущей и стратегической международной  финансовой политики.  Возможность  и эффективность практической  реализации контрольной функции  зависят от степени понимания  этой возможности, политики государства,  характера и уровня экономического  развития, технического оснащения  процесса сбора и обработки  информации.

       На современном этапе экономического  развития международные финансы  имеют форму довольно сложной  системы международных потоков  денежных средств и связанных  с ними отношений. 

       Международные финансы - историческая  категория, которая постоянно  развивается.  В основе их развития - объективные социально-экономические  законы и закономерности.

     2.Міжнародне  фінансове право. 

     Развитие  международных денежных потоков  и связанных с ними отношений  требует создания определенной системы  управления этими процессами. На уровне отдельных государств и межгосударственном уровне создаются механизмы контроля и регулирования международных  финансов.

       Для упорядочения международного  финансового механизма формируется  международное финансовое право.  Оно представляет собой систему  юридических принципов и норм, регулирующих международные финансовые  отношения, и состоит из двух  подсистем: финансового права  на межгосударственном уровне  и норм национального финансового  права отдельных стран, регулирующие  международные финансовые отношения  этих стран. Нормы последнего  должны согласовываться с положениями  межгосударственного права. 

       Межгосударственное финансовое  право является частью международного  дипломатического и экономического  права и формируется в виде: двусторонних и многосторонних  соглашений, которых должны придерживаться  субъекты международных отношений;  международных обычаев; актов  международных конференций и  совещаний; отдельных документов  международных организаций. 

       Основные принципы современного  международного финансового права  закреплены в Уставе Организации  Объединенных Наций (ООН) и  уставах его подразделений: Международного  валютного фонда (МВФ), Всемирного  банка и др.

       Различают международное публичное  право и международное частное  право, которые связаны между  собой. Часть норм международного  частного права непосредственно  вытекает из общих норм международного  публичного права. Международное  частное право отличается от  публичного тем, что субъектами  первого рядом с государствами  являются физические и юридические  лица.

       Международное публичное право  начало формироваться еще в  незапамятные времена. В XV в.  проявлением этого было становление  института постоянных дипломатических  представителей. В XVI в. большинство  государств Европы имели свои  постоянные ведомства внешних  отношений. 

       Международное частное право  - это совокупность норм, которые  регулируют общественно-правовые  отношения международного характера  (имущественные и связанные с  ними неимущественные отношения,  а также отношения, регулируемые  нормами семейного, трудового  и процессуального права).

       Национальное финансовое право  пошло из государственного и  административного права. Отметим,  что во многих странах мира, даже высокоразвитых, финансовое  право еще не выделено в  самостоятельную отрасль права  и денежные отношения регулируются  нормами государственного и административного  права. 

       В Украине с принятием Закона  Украины «О внешнеэкономической  деятельности» (1991) было начато  формирование национального законодательства  по вопросам международных финансов. Дальнейшего развития это законодательство  получило после принятия Декрета  Кабинета Министров «О системе  валютного регулирования и валютного  контроля» (1993). В настоящее время  отдельные международные финансовые  отношения Украины регулируются  также нормами ее законодательства  по вопросам бюджета, налогов,  кредита, фондового рынка, банковской, страховой и инвестиционной деятельности.

       Права и обязанности субъектов  международных финансовых отношений  фиксируются в конституциях стран,  уставах и положениях государственных  органов и общественных организаций,  учредительных документах частных  предприятий. 

       Составной международного финансового  права является валютное законодательство. Валютное законодательство представлено  системой правовых норм, регулирующих  порядок осуществления международных  расчетов и других операций  с валютными ценностями как  внутри государства, так и за  ее пределами.

     3.Фінанси  міжнародних організацій. 

     Финансовая  деятельность международных организаций  связана с формированием и  использованием их бюджета и целевых  фондов. Формирование доходов осуществляется прежде всего за счет взносов стран, входящих в состав данной организации. Средства используются на основе утвержденного  бюджета. Рассмотрим финансы ведущих  международных организаций - ООН  и ЕС.

     Организация Объединенных Наций была основана в  конце Второй мировой войны с  целью поддержания мира. К сферам ее деятельности также входят экономические, социальные и гуманитарные проблемы, права человека, охрана окружающей среды.

     Деятельность  ООН осуществляется через ее органы и специализированные организации. Так, вопросами мира и безопасности занимаются департаменты операций по поддержанию мира, по вопросам разоружения  и регулирования вооружений. Экономическое  направление деятельности осуществляется через Конференцию по торговле и  развитию (ЮНКТАД), Организация промышленного  развития (ЮНИДО), Программа развития (ЮНДП), Региональные комиссии (например, Европейская экономическая комиссия) и др.. Социальная и гуманитарная политика проводится Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ), Фондом ООН в области  народонаселения (ЮНФПА), Всемирной  продовольственной советом (ЮНЕП), Центром  ООН по населенным пунктам (Хабитат) и другие. Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) проводит значительную работу, связанную с обеспечением экологической  безопасности на планете.

     Бюджет  ООН формируется за счет взносов  стран. Размер взносов определяется в зависимости от уровня экономического развития страны. В основе расчетов лежит норматив платежей, который  зависит от объемов ВНП данной страны.

     Сейчас  ООН переживает финансовый кризис, связанный с тем, что многие страны имеют задолженность по взносам  в ее бюджет. Это существенно сужает финансовые возможности ООН, затрудняет финансирование предусмотренных мероприятий.

     По  расходам бюджет ООН делится на две  части: административные и накладные  расходы и программные расходы. Административные и накладные расходы  сейчас составляют 38%, программные - 62%. Поставлена ​​задача сократить административные расходы до 25%, что позволит высвободившиеся  средства направить на социально-экономические  программы.

     Расходы бюджета ООН планируются в  разрезе отдельных подразделений  и организаций. При этом также  выделяются административные и накладные  расходы и сметы на отдельные  программы, выполняемые данным подразделением. Финансирование из бюджета ООН отдельных  стран осуществляется через реализацию на их территории соответствующих программ, а не в форме прямого выделения  средств. Так, в Украине реализуются  проекты по Программе развития (ЮНДП), Управление Верховного комиссара по делам беженцев (ЮНХКР), Детского фонда (ЮНИСЕФ), Фонда народонаселения (ЮНФПА), Международной организации труда (ИЛО), Международного агентства по атомной энергии (ИАЕА) .

     Европейский союз берет свое начало от созданного в 1957 г. с целью экономического сотрудничества Европейского экономического сообщества. Было сформировано общий рынок капиталов, товаров и услуг, отменены таможенные барьеры, осуществлена ​​унификация налогового законодательства, создано  европейскую валютную систему. Развитие интеграционных процессов завершился провозглашением Европейского Союза, в который входят следующие страны: Германия, Австрия, Дания, Бельгия, Франция, Голландия, Люксембург, Великобритания, Швеция, Финляндия, Португалия, Испания, Италия, Ирландия, Греция.

     Бюджет  ЕС формируется за счет поступлений  от стран Союза. Все доходы делятся  на две группы: взносы стран-членов и доходы бюджета ЕС. Взносы каждой страны в бюджет определяются в зависимости  от уровня ее экономического развития, который отображается в выработанном ВНП. Спецификой бюджета ЕС как звенья международных финансов является наличие  собственных доходов. К ним относятся, во-первых, пошлина и сельскохозяйственные налоги, которыми облагаются продукты, импортируемые из стран, не являющихся членами Союза. Во-вторых, важное место  занимает налог на добавленную стоимость, который устанавливается по единой для всех стран ставке относительно унифицированного во всех странах объекта  налогообложения (ставка налога не может  превышать 1,4%). Установлено лимит  бюджета ЕС - он не может превышать 1,2% общего объема ВНП Союза.  

     Расходы бюджета ЕС делятся на административные ("5%) и операционные (до 95%). Операционные расходы состоят из финансирования сельского хозяйства (до 50%), структурных  преобразований в экономике стран  Союза, научных исследований и образования, внешней деятельности (реструктуризация экономики стран Центральной  и Восточной Европы и подготовка их к вступлению в ЕС, предоставление технической и гуманитарной помощи и т.п.) .

Информация о работе Международные финансы