Международные валютные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2013 в 13:40, реферат

Описание

Целью данной работы является: выявить проблемы и обозначить перспективы взаимодействия Российской Федерации с международными экономическими и валютно-финансовыми организациями.
Задачи:
- выяснить причины возникновения и рассмотреть историю
развития международных экономических и валютно-финансовых организаций;
- рассмотреть причины и цели создания международных кредитно-финансовых отношений;
- описать деятельность основных видов международных валютно-кредитных организаций;
- оценить деятельность валютно-финансовых организаций в Российской Федерации, на примере взаимоотношений группой Всемирного банка.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты, функции международных финансовых организаций
1.1. Причины и цели создания международных кредитно-финансовых организаций.....................................................................................................................4
1.2. Значение экономического сотрудничества России с международными кредитно-финансовыми организациями.......................................................................6
2. Взаимоотношения России с международными кредитными организациями
2.1. Международный валютный фонд РФ на современном этапе..............................9
2.2. Группа всемирного банка и стратегия партнерства с РФ...................................12
2.3. Европейский банк реконструкции и развития и его стратегия для РФ на 2009-2012 годы........................................................................................................................20
2.4. Перспективы развития сотрудничества России с международными кредитными организациями.........................................................................................24
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВАЯ СЕМ..docx

— 147.51 Кб (Скачать документ)

Штаб-квартира МВФ находится  в Вашингтоне, округ Колумбия, и, ввиду его глобального охвата и тесных связей с государствами-членами, МВФ имеет также представительства  в странах по всему миру.

Россия подписала соглашение о вступлении в МВФ на правах ассоциированного члена 5 октября 1991 года, а 1 июня 1992 года официально стала 165-м членом МВФ, подписав Устав фонда.

Сегодня в России мало кто  вспоминает хронику середины 90-х  годов, когда кредиты МВФ, а также  Всемирного банка были единственной надеждой правительства на исполнение бюджета. В конце прошлого десятилетия, после финансового кризиса 1998 года, задолженность России по внешним  долгам в 1,1 раза превышала ВВП страны. Тогда российские переговорщики  наведывались в штаб-квартиру МВФ  лишь с одной целью – добиться реструктуризации наших долгов перед  иностранными кредиторами.

31 января 2005 года Россия  полностью погасила долг перед  Международным валютным фондом, осуществив платеж в размере  2,19 млрд. специальных прав заимствования,  что эквивалентно 3,33 млрд. долларов2. Таким образом, Россия сэкономила 204 млн. долларов, которые она должна была выплатить в случае погашения долга перед МВФ по графику до 2008 года.

В качестве источника заемных  средств Международный валютный фонд больше не представляет для России большего интереса. Единственное, чем  еще России интересно участие  в данном финансовом институте, так  это возможность решить проблему возвращения миллиардов долгов, что  задолжали ей другие страны.

Роль России в отношениях с международными финансовыми институтами  сегодня кардинально поменялась. Досрочно расплатившись со значительной частью своих долгов, сегодня она  с полным правом выступает за повышение  эффективности работы МВФ. В самом  МВФ видят свою задачу в формировании кредитного фонда для поддержания  платежного баланса развивающихся  стран и государств, не обладающих серьезными золотовалютными резервами.

Стоит также отметить, что  Россия как активный получатель кредитов МВФ в 90-е годы, на сегодняшнем  этапе сама готова кредитовать МВФ. Так, в ноябре 2008 года Россия предоставила Международному валютному фонду (МВФ) $640 млн.3 на кредиты другим странам. Квота России в МВФ в то время составляла всего 2,7%. Для сравнения – квота США составляла 17%. Для принятия ключевых решений в деятельности МВФ по уставу необходимо не менее 85% голосов. В результате США в одиночку могло блокировать любое решение, а страны БРИК – Бразилия, Россия, Индия и Китай, имея в сумме менее 10% голосов, никак повлиять на политику фонда не могли, даже если бы объединили усилия. Повышение квоты стран БРИК на 5 и более процентов могло бы создать более справедливые условия для участия этих стран в МВФ, однако позиция западных государств во главе с США, продолжающих гнуть свою линию,  шло вразрез с упомянутыми принципами – речь шла об увеличении квоты лишь на 3%. Таким образом, многомиллиардные расходы России по увеличению доли в МВФ могут ни к чему не привести.

Тем не мене, членство в МВФ  налагает на Россию обязательство выполнять  следующие требования:

  1. устранение валютных ограничений, поддержание конвертируемости национальной валюты в сфере международных текущих валютных операций, неучастие в дискриминационных валютных соглашениях.
  2. не прибегать к практике множественности валютных курсов. Согласно требованию, Россия установила с июля 1992 года единый рыночный курс рубля по отношению к доллару и другим иностранным валютам. Валютный курс рубля является плавающим, то есть определяется на валютном рынке в результате взаимоотношения спроса и предложения. Официальный курс рубля определяется к доллару Центральным Банком самостоятельно.
  3. установление информационной открытости.

2.2 Группа Всемирного  Банка и Стратегия Партнерства  с РФ

Группа Всемирного банка - это межправительственная финансово-кредитная  организация, мощнейший мировой  инвестиционный институт, объединяющий 187 государства-акционера.

Группу   Всемирного   банка   образуют   несколько   организаций, выполняющих различные  функции:

  1. Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР)

Целью деятельности данной организации является сокращение масштабов  бедности в странах со средним  уровнем доходов и в кредитоспособных бедных странах, содействуя устойчивому  развитию путем предоставления займов, гарантий, продуктов для управления риском, аналитических и консультационных услуг. Созданный в 1944 году МБРР построен как своего рода кооператив, принадлежащий 185 государствам-членам.

МБРР получает большинство  своих средств на международных  финансовых рынках, и за время, прошедшее  после первого выпуска облигаций  в 1947 году, превратился в одного из наиболее авторитетных заемщиков. Доход, полученный МБРР за многие годы, позволяет  ему финансировать проекты развития и обеспечивать собственную финансовую стабильность, которая позволяет  ему занимать средства под низкий процент и предлагать своим клиентам выгодные условия получения займов.

  1. Международная ассоциация развития (МАР)

Учрежденная в 1960 году, МАР  является одним из крупнейших источников помощи в мире, средства которого направляются на поддержку мер по развитию здравоохранения  и образования, инфраструктуры и  сельского хозяйства, экономики  и институтов в  наименее развитых странах мира. 

За время существования  МАР общая сумма предоставленных  ею кредитов и грантов достигла 2224 млрд долл. США, составляя, в среднем, 14 млрд долл. США в год в последние годы, причем крупнейшая доля этих средств, примерно 50 процентов, направлялась Африке.

Соответствие критериям  для получения помощи МАР определяется на основании относительной бедности страны, исходя из того, находится ли ее валовой национальный доход на душу населения ниже установленного порогового уровня (этот уровень ежегодно пересматривается и на 2011 финансовый год составляет 1165 долл. США1).

  1. Международная финансовая корпорация (МФК)

Создание МФК в 1956 году стало первым шагом глобального  сообщества к обеспечению устойчивого  притока частных инвестиций в  развивающиеся страны. МФК насчитывает 182 стран-членов, которые коллегиально определяют политику Корпорации и одобряют решения об инвестициях.

Цель МФК заключается  в содействии устойчивому притоку  частных инвестиций в развивающиеся  страны, сокращению бедности и улучшению  условий жизни населения.

  1. Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ)

Организация содействует  привлечению прямых иностранных  инвестиций в страны с формирующейся  рыночной экономикой для стимулирования экономического роста, сокращения масштабов  бедности и улучшения условий  жизни населения.

МИГА содействует осуществлению  инвестиций в интересах развития, предоставляя страхование от таких  рисков, как экспроприация и нарушение  договорных обязательств, а также  от таких обстоятельств, как война, терроризм, гражданские беспорядки.

 

С момента основания МИГА предоставило гарантии (страхование  от политических рисков) на сумму свыше 20 млрд. долл. США5 примерно по 600 проектам в почти 100 развивающихся странах. В настоящее время объем действительных гарантий МИГА составляет 6,6 млрд. долл. США1.

  1. Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС)

МЦУИС создан в 1966 году, стимулирует  поток инвестиций, благодаря обеспечению  условий для проведения примирительных и арбитражных переговоров между  правительствами и иностранными инвесторами. Он также выдает рекомендации и публикует труды по законодательству об иностранных инвестициях. В настоящее  время членами МЦУИС является 157 стран.

В июле 1991 года Советский  Союз подал заявку на вступление в  члены и четырех организаций  Группы Всемирного банка: МБРР , МФК , МАР  и МАГИ . 27 августа 1991  года  Исполнительные директора Всемирного банка одобрили создание специального трастового фонда  технического сотрудничества в размере 50 млн. долл. США1 для оказания технического содействия экономическим реформам в СССР. В ноябре 1991 года Президент Всемирного банка Льюис Т. Престон нанес официальный визит в СССР. В результате этого визита было подписано соглашение о техническом сотрудничестве между Банком и Советским правительством. Россия оказалась одной из четырех стран бывшего CCCР, согласившихся участвовать в работе Банка. Осенью 1991 года Всемирный банк открыл свое временное представительство в Москве. 7 января 1992 года правительство Российской Федерации подало заявку на вступление в члены Группы Всемирного банка. Россия стала членом этих организаций в июне 1992 года. В начале 1993 года Банк открывает постоянное представительство в Москве, в котором в настоящее время работает около 70 человек, в основном — российских граждан. В июне 1993 года Банк организовал многостороннюю встречу в Париже для обсуждения наиболее приоритетных реформ в России и координации связанной с ними внешней помощи. В ноябре 1994 года Президент Всемирного банка Льюис Т. Престон нанес трехдневный визит в Российскую Федерацию. Во время визита особое внимание было сосредоточено на энергетическом, финансовом, социальном и сельскохозяйственном секторах экономики России, а также на возможных путях оказания Банком содействия в переходе страны к рыночной экономике. C 1 января 1995 года Президентом Всемирного банка является Джеймс Д. Вулфенсон. Он впервые посетил Российскую Федерацию в октябре 1995 года, и с тех пор каждый год посещает нашу страну с официальным визитом.

Стратегия Партнерства Группы Всемирного банка с Российской Федерацией (Стратегия партнерства) заложила основу для новых инновационных механизмов сотрудничества. Срок действия данной стратегии, рассмотренной Советом Исполнительных директоров Всемирного банка 12 декабря 2006 года, истек 30 июня 2009 года. В 2009 году была принята новая Стратегия Партнерства до конца 2011 года. В январе 2011 года Правительство РФ провело заседания в рамках подготовки «Стратегии партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на период с 2012 по 2016 финансовые годы».

Стратегия партнерства представляет шесть отличительных черт работы Группы Всемирного банка в России. Принимая во внимание обширную территорию страны и стабильную финансовую ситуацию, в рамках Стратегии партнерства были выработаны следующие новые подходы к совместной работе с Российской Федерацией:

  1. Региональный фокус. При содействии со стороны федерального Правительства МБРР расширил работу с несколькими отобранными регионами России, выбранными из 83 субъектов Российской Федерации. Инструменты и секторальные приоритеты разрабатывались в соответствии с региональными особенностями. Аналогично МФК составила список приоритетных беднейших регионов для инвестирования и оказания консультационных услуг, увеличив объемы ежегодно выделяемых средств в приоритетных регионах с 24% в 2007 финансовом году, до 54% в 2009 финансовом году6;
  2. Предоставление услуг на возмездной основе. Все услуги предоставлялись по запросу со стороны регионов в соответствии с правилами Банка, при обеспечении контроля над качеством предоставляемых услуг и поддержке со стороны координаторов программ ВБ. Предполагается достичь полного покрытия издержек. От МБРР требуется высокая гибкость и точность в соблюдении сроков работ по проектам. Спрос на такие услуги охватывает широкий спектр работ, который полностью соответствует задачам и планам развития России – от проблем развития человеческого потенциала и оказания социальной помощи до частно-государственного партнерства и формирования потенциала оказания официальной помощи развитию. Общая стоимость 21 завершенного и подписанного проекта за период с 2007 по 2010 финансовый годы составляет примерно 9,5 млн. долл. США1. В декабре 2008 г. вступило в силу соглашение между Российской Федерацией и Банком о предоставлении услуг на 3 млн. долл. США1 в целях усиления потенциала российского донорского содействия развитию в сфере улучшения качества образования.
  3. Формирование потенциала России как международного донора. Оказывая содействие России по внедрению международных принципов и образцов лучшей практики в области оказания содействия развитию, МБРР вносит свой вклад в формирование единого подхода к сотрудничеству в целях развития. В период глобально кризиса цен на продовольственные товары и глобальной рецессии роль поддержки, предоставляемой Россией, возросла. На эти цели Россия выделила примерно 1,9 млрд. долл. США7, которые направляются в наиболее пострадавшие от кризиса страны, в частности с упором на Среднюю Азию.
  4. Совместная реализация проектов на основе новых механизмов сотрудничества. Начиная с 2010 г. был введен в практику новый механизм реализации проектов, предусматривающего привлечение консультационно-аналитического и экспертного содействия Банка при реализации проектов без осуществления суверенных заимствований. Первым примером такого проекта будет проект развития финансовой грамотности на федеральном уровне. В целях обеспечения данного процесса российской стороной и Банком разрабатываются нормативные акты. Несколько других проектов (Микрофинансирование, Сохранение культурного наследия и Проект местных инициатив в Южном Федеральном округе) готовы к проведению оценки для их последующей реализации на основе нового механизма, однако их внедрение может быть также осуществлено на основе традиционной схемы кредитования МБРР, в зависимости от решения Правительства на момент переговоров.
  5. Кредитование на субнациональном уровне без суверенных гарантий со стороны государства в рамках совместного фонда МФК и Банка. Данные займы соответствуют масштабным, хотя до сих пор так и неудовлетворенным, потребностям в крайне необходимых инвестициях в инфраструктуру регионов, имеющих ограниченный доступ к долгосрочному коммерческому финансированию. Рассмотренная Советами директоров МБРР и МФК в 2006г. как трехлетняя экспериментальная программа (2007 –2009 финансовые годы), она сформировала успешно функционирующее в России партнерство за счет сочетания возможностей финансового анализа МФК и экспертных знаний Банка. В России завершены или находятся в процессе реализации шесть операций на общую сумму инвестиций в 116 млн. долл. США; еще несколько – на стадии подготовки. В связи с необходимостью выполнения определенных требований для получения займов, предоставляемых по коммерческой цене, региональные власти повышают свою кредитоспособность и становятся более самостоятельными в финансовом плане. В большинстве случаев регионы, соответствовавшие требованиям для получения займа, являлись получателями помощи, предоставляемой Банком в прошлом на цели укрепления бюджетной системы и системы финансового управления.
  6. МФК и МАГИ оказывали поддержку растущему частному сектору путем предоставления значительных инвестиций в сочетании с консультационной деятельностью. МФК также сыграла роль катализатора для привлечения дополнительных частных инвестиций, в том числе 674 млн. долл. США в форме синдицированных кредитов8, а по приоритетным направлениям МФК также значительно повысила свою долю участия в капитале с целью усиления своих позиций во взаимоотношениях с клиентами.

Россия и Группа Всемирного Банка за время своего сотрудничества наладили прочные экономические  отношения. На сегодняшний день МФК  инвестировала свыше 1,7 млрд. долл. США  в 53 проекта в частном секторе  России9. Инвестиции в региональные банки (835 млн. долл. США1) через финансовые рынки способствовали последующему кредитованию этими банками малого и среднего бизнеса, увеличению объемов ипотечного кредитования и инвестиций в энергоэффективные проекты. МАГИ предоставлены новые гарантии на сумму около 581 млн. долл. США1 в поддержку инвестиций, осуществляемых глобальными финансовыми организациями в российские дочерние компании, занимающиеся банковской деятельностью, ипотечным кредитованием, лизингом. Инвестиции МФК в реальный сектор экономики в период реализации Стратегии партнерства ориентированы на ключевые отрасли: транспорт и транспортно-логистическую инфраструктуру (175 млн. долл. США1); обрабатывающую промышленность, в т.ч. производство стекла, деревообработку, металлургию, розничную торговлю (113 млн. долл. США1); деятельность в добывающих отраслях и химической промышленности, в т.ч. добычу железной руды, нефтепереработку, производство удобрений (120 млн. долл. США1); а также агропромышленный комплекс, включая производство пищевых продуктов и напитков и развитие сельскохозяйственной инфраструктуры (227 млн. долл. США1). МФК также осуществлены инвестиции в частные медицинские организации (62,5 млн. долл. США1) и развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры (85 млн. долл. США1). Это лишь краткий список того, что уже реализовано Группой Всемирного Банка в России.

Россия является кредитоспособным клиентом МБРР и останется таковым  в обозримой кратко- и среднесрочной  перспективе. В отличие от многих развивающихся стран, пораженных кризисом, она поддерживает инвестиционный рейтинг суверенного долга (ВВВ, S&P)10. Отражая осмотрительную финансовую стратегию Правительства, размер внешнего долга Российской Федерации в последние годы составлял менее 3% от ВВП (488 654 млн. долл. США по состоянию на 1 января 2011 г11). Имея масштабные золотовалютные резервы (484,7 млрд. долл. США по состоянию на 28 января 2011г1) и применяя гибкую валютную политику, российское Правительство сможет  выполнить свои обязательства по долгам, даже при существенном снижении цен на нефть.

2.3 Европейский  банк реконструкции и развития  и его стратегия для РФ на 2009-2012 годы

Европейский банк реконструкции  и развития был создан в 1990 году, приступил к деятельности в апреле 1991 года, когда в Центральной и  Восточной Европе происходил крах коммунистических режимов и бывшие страны советского блока нуждались в поддержке  для создания нового частного сектора  в условиях демократии. ЕБРР оперирует  главным образом в 29 странах. Членами  ЕБРР могут быть неевропейские страны, являющиеся членами МВФ. Его акционерами  являются Соединенные Штаты, Европейское  Сообщество и Европейский инвестиционный банк. Штаб-квартира Банка находится  в Лондоне.

Информация о работе Международные валютные отношения