Модернизация государственных и муниципальных финансов в связи с изменениями и поправками в Бюджетный кодекс с 1 января 2013 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:27, доклад

Описание

Прежде всего, отметим, что финансовая деятельность, как вид государственной деятельности, может осуществляться государством в целом, субъектами Федерации, а также государственными хозяйствующими субъектами в виде государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Для того, чтобы осуществлять свою финансовую деятельность, государству необходимо сформировать финансовую инфраструктуру, под которой следует понимать финансовую систему государства и систему органов, на которые будут возложены задачи практической реализации данной деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Модернизация государственных и муниципальных финансов в связи с изменениями и поправками в Бюджетный кодекс с 1 января 2013 г.doc

— 60.50 Кб (Скачать документ)

 

 «Модернизация государственных и муниципальных финансов в связи с изменениями и поправками в Бюджетный кодекс с 1 января 2013 г.»

Современное законодательство в области регулирования государственных и муниципальных финансов не стоит на месте и не имеет статичной структуры, что обусловлено потребностями времени, экономики и в целом правого регулирования финансовых правоотношений российского государства.

Последняя поправка в Бюджетный кодекс РФ вступила в силу с 1 января 2013 г. Особый интерес, в этом смысле, представляет изменение правового регулирования государственных и муниципальных финансов.

Прежде всего, отметим, что финансовая деятельность, как вид государственной деятельности, может осуществляться государством в целом, субъектами Федерации, а также государственными хозяйствующими субъектами в виде государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

Для того, чтобы осуществлять свою финансовую деятельность, государству  необходимо сформировать финансовую инфраструктуру, под которой следует понимать финансовую систему государства и систему органов, на которые будут возложены задачи практической реализации данной деятельности.

Под принципами финансовой деятельности государства следует  понимать те руководящие идеи, которые  характеризуют данный вид деятельности, определяют его содержание, формы и способы осуществления.

К их числу можно отнести  следующие: приоритет публичных  интересов в правовом регулировании  общественных отношений, возникающих  в процессе финансовой деятельности; социальную направленность финансовой деятельности; федерализм (учет интересов федерации в целом и интересов ее субъектов); равноправие субъектов Российской Федерации; единство финансовой политики и денежной системы; автономность деятельности органов местного самоуправления в области финансов; разделение властей; участие граждан в финансовой деятельности государства; плановость и законность осуществления финансовой деятельности; гласность, публичность, подконтрольность и подотчетность обществу; предсказуемость и доступность общественному пониманию; научная обоснованность, рациональность и эффективность; экономичность и бережливость в расходовании денежных средств.

Формы осуществления  финансовой деятельности государства  весьма разнообразны. Их можно подразделить на правовые и неправовые. Неправовые (проведение совещаний, инструкций финансовых и налоговых органов, финансово-экономический анализ, планирование, прогноз), хотя и не имеют юридического значения, создают заделы для реализации правовых форм деятельности в области финансов. Правовые формы финансовой деятельности государства зачастую сводят лишь к принятию правовых актов в связи с установлением и применением финансово-правовых норм. Между тем финансовая деятельность государства не ограничена финансово-правовыми явлениями и не может быть охарактеризована только через финансово-правовые категории.

Изменения, которые  вносятся в законодательство регулирующие финансовые правоотношения в последние  годы являются частью системы реформирования финансовой системы государства, которая должна быть эффективной.  Так, стоит напомнить, что начало реформированию межбюджетных отношений в России было положено в 2001 г. Изменение условий, законодательных норм и практики взаимоотношений между федеральными, региональными и муниципальными властями по вопросам формирования, распределения и перераспределения финансовых ресурсов, а также полномочий и ответственности по их использованию, в отличие от многих других экономико-управленческих процессов, сопровождалось и предвосхищалось соответствующими программными документами, планами и проектами.

Среди них можно указать Концепцию изменения межбюджетных отношений в Р. Ф., Программу развития бюджетного федерализма в Р.Ф., Концепциюй и качества управления государственными и муниципальными финансами.

В целях мотивации субъектов Р.Ф. и муниципальных образований к повышению налогового потенциала и улучшения качества управления средствами регионов. В бюджетном кодексе указан ряд условий реализации бюджетного процесса субъектами Р.Ф. и муниципальными образованиями, исходя из доли межбюджетных трансфертов в объеме своих доходов консолидированных бюджетов субъектов Р.Ф. и бюджетов муниципальных образований. Взят высокий уровень предсказуемости межбюджетных отношений. Так выше девяносто пяти процентов количества межбюджетных трансфертов из федерального бюджета распределяется на основании единых методик, в зависимости от показателей, максимально точно, по мнению центра, показывающих факторы, определяющие потребность в финансировании.

Для того чтобы предпринять  шаги к финансовому оздоровлению, реформированию бюджетного процесса и бюджетной сферы, и стимулированию экономических реформ в муниципальных образованиях и субъектах Российской Федерации предусмотрели субсидии на реформирование региональных и муниципальных финансов, которые предоставили на конкурсной основе бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам.

Единые нормативы отчислений в бюджеты муниципальных образований  от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов делают систему  перераспределения доходов более прозрачной, но менее «гибкой», не учитывающей особенности каждого муниципалитета (численность и структуру населения, степень развития промышленности, торговли, социальной инфраструктуры).

В настоящее время в  «недрах» Минфина России и Минрегиона России готовятся новые аналогичные документы. Однако какой бы план ни был принят за основу, утвержден и реализован, фактические результаты могут быть неожиданными и часто весьма далекими от запланированных.

Следует обратить внимание на окончание в 2008 г. действия нормы переходного периода, расширяющей права субъектов РФ по применению механизма «отрицательного трансферта» путем снижения порога при его применении с двукратного превышения налоговых доходов до уровня 1.3 в среднем по субъекту РФ.

Новой редакцией БК РФ уточнено определение субвенций, что исключает  неоднозначность определения ее формы. Так, согласно ст. 140 БК РФ субвенции местных бюджетов это межбюджетные трансферты, направляемые местным бюджетам в нуждах финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований для осуществления ими полномочий Российской Федерации и субъектов РФ. Таким образом субвенции даются только в случае делегирования государственных полномочий на муниципальный уровень.

Учитывая значительное количество поселений в большинстве регионов, новыми поправками предусмотрено право субъектов предоставлять субвенции бюджетам муниципальных районов для предоставления их бюджетам поселений, входящих в их состав.

В части передачи региональных полномочий на муниципальный уровень следует учитывать положения п. 6 ст. 26.3 БК РФ, устанавливающего закрытый перечень государственных полномочий субъекта РФ, которые законом субъекта могут передаваться для осуществления их органами местного самоуправления. Так, например, образование административных комиссий в целях привлечения к административной ответственности является полномочием органов государственной власти по принуждению к исполнению норм и правил, установленных государством, которое не может осуществляться органами местного самоуправления, не входящими в систему органов государственной власти.

Особо следует обратить внимание на нормы п. 5 ст. 242 БК РФ в новой  редакции, регулирующие вопросы неиспользованных субвенций и субсидий в текущем  финансовом году и направленные на повышение эффективности использования межбюджетных трансфертов.

Указанные межбюджетные трансферты подлежат использованию  в очередном финансовом году на те же цели. Вместе с тем в случае, если соответствующим главным распорядителем средств бюджета, из которого были предоставлены  трансферты, будет установлено отсутствие потребности в них, остаток подлежит возврату в соответствующий бюджет.

В случае неперечисления неиспользованного остатка межбюджетных трансфертов в доход бюджета, указанные средства подлежат взысканию  в доход соответствующего бюджета. Порядок взыскания определяется соответствующим финансовым органом с соблюдением общих требований, установленных Минфином России приказом от 17 января 2008 г. № 6н.

Касаясь изменений, вступивших в силу с 1 января 2013 г. в  области финансов, следует отметить, что многое изменилось, что связано в основном с проблемой неэффективности финансового регулирования отдельных территорий – муниципальных образований. Рассмотрим подробнее, изменения, которые произошли в области регулирования государственных и муниципальных финансов.

Следует отметить, что основополагающим актом в области правового регулирования государственных и муниципальных финансов является Бюджетный кодекс РФ, куда и были внесены изменения.

Изменения, которые  вступили в силу с 1 января 2013 г. установлены  тремя Федеральными законами: от 25.12.2012  № 268-ФЗ, от 03.12.2012 № 244-ФЗ, от 25.06.2012 № 94-ФЗ. Некоторые изменения, вступают в силу с 1 января 2014 г.

Проанализируем поправки внесенные Ф.З. от третьего декабря две тысячи двенадцатого года № 244 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» а также определенные законодательные акты Российской Федерации». Нужно отметить изменения, в первую очередь, направленные на укрепление местного самоуправления в области финансов

Так, с 1 января 2013 года в бюджеты городских округов в 100% объеме будут зачисляться:

- штрафы за  несоблюдение муниципальных правовых  актов;

- плата за  пользование муниципальным лесным  фондом.

Так в частности, в статью 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации внесены изменения предусматривающие, что суммы денежных взысканий (штрафов) за несоблюдение муниципальных правовых актов подлежат зачислению в бюджеты муниципальных образований, которыми приняты соответствующие муниципальные правовые акты, по нормативу 100 процентов.

Следует также  отметить и будущие изменения, которые установлены Федеральным законом от третьего декабря 2012 года № 244 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации

С первого января две тысячи четырнадцатого года в бюджеты городских округов будут распределяться:

- акцизы на  нефтепродукты – не менее 10%, если будет создан муниципальный дорожный фонд;

- доходы от  продажи и передачи в аренду  земельных участков, на которые не разграничена государственная собственность и которые расположены в границах городских округов в объеме сто процентов (сейчас – восемьдесять процентов).

 

С 1 января 2016 года в бюджеты городских округов будет заноситься:

- штраф за пренебрежительное отношение к окружающей среде. Составит 55% (сейчас – 40%).

Установлены общие  правила финансирования муниципальных образований из бюджетов субъектов:

Региональные  власти, начиная с 1 января 2014 года, будут обязаны утверждать законом о бюджете объем дотаций муниципалитетам на трехлетний период. При этом субъекты РФ вправе не распределять между муниципальными образованиями 20% от общего объема дотаций, предусмотренных на два года планового периода, с тем дав им возможность гибко реагировать на изменение экономической ситуации.

Высшим исполнительным органом власти субъекта РФ будет  утвержден на срок не менее трех лет перечень расходных обязательств муниципальных образований, в целях софинансирования которых представляются субсидии из областного бюджета, а также целевые показатели результативности предоставления субсидий и их значения.

Также внесены изменения в ст.179 Бюджетного кодекса РФ «Дорожные фонды», согласно положениям которой, за органами местного самоуправления закреплена обязанность создания муниципального дорожного фонда, а также установлены источники его формирования.

Что касается изменений, внесенных Федеральным законом от 25.12.2012 № 268-ФЗ то предусматриваются изменения в положения Бюджетного кодекса Российской Федерации в части, касающейся вопросов формирования и изменения нормативов зачисления налоговых и неналоговых доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перераспределения между бюджетами различных уровней, составления и утверждения проектов местных бюджетов сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период), условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Р.Ф. местным бюджетам, дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, субсидий, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, формирования, наряду с Инвестиционным фондом Российской Федерации, региональных инвестиционных фондов, а также дорожного фонда субъекта Российской Федерации и муниципального дорожного фонда. Федеральным законом также вносятся корреспондирующие изменения в отдельные законодательные акты.

Изменения в  Бюджетном кодексе РФ, связанные  с введением в практику с 01.01.2013 года патентной системы налогообложения. Налоговые доходы бюджетов субъектов  Российской Федерации с учетом новой практики налогообложения предпринимательской деятельности. Распределение налогов в доходы бюджетов поселений, муниципальных районов, городских округов с учетом новой редакции ст. 61, 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса РФ.

Патентная система налогообложения как новый специальный налоговый режим (глава 26.5 Налогового кодекса РФ). Налогоплательщики, виды деятельности, при которых следует применять патентную систему налогообложения. Порядок получения патента, начала и завершение деятельности на основе патента. Объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, налоговый период в рамках специального режима. Особенности налогового учета в случае перехода на патентную систему налогообложения.

Информация о работе Модернизация государственных и муниципальных финансов в связи с изменениями и поправками в Бюджетный кодекс с 1 января 2013 г