Национальная финансовая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 15:14, курсовая работа

Описание

Развитая финансовая система – основа успешного функционирования рыночной экономики и стабильности экономики в целом.
Как любая система, финансовая система – это целостное множество взаимосвязанных между собой элементов, совокупность отношений и связей между которыми подчинено единой цели.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Национальная финансовая система: ее состав и структура…………..5
1.1. Понятие финансовой системы………………………………………..5
1.2. Состав и структура финансовой системы……………………………6
Глава 2. Характеристика основных элементов финансовой системы………..10
2.1. Характеристика государственных и муниципальных
финансов……………………………………………………………..10
2.2. Финансы хозяйствующих субъектов……………………………….12
2.3. Характеристика финансов домашних хозяйств……………………17
2.4. Страхование………………………………………………………….19
2.5. Государственный кредит……………………………………………20
Глава 3. Особенности российской финансовой системы и перспективы ее
развития………………………………………………………………..22
3.1. Особенности российской финансовой системы………….………..22
3.2. Перспективы развития российской финансовой системы………..24
Заключение………………………………………………………………………28
Список литературы……………………………………………………………...29

Работа состоит из  1 файл

фин.сист КАС.doc

— 851.50 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Национальная финансовая система: ее состав и структура…………..5

         1.1. Понятие финансовой системы………………………………………..5

         1.2. Состав и структура финансовой системы……………………………6

Глава 2. Характеристика основных элементов финансовой системы………..10

      2.1. Характеристика государственных и муниципальных

          финансов……………………………………………………………..10

      2.2. Финансы хозяйствующих субъектов……………………………….12

      2.3. Характеристика финансов домашних  хозяйств……………………17

      2.4. Страхование………………………………………………………….19

      2.5. Государственный кредит……………………………………………20

Глава 3. Особенности российской финансовой системы и перспективы ее  

           развития………………………………………………………………..22

      3.1. Особенности российской финансовой системы………….………..22

      3.2. Перспективы развития российской финансовой системы………..24

Заключение………………………………………………………………………28

Список литературы……………………………………………………………...29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Развитая  финансовая система – основа успешного  функционирования рыночной экономики  и стабильности экономики в целом.

     Как любая система, финансовая система  – это целостное множество  взаимосвязанных между собой  элементов, совокупность отношений  и связей между которыми подчинено  единой цели.

     Финансовая  система представляет собой совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых и взаимосодействующих звеньев и элементов, сгруппированных по сферам финансовых отношений, посредством которых осуществляется формирование, распределение и использование фондов денежных средств, денежных доходов и накоплений для достижения целей финансовой политики и финансового обеспечения материальных интересов всех участников общественного воспроизводства.

     Финансовая  система аккумулирует и распределяет денежные сбережения общества, занимается его денежными операциями и экономическими отношениями. Фундаментом финансовой системы являются финaнсы – структурная чaсть глобальной системы денежной сферы. Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения – финансы. Финансы представляют собой денежные отношения, возникающие  
в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта. При этом финансы выражают экономические общественные отношения. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:

  • недостаточные темпы развития экономики;
  • диспропорции развития экономической системы;
  • отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных  
    и финансовых рынках;
  • излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс;
  • низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

     Предметом исследования данной курсовой работы является финансовая система. Объектом изучения – основные понятия, состав, структура финансовой системы, а также ее особенности. Финансовую систему рассматривают с двух позиций: как совокупность определённых сфер и звеньев финансовых отношений и как совокупность финансовых учреждений страны.

     Тема  курсовой работы является актуальной для сегодняшнего дня. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой  
роста и стабильности экономики в целом. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

     Целью исследования курсовой работы является изучение современной финансовой системы Российской Федерации, её состава и структуры. Выявление закономерностей и взаимосвязей между структурными элементами финансовой системы для её эффективной организации и функционирования. Изучение современной государственной финансовой политики.

     Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     1. Показать состав и структуру  финансовой системы;

     2. Рассмотреть основные элементы  финансовой системы: финансы хозяйствующих,  государственных, муниципальных  и домашних объектов; государственный  кредит и страхование.

     3. Выявить особенности развития российской финансовой системы  
и перспективы её развития.
 
 
 

Глава 1. Национальная финансовая система: ее состав и структура

1.1. Понятие  финансовой системы

     Финансовые  отношения обслуживают различные  сферы экономики,  
при этом они функционируют в соответствии с одинаковыми принципами.  
Эта общность позволяет их объединить в единую финансовую систему.

     Финансы – неотъемлемый элемент общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов  
на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, удовлетворять другие общественные потребности. Такие потребности у хозяйствующих субъектов и государства обусловливают возникновение разнообразных видов финансовых отношений. Сторонами финансовых отношений являются: государство, юридические и физические лица. Отношения между физическими лицами некоторыми экономистами  
не признаются финансовыми, хотя появляются издания о личных финансах, финансах домашних хозяйств (финансах населения), семейном бюджете.

     При всём своём разнообразии финансовые отношения имеют некоторые общие черты, позволяющие объединять их в отдельные группы. Наиболее обоснованной является классификация финансовых отношений в соответствии с объективными критериями. Финансовые отношения являются по своей природе распределительными – распределяют часть стоимости общественного продукта по субъектам. Субъекты формируют фонды целевого назначения. Поэтому наиболее приемлемым критерием классификации является роль субъекта в общественном производстве. В зависимости от этого критерия определяются способы организации финансов, порядок образования  
и использования финансовых ресурсов и финансовых фондов.

     Сгруппированные по определенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему, в составе которой выделяют подсистемы централизованных и децентрализованных финансов. Финансовые отношения при всём их многообразии можно объединить также в отдельные, относительно обособленные группы – сферы и звенья. Централизованные финансы являются государственными финансами, в сферу которых включаются такие звенья, как федеральный бюджет, государственный кредит, территориальные финансы, специальные внебюджетные фонды. Децентрализованные финансы являются финансами хозяйствующих субъектов, в сферу которых включаются такие звенья, как финансы коммерческих предприятий и организаций, финансы некоммерческих предприятий и организаций, финансы индивидуальных предпринимателей, финансы домашних хозяйств и т.д. Часто в качестве отдельного звена выделяют подразделения государственный кредит, страхования. Эти сферы и звенья тесно связаны между собой. Каждой группе финансовых отношений соответствуют денежные фонды, а соответствующие финансовые органы осуществляют управление этими отношениями и фондами.

     Таким образом, финансовая система – это совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, в системе которых разными методами формируются и используются денежные фонды государства, предприятий, организаций и домашних хозяйств. 

1.2. Состав  и структура финансовой системы

     Унитарному (единому) государству свойственна двухуровневая финансовая система: финансовые отношения регулируются центральной властью и муниципалитетами. Для федеративного (союзного) государства,  
у которого появляются финансовые отношения членов федерации, характерна трехуровневая финансовая система: центр, регионы, местные органы самоуправления. В соответствии с Конституцией РФ (ст.71 и 132)  
и Бюджетным кодексом РФ (ст.10), централизованные (общественные) финансы РФ (рис.1) также состоят из следующих трех уровней:

     • федерального бюджета и специальных внебюджетных фондов;

     • региональных финансов субъектов Российской Федерации;

     • местных финансов.

      

        

      

      

      

      

      

      

      

      

      

      

      

      

      

      

      

      

      

      

      

 

      Рис. 1. Состав финансовой системы Российской Федерации

     Бюджетная система РФ включает: федеральный бюджет; региональный бюджет (21 бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, один бюджет автономной области, 10 бюджетов автономных округов, бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга); местные бюджеты (около 29 тысяч бюджетов районов, городских округов, городских и сельских поселений).

     Бюджеты – финансовая основа управления государственных  органов власти и органов местного самоуправления. Каждый бюджет функционирует автономно, т.е. нижестоящий бюджет своими доходами и расходами  
не включается в вышестоящий бюджет.

     За  счет финансовых ресурсов бюджетной системы обеспечивается повышение эффективности производства, военная реформа, реформа жилищно-коммунального хозяйства и т.д. Бюджетной системе принадлежит решающая роль в межотраслевом и межтерриториальном перераспределении средств для выравнивания уровней экономического и социального развития регионов.

     Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет (рис.2) – статистический сводный бюджет, который объединяет финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы.

 

 

 
 

 

 

 
 

      Рис. 2. Схема консолидированного бюджета РФ

     Специальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования РФ; Фонд обязательного медицинского страхования населения имеют строго целевое назначение – социальная поддержка населения

     Федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных социальных фондов разрабатываются и утверждаются как федеральные законы. Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты региональных внебюджетных фондов также утверждаются представительными органами субъектов Федерации, а местные бюджеты – местными органами самоуправления.

     Децентрализованные финансы: финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций) и финансы домашнего хозяйства – основа финансовой системы. Именно в сфере материального производства формируется основная часть финансовых ресурсов страны.

     Предприятия обладают реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределяют выручку  от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаются прибылью, формируют производственные  
и социальные фонды, изыскивают средства для инвестирования. Финансовые ресурсы коммерческих предприятий через бюджетную систему обеспечивают средствами непроизводственную сферу.

Информация о работе Национальная финансовая система