Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:09, реферат
«Национальный фонд Казахстана создан, с одной стороны, для равномерного потребления нынешним и будущими поколениями доходов от не возобновляемых ресурсов страны, с другой - для конвертации этих доходов в финансовые активы, которые будут нам приносить в перспективе стабильный доход. Благодаря Нац. фонду мы укрепляем стабильность внутренней экономики, а также доверие мирового сообщества к нашей стране» - глава Республики Казахстан – Н.А.Назарбаев.
Введение …………………………………………………………..............3
1. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД РЕСПУБЛИКИ
КАЗАХСТАН...........................................................................................4
1.1 Основные аспекты…..…………..……………………………………..4
1.2 Источники формирования Национального фонда Республики
Казахстан…...…………………………………………………………..8
1.3 Использование Национального фонда
Республики Казахстан...………………………………………………11
1.4 Управление Фондом…………………………………………………..12
2. СОВЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНЫМ ФОНДОМ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ……………...………………………..14
2.1 Предложения экспертов……..…………………………...…………...15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………...………………….17
Список использованной литературы………………..………………………18
Таким образом, в Казахстане официально
выстроена двухуровневая
На основании статьи 23 «Закона о бюджетной системе» источниками формирования Национального фонда Республики Казахстан являются:
1) официальные трансферты
из республиканского бюджета,
определяемые как превышение
фактических поступлений в
2) официальные трансферты
из республиканского бюджета,
определяемые за счет
3) официальные трансферты
из республиканского бюджета,
рассчитываемые в размере
4) официальные трансферты
из местного бюджета,
5) инвестиционные доходы
от управления Национальным
6) иные поступления
и доходы, не запрещенные
1.3 Использование Национального фонда Республики Казахстан
Национальный фонд Республики Казахстан расходуется:
1) на компенсацию потерь
2) в виде целевых трансфертов,
передаваемых из Национального
фонда Республики Казахстан в
республиканский бюджет на
3) на покрытие расходов, связанных
с управлением Национальным
Национальный фонд Республики Казахстан размещается в разрешенные финансовые активы и иное имущество, за исключением нематериальных активов, в целях обеспечения:1) сохранности Национального фонда Республики Казахстан; 2) поддержания достаточного уровня ликвидности Национального фонда Республики Казахстан; 3) высокого уровня доходности Национального фонда Республики Казахстан в долгосрочной перспективе при умеренном уровне риска; 4)получения инвестиционных доходов.
Перечень разрешенных
Национальный фонд Республики Казахстан не может использоваться на кредитование физических и юридических лиц и в качестве обеспечения исполнения обязательств.
Компенсация потерь республиканского бюджета за счет Национального фонда Республики Казахстан осуществляется в ходе его исполнения без уточнения республиканского бюджета в Парламенте Республики Казахстан по итогам финансового года с согласия Совета по управлению Национальным фондом Республики Казахстан.
Объемы целевых трансфертов, передаваемых из Национального фонда Республики Казахстан в республиканский бюджет, утверждаются законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
1.4 Управление Фондом
(из правил формирования и использования)
14. Президент Республики
1) формирует состав Совета по
управлению Национальным
15. Правительство Республики
1) разрабатывает и утверждает
правила составления
2) разрабатывает, совместно с
Национальным банком
3) обеспечивает представление
4) обеспечивает проведение
5) обеспечивает осуществление
6) осуществляет иные полномочия,
предусмотренные настоящими
16. Доверительное управление
17. Национальный банк Республики
Казахстан на основании
1) самостоятельное
2) разработку и утверждение
3) представление Правительству Республики Казахстан отчета о результатах доверительного управления Фондом;
4) иные полномочия, предусмотренные
настоящими Правилами и
В целях обеспечения эффективного
доверительного управления Фондом решением
правления Национального банка
Республики Казахстан определяется
специальное должностное лицо (на
уровне не ниже заместителя председателя
Национального банка Республики
Казахстан), в полномочия которого входит
оперативное принятие решений по
доверительному управлению Фондом от
имени Национального банка
18. Правительство Республики
2. СОВЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ
Совет по управлению Национальным фондом Республики Казахстан - консультативно-совещательный орган при Президенте Республики Казахстан, вырабатывающий предложения по эффективному использованию Национального фонда Республики Казахстан и его размещению в финансовые активы и иное имущество, за исключением нематериальных активов.
Функциями Совета по управлению Национальным фондом Республики Казахстан являются:
1) выработка предложений по
2) рассмотрение и выработка
3) выработка предложений по
Решение о создании
Совета по управлению
2.1 Предложения экспертов
18 июня, Астана. Эффективность Концепции
формирования и использования
Национального фонда станет
Вниманию участников заседания был представлен анализ Концепции Национального фонда, действующей в стране на протяжении последних двух лет, проведенный казахстанским экономистом Меруерт Махмутовой.
«Имеет ли смысл выделять нефтяные деньги и вкладывать их за рубежом для будущих поколений, когда в стране не решены проблемы нынешнего поколения, и может ли Казахстан на данном этапе быть инвестором экономик западных государств?» - задается вопросами Меруерт Махмутова, директор Центра анализа общественных проблем, автор доклада «Управление нефтяными доходами: Концепция Национального фонда», определившего тему конференции.
«Прозрачность деятельности Национального фонда оставляет желать лучшего», - отмечает Антон Артемьев, директор программы Kazakhstan Revenue Watch Фонда Сорос-Казахстан. «Отчеты о поступлениях и использовании Национального фонда публикуются в слишком обобщенной форме, не раскрывается информация о внешних управляющих средствами Фонда, не публикуются результаты ежегодного аудита. Отсутствие четкой политики информирования общественности приводит к тому, что большинство казахстанцев имеют самое смутное представление о Фонде».
«Парламент должен иметь
право знакомиться с
По мнению Фонда Сорос-Казахстан, являющегося членом Коалиции НПО «Нефтяные доходы – под контроль общества!», чтобы Национальный фонд успешно работал на благо и нынешнего, и будущего поколений страны, Правительству необходимо прислушаться к рекомендациям казахстанских экспертов. Представители гражданского общества настаивают на создании Консультативного совета, в составе которого они смогут представить интересы общественности и добиваться прозрачного, подотчетного и эффективного управления Национальным фондом страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Согласно Правилам Фонд расходуется, во-первых, для “компенсации потерь, определяемых как разница между утвержденными и фактическими суммами поступлений налогов и иных обязательных платежей в бюджет от организаций сырьевого сектора”. На деле эти затраты минимальны и исчисляются несколькими миллионами долларов в год.
Во-вторых, Фонд расходуется: “в виде целевых трансфертов Фонда, передаваемых из Фонда в республиканский и местные бюджеты на цели, определяемые президентом Республики Казахстан”. Как мы видим, здесь приоритет главы государства над народом, от имени которого он руководит страной, и над парламентом, в котором собраны представители народа, приобрел абсолютное выражение.
Поэтому пункты Правил, касающиеся размещения средств фонда “в надежные и ликвидные иностранные финансовые активы в целях его сбережения и получения инвестиционного дохода” и о том, что “фонд не может использоваться для кредитования частных и государственных организаций и в качестве обеспечения обязательств” вызывают горький смех. И все таки наш национальный фонд хоть немного и поддержал экономику страны, но экономический кризис до сих пор бушует в стране, оставляя желать лучшего. Т.к. у людей нет денег на достойное существование, началась и продолжается безработица, приостановление деятельности предприятий, банков, у людей нет средств на обыденные вещи и это очень угнетает. Будем надеется, что из данной ситуации найдется достойный выход.
Список использованной литературы
1. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ
КАЗАХСТАН "О бюджетной
2. Указ Президента от 29 января 2001 года №543
3. Указ №402 от 2000 года
4. Экономика Казахстана №6, 2004
5. Экономика Казахстана, №3, 2003