Национальный фонд РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:09, реферат

Описание

«Национальный фонд Казахстана создан, с одной стороны, для равномерного потребления нынешним и будущими поколениями доходов от не возобновляемых ресурсов страны, с другой - для конвертации этих доходов в финансовые активы, которые будут нам приносить в перспективе стабильный доход. Благодаря Нац. фонду мы укрепляем стабильность внутренней экономики, а также доверие мирового сообщества к нашей стране» - глава Республики Казахстан – Н.А.Назарбаев.

Содержание

Введение …………………………………………………………..............3

1. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД РЕСПУБЛИКИ

КАЗАХСТАН...........................................................................................4

1.1 Основные аспекты…..…………..……………………………………..4

1.2 Источники формирования Национального фонда Республики

Казахстан…...…………………………………………………………..8

1.3 Использование Национального фонда

Республики Казахстан...………………………………………………11

1.4 Управление Фондом…………………………………………………..12

2. СОВЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНЫМ ФОНДОМ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ……………...………………………..14

2.1 Предложения экспертов……..…………………………...…………...15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………...………………….17

Список использованной литературы………………..………………………18

Работа состоит из  1 файл

Национальный фонд РК.docx

— 29.11 Кб (Скачать документ)

 

Таким образом, в Казахстане официально выстроена двухуровневая бюджетная  система. Ее низшим звеном является государственный  бюджет, состоящий из местных и  республиканского бюджетов. А верхним звеном - Национальный фонд, который фактически взимает регулярные налоги с государственного бюджета и находится в единоличном распоряжении главы государства.

 

На основании статьи 23 «Закона  о бюджетной системе» источниками  формирования Национального фонда  Республики Казахстан являются:     

 

1)     официальные трансферты  из республиканского бюджета,  определяемые как превышение  фактических поступлений в республиканский  бюджет от организаций сырьевого  сектора над их годовыми объемами, утвержденными законом о республиканском  бюджете на соответствующий финансовый  год;

 

2)     официальные трансферты  из республиканского бюджета,  определяемые за счет поступлений  от приватизации государственного  имущества, находящегося в республиканской  собственности и относящегося  к горнодобывающей и обрабатывающей  отраслям;

 

3)     официальные трансферты  из республиканского бюджета,  рассчитываемые в размере десяти  процентов от планируемых в  республиканском бюджете сумм  поступлений в республиканский  бюджет от организаций сырьевого  сектора;

 

4)     официальные трансферты  из местного бюджета, определяемые  за счет поступлений от продажи  земельных участков сельскохозяйственного  назначения;

 

5)     инвестиционные доходы  от управления Национальным фондом  Республики Казахстан;

 

6)     иные поступления  и доходы, не запрещенные законодательством  Республики Казахстан.

 

 

 

1.3 Использование Национального  фонда  Республики Казахстан

 

Национальный фонд Республики Казахстан  расходуется:

 

1) на компенсацию потерь республиканского  бюджета, определяемых как разница  между утвержденными и фактическими  объемами поступлений в республиканский  бюджет от организаций сырьевого  сектора в целом по текущему  финансовому году. Размер компенсации  не может превышать общую сумму  недоисполнения республиканского бюджета по поступлениям. В случае превышения общего фактического объема поступлений над их утвержденным объемом компенсация не осуществляется;

 

2) в виде целевых трансфертов,  передаваемых из Национального  фонда Республики Казахстан в  республиканский бюджет на цели, определяемые Президентом Республики  Казахстан;

 

3) на покрытие расходов, связанных  с управлением Национальным фондом  Республики Казахстан и проведением  ежегодного аудита.

      Национальный фонд Республики Казахстан размещается в разрешенные финансовые активы и иное имущество, за исключением нематериальных активов, в целях обеспечения:1) сохранности Национального фонда Республики Казахстан; 2) поддержания достаточного уровня ликвидности Национального фонда Республики Казахстан; 3) высокого уровня доходности Национального фонда Республики Казахстан в долгосрочной перспективе при умеренном уровне риска; 4)получения инвестиционных доходов.

 

Перечень разрешенных финансовых активов и иного имущества, за исключением нематериальных активов, определяется Правительством Республики Казахстан совместно с Национальным Банком Республики Казахстан по предложению  Совета по управлению Национальным фондом Республики Казахстан.

 

Национальный фонд Республики Казахстан  не может использоваться на кредитование физических и юридических лиц  и в качестве обеспечения исполнения обязательств.

 

Компенсация потерь республиканского бюджета за счет Национального фонда  Республики Казахстан осуществляется в ходе его исполнения без уточнения республиканского бюджета в Парламенте Республики Казахстан по итогам финансового года с согласия Совета по управлению Национальным фондом Республики Казахстан.

 

Объемы целевых трансфертов, передаваемых из Национального фонда Республики Казахстан в республиканский  бюджет, утверждаются законом о республиканском  бюджете на соответствующий финансовый год.

 

1.4 Управление Фондом

 

(из правил формирования и  использования)

 

14. Президент Республики Казахстан:

 

1) формирует состав Совета по  управлению Национальным фондом  Республики Казахстан;  2) дает  обязательные для исполнения  указания Совету, Правительству  Республики Казахстан и Национальному  банку Республики Казахстан по  вопросам Фонда; 3) осуществляет контроль  за деятельностью по управлению  Фондом; 4) направляет для дачи  рекомендаций Совету документы,  связанные с управлением Фондом, внесенные ему на утверждение; 5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящими Правилами.

 

15. Правительство Республики Казахстан  при управлении Фондом осуществляет  следующие полномочия:

 

1) разрабатывает и утверждает  правила составления отчетности, порядок зачисления денег в  Фонд и использования Фонда; 

 

2) разрабатывает, совместно с  Национальным банком Республики  Казахстан, и утверждает график  представления информационных материалов  и финансовой отчетности по  деятельности, связанной с управлением  Фондом;

 

3) обеспечивает представление отчета  о формировании и использовании  Фонда Президенту и информации  о деятельности по формированию  и использованию Фонда Парламенту  Республики Казахстан; 

 

4) обеспечивает проведение ежегодного  внешнего аудита Фонда; 

 

5) обеспечивает осуществление бухгалтерского  учета формирования и использования  Фонда; 

 

6) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящими Правилами.

 

16. Доверительное управление Фондом  осуществляет Национальный банк  Республики Казахстан на основании  договора о доверительном управлении, заключаемого между Национальным  банком и Правительством Республики  Казахстан. 

 

17. Национальный банк Республики  Казахстан на основании договора  доверительного управления Фондом  осуществляет:

 

1) самостоятельное инвестирование  Фонда, включая передачу его  части в управление внешним  управляющим; 

 

2) разработку и утверждение правил  осуществления инвестиционных операций;

 

3) представление Правительству  Республики Казахстан отчета  о результатах доверительного  управления Фондом;

 

4) иные полномочия, предусмотренные  настоящими Правилами и договором  о доверительном управлении.

 

В целях обеспечения эффективного доверительного управления Фондом решением правления Национального банка  Республики Казахстан определяется специальное должностное лицо (на уровне не ниже заместителя председателя Национального банка Республики Казахстан), в полномочия которого входит оперативное принятие решений по доверительному управлению Фондом от имени Национального банка Республики Казахстан (полномочный представитель).

 

18. Правительство Республики Казахстан  и Национальный банк Республики  Казахстан обязаны информировать  друг друга о предполагаемых  действиях и достигнутых результатах  по вопросам управления Фондом.

 

 

 

2. СОВЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНЫМ  ФОНДОМ РК

 

Совет по управлению Национальным фондом Республики Казахстан - консультативно-совещательный  орган при Президенте Республики Казахстан, вырабатывающий предложения  по эффективному использованию Национального  фонда Республики Казахстан и  его размещению в финансовые активы и иное имущество, за исключением  нематериальных активов.

 

Функциями Совета по управлению Национальным фондом Республики Казахстан являются:

 

1) выработка предложений по повышению  эффективности формирования и  использования Национального фонда  Республики Казахстан;

 

2) рассмотрение и выработка предложений  по объемам и направлениям  использования Национального фонда  Республики Казахстан;

 

3) выработка предложений по перечню  разрешенных финансовых активов  и иного имущества, за исключением  нематериальных активов, для размещения  Национального фонда Республики  Казахстан.

      Решение о создании  Совета по управлению Национальным  фондом Республики Казахстан,  его состав и положение о  нем утверждаются Президентом  Республики Казахстан.

 

2.1 Предложения экспертов

 

 

 

18 июня, Астана. Эффективность Концепции  формирования и использования  Национального фонда станет основной  темой обсуждения «круглого стола»  «Управление нефтяными доходами: Концепция Национального фонда  Республики Казахстан», организованного  Фондом Сорос-Казахстан.

 

Вниманию участников заседания  был представлен анализ Концепции  Национального фонда, действующей  в стране на протяжении последних  двух лет, проведенный казахстанским  экономистом Меруерт Махмутовой.

 

«Имеет ли смысл выделять нефтяные деньги и вкладывать их за рубежом  для будущих поколений, когда  в стране не решены проблемы нынешнего  поколения, и может ли Казахстан  на данном этапе быть инвестором экономик западных государств?» - задается вопросами  Меруерт Махмутова, директор Центра анализа общественных проблем, автор доклада «Управление нефтяными доходами: Концепция Национального фонда», определившего тему  конференции.

 

«Прозрачность деятельности Национального  фонда оставляет желать лучшего», - отмечает Антон Артемьев, директор программы Kazakhstan Revenue Watch Фонда Сорос-Казахстан. «Отчеты о поступлениях и использовании Национального фонда публикуются в слишком обобщенной форме, не раскрывается информация о внешних управляющих средствами Фонда, не публикуются результаты ежегодного аудита. Отсутствие четкой политики информирования общественности приводит к тому, что большинство казахстанцев имеют самое смутное представление о Фонде».

 «Парламент должен иметь  право знакомиться с аудиторским  заключением по Национальному  фонду, утверждать перечень плательщиков  в Национальный фонд и годовой  отчет. Кроме того, следует создать  из числа представителей Правительства,  Парламента и гражданского общества  Консультативный совет, который  бы занимался выработкой рекомендаций  по управлению Фондом и осуществлял контроль над его  деятельностью», - предлагает М. Махмутова.

 

По мнению Фонда Сорос-Казахстан, являющегося членом Коалиции НПО «Нефтяные доходы – под контроль общества!», чтобы Национальный фонд успешно работал на благо и нынешнего, и будущего поколений страны, Правительству необходимо прислушаться к рекомендациям казахстанских экспертов. Представители гражданского общества настаивают на создании Консультативного совета, в составе которого они смогут представить интересы общественности и добиваться прозрачного, подотчетного и эффективного  управления Национальным фондом страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Согласно Правилам Фонд расходуется, во-первых, для “компенсации потерь, определяемых как разница между  утвержденными и фактическими суммами  поступлений налогов и иных обязательных платежей в бюджет от организаций сырьевого сектора”. На деле эти затраты минимальны и исчисляются несколькими миллионами долларов в год.

 

Во-вторых, Фонд расходуется: “в виде целевых трансфертов Фонда, передаваемых из Фонда в республиканский и  местные бюджеты на цели, определяемые президентом Республики Казахстан”. Как мы видим, здесь приоритет  главы государства над народом, от имени которого он руководит страной, и над парламентом, в котором  собраны представители народа, приобрел абсолютное выражение.

 

Поэтому пункты Правил, касающиеся размещения средств фонда “в надежные и ликвидные  иностранные финансовые активы в  целях его сбережения и получения  инвестиционного дохода” и о  том, что “фонд не может использоваться для кредитования частных и государственных  организаций и в качестве обеспечения  обязательств” вызывают горький  смех. И все таки наш национальный фонд хоть немного и поддержал экономику страны, но экономический кризис до сих пор бушует в стране, оставляя желать лучшего. Т.к. у людей нет денег на достойное существование, началась и продолжается безработица, приостановление деятельности предприятий, банков, у людей нет средств на обыденные вещи и это очень угнетает. Будем надеется, что из данной ситуации найдется достойный выход.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

 

1.     ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ  КАЗАХСТАН "О бюджетной системе" (функционирование Национального  фонда Республики Казахстан)

 

2.     Указ Президента  от 29 января 2001 года №543

 

3.     Указ №402 от 2000 года

 

4.     Экономика Казахстана  №6, 2004

 

5.     Экономика Казахстана, №3, 2003


Информация о работе Национальный фонд РК