Оценка целесообразности создания в Москве международного финансового центра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:15, сочинение

Описание

О перспективах становления Москвы как международного финансового центра говорилось уже давно. Превращение столицы в один из ведущих мировых МФЦ является неотъемлемой составной частью успешного решения стоящей перед Россией стратегической задачи вхождения в пятерку лидеров мировой экономики. Благодаря деятельности международных финансовых центров, в которых сосредотачиваются основные инвестиционные, информационные и интеллектуальные ресурсы, создается концентрация финансовых услуг высшего мирового уровня, обеспечивается доступ к глобальным потокам капитала.

Работа состоит из  1 файл

Оценка целесообразности создания в Москве международного финансового центра.doc

— 55.50 Кб (Скачать документ)

Эссе  на тему: Оценка целесообразности создания в Москве международного финансового  центра 

     О перспективах становления Москвы как  международного финансового центра говорилось уже давно. Превращение столицы в один из ведущих мировых МФЦ является неотъемлемой составной частью успешного решения стоящей перед Россией стратегической задачи вхождения в пятерку лидеров мировой экономики. Благодаря деятельности международных финансовых центров, в которых сосредотачиваются основные инвестиционные, информационные и интеллектуальные ресурсы, создается концентрация финансовых услуг высшего мирового уровня, обеспечивается доступ к глобальным потокам капитала. Наличие в России самостоятельного финансового центра международного масштаба станет одним из важнейших признаков конкурентоспособности ее экономики,  обязательным условием экономического, а значит, и политического суверенитета.

     Положительными  результатами создания МФЦ также  должны стать: институциональные изменения  в российской экономике (повышение  доли финансового сектора в ВВП и сопутствующее повышение ВВП); устойчивая и современная финансовая система; повышение уровня международного доверия к России; выгоды от интеграции России в мировую экономику.

     Полномасштабное функционирование МФЦ в Москве, по мнению экспертов, послужит импульсом для развития российских регионов, в частности, региональной финансовой системы.

     В мировом масштабе МФЦ в Москве облегчит доступ инвесторов из современных  центров сосредоточения капитала (таких, как США, Западная Европа, Китай) к  компаниям стран Восточной Европы и постсоветского пространства, и расширит возможности поиска инвесторов.

     Создание  МФЦ может благоприятно отразиться на социальной сфере, в том числе  на рынке труда и развитии человеческого  капитала, появится возможность увеличения новых рабочих мест в финансовой сфере, повысится уровень квалификации персонала.

     С другой стороны, у России очень много  минусов с точки зрения создания МФЦ. Требуется локальное создание комфортных условий для международных и российских специалистов МФЦ, а затем всё более масштабное градостроительное "оздоровление" города. По многим международным рейтингам, Москва в настоящее время не является "комфортным" городом. Его нужно разгружать и реконструировать.

     Также требуется улучшить ситуацию с общественной безопасностью, разгрести ком транспортных проблем.

     При создании МФЦ должен обеспечиваться продуманный и взвешенный подход, который учитывал бы проблемы в деятельности существующих финансовых центров и уроки нынешнего финансового кризиса.

     Предстоит длительная и кропотливая работа, требующая единства цели и объединения усилий федеральных и московских органов власти, российского и зарубежного профессионального финансового и банковского сообщества, а так же экспертного и научного сообщества. Создать международный финансовый центр мирового уровня в Москве простыми, единовременными политическими или административными решениями невозможно. Города — международные финансовые центры формируются там, где есть интенсивный экономический рост и создается при активном участии государства благоприятствующая этому законодательная, регулятивная и социальная среда. Развитие Москвы как международного финансового центра потребует реформы законодательного, нормативного и налогового регулирования сектора финансовых услуг в России вообще. Такая работа уже ведется рядом федеральных органов исполнительной власти, регуляторами рынка, профессиональным сообществом в лице саморегулируемых организаций, ряд законопроектов уже находится на рассмотрении в ГД РФ.

     Распоряжением от 17.11.2008 № 1662-р Правительство РФ утвердило Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., предусматривающую создание «инфраструктуры международного финансового центра в г. Москве».

     В качестве долгосрочного приоритета развития финансовых рынков Российской Федерации указанная Концепция определяет создание МФЦ как системы взаимодействия организаций, нуждающихся в привлечении капитала, с инвесторами, стремящимися к размещению своих средств. Такая система охватывает участников из многих стран. Формирование МФЦ рассматривается как неотъемлемая часть перехода Российской Федерации к инновационному социально ориентированному типу экономического развития. Задачей первого этапа развития является создание инфраструктуры МФЦ в Москве. Распоряжение Правительства Москвы от 07.08.2008 № 1801-РП «О первоочередных мерах по развитию Москвы как национального и международного центра финансовых услуг» определяет это направление работы как одно из приоритетных для Правительства Москвы.

     Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2009 г. № 911-р утвержден план мероприятий по созданию международного финансового центра в Российской Федерации.

     Концепция развития столицы как национального  и международного центра финансовых услуг разработана в соответствии с указанным распоряжением правительства Москвы, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., Стратегией развития финансового рынка РФ на период до 2020 г., Декларацией саммита «Группы двадцати» по финансовым рынкам и мировой экономике, состоявшегося в Вашингтоне 15–16 ноября 2008 г., Концепцией создания международного финансового центра в РФ, одобренной Правительством РФ 5 февраля 2009 г., Основными направлениями налоговой политики в РФ на 2008–2010 гг.

     Целями  концепции являются:

  - становление Москвы в качестве одного из ведущих городов — международных финансовых центров, который базируется на развитой финансовой инфраструктуре и адекватной регулятивной системе, способствует ускоренному развитию экономики страны и обеспечивает лидирующие позиции России на финансовых рынках евразийского пространства;

  - интеграция финансового сектора экономики Москвы в качестве значимого элемента в систему международных финансовых отношений;

  - развитие эффективной финансовой инфраструктуры, увеличение спектра доступных инвесторам финансовых инструментов, рост числа российских и зарубежных институциональных инвесторов, работающих в Москве;

  - создание условий для притока инвестиций в Россию, Москву и в иные субъекты РФ с международного рынка капиталов для роста объемов первичного размещения акций, торговых оборотов на рынке долговых ценных бумаг и производных финансовых инструментов.

  - формирование современной финансовой системы, которая оказывает позитивное воздействие на все сектора экономики Москвы, обеспечивает рост бюджетных поступлений, улучшение бизнес-инфраструктуры, условий жизни в Москве и рост благосостояния  москвичей.

  - формирование емкого конкурентного рынка труда в финансовом секторе Москвы.  
Формирование сильного бренда Москвы как финансового центра и повышение уровня доверия инвесторов к России.

     К Концепции прилагается план конкретных мероприятий, к выполнению которого по многим направлениям уже приступили органы городской администрации.

     Главными направлениями этой работы являются: совершенствование российской законодательной базы в части финансовых рынков; формирование скоординированной системы регулирования финансовых рынков, осуществляющего надзор за банками, страховыми компаниями, провайдерами финансовых услуг; наличие эффективной судебной системы; формирование стимулирующей налоговой среды в области налогообложения финансовых операций; развитие национальных финансовых институтов, повышение их надежности и финансовой устойчивости, проработка вопросов создания единого центрального депозитария  и его последующее подключение к международным рынкам, организация эффективно функционирующего международно признанного центрального клирингового дома; повышение «прозрачности» финансового рынка; развитие и совершенствование корпоративного управления; создание кадрового потенциала для работы на финансовом рынке, повышение общего уровня финансовой образованности населения; интеграция стандартов профессиональной квалификации международного уровня в систему высшего образования или создание их российского аналога; создание благоприятных условий для привлечения к работе МФЦ высококвалифицированного персонала, в том числе иностранного в случае необходимости; активизация валютно-финансового сотрудничества с ведущими внешнеторговыми партнерами России, расширение использования рубля в расчетах и превращение его в региональную резервную валюту.

     По мнению Руководителя экспертной группы по обновлению «Стратегии-2020» Евсея Гурвича, остаются сомнения в том, что задача создания МФЦ реализуема, и в том, что она для России вообще является приоритетной. «Для нас приоритетная задача - привлечение инвестиций. Создание же международного финансового центра для этого является полезным, но не главным, поскольку это хоть и связанные, но совершенно разные задачи».

     По  мнению же других,  «создание международного финансового центра в Москве – это новая “cуперзадача”, которой должно быть подчинено то, что мы делаем  
в рамках отдельных программ. Мы должны эту задачу оформить как одну из самых главных».

     Ключевым  шагом на пути к созданию МФЦ является  объединение двух крупнейших российских бирж – ММВБ и РТС. По словам Президента ММВБ Рубена Аганбегяна, основная цель объединения - создание конкурентоспособной в мировом масштабе биржевой площадки, дающей преимущества участникам рынка и акционерам. Главными позитивными итогами объединения станут повышение ликвидности российского рынка, увеличение возможностей по расширению бизнеса и внедрению современных клиентских технологий и ИТ-платформ в России, объединение опыта и экспертизы ведущих команд в области биржевой торговли.

     «Перед нами стоит серьезная задача сделать российскую биржевую инфраструктуру привлекательной, удобной и, главное, необходимой для российских и иностранных участников рынка, инвесторов и эмитентов» - подчеркнул Председатель Правления ОАО "РТС" Роман Горюнов.

     Объединение ММВБ и РТС может позволить  сосредоточить торги российскими  акциями на одной платформе, которая  должна стать конкурентной по сравнению  с западными. После объединения в России появится биржа, годовой объем торгов на которой составит несколько ВВП страны.

     Следующий момент: слияние бирж может позволить  в более полной мере соответствовать  международным стандартам. В настоящий  момент ни Национальный депозитарный центр ММВБ, ни Депозитарно-клиринговая  компания РТС не удовлетворяют требованиям приемлемого депозитария американского регулятора фондовых бирж (SEC), и создание центрального депозитария может иметь положительный результат.

     Много говорится и о синергетическом  эффекте от такого слияния. Действительно, нельзя сказать, что РТС и ММВБ полностью дублируют друг друга. Несмотря на усилия руководства двух компаний, основной площадкой по торговле деривативами остается срочный рынок РТС, а больший объем торгов акциями происходит по-прежнему на фондовом рынке ММВБ. Кроме того, у ММВБ есть не только фондовый рынок, но и валютные торги. Таким образом, у обеих из них были свои недостатки, и создание одной сильной биржи выглядит логичным.

     В конечном итоге положительные моменты  объединения РТС и ММВБ связываются  с тем, что руководство новой  российской биржи сможет сконцентрироваться на глобальных проектах, не размениваясь на параллельные проекты внутри страны. Наличие единых акционеров позволит принимать скоординированные решения по развитию биржи, унифицированные стандарты торгов — сократить издержки рынка и профучастников, а увеличение оборотов приведет к увеличению инвестиций в инфраструктуру.

     Опыт  показывает: финансовый центр –  привилегия развитой, сильной, конкурентоспособной  экономики. Сегодня Москва — крупнейший центр концентрации капитала в Центральной и Восточной Европе. На нашу столицу приходится свыше 80 % финансовых потоков России и более половины российского банковского капитала. Треть банковских сбережений населения России сосредоточены в Москве. В городе расположено почти 90 % штаб-квартир работающих в России зарубежных банков и международных финансовых организаций, сосредоточена практически вся биржевая торговля ценными бумагами. Сегодня Московская межбанковская валютная биржа является крупнейшей биржей в России, странах СНГ, Центральной и Восточной Европе. В городе функционирует почти треть всех страховых организаций России.

     Важной  частью финансовой системы Москвы является бюджет города. По объему это один из крупнейших бюджетов среди 10 ведущих  мегаполисов мира.

     Высокие темпы экономического развития Москвы сопровождаются созданием уникальной для России и стран СНГ юридической инфраструктуры.

     Москва  — крупнейший научно-производственный и социально-культурный мегаполис, соединяющий в себе практически  все виды экономической деятельности. В городе проживает около 7,4 % населения России. Экономика Москвы производит более 18 % валового внутреннего продукта России. Москва входит в число 10 крупнейших городов — центров экономической активности мира.

     Что касается возможности сотрудничества Москвы с другими международными финансовыми центрами, то здесь следует отметить Франкфурт, Лондон, Нью-Йорк, Люксембург, Дубай. С этими городами есть постоянные прямые связи, их руководители постоянно выражают заинтересванность в сотрудничестве по развитию Москвы как международного финансового центра. С некоторыми из них Москва имеет соглашения о сотрудничестве в этой сфере и ведет конкретную работу, в частности, с Франкфуртом, федеральной землей Гессен и организациями, объединяющими финансовое сообщество Франкфурта. Уже поступили конкретные предложения о совместной экспертной деятельности в проработке подходов к совершенствованию стандартов регулирования финансовых рынков, о подготовке кадров, о продвижении бренда Москвы как МФЦ. Прорабатываются вопросы аналогичного сотрудничества с Лондоном и Люксембургом. Опираясь на опыт уже состоявшихся МФЦ, таким образом можно сберечь много времени, сил и ресурсов.

Информация о работе Оценка целесообразности создания в Москве международного финансового центра