Оценка финансовой системы современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 18:15, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
 раскрыть сущность, определить цели и задачи финансовой системы РФ;
 рассмотреть главное звено финансовой системы – государственный бюджет Российской Федерации;
 изучить правовые основы функционирования финансовой системы;
 рассмотреть звенья современной финансовой системы;
 выявить проблемы функционирования финансовой системы.

Работа состоит из  1 файл

основа.doc

— 154.00 Кб (Скачать документ)

      Страхование предпринимательских рисков - новая отрасль страхования для России. Этот вид страхования начали проводить альтернативные страховые общества (акционерные, кооперативные, взаимные, ведомственные).

В настоящее время наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют негосударственные страховые компании, получившие лицензии на проведение страховых операций.   Страхование в условиях рыночной экономики все больше становится сферой коммерческой деятельности, но многие страховые компании не имеют четкой специализации по направлениям страхования.

Кредит представляет собой систему денежных отношений, посредством которых осуществляется мобилизация временно свободных денежных средств бюджета, народного хозяйства и населения и использование их на условиях возвратности.

Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом. В качестве самостоятельного звена в системе государственных и муниципальных финансов выделяют государственный и муниципальные кредиты.

Одним из звеньев финансовой системы государства является государственный кредит. Главная форма экономических отношений в рамках государственного кредита — это ситуация, когда государство выступает как заемщик средств. Реже оно выступает как кредитор, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом[6].

Государственный и муниципальный кредиты представляют собой денежные отношения между государством, муниципалитетами, от имени которых выступают органы исполнительной власти федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими, физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, с другой стороны, по поводу получения займов, предоставления кредита или гарантий.

В отношении централизованных фондов государство выступает полноправным хозяином и может принудительно обеспечивать свои доходы через систему налогов, пошлин, сборов, эмиссии денег и т.д.

2.2. Финансы хозяйствующих субъектов, их особенности

Основой финансовой системы являются децентрализованные фи­нансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перерас­пределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значи­тельная часть указанных средств в дальнейшем направляется на фи­нансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. п.).

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадле­жит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются матери­альные блага, производятся товары, оказываются услуги, формирует­ся прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

Особое значение в системе децентрализованных финансов и во всей финансовой системе развитых стран мира имеют финансы фи­нансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специали­зирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих времен­но свободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в денеж­ных средствах. В этом эвене финансовой системы в развитых странах мира сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, ис­пользуемые прежде всего на инвестиционные цели.

Финансы хозяйствующих субъектов, которые являются основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода и являются главным фактором формирования централизованных денежных фондов. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.

Финансы домохозяйств играют значительную роль как в форми­ровании централизованных финансов посредством налоговых платежей, так и в формировании платежеспособного спроса страны. Чем больше доходы населения, тем выше его спрос на различные виды материальных и нематериальных благ и тем большие возмож­ности для развития экономики, социальной сферы. Финансы домохозяйств — это личные финансы, т. е. финансовые отношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство. (В отличие от семьи, домохозяйство может включать, кроме родственников, также людей, которые полностью или частично вносят свою долю в бюджет домохозяйства, а также может состоять и из одного человека, обеспечивающего себя материально.) [7]

Финансы некоммерческих организаций имеют свою специфику, связанную с формированием доходов, порядком их использования, владением имуществом и т. п.

Финансы предприятий являются одним из важных звеньев финансовой системы Российской Федерации. Они функционируют в производственной и непроизводственной сферах экономики.

В этом звене финансовой системы формируются финансовые потоки, создаются валовой внутренний продукт и национальный доход, который в дальнейшем подлежит перераспределению через налоговую и бюджетную системы, производственные и социальные сферы. Особенности финансов отдельных предприятий зависят от формы собственности и организационно-правовой формы.

В сфере финансов предприятий выделяют следующие звенья финансовой системы:

                  финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах;

                  финансы предприятий, осуществляющих некоммерческую деятельность;

                  финансы государственных и муниципальных предприятий;

                  финансы общественных организаций (объединений).

Основой организации финансов предприятий всех форм собственности является наличие финансовых ресурсов в размерах, необходимых для хозяйственной и коммерческой деятельности. Финансы предприятий составляют основу микроэкономики. Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий во многом зависит общее положение финансовой системы. Они позволяют управлять стоимостной оценкой материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечивать их сбалансированность. Прибыль предприятий играет решающую роль в формировании доходов бюджетов всех уровней. Из бюджета обеспечивается финансирование социальной сферы экономики, инвестиционных программ, обороны, экологии.

В отношении децентрализованных фондов государственное регулирование проявляется в следующем. Если финансы предприятий федеральной и муниципальной форм собственности могут рассматриваться в целом как децентрализованные фонды государства, то финансы частных предпринимателей должны анализироваться и подвергаться государственному воздействию совсем с других позиций. Французский ученый П.М. Годме писал по этому поводу: «...Ни в коем случае не следует забывать о фундаментальном различии между государственными и частными финансами. Основные различия между ними обусловлены тем фактом, что состояние частных финансов и динамика частных финансов зависят от законов рыночной экономики. Так, спрос и предложение на рынке обусловливают определенные размеры учетного процента. Состояние же и динамика государственных финансов определяются решениями государства и действиями публичной власти...»[8]. Годме выделил несколько отличий частных финансов от государственных, которые можно свести к следующему:

а) государство может в принудительном порядке обеспечить свои доходы посредством системы налогового обложения. В то же время принудительное исполнение в отношении самого государства отсутствует.

Частные лица не могут в принудительном порядке обеспечить свои доходы и, следовательно, могут оказаться не в состоянии выполнить свои обязательства;

б) государственные финансы связаны с денежной системой, которая в большей или меньшей степени управляется государством; денежная система не зависит от воли частного собственника, распоряжающегося своими финансами;

в) частные финансы ориентированы на получение прибыли. Государственные финансы, напротив, расходуются с целью удовлетворения так называемого общего интереса;

г) размеры государственных финансов намного больше, чем размеры частных финансов, которыми распоряжаются отдельные лица.

2.3. Проблемы функционирования финансовой системы РФ и пути их решения

В качестве проблем современного общества, которые призвана решать     финансовая система, можно назвать:

                  недостаточные темпы развития экономики;

                  диспропорции развития экономической системы;

                  отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых   рынках;

                  излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс;             

                  низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

Среди существенных недостатков финансовой системы можно назвать, в частности, следующие:

— ориентацию кредитно-финансовой политики государства не на интересы населения России, повышение его благосостояния, а на интересы самого государства и безубыточность работы кредитных организаций. Так, в стране не созданы условия для увеличения накоплений, которые могли бы составить основной финансовый резерв экономики, для укрепления доверия масс к стабильности банковской системы, для повышения производительности труда. В результате реальный сектор экономики, т.е. тот, в котором, собственно, и происходит создание прибыли (национального дохода) остается заложником финансово-кредитной политики Правительства и Центрального Банка РФ;

— отсутствие сбалансированности и достаточной прозрачности в расходовании бюджетных ресурсов (в частности, средств, направляемых на «военные» расходы, на кредитование зарубежных государств и др. Соответствующие приложения к федеральному бюджету остаются засекреченными);

— нерешенность двойственной проблемы: сохранения достаточно высокого уровня инфляции, систематического повышения цен на товары и услуги для населения — с одной стороны, и насыщения реального сектора экономики денежной массой, — с другой стороны; это обстоятельство создает в стране ущербную экономическую среду, в которой невозможен реальный экономический рост и улучшение качества жизни населения.

Следовательно, все названные проблемы еще требуют своего осмысления и соответствующего решения в рамках цивилизованного финансово-экономического и правового регулирования.

Основными путями преодоления кризисных и иных негативных явлений в финансовой системе являются:

                необходимо принять решительные меры по обеспечению роста реального сектора экономики на осно­ве задействования научно-технического и интеллектуально­го потенциала страны;

                добиваться эффективного использования бюджетных средств, сокращения непроизводительных рас­ходов, в том числе на содержание административно-управ­ленческого аппарата (министерств, ведомств, Администра­ции Президента РФ), увеличения некоторых статей доход­ной части бюджета, упорядочения налоговой системы, умень­шения количества налогов и увеличения собираемости нало­гов, сборов, таможенных пошлин и т. п. Упорядочение нало­говой системы, должно быть направлено на создание благо­приятных условий для обеспечения капиталовложений и, сле­довательно, оживления производства;

                следует добиться укрепления денежного об­ращения в стране. С этой целью Правительство РФ должно выработать реальную антиинфляционную политику. В комп­лексе мер следует предусмотреть контроль за ценами и за­работной платой путем установления пределов их роста. Оп­ределяющее значение в борьбе с инфляцией имеет, конеч­но, рост выпуска товаров с учетом спроса населения;

                укрепить финансовую дисциплину, упо­рядочить расчеты между предприятиями. Необходимо навес­ти порядок в банковской системе.

                необходимо добиться рентабельной работы предприятий промышленности и сельского хозяйства. Рентабельность пред­приятий характеризует эффективность их деятельности, что является необходимым условием рыночных отношений.

                устранению кризисных явлений в финансовой  системе будет способствовать выплата внешних долгов.

Проявление признаков кризиса финансовой системы не­гативно сказывается на развитии промышленного и сельс­кохозяйственного производства, жизненном уровне трудя­щихся, поэтому государство и соответствующие органы должны как можно быстрее их устранять.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Оценка финансовой системы современной России