Оценочная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 11:15, курсовая работа

Описание

Законодательство, регулирующее различные виды предпринимательства активно развивается в условиях интенсивного развития рыночных отношений. Важной сферой предпринимательства стала оценочная деятельность, поскольку её развитие является составной частью общего процесса развития рыночной экономики. Оценка требуется в достаточно широкой области: для определения стоимости имущества при совершении с этим имуществом различных сделок, в том числе при приватизации имущества, передаче его в доверительное управление или аренду, использовании в качестве залога, вклада в уставный капитал обществ и т.д. Оценка также основа рыночного планирования, эффективная деятельность рынка невозможна без информации об изменениях в оценке стоимости различных объектов.

Содержание

Введение 3
1.Государственное регулирование оценочной деятельности 5
2.Нормативно- правовая база оценочной деятельности 7
3. Основные положения Закона «Об оценочной деятельности» 9
4.Федеральные стандарты оценки 15
5.Объекты оценочной деятельности 16
6.Принципы оценки, установленные ФСО 18
7.Международные стандарты оценки 20
8.Саморегулирование оценочной деятельности 21
Заключение 24
Список используемых источников 26

Работа состоит из  1 файл

оценка.doc

— 100.00 Кб (Скачать документ)

Принцип однозначности  – содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение пользователей  отчета об оценке, а также допускать  неоднозначного толкования (п. 4 ФСО  №3).

Принцип проверяемости  – состав и последовательность представленных в отчете об оценке материалов и описание процесса оценки должны позволить полностью воспроизвести расчет стоимости и привести его к аналогичным результатам (п. 4 ФСО №3).

До появления  ФСО в некоторых отчетах об оценке вообще не приводились какие-либо расчеты, а в качестве обоснования стоимости содержалась следующая мысль (цитата): «путем сложнейших расчетов, включающих проведение вычислений в рамках всех трех методологических подходов к оценке с использованием методов корреляционно-регрессионного анализа и метода Монте-Карло, Оценщик пришел к выводу о том, что рыночная стоимость объекта оценки составляет … ». Очевидно, что проверить правильность расчетов при их отсутствии невозможно.

 

7.Международные стандарты оценки

Несколько в  стороне от описанных уровней нормативно-правового регулирования оценочной деятельности в России стоят Международные стандарты оценки (МСО). Не смотря на то, что в преамбуле федеральных стандартов оценки указано, что они разработаны с учетом МСО, по факту, между российскими и международными стандартами оценки существует существенное расхождение. Например, в российском законодательстве не закреплено определение такого фундаментального понятия как справедливая стоимость (сумма, за которую можно было бы обменять актив или погасить обязательство в коммерческой сделке между хорошо осведомленными заинтересованными сторонами), не предусмотрена устная форма отчета.

Международные стандарты оценки при осуществлении  оценочной деятельности в Российской Федерации могут использоваться в части, не противоречащей федеральным стандартам оценки.

 

8.Саморегулирование оценочной деятельности

В соответствии с Законом об оценке субъектом  оценочной деятельности является оценщик  – физическое лицо, которое может  заключать трудовые договоры с оценочной  компанией или осуществлять частную практику в виде индивидуального предпринимателя. Для осуществления оценочной деятельности оценщик обязан:

иметь образование  в области оценочной деятельности – большинство из оценщиков прошли повышение квалификации на базе уже  полученного высшего образования, высшее оценочное образование начало преподаваться в российских ВУЗах только с 2010 года;

являться членом саморегулируемой организации оценщиков;

застраховать  свою профессиональную ответственность. Оценщик несет личную имущественную ответственность за потенциальный ущерб, который может быть нанесен его профессиональной деятельностью. Таким образом, теоретически, для компенсации ущерба, нанесенного деятельностью оценщика, может быть распродано принадлежащее ему имущество.

С 2008 года оценочная деятельность переведена на механизм саморегулирования – ряд функций по регулированию отрасли  передан профессиональным объединениям оценщиков, имеющим статус саморегулируемых организаций.

В общем виде, сущность саморегулирования базируется на следующих основных положениях:

разработка  стандартов оценочной деятельности – стандарты разрабатываются  и корректируются самим профессиональным сообществом, что должно повышать как  качество самих стандартов, так и  услуг по оценке в целом;

контроль за исполнением стандартов – саморегулируемые организации самостоятельно контролируют деятельность своих членов и, при необходимости, оперативно применяют различные меры дисциплинарного воздействия (например, вынесение предупреждения, наложение штрафа, исключение из СРОО);

обеспечение прозрачности деятельности оценочного сообщества, в том числе, в части деятельности СРОО и НСОД, что является необходимым, но недостаточным условием выполнения двух предыдущих пунктов.

По состоянию  на сентябрь 2011 года в России зарегистрировано 11 СРОО, 7 из которых было создано «автоматически» после начала саморегулирования в оценочной отрасли, поскольку оценщики, не являющиеся членами СРОО, с 01.01.2008 г. не могли оказывать услуги по оценке. Еще 4 СРОО были созданы в период с 2008 по 2010 годы в условиях усиливающейся конкуренции. Наиболее динамично развивающимся является Некоммерческое партнерство «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет», деятельность которого осуществляется под лозунгом «В интересах Оценщика». Практической реализацией лозунга является:

специализация на экспертизе отчетов об оценке как  инструменте повышения качества оценочных услуг и борьбы с  демпингом, защите оценщиков в судах, а также акценте на образовательных  мероприятиях, например, на кураторстве первой в России специализированной магистерской программы по направлению «Экспертиза отчетов об оценке» в Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова.

Для «защиты» имущества  оценщика, а также стороны, которой  нанесен ущерб профессиональной деятельностью оценщика (ведь вполне возможна ситуация, когда величина ущерба на порядок превышает стоимость имущества оценщика) используется трехуровневая система компенсации.

На первом уровне ущерб покрывается страховкой компании, с которой оценщик заключил трудовой договор и под именем которой был составлен соответствующий отчет об оценке. Отметим, что данный уровень не является обязательным и может отсутствовать.

На втором уровне ущерб покрывается из персональной страховки оценщика. В соответствии с законом минимальный размер страховой суммы установлен на уровне 300.000 руб. (при страховой премии в год в диапазоне от 650 до 3.000 руб.), верхняя граница не установлена и в ряде случаев достигает нескольких миллиардов рублей.

На третьем  уровне происходит выплата из компенсационного фонда СРОО. Данный фонд формируется за счет взносов оценщиков при вступлении (30.000 руб. с человека). Максимальный размер выплаты из компенсационного фонда по одному случаю составляет 5.000.000 руб.

Ряд крупных  заказчиков работ по оценке устанавливают дополнительные требования к оценщикам:

наличие аккредитации (например, «Сбербанк» и большинство  крупных банков, «Газпром», «РЖД»);

наличие формы  доступа для работы со сведениями, представляющими государственную  тайну;

наличие опыта оценки конкретных специфических объектов (ГЭС, телекоммуникационные спутники и пр.).

Результатом деятельности оценщика может быть отчет об оценке, к форме и содержанию которого законодательством предъявляются  строго определенные требования. При  составлении данного документа оценщик несет указанную выше ответственность, в том числе, личным имуществом.

Любой другой документ, составленный оценщиком (например, «Заключение  о стоимости», «Акт оценки»), является результатом оказания информационно-консультационных услуг и не попадают под действие Закона об оценке – оценщик не несет указанную выше ответственность, а возмещение потенциального ущерба регулируется общим законодательством Российской Федерации, например, Гражданским кодексом.

 

Заключение

Оценка как новое направление рыночной инфраструктуры возникла в связи с необходимостью разрешения имущественных споров, в которых стороны для определения объективной стоимости того или иного имущества были вынуждены прибегать к услугам независимых ценовых арбитров.

Основой нормативной базы, регулирующая профессиональную деятельность по оценке собственности в Российской Федерации является Федеральный Закон «Об оценочной деятельности». Он определяет субъектов оценочной деятельности, их права и обязанности, профессиональную подготовку, основные принципы оценки, решает главный вопрос об ответственности оценщиков за результаты их деятельности: существует лицензирование и страхование деятельности оценщиков. Хотя в дальнейшим планируется переход от жёстких методов государственного регулирования к контролю со стороны саморегулируемых организаций оценщиков.

Однако, Федеральный  Закон «Об оценочной деятельности»  не решает всех проблем.

Практика оценочной  деятельности ставит перед законодателями немало новых вопросов, требующих  детального регламентирования. Например, Федеральный закон «Об оценочной деятельности» предусматривает обязательность проведения оценки при осуществлении операций, связанных с отчуждением собственности в пользу государства (к которым и принадлежат национализация и принудительный выкуп). Однако правовых или иных нормативных актов, детализирующих эти положения применительно к оценке, пока не разработано. Более того, еще нет действующих нормативно – правовых документов, регулирующих порядок и процедуры, связанные с национализацией и принудительным выкупом недвижимости.

В последнее  время деятельность профессиональных оценщиков получает всё большее  распространение, появилось множество  споров, связанных с оценкой стоимости  имущества, оценщиков привлекают для  участия в судебном процессе, в практике оценочной деятельности распространены случаи привлечения оценщиков к экспертизам и проверкам размера стоимости имущества по поручению государственных правоохранительных органов.

Следовательно, законодателю предстоит и далее  совершенствовать правовое регулирование оценочной деятельности.

 

 

 

 

 

Список используемых источников

1.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993.

2.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.07.98 N 135-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "ОБ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

3.ФСО ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ  ОЦЕНКИ, ФЗ-135 и связанные с ними  нормативные акты по оценочной  деятельности

4.Приказ Минэкономразвития  России "Об утверждении федерального  стандарта оценки «Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования  к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО № 5)" от 4 июля 2011 года N 238

5.Приказ Минэкономразвития  России "Об утверждении Программы  разработки федеральных стандартов  оценки" от 1 июня 2011 года N 260

6.Грязнова А.Г. Оценка  бизнеса. -М.: Финансы и статистика,2010г.

7.Есипов В.Е., Маховиков  Г.А., Терехова В.В. Оценка бизнеса.- СПб.: Питер,2012г.

8.Новиков Б.Д.  Рынок и оценка недвижимости  в России/ Б.Д. Новиков.- М.: Экзамен,2009.- 512 с.

 

 


Информация о работе Оценочная деятельность