Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 19:43, реферат
Наблюдение за деятельностью коммерческих банков, их отделений, филиалов, представительств по всей территории Украины. Это наблюдение направлено на обеспечение стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков путем уменьшения рисков в деятельности коммерческих банков. Содержание наблюдения определяется полномочиями, установленными НБУ Законом Украины «О банках и банковской деятельности».
Введение 3
1. Система государственного финансового контроля 4
2. Органы финансового государственного контроля в Украине 7
3. Пути повышения эффективности финансового контроля 11
Заключение 15
Список использованной литературы 17
Содержание
Введение 3
1. Система государственного финансового контроля 4
2. Органы финансового государственного контроля в Украине 7
3. Пути повышения эффективности финансового контроля 11
Заключение 15
Список использованной литературы 17
наблюдение за деятельностью коммерческих банков, их отделений, филиалов, представительств по всей территории Украины. Это наблюдение направлено на обеспечение стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков путем уменьшения рисков в деятельности коммерческих банков. Содержание наблюдения определяется полномочиями, установленными НБУ Законом Украины «О банках и банковской деятельности».
3. Пути повышения эффективности финансового управления
Эффективность финансового управления — сложная экономическая категория.
Она характеризуется определенными критериями и показателями.
Обычно, когда рассматривают
вопрос об эффективности управленческой
деятельности, прежде всего имеют в виду
адекватность достигнутых в процессе
ее осуществления результатов намеченным
целям, степень приближения результата
к цели с одновременным учетом производственных
затрат (времени, материальных и денежных
средств, трудовых ресурсов и т. д.). С учетом
этого положения критерием эффективности
финансового управления будет соотношение
достигнутого контролирующим органом
результата к поставленной цели.
В широком смысле такими целями для государственного
финансового управления будут: рост темпов
развития экономики, обеспечение стабильности
финансовой системы, увеличение доходной
части федерального бюджета и экономия
средств в его расходной части. [15, с. 3]
Конечный результат, т. е. совокупность объективных последствий финансового управления, — это главный критерий определения его эффективности. Получение данных о таком результате требует знания конкретного содержания деятельности контролирующего органа, реакции на его действия субъекта управления, изменений, происходящих под влиянием управления в управленческой деятельности.
Однако результаты финансового управления будут неточными, если не учитывать сопровождающие проведение управления затраты: длительность проверок, число участвующих в проверках лиц, различного рода расходы (на транспорт, командировки) при выезде на место и т. п. Затраты на проведение управления могут быть большими или меньшими и должны соизмеряться с его результатами. В этой связи одним из критериев эффективности финансового управления является его экономичность. [15, с. 6]
Критерий действенности финансового управления отражает то положительное влияние, которое финансовый управление оказывает на содержание деятельности проверяемого органа или лица, ее качество.
Показатели, отражающие степень
воздействия финансового
Структура эффективности финансового управления состоит из двух частей: во-первых, это макроэффективность государственного финансового управления и, во-вторых, промежуточная эффективность деятельности органа государственного финансового управления.
Макроэффективность - это сумма эффектов, полученных от проведения финансового управления, которые можно классифицировать следующим образом:
- социальный эффект;
- организационный эффект;
- экономический эффект.
Промежуточная эффективность деятельности органа государственного финансового управления — это соотношение экономических результатов исполнения представлений и предписаний (возврат средств в федеральный бюджет, включая штрафные санкции; возврат средств на бюджетные счета предприятий и т.д.) и затрат на содержание органа государственного финансового управления. [15, с. 8]
Основываясь на изложенных
выше положениях, сформулируем критерии
и показатели эффективности деятельности
Счетной палаты.
Критерии, как было сказано выше, это:
- результативность;
- действенность;
- экономичность.
Каждый из названных критериев может быть оценен количественно, и это весьма важно для оценки как эффективности работы Счетной палаты в целом, так и ее отдельных подразделений. В этой связи предлагаются следующие критериальные показатели эффективности финансового управления.
В Украине до настоящего
времени отсутствует
Первый подход отражает позицию ряда авторов, рассматривающих процесс реформирования действующих органов финансового управления в единую, иерархически, сверху донизу, выстроенную системную вертикаль. Крайнее выражение подобной точки зрения — объединение всех контролирующих и даже надзорных органов в единый управлениеный орган федерального подчинения, который либо функционирует самостоятельно, либо подчиняется Счетной палате или Генеральной прокуратуре Украине [5, с. 61]
Усиление роли Счетной палаты как органа, осуществляющего функции управления за бюджетным процессом, за целесообразностью и эффективностью расходования государственных средств и коммерческого применения государственной собственности является одним из основных постулатов этого подхода. Поэтому для полноценного выполнения названных функций рекомендуется принять ряд новых правообеспечивающих деятельность Счетной палаты решений.
По поводу построения системы государственного финансового управления в Украине существует и другой подход, авторы которого активно выступают против создания жестко иерархической соподчиненной управлениеной системы, возглавляемый единым государственным органом. Они считают, что «системность» вовсе не требует «монолитности», то есть многоуровневой соподчиненности по принципу иерархической замкнутости, не позволяющей мобильно реагировать на динамичное изменение рыночных отношений. Системность при этом трактуется как наиболее рациональное соотношение между элементами централизации и децентрализации органов управления, обеспечение координации деятельности управлениеных органов в части научного и методического потенциала при сохранении их самостоятельного статуса.
В соответствии с рассматриваемой позицией структурная основа государственной системы управления должна складываться, с одной стороны, из высших органов государственной власти и управления, наделенных Конституцией Украины и законодательно-нормативными актами в области государственного управления. С другой стороны, ее составной частью могут стать специальные органы государственного управления как ныне действующие, например. Департамент государственного финансового управления Минфина Украины и вновь созданный — Комитет финансового мониторинга. Специальные органы государственного управления должны осуществлять свою деятельность в конкретных областях, являясь либо самостоятельными центральными органами исполнительной власти, либо крупными специализированными подразделениями федеральных министерств. В рамках их полномочий возможно создание своих территориальных органов, делегирование им своих прав и функций [5, с. 62]
Каждый из этих подходов
имеет свои сильные и слабые стороны,
однако при обсуждении возможных
концепций организации
Сегодня для повышения эффективности всей правоохранительной системы государства, необходимы разработка и принятие комплекса поправок к действующим законам. Украинскими экономистами предлагаются следующие меры:
1. Уточнение ответственности государственных должностных лиц за нарушения требований закона при исполнении государственного бюджета и внебюджетных фондов, а также при распоряжении государственной собственностью;
2. Конкретизация наступления ответственности должностных лиц за неисполнение предписаний Счетной палаты и других управлениеных органов;
3. Введение подуправлениености Национального Банка проверкам Счетной палаты, в том числе в формировании и исполнении собственной сметы расходов, в поступлении доходов и формировании прибыли;
4. Принятие форм финансовой отчетности всех органов государственной власти;
5. Наделение Счетной палаты Украины правом выступать в судах с исками в защиту интересов государства в случае установления фактов незаконных или притворных сделок.
Заключение
Таким образом, после изучения
и изложения данной темы, можно
сделать следующие выводы.
1) Финансовый
управление является формой реализации
управлениеной функции финансов.
2) Назначение финансового управления заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.
3) Финансовый управление – это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.
4) Для осуществления финансового управления создаются особые управлениеные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке.
5) Объектом финансового управления являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.
6) Выделяют предварительный финансовый управление, текущий (оперативный) финансовый управление, Последующий финансовый управление, управление за финансовой деятельности
Организация и функционирование эффективной системы финансового управления — обязательный и непременный элемент государственной финансовой политики. Государственный финансовый управление, играя существенную роль в обеспечении функционирования государства, одновременно может квалифицироваться как функция социального управления и правового регулирования.
Сегодня назрела необходимость должного правового регулирования организации и деятельности органов государственного управления, так как управлениеная деятельность в Украине пока малоэффективна.
В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование действующего законодательства, призванное способствовать развитию методологической базы, терминологического единообразия и механизма формирования и функционирования системы финансового управления. Важным является устранение незавершенности в вопросах формирования правовой базы государственного управления. Нужно законодательно закрепить задачи, права, сферу действия каждого органа финансового управления.
При совершенствовании системы
финансового управления, принципиально
важно использование зарубежного опыта.
Здесь речь может идти о поэтапной частичной
или полной апробации отдельных областей
данной практики.
Принципиально значимым представляется
достижение в деятельности органов муниципального
финансового управления, региональных
управлениено-счетных органов и Счетной
палаты Украины такой меры взаимосогласованности,
которая исключала бы обособленность,
самозамкнутость финансового управления
на любом из уровней исполнительной власти.
Лишь после решения соответствующих задач
можно будет говорить об успешном формировании
целостной системы финансового управления
в Украине.
Информация о работе Организационно-правовое обеспечение управления финансами в Украине