Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 08:19, курсовая работа
Реализация валового продукта, использование|употребления| национального дохода и все последующие перераспределительные процессы в экономике обеспечиваются на основе потока денег в наличной и безналичной формах|форме| ─ денежного оборота как совокупности за определенный период всех платежей, которые|какие| опосредствуют движение стоимости в денежной форме между финансовыми и нефинансовыми агентами во внутреннем| и внешнем|наружному| экономических|экономичных| оборотах страны|страна-участницы|.
Введение……………………………………………………………3
1 . Расчетные и текущие счета……………………………………..5
2. Действующие формы безналичных расчетов…………………..7
2.1 Сущность и принципы организации безналичных расчетов…15
3. Особенности расчетов при осуществление внешнеэкономической деятельности………………………………20
4. Кассовое обслуживание…………………………………………22
4.1Порядок совершения кассовых операций……………………….28
Заключение……………………………………………………………32 Список использованной литературы……………………………......35
Перечисление денежных средств на банковские счета профсоюзов со счетов юридических лиц производится одновременно с получением средств на заработную плату на основании платежных поручений организаций;
В целях обеспечения получения денежных средств на оплату труда работающим при отсутствии средств на счете предприятия, клиентом, в день получения предприятием средств на заработную плату, представляется заявление в произвольной форме с указанием периода, за который производится выплата заработной платы. Указанное заявление помещается в картотеку для оплаты в установленной законодательством очередности. При поступлении на счет средств, клиент предъявляет к оплате денежный чек и в случае необходимости расчетные документы на уплату платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Банк не вправе выдавать своему клиенту – налогоплательщику средств на оплату труда, если последний не представил платежных поручений на перечисление налога и обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды, уплачиваемые в составе единого социального налога.
Учитывая, что форма документа, помещенного в картотеку, не влияет на порядок исполнения расчетных документов из картотеки, помещение заявления в картотеку неоплаченных расчетных документов позволит получать денежные средства по чеку в очередности, установленной законодательством.
- в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований (списание производится по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение требований, не относящихся к 1-й и 2-й группам очередности);
К таким документам относятся исполнительные документы по взысканию денежных средств вследствие нарушения договорных обязательств.
- в шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.
К данной группе очередности относятся платежи по хозяйственной деятельности клиента (за электроэнергию, тепловую энергию, газ, услуги водоснабжения и др.)
Платежи в возмещение вреда здоровью и жизни, связанные с производственным травматизмом, выплачиваемые организацией добровольно, без исполнительного листа, производятся в шестую очередность.
Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очередности, производится в порядке календарной очередности поступления документов.
Списание средств со счета по требованиям, относящимся к определенной группе, исполняются после полного удовлетворения требований, находящихся в группах, имеющих более высокий приоритет очередности.
При наличии у клиента нескольких счетов установленная очередность списания денежных средств применяется по каждому счету. [12], c.355-362
3.Особенности расчетов при осуществлении внешнеэкономической деятельности
Осуществление внешнеэкономической деятельности связано с необходимостью определения форм расчетов, под которыми понимаются сложившиеся в международном коммерческом обороте, в том числе банковской практике, способы оплаты за поставленный товар (продукцию), оказанные услуги, выполненные работы и т. д. Такими формами расчетов обычно выступают: открытый счет, банковский перевод, инкассо и аккредитив. Расчеты производятся только через банки за наличные или в кредит.
При наличном расчете товары оплачиваются в полной стоимости в момент перехода или до перехода товара или товарораспределительных документов в распоряжение покупателя.
Расчеты в кредит — это коммерческий кредит, под которым понимается предоставление кредита экспортером импортеру либо выделение импортеров авансов экспортеру.
Расчеты в международном коммерческом обороте осуществляются, как правило, в свободно конвертируемой валюте. В то же время в контрактах цена и стоимость товара может устанавливаться в свободно конвертируемой валюте, а оплата производиться в национальной валюте по курсу обмена, существующему, например, на день оплаты.
Открытый счет используется, когда экспортер уверен в платёжеспособности импортера, и сущность этой формы заключается в непосредственном направлении в адрес покупателя товара и товарораспределительных документов, оплату которых импортер должен осуществить в срок, указанный в контракте. Эта форма расчетов в международном коммерческом обороте используется редко.
Банковский перевод используется в основном при выдаче авансов, уплаты по кредитам и т. д. Его суть заключается в поручении одного банка другому выплатить получателю перевода причитающуюся ему сумму. Эта форма расчёта предусматривается в контракте. При этом указываются банки-корреспонденты. Банк экспортера по получении платежного поручения от банка импортера зачисляет на счет экспортера причитающуюся ему сумму.
Учитывая, что для экспортера существует риск неоплаты поставленного товара, эта форма расчетов используется нечасто.
Инкассо широко используется в международном экономическом обороте. Под инкассо понимается форма расчетов, когда экспортер поручает банку получить от импортера сумму платежа за поставленный товар против представленных товарораспорядительных документов и перечислить эту сумму экспортеру. Поскольку расчеты по инкассо связаны с представлением документов, то эта форма расчета носит наименование документального инкассо.
4. Кассовое обслуживание
В соответствии с Положением ЦБ РФ "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" от 05.01.1998г. N14-П (в ред. Указаний ЦБ РФ от 31.10.2002 N1201-У), все организации, предприятия, учреждения независимо от организационно-правовой формы должны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях [8].
Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета предприятий. Денежная наличность сдается предприятиями непосредственно в кассы учреждений банков. Наличные деньги могут сдаваться предприятиями на договорных условиях через инкассаторские службы учреждений банков или специализированные инкассаторские службы, имеющие лицензию на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств и других ценностей.
Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления денег в их кассы в дни работы учреждений банков.
В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий.
Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банка ежегодно всем предприятиям, независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично–денежные расчеты.
Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, расчет формы N0408020 "Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу".
По предприятию, в состав которого входят подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и счетов в учреждениях банков, устанавливается единый лимит остатка кассы с учетом этих структурных подразделений. Лимит остатка кассы структурным подразделениям доводится приказом руководителя предприятия.
При наличии у предприятия нескольких счетов в различных учреждениях банков предприятие по своему усмотрению обращается в одно из обслуживающих учреждений банков, с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе. После установления лимита остатка кассы в одном из учреждений банка, предприятие направляет уведомления об определенном ему лимите остатка кассы в другие учреждения банков, в которых открыты ему соответствующие счета. При проверке данного предприятия, учреждения банка руководствуется этим лимитом остатка наличных денег в кассе.
Предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная предприятием в учреждения банков денежная наличность – сверхлимитной.
Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично-денежного оборота предприятий с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей.
При этом лимит остатка кассы устанавливается:
• для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России ежедневно в конце рабочего дня, - в размерах, необходимых для обеспечения нормальной работы предприятий с утра следующего дня;
• для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России на следующий день, - в пределах, среднедневной выручки наличными деньгами;
• для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России не ежедневно, - в зависимости от установленных сроков сдачи суммы денежной выручки;
• для предприятий, не имеющих денежной выручки, - в пределах среднедневного расхода наличных денег.
Лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года в установленном порядке по обоснованной просьбе предприятия, а также в соответствии с договором банковского счета.
Предприятия обязаны сдавать в учреждения банков все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе.
Предприятия могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка. По истечении этого срока не использованные по назначению суммы наличных денег сдаются в учреждения банков и в последующем указанные средства выдаются в очередности, установленной федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации и разрабатываемыми в соответствии с ними банковскими правилами.
Предприятия по согласованию с обслуживающими их учреждениями банков могут расходовать поступающую в их кассу денежную выручку на цели, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, и принятыми в их исполнение нормативными актами Банка России.
Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги для осуществления предстоящих расходов до установленного срока их выплаты.
Решение о расходовании предприятиями денежной выручки из кассы принимается учреждениями банков ежегодно на основании письменных заявлений предприятий и представленного расчета с учетом соблюдения ими порядка работы с денежной наличностью, состояния расчетов с бюджетами всех уровней, государственными внебюджетными фондами, поставщиками сырья, материалов и услуг, а также с учреждениями банков по ссудам.
Решение о расходовании предприятием поступающей в его кассу денежной выручки при наличии у него нескольких счетов в различных учреждениях банков принимается в порядке, аналогичном установлению лимита остатка наличных денег в кассе такого предприятия.
Для оприходования всех поступающих в банк наличных денег и выполнения расходных операций каждое учреждение банка имеет операционную кассу. В ее состав могут входить: приходные кассы, расходные кассы, приходно-расходные кассы, кассы для размена денег, вечерние кассы, кассы пересчета денежной наличности. В крупных банках при большом объеме движения денежной наличности, перечисленные кассы организуются отдельно. В небольших банках работа может осуществляться через приходно-расходную кассу. Руководитель банка самостоятельно решает вопрос о структуре операционной кассы и численности кассовых работников. [14], c. 152-160
Каждый банк должен организовывать внутрибанковский налично-денежный оборот рационально, т.е. в максимальной степени удовлетворять потребности по выдаче денег клиентам банка за счет собственных кассовых поступлений, не обращаясь в Банк России за подкреплением. Выполнение этой задачи осуществляется каждым коммерческим банком в ходе составления прогноза кассовых оборотов на каждый квартал, что является составной частью общей работы банковской системы по управлению налично-денежным оборотом.
Прогнозные расчеты кассовых оборотов составляются банком ежеквартально с разбивкой по месяцам.
Прогнозные расчеты составляются коммерческим банком на основании динамических рядов отчета банка о его кассовых оборотах, а также на основе полученных от обслуживаемой клиентуры кассовых заявок. Кассовая заявка предприятия, в конечном счете, должна показать банку, сколько наличных денег поступит от данного клиента в кассу банка, и в каком размере потребуется ему выдача наличных денег из кассы банка. Кассовая заявка имеет два раздела.
Кроме собственно кассовых заявок, предприятия должны подать в банк дополнительные расчеты к ним: так, например, торговые организации — сведения о поступлении торговой выручки; транспортные организации, зрелищные, коммунальные, предприятия бытового обслуживания — сведения о поступлении денежной выручки от соответствующих услуг; финансовые органы — сведения о поступлении налогов и сборов и т.д.