Основные методы управления государственным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 14:05, реферат

Описание

Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, а также долгов всех корпораций с государственным участием, пропорционально доле государства в акционерном капитале последних.

Работа состоит из  1 файл

Основные методы управления государственным долгом.docx

— 137.89 Кб (Скачать документ)

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Факультет управления

Курс 2

Группа 23

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Финансы и кредит» на тему:

Основные методы управления государственным долгом.

 

Работу выполнила :

студентка

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

 

  Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, а также долгов всех корпораций с государственным участием, пропорционально доле государства в акционерном капитале последних.

  Государственный долг обеспечивается в федеральной собственности.

  Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа государственного долга:

  1. Внутренний — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.
  2. Внешний — задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.

  В случае конвертируемой валюты, все кредиторы (держатели облигаций), как внутренние, так и внешние, имеют равные права, и государственный долг на внутренний и внешний не разделяется.

  Долговые обязательства Российской Федерации существуют в форме:

  1. кредитных соглашений, подписанных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  2. государственных ценных бумаг;
  3. договоров о предоставлении государственных гарантий;
  4. переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг.

  Государственный долг может быть:

  1. краткосрочным (до одного года)
  2. среднесрочным (от одного года до пяти лет)
  3. долгосрочным (от пяти до тридцати лет).

  Государственный долг погашается в сроки, установленные условиями займов, но эти займы не могут превышать 30 лет.

  Управление  государственным долгом осуществляется  правительством РФ.

   Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если они не были гарантированы федеральным правительством.

   Максимальные объемы государственного внутреннего и внешнего долга определяются законом о федеральном бюджете на очередной год. В соответствии со статьей 106 Бюджетного кодекса РФ предельный объем государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.

   Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждается Программа государственных внешних заимствований. Эта программа представляет собой перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата и общего объема заимствований. В ней оговариваются все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл.

   Решение об эмиссии государственных ценных бумаг принимается соответственно правительством в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного долга, установленными в соответствии с законом о бюджете, а также с Программой внутренних заимствований.

   В решении об эмиссии государственных ценных бумаг отражаются сведения об эмитенте ценных бумаг, объем и условия эмиссии.

   Государственной гарантией является способ обеспечения правовых обязательств, в силу которого Российская Федерация как гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, получившим гарантию, его обязательств перед третьими лицами.

   Законом о федеральном бюджете на очередной год определяется максимальный размер суммы государственных гарантий. Общая сумма государственных гарантий, выраженных в рублях, включается в состав государственного внутреннего долга.

  Общая сумма государственных гарантий, выраженных в иностранной валюте, включается в состав государственного внешнего долга.

   В соответствии со статьей 118 Бюджетного кодекса РФ бюджетные учреждения не имеют права брать кредиты у кредитных организаций. Но они обладают правом получать ссуды из бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Реестр задолженности государственных унитарных предприятий ведется Казначейством.

   Государственные книги внутреннего и внешнего долга Российской Федерации ведутся Министерством финансов РФ.

   В Государственную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований по эмитированным ценным бумагам.

   Информация о заимствованиях вносится эмитентом в Государственную долговую книгу Российской Федерации в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства.

   Для снижения долгового бремени может применяться реструктуризация долга. Под ней понимается погашение прежних долговых обязательств с одновременным осуществлением новых заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств и с установлением новых условий обслуживания долга.

  Также используются следующие инструменты управления государственным долгом:

  1. консолидация — объединение нескольких займов в один более долгосрочный с изменением ставки процента;
  2. конверсия государственного займа — изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности. Чаще всего в ходе конверсии правительство снижает ставку процента;
  3. конверсия внешнего долга — средство сокращения внешнего долга путем выполнения долговых обязательств перед кредиторами передачей им векселей и акций в национальной валюте;
  4. новация — замена первоначального обязательства между сторонами другим обязательством между этими же сторонами, предусматривающим другой способ исполнения.

  Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).

  Для сравнения, по данным S&P за 2005 г., государственный долг Германии составлял 68 % ВВП, Франции — 66 %, США — 53 %, Великобритании — 43 %, Норвегии — 36 %, Австралии — 12 %, Казахстана — 10 %, Гонконга — 2 %

Таблица 1. Динамика государственного внешнего долга Российской Федерации (млрд. долл. США)

Дата

Сумма, млрд долл. США

1991, 25 декабря

67,9

1997, 31 декабря

123,5

2000, 1 января

158,7

2001, 1 января

143,7

2002, 1 января

133,5

2003, 1 января

125,7

2004, 1 января

121,7

2005, 1 января

114,1

2006, 1 января

76,5

2007, 1 января

52,0

2008, 1 января

44,9

2009, 1 января

40,6

2010, 1 января

37,6

2011, 1 ноябрь

36,0

2012, 1 января

33,5


 

  В целях обеспечения своих внешнеполитических и внешнеэкономических интересов Россия предоставляет кредиты иностранным государствам. Программа предоставления таких кредитов утверждается законом о федеральном бюджете на очередной год. Эта программа состоит из перечня кредитов с указанием целей их предоставления, получателей и суммы. Договоры о реструктуризации задолженности или списании задолженности иностранных государств перед Российской Федерацией должны быть ратифицированы Государственной думой.

 

Таблица 2. Структура  государственного внешнего долга по состоянию на 1 ноября 2011 года

 

Категория долга

млн. долларов США

эквивалент млн. евро**

Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшего Союза  ССР, принятые Российской Федерацией )

35 964,4

25 369,9

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, 
не являвшаяся предметом реструктуризации

577,9

407,7

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

1 484,1

1 046,9

Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ

1 043,1

735,8

Коммерческая задолженность  бывшего СССР***

57,8

40,8

Задолженность перед международными финансовыми организациями

2 626,7

1 852,9

Задолженность по внешним  облигационным займам:

29 183,4

20 586,5

  1.   внешний облигационный заем с погашением в 2015 году

2 000,0

1 410,8

 2.    внешний облигационный заем с погашением в 2018 году

3 466,4

2 445,2

 3.    внешний облигационный заем с погашением в 2020 году

3 500,0

2 469,0

4.     внешний облигационный заем с погашением в 2028 году

2 499,9

1 763,5

 5.    внешний облигационный заем с погашением в 2030 году

17 717,1

12 498,0

Задолженность по ОВГВЗ

24,6

17,3

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

966,8

682,0

* в соответствии со  статьей 6 Бюджетного кодекса  Российской Федерации внешним  долгом являются обязательства,  возникающие в иностранной валюте

** объем государственного  внешнего долга Российской Федерации  в евро исходя из соотношения  доллар/евро по курсу Банка  России на последний день месяца  перед отчетной датой

*** обязательства, не урегулированные  по завершении переоформления  коммерческой задолженности бывшего  СССР и расчетов с Лондонским  клубом кредиторов




 

Понятие и структура внешнего финансирования и внешнего долга.

Внешнее финансирование государства — следствие объективной необходимости привлечения дополнительных источников для финансирования госрасходов и дефицита госбюджета при исчерпании всех возможных источников мобилизации денежных ресурсов внутри страны.

  Внешнее финансирование привлекается государством для финансирования своих расходов и дефицита госбюджета при невозможности мобилизовать эти средства внутри страны. Другими словами, международное финансирование используется тогда, когда государственные финансы имеют высокую дефицитность и потребности в финансировании расходов. Внешнее финансирование привлекается по двум направлениям: государственному и частному (по источникам) (рис. 1).

Рис. 1. Структура  внешнего финансирования по источникам

Внешнее финансирование различается  также по формам. Оно осуществляется как в форме безвозмездного финансирования, так и в форме возвратного  кредитования (рис. 2).

Рис. 2. Структура  внешнего финансирования и кредитования по формам

Международное финансирование структурируется и по срокам (в  части кредитования) на кратко- (до 1 года), средне- (от 1 до 7 лет) и долгосрочное.

Управление  государственным долгом.

 Система обслуживания долгов требует создания системы управления долгами.

Система госдолгов требует  создания системы управления долгами. Обслуживание госдолгов, внутренних и  внешних, включает в себя поэтапно:

  1. погашение процентов
  2. погашение капитальной суммы долга и его рефинансирование в случае необходимости.

   Если условный долг государства 100тыс.ед. и представлен он из 20% годовых (обычный процент на международном рынке ссудных капиталов для государств — сомнительных заемщиков) на 4 года с однолетним льготным периодом (период, когда гасятся только проценты), а сумма долга не гасится, то к реальной сумме долга (100 тыс. ед.) нужно добавить 80 тыс. ед. процентов (80% годовых умноженные на 4 года). Тогда график обслуживания такого долга будет выглядеть следующим образом (рис. 3): 180тыс. ед. за 4 года.

 

Рис.3. График обслуживания госдолга (со сроком 4 года из 20% годовых)

  Таким образом, самая простая схема обслуживания госдолга иллюстрирует достаточную сложность управления им. В связи с высокой стоимостью госдолгов в систему управления ими включены и переговоры по изменению условий долгов, и сам механизм рефинансирования долга, и мониторинг показателей объема и уровня долга, и сопоставление их с другими показателями госфинансов (ВВП, госбюджета и т. п. ).

Информация о работе Основные методы управления государственным долгом