Основы финансового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 22:54, реферат

Описание

Основные понятия финансового права. Финансовое право – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для
обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций в каждый конкретный период его развития. Формой существования финансового права выступает финансовое законодательство.
Финансовое право использует два метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.

Работа состоит из  1 файл

Презентация Microsoft Office PowerPoint (2).pptx

— 1.74 Мб (Скачать документ)

Основы  финансового права.

Основные  понятия финансового права. Финансовое право – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для 
обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций в каждый конкретный период его развития. Формой существования финансового права выступает финансовое законодательство. 
Финансовое право использует два метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.  
 
Система финансового права состоит из Общей и Особенной частей. 
Общая часть финансового права представлена следующими институтами: финансовое устройство, правовые основы денежной системы, управление в области финансов, финансовое планирование, финансовый контроль, финансово-правовая ответственность.  
 
Особенная часть финансового права изучает строение финансовой системы государства. Финансово-правовые нормы характеризуются следующими признаками: 
- выражают государственно-властное веление; 
- приняты уполномоченным органом государства, например, принятие акта, устанавливающего налог, может быть осуществлено только 
- Парламентом; 
- содержат общеобязательные правила поведения, рассчитаны на неоднократное применение и адресованы неопределенному количеству 
- субъектов; 
- финансово-правовые нормы устанавливаются актом определенной юридической формы, например, налог может быть введен только таким юридическим актом, который имеет форму закона; 
- исполнение финансово-правовых норм обеспечивается принудительной силой государства, включая принудительное исполнение финансового обязательства перед государством и привлечение лиц, нарушивших финансовое законодательство, к установленной финансово-правовой, административной и уголовной ответственности. 
Финансово-правовые нормы подразделяются на регулятивные и охранительные.  

Обязательным  субъектом финансового правоотношения выступает государство (в целом  или в лице уполномоченного органа). Материальные финансовые правоотношения опосредуют непосредственное движение денежных средств (объект, деньги или  денежные обязательства). Организационные  финансовые правоотношения опосредуют формирование денежной системы государства, его финансовые структуры, системы  органов управления в области  финансов, организации и планирования процессов формирования и распределения  государственных денежных фондов и 
организацию их использования, включая контроль. 
Под денежной системой понимаются сложившиеся исторически и закрепленные национальным законодательством организационные формы функционирования денег в стране. Денежная система включает в себя следующие элементы:  
- официальная денежная единица, виды денежных знаков;  
- порядок эмиссии денег; режим валютного обращения;  
- организация денежного обращения. 
Финансовое устройство государства включает в себя: финансовую систему государства как совокупность государственных денежных фондов, систему финансовых органов государства и финансовое регулирование.  
В итоге финансовое устройство состоит из таких звеньев как бюджетное устройство, банковское устройство, устройство децентрализованных финансов, устройство целевых внебюджетных фондов. 
Финансовое планирование—это процесс составления, рассмотрения, утверждения и организации исполнения финансовых планов. Объектом финансового планирования всегда выступает денежный фонд. Любой финансовый план представляет собой смету доходов и расходов соответствующего денежного фонда.  
Процесс финансового планирования распадается не несколько стадий:  
- составление проекта финансового плана; 
- рассмотрение финансового плана; 
-  утверждение финансового плана; 
- организация исполнения финансового плана и контроль за этим исполнением; 
-  подведение итогов выполнения финансового плана.

  
Юридическими формами осуществления финансового планирования являются планово-финансовые акты в форме законов, постановлений, решений, приказов и т. д. Юридической особенностью планово-финансовых актов является то обстоятельство, что они обладают признаками как нормативных, так и индивидуальных юридических актов. 
Финансовый контроль представляет собой довольно сложную организационную систему и состоит из следующих элементов: субъект, объект, предмет, цели и методы контроля. Субъектами финансового 
контроля выступают органы государства, наделенные соответствующими властными полномочиями для осуществления контроля, либо негосударственные субъекты, действующие от имени и по поручению 
государства, чьи властные полномочия возникают на основе данного поручения. Орган или лицо, производящий проверку по отношению проверяемого объекта, выступает субъектом. 
Объектами государственного финансового контроля являются государственные юридические лица, негосударственные юридические лица и граждане. 
Предметом государственного финансового контроля выступает поведение объектов этого контроля с точки зрения соблюдения ими своих обязанностей как субъектов финансовых правоотношений. Целью 
финансового контроля являются: выявление фактов нарушения финансового законодательства или некачественного исполнения участником финансового правоотношения своих обязанностей; выявление виновных и привлечение их к установленной законодательством ответственности; устранение нарушений 
финансовой дисциплины и ликвидация последствий этих нарушений. 
Финансовый контроль - это всегда проверка или наблюдение с целью проверки. Осуществление контроля состоит из трех стадий: 
1) сбор информации; 
2) оценка собранной информации; 
3) реагирование на собранную и проанализированную информацию. 

Под методами финансового  контроля понимаются конкретные приемы и способы его осуществления: проверка расчетов финансовых планов (как уже утвержденных, так и  проектов); анализ и счетная проверка отчетной финансовой документации (например, статистических отчетов, бухгалтерских  балансов); проверка первичных денежных документов (платежных поручений, товаротранспортных накладных, коносаментов, приходно-расходных  ордеров и т. п.); инвентаризация денежных средств и 
товарно-материальных ценностей; заслушивание и изучение докладов и других сообщений; анализ и обобщение информации поступающей от правоохранительных органов и судов; анализ и обобщение выступлений средств массовой информации и обращений граждан; получение письменных и устных объяснении от должностных лиц, связанных с производством финансовых операций; официальные запросы в банковские и другие учреждения; ревизия. 
Одним из основных и наиболее эффективных методов финансового контроля является ревизия.  
Ревизия — это проверка финансово-хозяйственной деятельности, основанная на изучении первичных документов и бухгалтерских записей. Обычно ревизия проводится в сочетании с другими методами финансового контроля. 
По полноте охвата ревизии бывают: 
а) полные, когда проводится сплошная проверка комплексного характера; 
б) частичные, когда проводится выборочная проверка по определенной тематике (например, проверяется расходование валютных средств). 
По объекту проверки ревизии подразделяются на:  
а) документальные, когда проверяется лишь документация;  
б) фактические, когда в дополнение исследования документов проводится инвентаризация (просчитываются в натуре товарно-материальных ценностей, проверяется наличие денег и ценных бумаг,  
проводятся контрольные замеры в строительстве и т. п.).

По организационному признаку ревизии делятся на: 
а) плановые, то есть те, которые проводятся по заранее утвержденному плану; 
б) внеплановые. Как плановые, так и неплановые ревизии для проверяемого обычно носят характер внезапной проверки. К числу внеплановых ревизий относятся ревизии, проводимые по требованию судебно-следственных органов, в случае поступления внушающих доверие жалоб и заявлений граждан, а также получения других сигналов о злоупотреблениях и грубых нарушениях финансовой дисциплины, требующих немедленной проверки и прекращения нарушения финансового законодательства. 
Результаты ревизии оформляются актом ревизии. 
В процессе финансовой деятельности государства, финансового права, возникают две группы финансовых отношений: материальные и организационные. 
Материальные финансовые отношения опосредуют движение денежных средств, выражая процессы формирования или распределения государственных денежных фондов. 
Организационные финансовые отношения возникают в связи с формированием денежной системы страны, финансовой системы государства (определение видов государственных денежных фондов и их назначение), системы управления в области государственных финансов определение государственных органов, на которые возлагается осуществление финансовой деятельности государства, установление их компетенции и порядка функционирования), организацией финансового пл.  

Бюджетное право РК.  
Бюджетное право — это раздел Особенной части финансового права Республики Казахстан, регулирующий отношения, возникающие в процессе организации бюджетного устройства, а также в связи с формированием, распределением и организацией использования центрального и местных 
бюджетов. 
Предметом бюджетного права выступают общественные отношения, возникающие в процессе бюджетной деятельности государства, т. е. организационные и материальные бюджетные отношения. 
Бюджетное право использует два метода правового регулирования: императивный и диспозитивный. 
Императивный метод наиболее отчетливо проявляет себя при реализации таких способов бюджетной деятельности, как добывание государством денежных средств посредством их односторонне- 
принудительного их изъятия. 
Диспозитивный метод применяется для правового регулирования тех бюджетных отношений, которые по своей экономической природе являются кредитными (отношения государственного заимствования и отношения бюджетного кредитования). В системе бюджетного права выделяются две части: Общая и Особенная.  
Общая часть. Для бюджетных правоотношений характерны следующие признаки: 
1) они возникают в процессе бюджетной деятельности государства, т. е. деятельности по формированию бюджетного устройства, а также в связи с формированием, распределением и организацией использования 
центрального и местных бюджетов; 
2) являются продуктом правового регулирования государства общественных (экономических и организационных) бюджетных отношений; 
3) материальным объектом бюджетных правоотношений выступают деньги или денежные обязательства, являющиеся средством либо формирования бюджета, либо его расходования в форме распределения; 
4) обязательным субъектом материального бюджетного правоотношения выступает либо государство в целом (если речь вдет о республиканском бюджете), либо соответствующая административно-территориальная 
единица, представленные соответствующим государственным органом или иным лицом. Государственные органы могут выступать в качестве самостоятельного субъекта организационных бюджетных правоотношений; 
5) бюджетные правоотношения (как материальные, так и организационные) носят государственно-властный характер. 
В практике бюджетного планирования встречаются два понятия: «бюджетный год» (или «финансовый год») и «бюджетный период» (или «бюджетный цикл»).  

Бюджетный год  означает отрезок времени, в течение  которого исполняется бюджет — основной финансовый план государства. В большинстве  стран, к числу которых относится  и Казахстан, бюджетный год совпадает  с календарным годом, т. е. длится с 1 января по 31 декабря включительно. 
Бюджетный период — отрезок времени, охватывающий все стадии бюджетного планирования. Начинается бюджетный период с момента начала работы по составлению проекта бюджета и завершается утверждением 
отчета о его исполнении. 
Процесс бюджетного планирования распадается на несколько стадий, а именно: 
а) составление проекта бюджета; 
б) рассмотрение проекта бюджета; 
в) утверждение бюджета; 
г) организация исполнения бюджета и контроль за этим исполнением; 
д) заключение бюджета, что включает в себя составление и утверждение отчета о его исполнении. 
Как одно из направлений бюджетной деятельности, бюджетный контроль представляет собой деятельность уполномоченных на то государственных органов (органов бюджетного контроля) по проверке соблюдения порядка формирования и распределения бюджетов, а также законности и целесообразности использования бюджетных средств их получателями. 
В зависимости от осуществляющих его органов бюджетный контроль можно подразделить на три вида: 
1) бюджетный контроль, осуществляемый представительными органами; 
2) бюджетный контроль, осуществляемый исполнительными органами общей компетенции; 
3) контроль, осуществляемый специализированными органами бюджетного контроля. 
Основными методами бюджетного контроля являются: 
1) рассмотрение проекта бюджета и проверка обоснованности заложенных в него показателей; 
2) установление системы отчетности об исполнении бюджетов и рассмотрении этих отчетов; 
3) проверка использования выделенных бюджетных средств на предмет законности бюджета, соблюдение целевой направленности, эффективности и рациональности; 
4) проверка хода исполнения бюджета; 
5) рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов как осуществление стадий бюджетного планирования.  

В целях осуществления  контроля за исполнением бюджета  установлена целая система государственной  отчетности. Получатели бюджетных средств  представляют отчеты об их использовании  в соответствующие финансовые органы, а также в вышестоящие органы управления.  
Бюджетную систему РК составляют совокупность бюджетов и Национального фонда РК, а также бюджетных процесса и отношений.  
В зависимости от времени своего осуществления бюджетный контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий. В материальном смысле бюджет - это государственный денежный фонд.  
Бюджетный процесс- это регламентированная бюджетным законодательством РК деятельность по планированию, рассмотрению, утверждению, исполнению, уточнению, корректировке, ведению бюджетного учета и отчетности, государственному финансовому контролю, а также по планированию и использованию связанных грантов. Бюджетные отношения— это отношения, возникающие в бюджетном процессе. Существуют государственный и местный бюджет. 
Государственный бюджет - сводный бюджет, объединяющий республиканский и местные бюджеты без учета взаимно погашаемых операций между ними, используемый в качестве аналитической информации и не подлежащий утверждению. Бюджет государства состоит из бюджетных средств, т.е. это деньги и иные активы государства, поступление в государственную собственность и расходование которых отражаются в бюджете в денежной форме. 
Местный бюджет — областной бюджета бюджет города республиканского значения, столицы, бюджет района (города областного значения). В зависимости от процедуры поправки бюджет бывает скорректированный, утвержденный и уточненный. 
Скорректированный бюджет _ утвержденный или уточненный бюджет с учетом изменений и дополнений, внесенных Правительством РК или местными исполнительными органами, без уточнения соответственно в Парламенте РК или маслихате.  
 

Утвержденный  бюджет —  бюджет на соответствующий финансовый год, утвержденный Парламентом РК или соответствующим маслихатом;  
Уточненный бюджет — утвержденный бюджет на соответствующий финансовый год с учетом изменений и дополнений, принятых Парламентом РК или соответствующим маслихатом в ходе его исполнения. 
В Республике Казахстан существуют следующие уровни бюджета: 
1) республиканский бюджет; 
2) областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы; 
3) бюджет района (города областного значения) 
4) в случаях, установленных БК РК, может разрабатываться, утверждаться и исполняться чрезвычайный государственный бюджет. 
Структура бюджета состоит из следующих разделов: 
1) доходы: налоговые поступления; неналоговые поступления; поступления от продажи основного капитала; поступления официальных трансфертов; 
2) затраты; 
3) операционное сальдо; 
4) чистое бюджетное кредитование: бюджетные кредиты; погашение бюджетных кредитов; 
5) сальдо по операциям с финансовыми активами: приобретение финансовых активов; поступления от продажи финансовых активов государства; 
6) дефицит (профицит) бюджета; 
7) финансирование дефицита (использование профицита) бюджета:  
а)поступление займов;  
б) погашение займов;  
в)движение остатков бюджетных средств. 
По отношению к бюджету — превышение доходов над расходами. Профицит бюджета - экономическое понятие, которое означает, что доходная часть бюджета превышает расходную часть бюджета.  


Информация о работе Основы финансового права