Основы валютного законодательства Росийской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:25, реферат

Описание

Исторически валютное законодательство включали в состав законодательства о финансах и кредите, рассматривая как составную часть финансового права. Действительно, предметы финансового и валютного права очень близки, а непосредственно финансовое и валютное право имеют общие области регулирования, такие как осуществление валютного контроля, создание и использование государством и муниципальными образованьями фондов в иностранной валюте и некоторые другие.
Становление высокоэффективной российской экономики невозможно без развитого финансового рынка, составной частью которого является валютный рынок.

Содержание

1. ВЕДЕНИЕ 3

2. Общая характеристика валютного законодательства 3-6

3. Характеристика валютных правоотношений 6-9

4. Валютный курс и порядок его определения 9

5. Правовое регулирование валютного контроля 9-11

6. Ответственность за нарушение правил о валютных
операциях 11-12

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12-13

8. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13

Работа состоит из  1 файл

Вед реферат.docx

— 40.66 Кб (Скачать документ)

Валюта  РФ имеет 3 основные особенности: национальной валютной единицей является рубль РФ, законодательно введенный в обращение  в 1993 году; согласно названного Закона, в качестве валюты выступают не реальные деньги (золотые или серебряные монеты, обладающие собственной стоимостью соответствующего драгоценного металла), а их функциональные формы: банкноты, монеты, записи по счетам – символы  стоимости; определение в законе двух разных степеней “материализации” валюты – традиционные монеты и  банкноты, а также записи на счетах.

Закон содержит формулировку “иностранной валюты” (ст.3), под которой понимаются: а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем государстве или группе стран; б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах. Указанные выше 3 характеристики российской валюты, применимы и к иностранной валюте.

Более широким  является понятие “валютные ценности”, в содержание которого входят: иностранная валюта; ценные бумаги в иностранной валюте; драгоценные металлы (золото, серебро, платина и металлы платиновой группы); природные драгоценные камни. К последним двум группам не относятся ювелирные изделия и лом этих изделий.

Закон “О валютном регулировании и валютном контроле” формулирует понятия “резидент” и “нерезидент”, тем самым, разделяя всех действующих на валютном рынке субъектов на 2 категории. Такое разделение диктуется потребностями проведения внешнеэкономических операций страны и отделение последних от операций внутрихозяйственных. Анализ зарубежного и международного валютного законодательства позволяет сделать вывод, что выработка универсальных определений “резидент” и “нерезидент” является на сегодняшний день необходимой, но не реализованной задачей. Большинство стран с развитой рыночной экономикой определяющим признаком считает наличие или отсутствие тесной связи хозяйствующего субъекта с национальной экономикой.

Резидентами по российскому законодательству являются: физические лица, имеющие постоянное место жительства в РФ; юридические  лица, созданные в соответствии с  законодательством РФ, с местонахождением в РФ; предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные  в соответствии с законодательством  РФ, с местонахождением в РФ; дипломатические  и иные официальные представительства  РФ за ее пределами; находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства  резидентов. Нерезидентами являются: физические лица. Имеющие постоянное место жительства за пределами РФ; юридические лица, созданные в  соответствии с законодательством  иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ; предприятия и  организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных  государств, с местонахождением за пределами РФ; находящиеся в РФ дипломатические и иные официальные  представительства, а также международные  организации, их филиалы и представительства; находящиеся в РФ филиалы и  представительства нерезидентов.

Таким образом, основными критериями разделения субъектов, действующих на валютном рынке РФ, являются: создание их в соответствии с законодательством РФ или иностранного государства; их фактическое местонахождение  или местожительство. В сфере  валютных отношений резиденты и  нерезиденты наделяются различными правами и обязанностями, в их отношении по-разному осуществляется валютный контроль.

Закон “О валютном регулировании и валютном контроле” также дает определение  понятия “уполномоченные банки”, под которыми подразумеваются банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензию Центрального Банка РФ на проведение валютных операций. Покупка и продажа иностранной валюты в РФ проводится только через уполномоченные банки, как непосредственно, так и через валютные биржи. Сделки купли-продажи иностранной валюты, заключенные в нарушение этих норм, являются недействительными.

Для правильного  понимания валютных правоотношений принципиальное значение имеет законодательное  разграничение валютных операций на 2 основных вида: текущие валютные операции; валютные операции, связанные с движением  капитала. Разделение валютных операций на 2 типа – дань их влиянию на экономические  процессы.

Текущие валютные операции направлены на обслуживание экспортно-импортных торговых операций (в т.ч. на их оплату, включая получение кредитов для этих целей), а также на обеспечение перемещения валютных средств граждан, работающих или проживающих за рубежом (пенсии, доходы, переводы и т.д.). Валютные операции, связанные с движением капитала, означают вложение российского капитала в иностранную экономику, а также ввоз иностранного капитала в страну. И тот, и другой процесс (отток капитала или установление иностранного контроля за отдельными предприятиями) могут иметь негативные последствия для отечественной экономики. Как следствие этого, резиденты осуществляют текущие валютные операции без ограничений, а операции связанные с движением капиталов подлежат жесткому контролю со стороны государства, в лице соответствующих органов.

Под валютными ограничениями подразумеваются законодательное или административное запрещение, лимитирование или иная регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Валютные ограничения способствуют перераспределению валютных ценностей в пользу государства или крупных предпринимателей, а их введение может диктоваться как политическими, так и экономическими мотивами. Валютные ограничения известны законодательству большинства экономически развитых стран и включают в себя: централизацию валютных операций в центральных (национальных) банках; лицензирование валютных операций; право на полное или частичное блокирование валютных счетов; обязательную продажу валютной выручки экспортеров (полностью или частично) центральному или уполномоченным банкам; ограничение обратимости валют и т.д.

Законодательные ограничения операций с валютными  ценностями – одна из форм валютной политики РФ, которая может применяться  как к текущим операциям, так  и к операциям связанным с  движением капитала. Одним из объектов валютных ограничений является валютные права предприятий и населения. Деятельность предприятий-экспортеров  регулируется с помощью экспортных лицензий, экспортно-импортных тарифов, обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем рынке РФ. Российские предприятия могут покупать ценные бумаги и получать кредиты  за рубежом только с разрешения ЦБ РФ.

В отношении  физических лиц валютным ограничением является запрет вывоза, ввоза и  пересылки за границу гражданами РФ наличной национальной валюты на сумму  свыше 500 МРОТ. Вывоз иностранной  валюты свыше 1500 $US допускается только при наличии справки уполномоченного банка, а суммы свыше 10 000 $US могут вывозиться только при наличии специального разрешения ЦБ РФ. Другим важнейшим валютным ограничением является официальный запрет обращения и использования иностранных валют в качестве платежного средства на территории РФ.

В качестве смягчающего момента в валютной политике РФ можно назвать предоставленное  гражданам право открывать валютные счета в банках, а также продавать  и покупать валюту в обменных пунктах  уполномоченных банков. Нерезидентам разрешено открывать счета в рублях РФ в российских банках, что является формой допущения нерезидентов на внутренний валютный рынок РФ.

 

4. Валютный курс и  порядок его определения

 

В соответствии с Указом Президента РФ от 14.06.92 г. № 629 “О частичном изменении порядка  обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин”  Банк России осуществляет установление официальных курсов иностранных  валют к рублю РФ, используемых при расчетах доходов и расходов государственного бюджета, для всех видов платежно-расчетных отношений  государства с предприятиями, объединениями, организациями и гражданами, а  также для целей налогообложения  и бухгалтерского учета без обязательства  осуществлять операции купли-продажи  иностранных валют по указанным  курсам.

Банк  России каждый рабочий день не позднее 12 часов по московскому времени  устанавливает официальные курсы  валют стран, являющихся ведущими внешнеэкономическими партнерами РФ, к российскому рублю. При этом:

- официальный  курс доллара США к российскому  рублю устанавливается на основе  котировок текущего рабочего  дня биржевого и внебиржевого  валютных рынков по операциям  “$US-рубль РФ”;

- официальные  курсы других свободно конвертируемых  валют к рублю РФ рассчитываются  и устанавливаются на основе  официального курса $US к рублю, устанавливаемого ЦБ РФ, и курсов данных валют к $US на международных валютных рынках на 10 часов по московскому времени текущего рабочего дня;

- официальные  курсы валют с ограниченной  конверсией к рублю РФ устанавливаются  на основе официального курса  $US к рублю, устанавливаемого ЦБ РФ и котировок данных валют к $US на московском биржевом и внебиржевом валютных рынках;

- официальные  курсы валют стран, являющихся  ведущими внешнеэкономическими  партнерами РФ, к российскому  рублю вводятся в действие  приказом Банка России по установленной  форме. Указанные курсы вступают  в силу в календарный день, следующий за днем подписания  приказа, и действуют в отношении  каждой из валют до вступления  в силу следующего официального  курса данной валюты, если иное  не определено нормативными актами  ЦБ РФ.

После подписания приказов об установлении официальных  курсов иностранных валют к рублю  РФ Департамент иностранных операций Банка России передает информацию об установленных курсах в информационное агентство “Рейтер” и территориальные  учреждения ЦБ РФ; приказы об установлении официальных курсов иностранных валют к рублю РФ в Административный департамент ЦБ РФ для их регистрации и распространения в заинтересованные министерства, ведомства и организации; электронную копию приказов об установлении официальных курсов иностранных валют к рублю РФ в Департамент внешних и общественных связей для распространения в средствах массовой информации.

 

5. Правовое регулирование  валютного контроля

 

Основы  правового регулирования валютного  контроля определены разделом 3 Закона РФ “О валютном регулировании и  валютном контроле”. Согласно статьи 10 названного Закона целью валютного  контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при  осуществлении валютных операций.

Основными направлениями валютного контроля являются: проверка соответствия проводимых валютных операций законодательству и  наличия необходимых лицензий и  разрешений; проверка выполнения резидентами  обязательств в иностранной валюте перед государством и обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке РФ; проверка обоснованности платежей в иностранной валюте; проверка полноты и объективности учета  и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ. Названные функции  позволяют предположить, что кроме  проверки законности валютных операций, валютный контроль должен осуществляться и за их целесообразностью.

Валютный  контроль в РФ осуществляется двумя  видами субъектов: органами валютного  контроля и агентами валютного контроля. С точки зрения полномочий одно из главных отличий органов валютного  контроля от агентов заключается  в праве первых издавать нормативные  акты, обязательные для резидентов и нерезидентов в РФ. Органами валютного  контроля согласно Закону являются ЦБ РФ и Правительство РФ, а в качестве агентов валютного контроля определены уполномоченные банки.

В соответствии с Законом РФ “О валютном регулировании  и валютном контроле” важнейшим  органом, осуществляющим широкие управленческие функции в сфере валютных отношений  является Центральный банк РФ, который  имеет право: определять сферу и  порядок обращения в РФ иностранной  валюты и ценных бумаг в иностранной  валюте; издавать нормативные акты, обязательные для всех субъектов  валютных отношений; устанавливать  правила проведения операций с иностранной  валютой, с валютой РФ и ценными  бумаги в иностранной валюте и  валюте РФ; устанавливать общие правила  выдачи лицензий банкам и иным кредитным  учреждениям на осуществление валютных операций и выдавать такие лицензии; устанавливать единые формы учета, отчетности, порядок и сроки их предоставления; осуществлять иные регулирующие полномочия.

Помимо ЦБ РФ к органу валютного  контроля относится Правительство  РФ в лице таких органов, как Министерство финансов РФ, Министерство РФ по налогам  и сборам, Государственного таможенного  комитета РФ, правоохранительных органов. До 17 мая 2000 г. особую роль играла Федеральная  служба РФ по валютному и экспортному  контролю, которая была упразднена в соответствии с Указом Президента РФ “О структуре федеральных органов  исполнительной власти” от 17.05.2000 г. № 867. Ее функции были переданы Министерству финансов РФ и, вновь образованному, Министерству экономического развития и торговли РФ.

Федеральная служба России по валютному и экспортному  контролю, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 560 от 16.06.93 г. “Вопросы Федеральной службы России по валютному  и экспортному контролю” (в редакции Постановления Правительства РФ от 07.07.1998 г. № 725) выполняла следующие  функции:

- координацию  деятельности агентов валютного  и экспортного контроля по  осуществлению единой государственной  политики в области валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических  операций;

- организацию  единой системы контроля за  соблюдением резидентами и нерезидентами  нормативных актов, регулирующих  валютные операции, выполнения резидентами  обязательств в иностранной валюте  перед государством, включая обязательства  по продаже иностранной валюты  на внутреннем валютном рынке,  обоснованностью платежей по  внешнеторговым операциям и переводов  капитала за границу, за осуществлением  операций с ценными бумагами  в иностранной валюте, а также  за другими операциями, относящимися  к сфере внешнеэкономической  деятельности; организацию проверок  полноты и объективности учета  и отчетности по валютным и  иным внешнеэкономическим операциям,  а также по операциям нерезидентов  в валюте РФ;

Информация о работе Основы валютного законодательства Росийской Федерации