Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:25, реферат
Исторически валютное законодательство включали в состав законодательства о финансах и кредите, рассматривая как составную часть финансового права. Действительно, предметы финансового и валютного права очень близки, а непосредственно финансовое и валютное право имеют общие области регулирования, такие как осуществление валютного контроля, создание и использование государством и муниципальными образованьями фондов в иностранной валюте и некоторые другие.
Становление высокоэффективной российской экономики невозможно без развитого финансового рынка, составной частью которого является валютный рынок.
1. ВЕДЕНИЕ 3
2. Общая характеристика валютного законодательства 3-6
3. Характеристика валютных правоотношений 6-9
4. Валютный курс и порядок его определения 9
5. Правовое регулирование валютного контроля 9-11
6. Ответственность за нарушение правил о валютных
операциях 11-12
7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12-13
8. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13
Валюта РФ имеет 3 основные особенности: национальной валютной единицей является рубль РФ, законодательно введенный в обращение в 1993 году; согласно названного Закона, в качестве валюты выступают не реальные деньги (золотые или серебряные монеты, обладающие собственной стоимостью соответствующего драгоценного металла), а их функциональные формы: банкноты, монеты, записи по счетам – символы стоимости; определение в законе двух разных степеней “материализации” валюты – традиционные монеты и банкноты, а также записи на счетах.
Закон содержит формулировку “иностранной валюты” (ст.3), под которой понимаются: а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем государстве или группе стран; б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах. Указанные выше 3 характеристики российской валюты, применимы и к иностранной валюте.
Более широким является понятие “валютные ценности”, в содержание которого входят: иностранная валюта; ценные бумаги в иностранной валюте; драгоценные металлы (золото, серебро, платина и металлы платиновой группы); природные драгоценные камни. К последним двум группам не относятся ювелирные изделия и лом этих изделий.
Закон “О
валютном регулировании и валютном
контроле” формулирует понятия
Резидентами
по российскому законодательству являются:
физические лица, имеющие постоянное
место жительства в РФ; юридические
лица, созданные в соответствии с
законодательством РФ, с местонахождением
в РФ; предприятия и организации,
не являющиеся юридическими лицами, созданные
в соответствии с законодательством
РФ, с местонахождением в РФ; дипломатические
и иные официальные представительства
РФ за ее пределами; находящиеся за
пределами РФ филиалы и представительства
резидентов. Нерезидентами являются:
физические лица. Имеющие постоянное
место жительства за пределами РФ;
юридические лица, созданные в
соответствии с законодательством
иностранных государств, с местонахождением
за пределами РФ; предприятия и
организации, не являющиеся юридическими
лицами, созданные в соответствии
с законодательством
Таким образом,
основными критериями разделения субъектов,
действующих на валютном рынке РФ,
являются: создание их в соответствии
с законодательством РФ или иностранного
государства; их фактическое местонахождение
или местожительство. В сфере
валютных отношений резиденты и
нерезиденты наделяются различными
правами и обязанностями, в их
отношении по-разному
Закон “О валютном регулировании и валютном контроле” также дает определение понятия “уполномоченные банки”, под которыми подразумеваются банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензию Центрального Банка РФ на проведение валютных операций. Покупка и продажа иностранной валюты в РФ проводится только через уполномоченные банки, как непосредственно, так и через валютные биржи. Сделки купли-продажи иностранной валюты, заключенные в нарушение этих норм, являются недействительными.
Для правильного понимания валютных правоотношений принципиальное значение имеет законодательное разграничение валютных операций на 2 основных вида: текущие валютные операции; валютные операции, связанные с движением капитала. Разделение валютных операций на 2 типа – дань их влиянию на экономические процессы.
Текущие валютные операции направлены на обслуживание экспортно-импортных торговых операций (в т.ч. на их оплату, включая получение кредитов для этих целей), а также на обеспечение перемещения валютных средств граждан, работающих или проживающих за рубежом (пенсии, доходы, переводы и т.д.). Валютные операции, связанные с движением капитала, означают вложение российского капитала в иностранную экономику, а также ввоз иностранного капитала в страну. И тот, и другой процесс (отток капитала или установление иностранного контроля за отдельными предприятиями) могут иметь негативные последствия для отечественной экономики. Как следствие этого, резиденты осуществляют текущие валютные операции без ограничений, а операции связанные с движением капиталов подлежат жесткому контролю со стороны государства, в лице соответствующих органов.
Под валютными ограничениями подразумеваются законодательное или административное запрещение, лимитирование или иная регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Валютные ограничения способствуют перераспределению валютных ценностей в пользу государства или крупных предпринимателей, а их введение может диктоваться как политическими, так и экономическими мотивами. Валютные ограничения известны законодательству большинства экономически развитых стран и включают в себя: централизацию валютных операций в центральных (национальных) банках; лицензирование валютных операций; право на полное или частичное блокирование валютных счетов; обязательную продажу валютной выручки экспортеров (полностью или частично) центральному или уполномоченным банкам; ограничение обратимости валют и т.д.
Законодательные ограничения операций с валютными ценностями – одна из форм валютной политики РФ, которая может применяться как к текущим операциям, так и к операциям связанным с движением капитала. Одним из объектов валютных ограничений является валютные права предприятий и населения. Деятельность предприятий-экспортеров регулируется с помощью экспортных лицензий, экспортно-импортных тарифов, обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем рынке РФ. Российские предприятия могут покупать ценные бумаги и получать кредиты за рубежом только с разрешения ЦБ РФ.
В отношении физических лиц валютным ограничением является запрет вывоза, ввоза и пересылки за границу гражданами РФ наличной национальной валюты на сумму свыше 500 МРОТ. Вывоз иностранной валюты свыше 1500 $US допускается только при наличии справки уполномоченного банка, а суммы свыше 10 000 $US могут вывозиться только при наличии специального разрешения ЦБ РФ. Другим важнейшим валютным ограничением является официальный запрет обращения и использования иностранных валют в качестве платежного средства на территории РФ.
В качестве
смягчающего момента в валютной
политике РФ можно назвать предоставленное
гражданам право открывать
4. Валютный курс и порядок его определения
В соответствии
с Указом Президента РФ от 14.06.92 г. №
629 “О частичном изменении порядка
обязательной продажи части валютной
выручки и взимания экспортных пошлин”
Банк России осуществляет установление
официальных курсов иностранных
валют к рублю РФ, используемых
при расчетах доходов и расходов
государственного бюджета, для всех
видов платежно-расчетных
Банк
России каждый рабочий день не позднее
12 часов по московскому времени
устанавливает официальные
- официальный
курс доллара США к
- официальные
курсы других свободно
- официальные
курсы валют с ограниченной
конверсией к рублю РФ
- официальные
курсы валют стран, являющихся
ведущими внешнеэкономическими
партнерами РФ, к российскому
рублю вводятся в действие
приказом Банка России по
После подписания
приказов об установлении официальных
курсов иностранных валют к рублю
РФ Департамент иностранных
5. Правовое регулирование валютного контроля
Основы
правового регулирования
Основными
направлениями валютного
Валютный
контроль в РФ осуществляется двумя
видами субъектов: органами валютного
контроля и агентами валютного контроля.
С точки зрения полномочий одно из
главных отличий органов
В соответствии с Законом РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” важнейшим органом, осуществляющим широкие управленческие функции в сфере валютных отношений является Центральный банк РФ, который имеет право: определять сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте; издавать нормативные акты, обязательные для всех субъектов валютных отношений; устанавливать правила проведения операций с иностранной валютой, с валютой РФ и ценными бумаги в иностранной валюте и валюте РФ; устанавливать общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдавать такие лицензии; устанавливать единые формы учета, отчетности, порядок и сроки их предоставления; осуществлять иные регулирующие полномочия.
Помимо ЦБ РФ к органу валютного контроля относится Правительство РФ в лице таких органов, как Министерство финансов РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета РФ, правоохранительных органов. До 17 мая 2000 г. особую роль играла Федеральная служба РФ по валютному и экспортному контролю, которая была упразднена в соответствии с Указом Президента РФ “О структуре федеральных органов исполнительной власти” от 17.05.2000 г. № 867. Ее функции были переданы Министерству финансов РФ и, вновь образованному, Министерству экономического развития и торговли РФ.
Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 560 от 16.06.93 г. “Вопросы Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю” (в редакции Постановления Правительства РФ от 07.07.1998 г. № 725) выполняла следующие функции:
- координацию
деятельности агентов
- организацию
единой системы контроля за
соблюдением резидентами и
Информация о работе Основы валютного законодательства Росийской Федерации