Особенности финансов бюджетных учреждений в сфере здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:31, курсовая работа

Описание

Бюджетное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ФБО.doc

— 90.00 Кб (Скачать документ)

Курсовая!!!

1. Особенности финансов бюджетных организаций

      Бюджетное учреждение -  государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение  выполнения функций которого, в том  числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и  юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы. (БК ст 6)

      Признаки  бюджетного учреждения:

  1. в качестве учредителей выступают органы власти разных уровней;
  2. цели создания – функции некоммерческого характера;
  3. бюджетное финансирование;
  4. основной финансовый документ – смета доходов и расходов. (лекции)

      Финансы организаций – совокупность экономико-денежных отношений, связанных с созданием, распределением и использованием фонда денежных средств в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг). В основе финансовых отношений бюджетной организации лежат отношения по поводу движения денежных средств между различными участниками общественного производства [13].

      Основные  денежные отношения, возникающие в  бюджетной организации:

  1. Денежные отношения внутри организации – связаны с взаимоотношением с персоналом (создание фонда оплаты труда), с формированием расходных статей и созданием, первичным распределение доходов, полученных от бюджетов различных уровней, а так же от предпринимательской деятельности (создание уставного капитала, распределение прибыли, создание других внутренних фондов);
  2. Денежные отношения с вышестоящими структурами – наиболее развитые отношение в бюджетных организациях, связанные с перераспределением доходов бюджетов, средств различных специальных фондов, а так же с финансированием в порядке перераспределения средств от главных распорядителей федерального бюджета;
  3. Денежные отношения со страховой компанией – связаны с уплатой страховых взносов, выплатой страхового возмещения при возникновении риска;

      4. Денежные отношения между Центральным  банком РФ (по получению средств  соответствующего бюджета или  бюджета государственного внебюджетного  фонда) и между коммерческими банками (по получению кредитных ресурсов, уплатой процентов, оплатой банковских услуг);

      5. Денежные отношения с другими  хозяйствующими субъектами –  денежные отношения с покупателями, поставщиками, транспортными организациями,  телеграфом, со строительно-монтажными организациями, связанная с расчетами с клиентами, но по объему платежей – это самая большая группа денежных отношений. Эта группа наиболее важна, потому что в ней идет формирование живых денег. При взаимодействии коммерческих предприятий создается национальный доход и выручка от реализации продукции, поступающая в распоряжение предприятия. А бюджетные организации и большинстве своем осуществляют управленческие, социально-культурные, научно-технические и иные функции некоммерческого характера. Хотя некоторые бюджетные организации и в праве заниматься и определенными видами коммерческой деятельности, однако, их вклад в национальный доход незначителен [14];

      6. Денежные отношения с бюджетом  по поводу уплаты налогов на  прибыль от предпринимательской деятельности бюджетными организациями.(Учебник)

      Бюджетные организации осуществляет операции через лицевые счета открытые ему в отделении Федерального Казначейства. Бюджетное финансирование включает в себя:

    • оплату труда работников бюджетного учреждения;
    • оплату поставок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд (по контрактам или без);
    • уплату налогов и сборов, платежей;
    • возмещение вреда, причиненных бюджетным учреждением.

      Бюджетные учреждения не получают субсидии, бюджетные кредиты и другие виды кредитов и займов.

      Особенности финансов бюджетных учреждений:

    • тесная связь с бюджетом
    • часть финансовых ресурсов формируется за счет самостоятельно заработанных доходов
    • отсутствие самостоятельности в расходовании средств

      Принципы  организации финансов:

  • целевое использование бюджетных и внебюджетных средств
  • разграничение бюджетного финансирования и внебюджетных доходов в части учета и отчетности
  • бюджетный иммунитет – это правовой режим при котором взыскание на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта (действует до 2010 года).

      Основными функциями финансов бюджетных организаций  являются распределительная и контрольная.

      Распределение – связующее звено между деятельностью  бюджетной организации и потреблением. Деятельность организации невозможна без соответствующего финансирования. В организациях осуществляется в основном вторичное распределение (формирование фондов).

      Контроль  осуществляется на всех стадиях использования  фондов. Особое место занимает контроль за целевым расходованием средств фондов Казначейством, счетной палатой, контрольно-реквизиционными комиссиями, органами налоговой инспекции (контролируют своевременность и полноту налоговых выплат), налоговая полиция. Кроме государственных служб контроля существуют ведомственные (осуществляют контрольно-реквизиционное управление), независимые (аудиторские фирмы), внутренние (бухгалтера и другие внутренние лица).

      Финансовые  ресурсы бюджетного учреждения –  совокупность денежных средств находящихся  в оперативном управлении бюджетного учреждения.

      Источники финансовых ресурсов:

  1. Бюджетное финансирование.

Принципы  бюджетного финансирования:

    • получение максимального эффекта при минимальных затратах
    • зависимость объема финансирования от выполнения показателей (поэтому выделение средств осуществляется в  меру выполнения показателей)
    • безвозвратность финансирования
    • бесплатность финансирования (только текущее финансирование)
  1. Внебюджетные средства:
  • доходы от аренды
  • средства от предпринимательской деятельности и иной приносящей доход деятельности в том числе:
    • доходы от платной деятельности по профилю
    • доходы от производственной деятельности структурных подразделений организации
    • платные услуги по хозяйственным договорам
    • доходы от предпринимательской деятельности
    • целевые взносы от физических и юридических лиц в том числе пожертвования

      Расходы бюджетного учреждения группируются  в соответствии с классификацией операций сектора гос. управления (КОСГУ). (лекции) 
 
 
 
 

      2.  Здравоохранение

      2.1Финансирование

      До 1991 г. в нашей стране применялась бюджетная модель. Отсутствие в бюджете средств для достаточного финансирования здравоохранения, переход к рыночным отношениям в экономике привели к реформе в здравоохранение. В 1991 г. был принят Закон «О медицинском страховании граждан РСФСР», в соответствии с которым в стране была введена система обязательного медицинского страхования (ОМС).

      Система фондов ОМС призвана обеспечить сохранение права каждого гражданина на получение  медицинской помощи по потребности  вне зависимости от уровня благосостояния, места проживания и работы. 
Основными целями введения ОМС являются:

      - расширение финансовых возможностей  здравоохранения за счет активного  привлечения внебюджетных ресурсов, и в первую очередь средств  хозрасчетных предприятий;

      - децентрализация управления всей лечебно-профилактической деятельностью путем передачи основных прав по созданию и использованию фондов медицинского страхования территориям;

      - повышение экономической эффективности  расходования средств на медицинское  обслуживание;

      - расширение хозяйственной самостоятельности учреждений здравоохранения, усиление их социальной и экономической ответственности за конечные результаты работы;

      - создание предпосылок для перехода  к рынку медицинских услуг  при сохранении преимущественно  бесплатного для населения медицинского обслуживания;

      - создание материальной заинтересованности  у предприятий и граждан в  улучшении условий труда, природоохранной  деятельности, снижения заболеваемости  за счет общей профилактики  и здорового образа жизни. 
С введением ОМС в финансировании здравоохранения в России источниками финансовых ресурсов стали: бюджетные средства, взносы работодателей на ОМС, средства населения и средства ведомств и предприятий.

      Важным  фактором улучшения финансового  обеспечения здравоохранения является не только увеличение финансовых ресурсов, но и эффективность их использования.

      Важнейшей задачей в области организации, экономики и финансирования здравоохранения  является определение путей достижения максимального медицинского и экономического эффекта. При этом особое значение имеет разработка предложений по наиболее эффективному, рациональному и экономическому использованию средств, направляемых на содержание медицинских учреждений [15].

      Источниками финансирования здравоохранения в  России в настоящее время являются как средства бюджетов различных уровней, так и средства внебюджетных социальных фондов (ФОМС), а в последние годы еще и пенсионного фонда (ПФР) и фонда социального страхования (ФСС). В дополнение к прямому финансированию и оплате в рамках ОМС, за счет средств бюджетов финансируется реализация различных целевых программ в области здравоохранения, а с 2006 года – приоритетного национального проекта «Здоровье».

      Средства  бюджетов всех уровней включают в  себя  средства бюджетов всех уровней, выделяемые соответствующим главным распорядителям средств и предназначенные для финансирования соответствующих  лечебно – профилактических учреждений (ЛПУ) и органов управления в рамках утвержденных лимитов и соответствующих бюджетов.

      Средства  внебюджетных фондов включают в себя средства фондов направляемые на финансирование здравоохранения. Средства внебюджетных фондов  формируются за счет налоговых доходов бюджета (часть ЕСН), а также субсидий, выделяемых  фондам из бюджета, и страховых взносов на медицинское страхование неработающего населения, осуществляемых за счет бюджетов.

      Кроме того, источниками финансирования здравоохранения выступают личные средства граждан, поступающие в виде прямых платежей (оплата платных медицинских услуг) и в виде страховых платежей на добровольное медицинское страхование (ДМС), а также средства работодателей в виде  платежей по ДМС за своих работников и членов их семей, добровольные пожертвования (благотворительные взносы) организаций (в том числе фондов) и отдельных граждан и иные поступления (прил № 1 –жур№ 6)

      Схематично  движение средств  изображено на рис. 1.

      Такое многоканальное финансирование, с одной  стороны, позволяет здравоохранению  в целом и отдельным учереждениям – в частности, существовать в  условиях недостаточности основных источников финансирования, но, с другой стороны, снижает прозрачность и эффективность расходования средств на здравоохранение.

      В 2005 году в структуре финансирования здравоохранения расходы населения  составили более 30 %. Так, в Южном  федеральном округе этот показатель равен 40%, в Дальневосточном федеральном округе  - 28%. (прил №2)

Информация о работе Особенности финансов бюджетных учреждений в сфере здравоохранения