Особенности финансового планирования некоммерческой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2011 в 14:41, доклад

Описание

Некоммерческая организация – организация, которая не рассматривает получение прибыли как первостепенную цель своей деятельности. НКО не выплачивают дивидендов и не дают коммерческих выгод своим учредителям, однако это не означает, что руководители НКО не должны заботиться об эффективности работы своей организации.

Работа состоит из  1 файл

41.doc

— 57.50 Кб (Скачать документ)

41. Особенности финансового  планирования некоммерческой  организации

     Некоммерческая  организация – организация, которая не рассматривает получение прибыли как первостепенную цель своей деятельности. НКО не выплачивают дивидендов и не дают коммерческих выгод своим учредителям, однако это не означает, что руководители НКО не должны заботиться об эффективности работы своей организации.

     Управление  финансовой деятельностью некоммерческой организации начинается с финансового планирования, которое осуществляется на тот или иной срок и заключается в определении необходимых расходов и доходов организации для успешного выполнения ею своих функций, в согласовании денежных потоков, в поиске и оценке возможных источников финансирования. Финансовое планирование – это планомерное управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования денежных ресурсов. Задачами финансового планирования является следующее:

  1. формирование источников и объемов финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения деятельности субъекта;
  2. определение видов и размеров специальных денежных фондов, а также способы их формирования и направления использования;
  3. распределение централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов с целью обеспечения необходимых темпов и пропорций социального и экономического развития;
  4. выявление резервов использования материальных, трудовых и денежных ресурсов;
  5. контроль за производственнофинансовой деятельностью предприятий, организаций, учреждений.

     Уставная  деятельность некоммерческой организации  осуществляется на основании финансового плана или запланированных на предстоящий период (месяц, квартал, год и т.д.) доходов и расходов. Финансовый план представляет собой документ, в котором отражаются притоки и оттоки денежных средств. Поскольку уставная деятельность некоммерческих организаций не предполагает получения дохода, то финансовый план является основным документом, регламентирующим поступление и использование денежных средств в некоммерческой организации. Доходная часть финансового плана – это все возможные источники финансирования данной организации, включая финансовые возможности самой организации (доходы от коммерческих видов деятельности), имеющиеся в наличии или предполагаемые. Расходы, отраженные в финансовом плане, должны быть наиболее приближены к уставным целям и задачам некоммерческой организации; назначение и порядок формирования статей должен быть понятен потребителям данной информации. Таким образом, реализуется балансовый принцип составления финансового плана. При этом финансовый план можно представить в виде документа – сметы доходов и расходов. Составление сметы является обязательным требованием п. 1 ст. 3 Федерального закона № 7 ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях».

     Отметим, что смета и бюджет имеют существенное различие: смета составляется на отдельный проект или программу, а бюджет организации включает расходы всех проектов и программ. Бюджет (финансовый план) организации является единственным документом, определяющим структуру целевых доходов и расходов некоммерческой организации. На его основе строится вся система бухгалтерского учета. В соответствии с п. 3 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» бюджет и отчет об исполнении бюджета утверждаются высшим органом управления некоммерческой организации.

     Формирование  финансовых планов может  осуществляться двумя  способами:

     1) некоммерческая организация отталкивается  от стоящих перед ней целей и задач при реализации программы или проекта, в рамках которых рассчитываются расходы, необходимые для успешного выполнения поставленных целей;

     2) исходя из имеющихся финансовых возможностей некоммерческой организации ставится вопрос об использовании этих средств для решения текущих задач или их возможном направлении на долгосрочные программы или проекты.

     Некоммерческие организации могут получать финансирование из разнообразных источников: в виде вступительных взносов, федеральных и местных органов власти, пожертвований и т.д., а также от клиентов (например, от учащихся колледжа, в наркологических центрах – от пациентов) в форме оплаты предоставляемых услуг. Таким образом, планирование деятельности некоммерческой организации напрямую зависит от источников ее финансирования:

     сметное финансирование;

     сочетание сметного финансирования с самоокупаемостью (частичная самоокупаемость);

     полная  самоокупаемость.

     В России пока нет практики широкого финансирования некоммерческих организаций  государством. Государство оказывает  помощь некоммерческим организациям в основном через субсидии и государственные заказы. Только отдельные некоммерческие организации могут получить целевое бюджетное финансирование (попасть в строку бюджета

     Смета является основой финансового планирования некоммерческой организации. Обычно она составляется на календарный год, а также на выполнение определенной программы или проекта (перед его началом). Проект сметы обсуждается и утверждается высшим руководящим органом в соответствии с уставом организации. Изменения, которые необходимо внести в смету, следует письменно согласовать с тем органом, который утвердил первоначальный вариант. В смете отражаются объемы и источники средств некоммерческих организаций, необходимые для обеспечения ее деятельности, а также данные об их использовании.

     Финансовая смета – это подробный план распределения физических ресурсов предприятия, выраженных в денежной форме. С финансовой сметой сравнивают фактические результаты деятельности организации.

     Принципами  формирования и использования финансовых ресурсов при сметном финансировании являются:

     целевое назначение бюджетных ассигнований в соответствии с бюджетной классификацией;

     строгая регламентация бюджетных средств  на основе установленных законодательством норм расходов;

     контроль  за рациональным использованием средств. 
Для некоторого упрощения работы можно рекомендовать составлять смету по тем же статьям доходов и расходов, которые предусмотрены отчетом о доходах и расходах.

     Исследование  опыта некоммерческих организаций  зарубежных стран показало, что состав расходов организаций примерно одинаковый. В структуре расходов преобладают расходы на персонал (включая налоги, командировки, социальный пакет), и они превышают 60% (рис. 1 и 2). Так же как и в России, расходы на персонал не зависят от того, в какой организации (коммерческой или некоммерческой) работает сотрудник – налоги, социальные выплаты, командировочные расходы и отчетность по ним одинаковые.

     

     Рис. 1. Структура расходов НКО, Швеция

     Чтобы уложиться в смету, нельзя исключать возможное изменение таких факторов, как уровень инфляции, цены на товары и услуги, налоги (они тоже время от времени меняются). Для некоммерческих организаций корректировка сметы возможна при изменении параметров целевых программ, когда либо уменьшаются, либо увеличиваются объемы средств запланированных источников целевого финансирования (целевых поступлений). В таком случае исходя из ожидаемых доходов нужно скорректировать запланированные расходы, что позволит организации уложиться в смету по итогам года.

     Организация вправе изменить смету не только по количеству, но и по качеству, когда общая сумма расходов (доходов) может остаться неизменной, а доходы (расходы) перераспределяются между собой. Вносимые в смету изменения, так же как и сама смета, утверждаются для того, чтобы придать им законную силу. Как мы уже говорили, смета утверждается органомуправления некоммерческой организации. Директор не обладает достаточными полномочиями, чтобы утверждать бюджет некоммерческой организации, в то же время на нем лежит обязанность контроля за исполнением бюджета.

     Очевидно, что внесение изменений в смету возможно в случае существенных изменений обстоятельств получения и расходования средств. При этом поправки следует подкрепить документальными доказательствами существенного изменения условий деятельности. Если изменения несущественны, то организации можно оставить все как есть, а превышение или занижение доходов (расходов) обосновать объективными причинами, в том числе и перед проверяющими органами.

     По  окончании года должен быть составлен  и утвержден отчет о выполнении сметы (финансового плана). В отчете о выполнении сметы сопоставляются плановые показатели доходов и расходов с фактическими данными. Они берутся из бухгалтерского учета организации, который является наиболее полной системой обобщения информации о ее деятельности. С помощью сопоставления планируемых и фактических данных оценивается, насколько исполнена смета, и если отдельные из поставленных целей не достигнуты, то выявляются причины, повлиявшие на срыв плановых показателей. Это учитывается при составлении сметы на следующий год, в которую могут быть заложены отклонения по смете за предыдущий год. И еще. Отчет о выполнении сметы доходов и расходов, так же как и сама смета, является важным финансовым документом, подтверждающим, что некоммерческая организация действует в рамках своей уставной деятельности. 

Информация о работе Особенности финансового планирования некоммерческой организации