Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 18:06, курсовая работа
Финансовый рынок представляет собой организованную или неформальную систему торговли финансовыми ресурсами. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную роль здесь играют финансовые инструменты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщикам. Товаром выступают деньги и ценные бумаги. Финансовый рынок предназначен для установления непосредственных контактов между покупателями и продавцами финансовых ресурсов. Главное назначение финансового рынка — быть механизмом, который обеспечивает движение материальных и денежных фондов общества на взаимосвязанной и сбалансированной основе. Ключевой задачей, которую должен выполнять финансовый рынок, является, прежде всего - обеспечение
Введение
3-4
1. Теоретические основы финансового рынка
1.1 Сущность финансового рынка, его роль и значение
5-11
1.2 Финансовый рынок в условиях мирового финансового кризиса
11-17
2. Оценка финансового рынка в современных условиях
2.1.Особенности современного финансового рынка РФ
18-20
2.2 Структура финансового рынка в Российской Федерации
21-27
2.3 Правительственная программа развития финансового рынка до 2020 года
27-32
Заключение
33-35
Список использованной литературы
36-37
Приложение
38
До 2020 года определено решение следующих приоритетных задач развития финансового рынка:
повышение емкости и прозрачности российского финансового рынка;
обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры;
формирование благоприятного налогового климата для его участников;
совершенствование государственного регулирования на финансовом рынке.
В рамках решения задачи повышения емкости и прозрачности российского финансового рынка, потребуется: внедрить механизмы, обеспечивающие участие многочисленных розничных инвесторов на финансовом рынке и защиту их инвестиций; расширить спектр производных финансовых инструментов и укрепить нормативно-правовую базу срочного рынка; создать возможности для секьюритизации широкого круга активов; повысить уровень информированности граждан о возможностях инвестирования сбережений на российском финансовом рынке.
В России должна быть создана общенациональная компенсационная система на финансовом рынке, включающая обязательную компенсационную систему и добровольные компенсационные системы. Государство должно активно участвовать в создании такой системы, в том числе в качестве поручителя последней инстанции по обязательствам компенсационных институтов. Обязательная компенсационная система должна быть построена на принципах, обеспечивающих защиту прав и законных интересов инвесторов и предусматривающих:
обязательность участия профессиональных участников финансового рынка в системе обязательного страхования;
сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для клиентов профессиональных участников финансового рынка в случае неисполнения последними своих обязательств;
прозрачность деятельности обязательной компенсационной системы;
накопительный характер формирования фонда обязательного страхования за счет регулярных страховых взносов профессиональных участников финансового рынка.
Кроме этого, с целью защиты прав и законных интересов розничных инвесторов необходимо урегулировать вопросы, связанные с установлением гражданско-правовой и административной ответственности лиц, оказывающих розничные услуги на финансовых рынках, прежде всего в тех случаях, когда услуги предоставляются через удаленных агентов, посредников, представителей.
Также предстоит сформировать условия и правовые рамки для формирования института инвестиционных консультантов (инвестиционных советников), которые помогают инвесторам выбрать наиболее подходящую для них инвестиционную стратегию. Создание института инвестиционного консультанта является одним из лучших способов продвижения финансовых услуг населению, поскольку повышает качество инвестиционных услуг, дает реальную возможность для осуществления такой деятельности небольшими региональными компаниями, которые в большинстве случаев пользуются большим доверием населения, проживающего на данной территории.
Для обеспечения эффективности инфраструктуры финансового рынка предстоит, прежде всего: унифицировать регулирование всех сегментов организованного рынка; создать нормативно-правовые и организационные условия для консолидации биржевой, расчетно-депозитарной инфраструктуры; обеспечить четкие правовые рамки формирования и капитализации клиринговой организации российского рынка, а также функционирования института центрального контрагента; поднять на принципиально новый уровень предоставление услуг по учету прав собственности на ценные бумаги и финансовые инструменты, в том числе путем внедрения качественных требований к деятельности учетных институтов.
Характерной чертой российского финансового рынка являются существенные объемы внебиржевого рынка, в том числе за счет роста объема сделок, заключаемых внутри брокеров. В этой связи актуальной задачей является регулирование не только биржевых институтов, а организованного рынка в целом, независимо от того в какой форме он существует. А также, представляется необходимым сохранить значение бирж как основного центра сосредоточения ликвидности, способного конкурировать в мировом масштабе не только с иностранными биржами, но и служить фундаментом конкурентоспособности всего национального организованного рынка. Укрепление роли биржи требует принятия законодательных и организационных мер, направленных на консолидацию всей биржевой, расчетно-депозитарной, клиринговой, учетной инфраструктуры российского финансового рынка. Клиринг, расчеты и учетная система должны быть объединены вокруг биржи – ядра организованного финансового рынка.
Формирование благоприятного налогового климата для участников финансового рынка является межведомственной задачей. В целях ее реализации и скоординированной деятельности ФСФР России и Минфина России предлагается включить в Основные направления налоговой политики на долгосрочную перспективу следующие тематические блоки: совершенствование режима налогообложения налогом на добавленную стоимость участников финансового рынка и операций с финансовыми инструментами; совершенствование режима налогообложения налогом на прибыль организаций, являющихся участниками финансового рынка; совершенствование налогообложения доходов физических лиц, получаемых от операций с финансовыми инструментами.
Действующее в России налоговое законодательство не учитывает особенностей налогообложения отдельных видов финансовых операций. Его нормы в отношении финансового рынка не всегда идентичны аналогичным понятиям и терминам, закрепленным в нормах гражданского законодательства, законодательстве о рынке ценных бумаг и часто не имеют однозначного толкования, а в ряде случаев режим налогообложения на российском финансовом рынке оказывается более жестким, чем в других финансовых центрах. В настоящее время государству необходимо принять меры, для того чтобы сделать налогообложение на российском финансовом рынке более привлекательным чем налоговые режимы, существующие в странах, в которых действуют конкурирующие финансовые центры.
В целях реализации задачи совершенствования государственного регулирования финансового рынка, необходимо: повысить эффективность государственного регулирования финансового рынка; продолжить снижение административных барьеров и упрощение процедур государственной регистрации выпуска ценных бумаг; обеспечить эффективную систему раскрытия информации на финансовом рынке; продолжить развитие и совершенствование корпоративного управления; принять действенные меры по предупреждению и пресечению недобросовестной деятельности на рынке.
Целью совершенствования регулирования и развития рынка ценных бумаг на среднесрочную и долгосрочную перспективу является его превращение в важнейший фактор повышения конкурентоспособности российской экономики. Это требует отладки рыночных механизмов привлечения инвестиций, обеспечивающих развитие инноваций и инфраструктуры, реализацию проектов по модернизации экономики, а также повышения эффективности исполнения государственных функций по защите прав и законных интересов участников финансового рынка, по предупреждению и предотвращению недобросовестной практики и нарушений законодательства на финансовом рынке.
Российский финансовый рынок должен за ближайшие 10 лет сделать качественный и количественный рывок, обеспечить ресурсами растущую экономику, дать гражданам социальные гарантии, а государству - эффективный инструмент геополитики и реализации макроэкономических решений. Россия ставит перед собой амбициозные задачи занять достойное положение в геополитическом раскладе и влиять на международную политику. Если будет упущен шанс стать одним из мировых финансовых центров, обладающих самостоятельным, влиятельным и масштабным финансовым сектором, крайне сложно говорить о перспективах инновационного роста и стабильного экономического развитии в долгосрочной перспективе.[13]
Заключение
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать несколько выводов:
1) Для нормального развития экономики требуется мобилизация временно свободных денежных средств физических и юридических лиц и их распределение, и перераспределение на коммерческой основе между различными секторами экономики. В эффективно функционирующей экономике этот процесс осуществляется на финансовых рынках. Таким образом, финансовый рынок должен представлять собой эффективный механизм функционирования рыночной экономики, инструмент мобилизации финансовых ресурсов и сбережений населения, оптимального перераспределения средств, повышения активности человека как реального собственника. Как показывает мировой опыт, эффективное функционирование финансового рынка невозможно без регулирующей и контролирующей деятельности государственных органов. В условиях становления финансового рынка функционирование подобных структур приобретает исключительное значение.
2) Процесс аккумулирования и размещения финансовых ресурсов, непосредственно связан с функционированием финансовых рынков и деятельностью финансовых институтов. Задача финансовых рынков состоит в организации торговли финансовыми активами и обязательствами между покупателями и продавцами финансовых ресурсов. Взаимодействие между продавцами и покупателями может осуществляться непосредственно либо опосредованно (через посредников). При прямом финансировании покупатель в обмен на финансовое обязательство (обязательство возврата согласованной суммы денежных средств в определенные сроки на определенных условиях) получает денежные средства непосредственно у продавца. Эти финансовые обязательства могут продаваться и покупаться на финансовых рынках. На финансовых рынках всегда присутствуют специалисты, которые сводят продавцов и заинтересованных покупателей: брокеры, дилеры, инвестиционные банки.
3) В настоящее время состояние финансового рынка РФ в целом определено как удовлетворительное. Поскольку финансовый рынок России не является одним из ключевых звеньев мирового финансового рынка, то его спад в связи с наступлением мирового финансового кризиса оказался не столь губительным как в других экономически развитых странах. Безусловно, состояние нынешнего российского рынка еще далеко до отметки «хорошо», но правительство активно принимает меры для того, чтоб снизить риски и стабилизировать финансовый рынок, в следствии чего идет его медленное восстановление.
4) Современное развитие общества сопровождается изменениями экономических и прежде всего финансовых отношений. Наиболее радикальные преобразования свойственны финансовому рынку. Они охватывают все стороны и процессы функционального механизма и роли рынка в деятельности общества.
К особенностям функционирования современного финансового рынка относятся: превращение финансового рынка в главное звено рыночных отношений отдельных стран и всего мира; финансовая самостоятельность территорий, регионов и государств; перераспределение финансовых ресурсов участников первичного перераспределения ВВП; рост валютного рынка при относительном снижении других сегментов.
5) Финансовый рынок – это механизм перераспределения капитала между кредиторами и заемщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения на капитал. Главная функция финансового рынка состоит в трансформации бездействующих денежных средств в ссудный капитал.
Финансовый рынок РФ подразделяется на: денежный рынок, рынок ценных бумаг, рынок страховых полисов и пенсионных счетов, валютный рынок, рынок золота. В свою очередь, денежный рынок делится на: дисконтный рынок, рынок межбанковских кредитов, рынок евровалют, рынок депозитных сертификатов.
6) Создание в России мирового финансового центра рассматривается ФСФР как важнейший приоритет долгосрочной экономической политики России, обеспечивающей в долгосрочном периоде конкурентоспособность российского финансового рынка. К 2020 г. необходимо провести мероприятия, позволяющие повысить конкурентоспособность российского финансового рынка. Для этого нужно будет увеличить ёмкость финансового рынка за счёт привлечения инвестиций от физических и юридических лиц. Увеличение ёмкости рынка предполагается проводить за счёт обязательного публичного размещения ценных бумаг каждого акционерного общества, проработавшего три года. Необходимо выпустить методические материалы по осуществлению размещений, как на российском рынке, так и на зарубежном, предоставлять информацию о стоимости таких размещений. Также для массового привлечения частных инвесторов предполагается дальнейшее совершенствование биржевых технологий, позволяющих инвесторам самостоятельно выходить на фондовый рынок. Следующее важное условие создания финансового центра – это повышение прозрачности рыночных сделок и поведения участников рынка, что должно способствовать минимизации инвестиционных рисков инвесторов. Для этого ФСФР предполагает разработать требования для эмитентов, согласно которым ими будет более детально раскрываться структура собственности российских акционерных обществ. Повышение прозрачности сделок будет способствовать защите прав акционеров. Такая мера должна повысить привлекательность российских бумаг, а эмитентам привлечь большее количество инвесторов, в т.ч. иностранных. Необходима также и прозрачность финансовых институтов, заемщиков и регуляторов.
Список использованных источников
1. Федеральный закон №86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 31.07.1998г. №145-ФЗ
3. Авдеев С.М. Валютные отношения и валютный рынок; Статинформ; 2002г.
4. Бабич А.М. Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы; ЮНИТИ; 2002г.
5. Виноградов Д.В. Финансово-денежная экономика; ГУ ВШЭ; 2009г.
6. Голубев А.А. Гаврилов Н.П. Финансы и Кредит; Спб; 2006г.
7. «Деловая пресса» №11-12 от 21.03.2008г
8. Джумов А.М. Финансовый рынок в условиях глобализации; Страховое дело; 2007г.; №9
9. Долан. Э. Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика; Туран; 1996г.
10. Игонина Л.Л. Финансовый кризис и стратегия развития финансового рынка России: Экономическая наука современной России; 2009г.; №1
11. Кравченко П.З. Модели и методы анализа финансовых рынков; ТГЭУ; 2008г.