Особенности и принципы организации финансов хозяйствующих субъектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 10:43, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - сделать общий обзор финансов предприятий, рассмотреть основные особенности и принципы их организации, а также проанализировать основные тенденции развития хозяйствующих субъектов.
При написании данной работы необходимо решить ряд следующих задач:
- исследовать основные концепции финансов;
- раскрыть сущность и содержание финансов, а также функций дать им характеристику;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУЩНОСТИ ФИНАНСОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ.
1.1 Основные концепции финансов хозяйствующих субъектов .
1.2 Сущность и функции финансов.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ.
2.1. Подходы к определению сущности принципов организации финансов.
2.2 Особенности организации финансов хозяйствующих субъектов
ГЛАВА 3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЕКТОВ.
3.1 Основные пути укрепления финансов хозяйствующих субъектов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Работа состоит из  1 файл

готовый курсовик.doc

— 216.50 Кб (Скачать документ)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Содержание

 

 

 

 

Введение             

 

Глава 1. Теоретические аспекты определения сущности финансов хозяйствующих субъектов.             

     1.1 Основные концепции финансов хозяйствующих субъектов .             

     1.2 Сущность и функции финансов.             

 

Глава 2.  Особенности и принципы организации финансов хозяйствующих субъектов.             

    2.1. Подходы к определению сущности принципов организации финансов.             

    2.2 Особенности организации финансов хозяйствующих субъектов             

 

Глава 3. тенденции развития финансов хозяйствующих субектов.             

    3.1 Основные пути укрепления финансов хозяйствующих субъектов             

 

Заключение.             

 

Список используемой литературы.             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Введение

 

В России в настоящее время господствует рыночная экономика. Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они - неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно, важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в условиях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.

Все это объясняет актуальность выбранной темы курсовой работы. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом.

Цель данной работы - сделать общий обзор финансов предприятий, рассмотреть основные особенности и принципы их организации, а также проанализировать основные тенденции развития хозяйствующих субъектов.

Объектом исследования являются финансовые отношения и финансы хозяйствующих субъектов.

При написании данной работы необходимо решить ряд следующих задач:

- исследовать основные концепции финансов;

- раскрыть сущность и содержание финансов, а также функций дать им характеристику;

          - рассмотреть основные особенности и принципы организации финансов хозяйствующих субъектов;

          - проанализировать тенденции развития хозяйствующих субъектов .

Методологическую основу при написании контрольной работы составили труды таких специалистов, как М.В. Романовского, О.В. Врублевского, Левина, И.К. Шевченко, Г.Б. Поляка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты определения сущности финансов хозяйствующих субъектов.

 

1.1 Основные концепции финансов хозяйствующих субъектов

 

На данный момент, как уже отмечалось, финансы играют огромную роль не только в отдельных хозяйствующих субъектах, но и в экономике в целом.

Учеными-экономистами разработано множество концепций и теоретических подходов в данном направлении.

Однако, по мнению автора настоящей работы, исследуем наиболее важные – общую и историческую концепцию финансов.

Финансы коммерческих организаций и предприятий, являясь основным звеном финансовой системы, охватывают процессы создания, распределения и использования ВВП в стоимостном выражении. Они функционируют в сфере материального производства, где в основном создаются совокупный общественный продукт и национальный доход. [1]

В ходе деятельности хозяйствующих субъектов возникают определенные финансовые отношения, связанные с организацией производства и реализацией продукции, оказанием услуг и выполнением работ, формированием собственных финансовых ресурсов и привлечением внешних источников финансирования, их распределением и использованием.

Материальной основой финансовых отношений являются деньги. Финансовые отношения — часть денежных отношений и возникают лишь при реальном движении денежных средств, сопровождаются формированием и использованием собственного капитала, централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. [2]

Далее в соответствие с целью настоящей работы далее проанализируем исторический подход к определению сущности финансов хозяйствующих субъектов.

Как уже отмечалось, финансы способствуют решению общеэкономических задач и поэтому финансовая система государства функционирует как совокупность взаимодействующих звеньев на каждом конкретном историческом этапе.

В первые года социалистического строительства финансовая система была основана на налоговых формах и методах мобилизации ресурсов и воздействия на производство и реализацию товаров. Налоги обеспечивали максимальную концентрацию в бюджете финансовых ресурсов, регулировали платежеспособность предприятий и емкость рынка, ограничивали частный сектор. В этот период объективно возобладала концепция, согласно которой финансовые отношения вызываются существованием государства.

НЭП и реформация 30-х годов. Широко распространенным в первые годы НЭПа был взгляд на финансовую науку Ф.А. Менькова, заключавшийся в том, что «ни свободная конкуренция, ни закон спроса и предложения не имеют места. Наоборот, здесь господствуют: принудительная власть, монопольный принцип, политические и социальные мотивы». [3]

Реформа 1930г. закрепила права на существование наряду с общегосударственными финансами и финансов предприятий, что являлось причиной дуалистичности финансовых концепций. Само по себе появление финансов предприятий как самостоятельной науки вызвано признанием и развитием хозрасчета. В дальнейшем финансы предприятий исследовались в рамках хозрасчетной деятельности предприятий. Уже в этот период содержание финансовой науки значительно расширилось. В курс «Финансы СССР» включаются: 1)учение о роли финансов в социалистическом воспроизводстве; 2)учение о государственных расходах, включая учение о государственном социальном страховании и социальном обеспечении; 3)учение о государственных доходах; 4)учение о государственном кредите; 5)учение о государственном и личном страховании; 6)учение о государственном бюджете СССР; 7)учение о государственном финансовом управлении и финансовом контроле. [4]

Основоположник учения о социалистических финансах В.П. Дьяченко отмечал, что «советские финансы представляют собой систему экономических отношений, посредством которых планомерно образуются и используются фондов денежных ресурсов для нужд расширенного социалистического воспроизводства и удовлетворения других общественных потребностей. Назначение советских финансов состоит в том, чтобы через своевременное и правильное образование, распределение, расходование денежных доходов и накоплений, а также посредством действенного контроля рублем способствовать наиболее рациональному, эффективному использованию всех ресурсов народного хозяйства и более полному удовлетворению материальных их культурных потребностей народа».

Реформа 60-х годов. Значительным шагом в развитии финансов стала реформа 60-х гг., направленная на дальнейшее развитие хозрасчета, которое включало реализацию крупных мер в сфере управления, планирования, экономического стимулирования. В этот период взаимно активизировалась роль прибыли как источника расширенного воспроизводства и экономического стимулирования. Распределение прибыли осуществлялось централизованно через систему финансовых планов и окончательно регулировалось путем взноса в бюджет свободного остатка. Применялся так называемый остаточный принцип распределения прибыли, который был основан на жесткой системе финансового планирования. Планирование рассматривалось как основа управления социалистической экономикой, неразрывно связанная с системой стимулирования.

Реформа 70-80-х годов. В 1975-1980 гг. совершенствование управления, планирования и экономического стимулирования осуществлялось на базе изменения субъектом и объектов путем создания производственных объединений как первичного звена общественного производства а также всесоюзных и республиканских объединений в среднем звене управления, распространения хозрасчета на отрасль в лице министерства, усиления концентрации и специализации производства. В области финансово-кредитного механизма осуществлялось совершенствование финансового планирования путем усиления роли перспективных финансовых планов, совершенствование платежей в бюджет, стимулирование внедрения достижений НТП, концентрация финансовых ресурсов на приоритетных объектах с целью осуществления структурных сдвигов в экономике в пользу отраслей промышленности, производящих товары народного потребления.

Значительным этапом в развитии управления предприятием стало принятие Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)» 30 июня 1987г. Этот закон определил правовой статус государственных предприятий и объединений, порядок и формы управления их деятельностью. в практику прочно вошли две модели хозрасчета: основанная на нормативном распределении прибыли и на нормативном распределении дохода.

Порядок определения нормативов в 80-х годах характеризовался тем, что весь расчет производился на базе утвержденного пятилетнего финансового плана, т.е. нормирование осуществлялось от достигнутого уровня. Это приводило к тому, что нормативы не способствовали более полному использованию внутренних резервов, принятию напряженных плановых заданий.

Введение в действие с 1 января 1991г. Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций» по сути ликвидировало финансовую базу полного хозрасчета отрасли. Введение налоговой системы потребовало децентрализацию расчетов и платежей в бюджет, предоставления предприятиям прав юридического лица с открытием расчетных счетов.

Рассмотренный исторический этап характеризовался жесткой финансово-кредитной политикой в области регулирования финансов предприятий, обеспечивающей контроль за бюджетным дефицитом и денежной эмиссией, соблюдение твердой зависимости между результатом работы и объемом средств, направляемых на оплату труда, производственное и социальное развитие. Налоговая система позволила предприятиям накапливать финансовые ресурсы, но имущество предприятий по-прежнему принадлежало государству. Относительная экономическая обособленность денежного оборота не устраняла обезличивания финансовых ресурсов.

На этом завершился важный этап финансов предприятий, основанный на общегосударственной собственности. Следующий этап базируется на новом экономическом фундаменте- альтернативных формах собственности. Он знаменует собой переход к экономике рыночного типа.[5]

Таким образом, рассмотрев основные концепции перейдем к исследованию определения сущности понятия финансов, что мы и сделаем в следующем пункте настоящей главы данной работы.

 

1.2 Сущность и функции финансов.

 

Как уже отмечалось, финансы организаций в совокупности являются основным звеном финансовой системы.

По признаку характера обслуживаемых сфер общественного производства различают финансы хозяйствующих субъектов сферы материального производства и финансы организаций непроизводственной сферы.

В соответствие с целью настоящей работы крупных, приведем краткую характеристику возможных организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов.

Хозяйственное товарищество представляет собой коммерческую организацию с разделенным на вклады участников складочным капиталом и может создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного). Учредителями и одновременно участниками полного товарищества могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации, причем количество полных товарищей должно быть не менее двух. Главный признак- при недостаточности имущества товарищества для погашения требований кредиторов взыскание может быть обращено на личное имущество полных товарищей. Товарищество на вере отличается от полного товарищества тем, что в нем наряду с полными товарищами имеются один или несколько участников- вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в предпринимательской деятельности. Вкладчиками могут выступать как физические, так и юридические лица.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО)-учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, лишь в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Информация о работе Особенности и принципы организации финансов хозяйствующих субъектов