Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 15:29, курсовая работа
Описание
Переход нашей экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства, и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики.
Определение инфляции_______________________________________________4 Причины возникновения инфляции_____________________________________8 1.3. Виды инфляции.____________________________________________________10
Глава 2. Особенности инфляции в России.
Источники инфляции в России.__________________________________________16 2.2 Инфляция в условиях перехода к рыночным отношениям____________________21
Глава 3. Современная инфляция в России и антиинфляционная политика.
3.1 Состояние экономики России в 2008 году._________________________________25 3.2 Инфляция в первый месяц 2009 года______________________________________26 3.3. Основные направления антиинфляционной политики России.________________29
По
официальному прогнозу минэкономразвития,
инфляция в 2009 году составит 10-12 процентов.
Некоторые высокопоставленные эксперты
уже готовы пересмотреть его. Однако
январскую инфляцию в минэкономразвития
прогнозировали как раз на уровне 2,4 процента.
Для сравнения - инфляция за прошлый год
достигла 13,3 процента.
Некоторые
эксперты считают, что в сложившейся
ситуации инфляция в 2,4 процента в месяц
- результат положительный. Ослабление
рубля - это мощный инфляционный фактор,
ведь цена импортных товаров растет.
Ситуация
в сфере экономики остается напряженной.
Официальная статистика фиксирует
снижение производства практически
по всем секторам экономики: от 15 до 80 процентов
по отдельным позициям.
Происходит
перераспределение валютных резервов
государства и средств бюджета
в валютные активы банков, компаний
и населения. Много денег, переданных
банкам для реального сектора, ушло
в валюту. В свою очередь и население
львиную часть своих сбережений постаралось
превратить в доллары и евро. Инвестиции
в иностранные активы выросли с начала
сентября кратно. Внутренний денежный
спрос замер. К декабрю 2008 г денежная масса
М2 упала на 9 процентов в сравнении с началом
осени. При этом Центробанк России упорно
проводит денежную политику в оригинальном
для мировой практики варианте. Вместо
стимулирования внутреннего спроса продолжается
ограничение денег в обращении и запредельный
рост их стоимости. Никакой эмиссии, никакого
стимулирования национальной экономики
с помощью целевого рефинансирования
коммерческих банков под портфели кредитов
предприятиям.
Трудно
удерживать финансовый сектор на фоне
глубокого падения объемов производства,
да еще при такой тяге к валюте
вместо кредитов бизнесу со всеми их рисками.
Важно не допустить физического сокращения
банковских ссуд экономике и их концентрации
только в крупнейших компаниях.
Велика
угроза переноса кризиса из экспортных
отраслей и строительства на транспорт,
обработку, производство потребительских
товаров. Экспортная экономика 2000 - 2008
годов, основанная на мыльном пузыре мировых
цен на сырье, закончилась. Низкие экспортные
цены, которые могут продержаться не год
и не два. Причем во время кризиса экономики
стран, ориентированных на экспорт, "капсулируются",
замыкаются сами на себе. Они выживают
только за счет роста внутреннего спроса
и предложения, подпитываемых государством.
Если страна не решается на этот шаг, то
начинают замыкаться и переходить на самообеспечение
регионы внутри нее. И такие процессы уже
начались. Если они получат дальнейшее
развитие, то опять могут появиться денежные
суррогаты, бартер, региональные запреты
на вывоз продукции. Все это было пройдено
в 1990-е годы и нанесло урон стабильности
и росту в России. Снова допустить подобный
сценарий нельзя.
В
текущей фазе кризиса пора переводить
акценты с финансовых вливаний, легко
конвертируемых в валюту и в погашение
долгов без выпуска дополнительной
продукции, на программу общественных
работ. В финансирование госзаказа
с инвестициями в инфраструктуру, требующими
рабочих рук, металла, цемента, лесопереработки.
Получив гарантированные объемы, бизнес
должен забыть о высокой рентабельности.
Он должен помнить, что госпомощь оказывается
для того, чтобы выжить, а не нажиться.
Другая
экстраординарная мера - денежная эмиссия
под потребности роста производства.
Выращивание внутреннего спроса
взамен утраченного доступа к
внешним капиталам. Во всем мире в
кризис растет денежная масса. На практике
это означает смягчение денежной
политики. Рискованно? Конечно! Но это
лучше массового перевода кредитов Центробанка
в иностранную валюту, на которой сейчас
живет российский финансовый рынок.
В
январе отечественная экономика
вступает в новую фазу кризиса. Первая
фаза прошла в сентябре - октябре прошлого
года: системный риск банковской системы,
разрушение финансового рынка, начало
скольжения вниз реального сектора. Во
второй фазе (ноябрь - декабрь) началось
сжатие реальной экономики, набрала скорость,
"приватизация" валютных резервов
государства (с сентября сократились на
30%). Они были перекачаны в частные валютные
активы, без ощутимого сокращения валютных
долгов банков и бизнеса, нависших над
экономикой. В декабре спад российской
промышленности продолжился (минус 10,3%).
Просадка в химии и промышленности строительных
материалов - 25-35%, в металлургии - 35-45%, в
машиностроении - 30-90%. Более-менее устойчиво
производство продовольствия и других
товаров для населения. Здесь минусы в
объемах - 5-20%. Лучше всего в нефтегазовой
отрасли (до 5-7%).
Третью,
январскую фазу кризиса открыли
скачок потребительских цен на 20-30%
(на лекарства и продовольствие,
на проезд в транспорте, коммунальные
тарифы), сокращение железнодорожных
перевозок на 35% и девальвация
рубля на 20%. Неизбежное следствие -
новый виток инфляции и долларизации экономики,
несмотря на усилия Центробанка. Риски
переплетения кризиса реального сектора
со второй волной банковского.
Что
дальше? Индустриальные страны - США, ЕС
и Япония прогнозируют падение экономик
в этом году на 1-2,5%. Притормаживает
Китай. Это значит, что спрос на российское
экспортное сырье уменьшится еще больше,
за этим последует дальнейшее падение
его производства, новая девальвация рубля,
закачка всего живого в валюту, потеря
валютных резервов, приближение к гиперинфляции.
При
таком развитии событий только монетарные
лекарства - не панацея. Курс рубля, торговый
баланс, ликвидность банков не являются
магическими средствами, способными
вытащить экономику. Урезание расходов
на 15-30%, чем сейчас занимается вся страна,
и жесткая денежная политика Центробанка
воспроизводят сценарий, в котором внешний
спрос будет бороться с внутренним за
то, кому ниже упасть.
Выход
- в адресном увеличении внутреннего
спроса (госзаказ, общественные работы,
рефинансирование коммерческих банков
под кредиты реальному сектору, через
спецсчета). Осенью было рано, а сейчас
придется думать об обязательной продаже
валютной выручки, чтобы закончить с растратой
валютных резервов. Населению все больше
требуются адресные ограничения цен на
лекарства, продовольствие, коммунальные
услуги, транспорт. Розничные цены не эластичны
к падению спроса. Жадность тех, кто их
назначает, знаменитая жадность, доведшая
мир до кризиса, беспредельна.
Но,
понимая, что все еще впереди
и пространство выбора лежит между
крайними сценариями, мы обязаны здесь
и сейчас затвердить уроки кризиса 2007-2009
годов. Они просты. Посткризисная модель
экономики не может быть производной от
цен на сырье и денег нерезидентов. Она
не может возродиться как система откупов,
латифундий и казенных монополий, основанных
на низком уровне жизни и вывозе капитала.
Сто лет одиночества по латиноамериканской
модели - это не выбор для России. Получается,
что все страны мира поддерживают свой
внутренний спрос и только Россия его
подавляет, а это путь не выхода из кризиса,
а наоборот, обострения его.
3.3.
Основные направления
антиинфляционной политики
России.
Природа
инфляции в России и причины, ее усугубившие,
не характерны для стран с развитой
рыночной экономикой, поскольку в
нашей стране переплелись экономические
и политические факторы, денежные и воспроизводственные.
Как мы уже говорили, на путь рыночных
преобразований Россия вступила со специфической
инфляцией планово-распределительной
системы, на которую стали давить мощные
факторы инфляции издержек. На фоне глобального
товарного дефицита происходил огромный
отток материальных и валютных ресурсов
России в ближнее и дальнее зарубежье,
отечественное производство вытеснялось
импортом, наблюдался масштабный разрыв
хозяйственных связей из-за распада СССР,
было ослаблено внутрироссийское экономическое
сотрудничество и происходил катастрофический
спад производства, разрушалось сверхмонополизированное
производство, искусственно сдерживалась
инфляция, нарастали неплатежи во всех
экономических структурах, были сделаны
огромные внутренние и внешние займы и
т.д.
Уникальный
характер российской инфляции требует
использования особых методов ее
регулирования. Антиинфляционная программа
должна учитывать реальное развитие
рыночных отношений, возможность использования
рыночных механизмов с участием государственного
регулирования.
Необходимо
установить контроль над инфляцией
и добиться приемлемых для народного
хозяйства темпов ее роста. Попытки
справиться с инфляцией путем
рестрикционной денежной политики в
российских условиях имеют значительно
более тяжелые последствия, чем сама инфляция,
так как отбрасывает экономику назад вследствие
снижения уровня производства, нарастания
неплатежей во всех секторах экономики,
откладывания выплат по государственному
внешнему и внутреннему долгу. Негативные
последствия имеет такая политика и для
социальной сферы: возрастает безработица,
своевременно не выплачиваются заработная
плата, пенсии, пособия, резко снижается
уровень жизни населения.
Поскольку
цивилизованные рыночные отношения в
России только формируются, еще не создана
хорошо работающая законодательная база,
не закончен процесс разгосударствления
и приватизации собственности, в стране
по-прежнему будут осуществляться экономические
реформы. В связи с этим стоит задача более
четкого определения финансовой стратегии
государства, направленной на создание
предпосылок финансовой стабилизации
и экономического роста.
Основным
фактором в борьбе с инфляцией
являются преодоление экономического
спада, платежного кризиса, уменьшения
инвестиционной активности, формирование
стабильной рыночной инфраструктуры.
Необходимо поддерживать приоритетные
отрасли народного хозяйства, стимулировать
экспорт продукции, проводить разумную
протекционистскую политику и политику
валютного курса, что будет способствовать
повышению конкурентоспособности отечественных
товаров.
Большое
значение в антиинфляционной политике
имеют структурная перестройка
экономики и ее приспособление к
потребностям рынка благодаря грамотной
конверсии военно-промышленного
комплекса, демонополизации и регулированию
деятельности существующих монополий,
стимулирования конкуренции в производстве,
распределении, секторе услуг и т.д.
В
сложившихся условиях решающим фактором
борьбы с инфляцией будет возможность
восстановления государственных структур
управления и контроля за ценами и доходами,
распределением и перераспределением
материальных и финансовых ресурсов при
проведении курса на преимущественное
применение свободных рыночных цен. Сохраняется
регулирующая роль в отношении цен на
энергоносители, продукцию, выпускаемую
монопольными структурами, транспортные
услуги, а также в процессе ликвидации
ножниц цен на промышленную и сельскохозяйственную
продукцию.
При
переходе к рынку становится необходимой
цивилизованная приватизация с учетом
реальных экономических, технологических
и экологических потребностей общества
на базе реальной оценки приватизируемого
имущества, обеспечивающей соответствующие
поступления средств в государственный
бюджет. Для достижения необходимого эффекта
важно обеспечить разумное соотношение
между всеми формами собственности.
В
результате этих преобразований может
быть осуществлен комплекс мер макроэкономической
политики по формированию и развитию
единого общероссийского рынка
товаров, кредита, валюты, фондового
рынка, рынка недвижимости, земли и труда
и т.д. Большую роль в этом играет восстановление
экономического союза стран СНГ с учетом
взаимных интересов и интересов России.
Блокировка финансовых факторов инфляции
связана с решением проблемы собираемых
налогов.
Особое
внимание в антиинфляционной политике
должно быть уделено совершенствованию
налоговой системы:
-
сокращению количества взимаемых налогов;
-отказу
от использования инфляции как источника
финансирования бюджета. С этой целью
необходимо регулярно переоценивать основные
фонды, индексировать все ограничители
доходов предприятий, выступающих в абсолютных
суммах, корректировать отчеты о прибылях
и убытках;
-пересмотру
налоговых платежей, включаемых в издержки
производства, которые стимулируют рост
цен - отчислений в пенсионный фонд, фонд
социального страхования, фонд занятости
населения, платы за землю, налога на имущество
и т.д.;
-
изменению методики налогообложения;
-
ликвидации государственной задолженности
перед отраслями и сферами народного хозяйства;
-
регулированию перераспределительных
отношений между бюджетами Федерации
и бюджетами регионов.
Важным
направлением в антиинфляционной политике
являются дальнейшее развитие и государственное
регулирование валютного и финансового
рынков, а также совершенствование
механизма формирования валютного курса.
Основой
внешнеэкономической деятельности
продолжают оставаться развитие экспорта
и укрепление его базы, что требует
обеспечения эффективного экспортного
и валютного контроля с целью
остановить «бегство» капитала за рубеж
и обеспечить своевременность и полноту
уплаты налогов по этим операциям. Экономика
страны нуждается в программе возвращения
российских капиталов, а также способствовать
восстановление доверия к банкам и правительству.