Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 19:21, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является выявление особенностей эмиссии и обращения государственных ценных бумаг, анализ современного рынка государственных ценных бумаг. Цель курсовой работы может быть достигнута посредством выполнения следующих промежуточных задач:
Характеристики сущности государственных ценных бумаг, их классификации;
Описание процедуры эмиссий и размещения ГЦБ;
Описание методик расчета финансовых показателей;
Анализ рынка государственных ценных бумаг за 2005-2008 гг.;
Выявление проблем эмиссии и обращения государственных ценных бумаг в России и способов их решения.
Введение.......................................................................................................................3
Глава 1. Государственные ценные бумаги Российской Федерации и их классификация.............................................................................................................5
Сущность государственных ценных бумаг............................................................5
Классификация государственных ценных бумаг...................................................7
Эмиссия и обращение ценных бумаг РФ.............................................................10
Обращение государственных ценных бумаг........................................................12
Глава 2. Оценка состояния рынка государственных ценных бумаг РФ...............18
Оценка состояния рынка государственных ценных бумаг в 2005 -2007 годах........................................................................................................................19
Расчет показателей облигации на примере ОФЗ-46020.....................................24
Глава 3. Проблемы российского рынка государственных ценных бумаг.............27
Заключение
Список литературы
Оглавление
Введение......................
Глава
1. Государственные ценные бумаги Российской
Федерации и их классификация.................
Сущность
государственных ценных бумаг.........................
Классификация
государственных ценных бумаг.........................
Эмиссия
и обращение ценных бумаг РФ............................
Обращение
государственных ценных бумаг.........................
Глава 2. Оценка состояния рынка государственных ценных бумаг РФ...............18
Оценка
состояния рынка государственных ценных
бумаг в 2005 -2007 годах.........................
Расчет
показателей облигации на примере ОФЗ-46020.....................
Глава 3. Проблемы российского рынка государственных ценных бумаг.............27
Заключение
Список литературы
Введение
Российский рынок ценных бумаг в настоящее время находится в стадии становления, его история складывается в нашей стране с 1993 г. По мере развития появляются новые финансовые инструменты, появляются новые внешние и внутренние инвесторы, растет инвестиционная привлекательность экономики.
В период 90х годов были проведены кардинальные изменения отечественной экономики, Россия пережила дефолт. Эти факторы безусловно повлияли на репутацию государства на отношение внешних инвесторов. После кризиса отечественный фондовый рынок начал стабильно восстанавливаться и развиваться, и в настоящее время международные рейтинговые агентства оценивают экономику как «позитивную» (S&P), оценки имеют благоприятную тенденцию к повышению.
Эффективное развитие рыночной экономики невозможно без существования развитого финансового рынка, важнейшим звеном которого выступает рынок государственных ценных бумаг - неотъемлемый атрибут, как развитых стран, так и стран с формирующейся рыночной экономикой.
Рынок государственных ценных бумаг значительно отличается от рынка корпоративных бумаг и имеет свои особенности. Государственные ценные бумаги представлены в виде долговых бумаг федерального уровня и уровня субъектов федерации, как правило, имеют минимальные риски и относительно невысокую стабильную доходность. Эмиссия государственных ценных бумаг может быть обусловлена различными потребностями государства, основные из них - это финансирование государственных целевых программ, пополнение бюджетов различных уровней, размещение привлеченных средств для получения прибыли. Государственные ценные бумаги представляют собой более гибкий и дешевый инструмент привлечения денежных средств по сравнению с внешними и внутренними займами и кредитами. Состояние рынка государственных ценных бумаг напрямую отражает состояние экономики государства и эффективность проводимой правительством финансовой политики.
Целью данной контрольной работы является выявление особенностей эмиссии и обращения государственных ценных бумаг, анализ современного рынка государственных ценных бумаг. Цель курсовой работы может быть достигнута посредством выполнения следующих промежуточных задач:
Государственные ценные бумаги - это долговые
обязательства государства перед приобретателем
данных обязательств (держателем государственных
ценных бумаг) в том, что эмитент обязуется
в срок и в полной мере погасить ценные
бумаги, выплачивать причитающиеся проценты,
если таковые следуют из договора о покупке
ценных бумаг, а также выполнять прочие
обязательства, которые оговорены в договоре.
Это источник финансирования расходов
государства, территориально-
Целевое назначение государственных и муниципальных ценных бумаг состоит в привлечении финансовых ресурсов для покрытия дефицита бюджета, отсрочке выплаты имеющегося долга, финансировании целевых программ, они обеспечивают кассовое исполнение государственного бюджета путем покрытия коротких разрывов между доходами и расходами, возникающими из-за несовпадения во времени налоговых поступлений и расходов бюджета. Кроме того, они выступают при проведении денежно-кредитной политики государства регулятором не только денежного обращения, но и развития экономики в целом, могут выступать в качестве залога по кредиту, представленному Центральным банком Российской Федерации Правительству Российской Федерации, по ссудам, взятыми коммерческими банками у Центрального банка Российской Федерации, а также по кредитам, получаемым предприятиями в коммерческих банках. ГЦБ являются одной из форм государственного долга, и довольно гибким финансовым инструментом для привлечения денежных средств и реализации финансовой политики. В странах с развитой рыночной экономикой в среднем до 97% внутренней государственной задолженности выражено в рыночных ценных бумагах. Посредством вложения денег в государственные ценные бумаги мобилизуются средства для финансирования целевых государственных и местных программ, имеющих важное социально-экономическое значение.
Ценные бумаги государства представлены облигациями разных видов, которые различаются по целевому назначению, номиналу, сроку погашения и многим другим параметрам. В сравнении с корпоративными ценными бумагами, государственные имеют ряд преимуществ для инвесторов:
Во-первых, они имеют более высокий уровень надежности для вложения денежных средств и минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему, это связано с тем, что доходы государственного бюджета всегда позволяют своевременно и в полном объеме выполнять долговые обязательства по ним;
Во-вторых– имеют льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами. На государственные ценные бумаги отсутствуют налоги на операции и получаемые доходы. Данный порядок применяется государством для того, чтобы в экономике всегда имелся спрос на его облигации и в нужный момент не возникло бы проблем с продажей необходимого их количества частным инвесторам
В-третьих, они имеют низкую волатильность и более стабильную доходность.
С точки зрения эмитента (государства), ценные бумаги как инструмент финансирования имеют также ряд преимуществ:
Во-первых, позволяют привлечь большие объемы денежных средств, вследствие большого количества инвесторов;
Во-вторых, позволяют эмитенту маневрировать при определении характеристик займа, поскольку все параметры займа (объем, сроки, величина процентной ставки, условия выпуска, обращения и погашения и т.д.) государство определяет самостоятельно;
В-третьих,
ценные бумаги обладают более льготными
условиями, чем банковские кредиты и кредиты
международных организаций.
Помимо этого облигационные займы государства
могут иметь свои особенности, к примеру,
после окончания срока погашения одни
облигации могут быть обменены на другие,
с учетом капитализации дохода. Облигации
так же могут быть конвертируемыми, то
есть могут быть обменены на другой вид
ценных бумаг. Так муниципальные облигации
г. Новосибирска в 1992 г. погашались акциями
(паями) объектов муниципальной собственности.
В зависимости от целей выпуска облигационные займы государства могут быть ориентированы на юридических лиц (большой номинал, бездокументарная форма представления), физических лиц (документарные бумаги небольшого номинала, наличие розыгрышей призов), иностранных лиц (валютный номинал, размещение на зарубежных рынках). Облигации в иностранной валюте являются эффективным средством привлечения денежных средств, так в период 90х годов Россия привлекла в два раза больше запланированных средств, разместив еврооблигации.
Таким образом, государственные ценные бумаги обеспечивают оптимальное сочетание собственных интересов и интересов определенного слоя инвесторов на рынке ценных бумаг.
В каждом государстве классификация ценных бумаг имеет свою специфику в силу уникальности государственного устройства и истории развития рынка ценных бумаг.
Выделим
общую классификацию
1. По виду эмитента:
- ценные
бумаги федерального
- муниципальные
ценные бумаги или ценные
- ценные
бумаги государственных
- ценные бумаги, которым придан статус государственных.
2. По форме обращаемости:
- рыночные
ценные бумаги, которые могут
свободно перепродаваться
- нерыночные, которые не могут перепродаваться их держателями, но могут быть через определенный срок возвращены эмитенту.
3. По срокам обращения:
- краткосрочные, выпускаемые на срок обычно до 1 года;
- среднесрочные,
срок обращения которых
- долгосрочные, т.е. имеющие срок обращения обычно свыше 10 - 15 лет.
4. По
способу выплаты (получения)
- процентные
ценные бумаги (процентная ставка
может быть фиксированной, т.е.
- дисконтные
ценные бумаги, которые размещаются
по цене ниже номинальной, и
эта разница (дисконт)
- индексируемые
облигации, номинальная
- выигрышные, доход по которым выплачивается в форме выигрышей;
- комбинированные облигации, по которым доход образуется за счет комбинации ранее перечисленных способов.
5. В зависимости от цели выпуска облигаций выделяют:
-облигации на покрытие дефицита бюджета;
-
рефинансирования
-отсрочки уплаты долга;
-финансирования целевых программ.
Как правило, государства выпускают среднесрочные и долгосрочные облигации, это вполне разумно, поскольку каждый эмитент заинтересован в долгосрочном финансировании. В то же время выпуск в больших объемах долгосрочных государственных облигаций говорит о финансовой нестабильности в стране.
На рынках развитых государств присутствует большое количество разновидностей государственных ценных бумаг. Рынок ГЦБ занимает значительную долю рынка ценных бумаг.
В США государственные ценные бумаги представлены следующими видами: Ценные бумаги казначейства (treasuries) и ценные бумаги федеральных агентств (agency securities). Ценные бумаги казначейства включают: векселя, ноты и облигации. Бумаги федеральных агентств, в свою очередь, включают ценные бумаги: 1) государственных и квазигосударственных кредитных организаций, связанных в основном ипотекой; 2) специальные ценные бумаги, обеспеченные недвижимостью, выпускаемые этими же учреждениями; 3) ценные бумаги бюджетных агентств. Общая задолженность по облигациям федерального правительства в 2005 году составила 4166 млрд.долл.
К рыночным обязательствам внутреннего долга федерального правительства России относятся государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО), облигации федерального займа с переменным, постоянным и фиксированным купонами (ОФЗ-ПК, ОФЗ-ПД, ОФЗ-ФК), облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД), облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигации государственного внутреннего валютного займа (ОГВВЗ), государственные долгосрочные облигации и др. ценные бумаги, которые в соответствии с российским законодательством приравнены к государственным ценным бумагам (ОБР – облигации Банка России). Ценные бумаги, выпущенные от имени субъектов РФ, признаются государственными ценными бумагами субъектов Российской Федерации. Они преимущественно состоят из облигаций внутреннего займа, основными разновидностями которых являются дисконтные, купонные кратко-, среднесрочные облигации и облигации, аналогичные ГКО и ОФЗ, агрооблигации, жилищные сертификаты и др.
По данным Минфина РФ, в структуре государственного долга, оформленного рыночными долговыми обязательствами наибольший удельный вес составляют ОФЗ-АД (52,7%).
Выпуск государственных облигаций осуществляется на основе Федерального закона от 29 июля 1998 г. «Об особенностях эмиссии и обращении государственных и муниципальных ценных бумаг», регулируется Гражданским кодексом РФ, Налоговым кодексов РФ, Бюджетным кодексом РФ; ФЗ РФ «О федеральном бюджете на очередной финансовый год», «О рынке ценных бумаг», а также другими нормативными актами, включая письма и указания Минфина РФ и Центрального банка РФ.
Эмиссия государственных облигаций обычно осуществляется Министерством финансов РФ или государственными органами, уполномоченными на это субъектами РФ. Эмитентом ценных бумаг Российской Федерации выступает федеральный орган исполнительной власти, являющийся юридическим лицом, к функциям которого решением Правительства Российской Федерации отнесено составление или исполнение федерального бюджета.
Государственные облигации выпускаются либо в обычной документарной форме, при которой каждая облигация существует в виде отдельного документа, либо в специфической документарной форме. Последняя означает, что сам выпуск оформляется документарным сертификатом сразу на все составляющие его облигации, а их учет по отдельным владельцам осуществляется в бездокументарной форме, т.е. в виде записей на счетах в уполномоченных депозитариях.
В РФ государственные органы при выпуске ценных бумаг обязаны утвердить Генеральные условия эмиссии государственных или муниципальных ценных бумаг в форме нормативных правовых актов. Генеральные условия эмиссии должны включать указание на: вид ценных бумаг, форму выпуска, срочность данного вида ценных бумаг, валюту обязательств, особенность исполнения обязательств, ограничения обороноспособности ценных бумаг, а так же ограничение круга лиц, которым данные ценные бумаги могут принадлежать на праве собственности или ином вещном праве. Каждому отдельному и дополнительному выпуску присваиваются параметры, которые должны быть указаны в решении о выпуске ценных бумаг. Решение о выпуске должно включать следующие обязательные условия:
Решение о выпуске должно быть заверено печатью эмитента и подписано руководителем, условия, содержащиеся в решении о выпуске, должны быть опубликованы в СМИ не позднее, чем за два рабочих дня до даты начала размещения.
Размещение государственных ценных бумаг обычно происходит через центральные банки или министерства финансов. Основными инвесторами в зависимости от вида выпускаемых облигаций являются: банки, инвестиционные компании и фонды, население, страховые компании. В Российской федерации, Размещение выпуска (дополнительного выпуска, транша) Облигаций осуществляется Банком России по поручению Эмитента в форме аукциона, проводимого в Торговой системе, и/или по фиксированной цене предложения, либо по закрытой подписке. При этом Центральный Банк, выступая в качестве агента, выполняет следующие функции:
Успешность выпуска государственных ценных бумаг зависит не только от условий размещения, процентной ставки, срока и номинала, но и от рейтинговых оценок государства международными организациями, таких как Standard & Poors, Moody's, ситуации внутреннем на рынке ценных бумаг, ситуации на внутреннем кредитном и на мировых рынках.
Государственные облигации обращаются на биржевом или внебиржевом рынках, наряду с ценными бумагами корпоративных эмитентов. Российский биржевой рынок государственных облигаций организован на базе Московской межбанковской валютной биржи.
Государственные
облигации часто занимают ведущее место
на рынке облигаций, где их доля в разных
странах доходит до 50%.
Российский рынок
государственных долговых ценных бумаг
развивался достаточно не равномерно,
и за последние два года занимает значительную
часть рынка ценных бумаг - около 10-15%, и
занимает второе место после рынка акций.
История цивилизованного рынка началась
в 1993 г., когда были впервые размещены на
бирже ММВБ государственные краткосрочные
облигации, через два года оборот составит
около 80 % суммарного оборота российского
рынка ценных бумаг. За 1995 г. доля сегмента
государственных долговых обязательств
в общем объеме финансового рынка увеличилась
с 20,4 до 80,9%, а объем торговли ГКО-ОФЗ увеличился
в 5,4 раза. Инвестиции в производство не
могли конкурировать с ними ни по доходности,
ни по рискованности. В результате основные
денежные капиталы были включены в спекулятивные
операции на рынке государственных долговых
обязательств, а инвестиции в производственную
сферу демонстрировали двухзначные темпы
падения. В начале 90х, на протяжении реформ
в России наблюдались все признаки разбалансированности
инвестиционной сферы: наибольшую доходность
обеспечивали инвестору государственные
ценные бумаги и в первую очередь ГКО,
прибыль по которым не облагалась налогом
и которые имели, как казалось ранее, меньший
риск по сравнению с остальными российскими
финансовыми инструментами. Не правильная
финансовая политика, основанная на выпуске
государственных ценных бумаг в 1998 году,
привела российскую экономику к кризису.
В период после дефолта государственная
финансовая политика, и нормативная база,
обеспечивающая регулирование рынка ценных
бумаг, бюджетную систему, и процессы образования
государственного долга изменилась. В
настоящее время рынок государственных
ценных бумаг развивается стабильно, об
этом можно судить по волатильности облигаций,
их умеренной доходности, объемам торгов,
рейтингам международных агентств.
В структуре государственных ценных бумаг
обычно наибольший вес имеют среднесрочные
и долгосрочные облигации. Его тенденцией
тоже является стремление государства
увеличивать долю все более долгосрочных
облигаций по сравнению с краткосрочными
облигационными займами. Государство
заинтересовано и ликвидности ценных
бумаг, поэтому все чаще на российском
рынке выпускаются долгосрочные ОФЗ.
Глава 2. Оценка
состояния рынка
На текущий момент на рынке ценных бумаг идет обвал, что безусловно сказывается на всей экономике, посредством банковской сферы. Что касается рынка государственных ценных бумаг, то основываясь на котировки, в течение года цена облигаций падала, и на 16.09.2008 произошли изменения понижающегося тренда. Значительно выросла цена на ОФЗ-46017 (ММВБ ГКО/ОФЗ) и ОФЗ-46020 (ММВБ ГКО/ОФЗ), см. рис. 3. Возможно данные изменения произошли в связи с нестабильной обстановкой на рынке акций, вследствие его резкого падения, возможно это связано с новостью о размещении государством крупных денежных средств, среди трех крупных банков. Известно, что залогом при межбанковском кредитовании и кредитовании у ЦБ, как правило, выступают государственные и корпоративные ценные бумаги. Кредиты банков стали необеспеченными, поэтому повысился спрос на государственные ценные бумаги.
Для обзора ситуации на рынке ГКО приведем статистику размещения и выплат по ГКО.
2005
год
В 2005 году фактическое привлечение денежных средств за счет размещения государственных облигаций на рыночных условиях составило 167,19 млрд. руб.
Сальдо по государственным внутренним заимствованиям при погашении в объеме 69,05 млрд. руб. составило 98,14 млрд. руб. против 125,11 млрд. руб., предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2005 год».
В 2005 году
Минфин России размещение государственных
краткосрочных бескупонных
Кроме того, в соответствии со статьей 91 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год» Минфин России по согласованию с Банком России в декабре 2005 года в целях повышения инвестиционной привлекательности государственных ценных бумаг, находящихся в портфеле Центрального банка Российской Федерации, провел безденежную операцию по переоформлению долговых обязательств, принадлежащих Банку России. При проведении указанной операции облигации Банка России общей номинальной стоимостью (в части государственных ценных бумаг) 36,742 млрд. руб. были переоформлены в государственные ценные бумаги общей номинальной стоимостью 33,477 млрд. руб., с частичным сокращением государственного внутреннего долга в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации на 3,265 млрд. руб.
Объем
фактической эмиссии
В течение 2005 года деятельность Минфина России на рынке госдолга была направлена на увеличение объема в обращении наиболее ликвидных выпусков гособлигаций и размещении новых выпусков государственных ценных бумаг с целью создания рыночных ориентиров по средне- и долгосрочным инструментам (средний объем выпусков: 40-42 млрд. руб. по государственным облигациям с одной датой погашения и 55-62 млрд. руб. по государственным облигациям с амортизацией долга).
В 2005 году Минфин России приступил к проведению новой аукционной политики, предусматривающей размещение крупных выпусков государственных облигаций фиксированной длины (3, 5, 10 и 15 лет) в заранее установленные даты.
Суммарный объем размещения в 2005 году на аукционах государственных облигаций на первичном и вторичном рынке составил 164,1 млрд. руб.
Таким образом, в 2005 году Минфин России использовал аукционы как основной способ привлечения средств при размещении государственных ценных бумаг, минимизировав размещение государственных облигаций на вторичном рынке без проведения аукционов.
Увеличение валютных резервов и значительный объем рублевого предложения, законодательное требование по инвестированию средств накопительных систем в государственные ценные бумаги, повышение суверенных рейтингов России рейтинговыми агентствами - все эти факторы способствовали сохранению уровня доходности по государственным ценным бумагам ниже уровня текущей инфляции.
Доходность гособлигаций на вторичном рынке в первой половине 2005 года преимущественно повышалась. Устойчивый уровень доходности государственных ценных бумаг в 2005г. был обусловлен действием ряда разнонаправленных факторов. Так, высокий уровень банковской ликвидности способствовал росту спроса на государственные облигации, в то время как умеренное снижение номинального курса рубля по отношению к доллару США оказывало на динамику спроса на гособлигации негативное влияние.
В течение 2005 года улучшились качественные и количественные характеристики рынка государственных ценных бумаг:
В Программе государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2005 год в разделе «Иные долговые обязательства» на погашение основной суммы задолженности были предусмотрены средства в сумме 35,2 млрд. руб., фактические выплаты составили 29,7 млрд. руб.
Программа государственных внутренних заимствований на 2006 год формировалась с учетом одобренной в апреле 2005 года Правительством Российской Федерации Долговой стратегии на 2006-2008 годы, предусматривающей снижение совокупного государственного долга Российской Федерации и замещение внешних источников финансирования внутренними заимствованиями, а также исходя из решения следующих задач: увеличения объемов размещения государственных ценных бумаг на внутреннем рынке; осуществления заимствований в 2006 - 2008г. г. на сроки от 3-х до 30-ти лет.
В соответствии с Программой государственных внутренних заимствований на 2006 год, утвержденной Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 год», Минфин России планировал осуществить привлечение на внутреннем рынке за счет размещения государственных ценных бумаг в размере 238,20 млрд. руб. при погашении -68,44 млрд. руб. Чистое привлечение по государственным ценным бумагам составило 169,76 млрд. руб.
Выполнение Программы государственных внутренних заимствований в 2006 году привело к увеличению объема рыночной составляющей государственного внутреннего долга к 1 января 2007 года до 850 млрд. руб. против 721,57 млрд. руб. на начало 2006 года.
При этом, в течение 2006 года (также, как и в 2005 году) Минфин России проводил размещение на первичном рынке новых выпусков государственных ценных бумаг, купонные ставки по которым были рассчитаны исходя из условия размещения облигаций по цене, близкой к номиналу.
В 2006 году в условиях значительного объема чистого привлечения по государственным ценным бумагам (около 169,8 млрд. руб.), а также из-за снижения возможной экономии расходов за счет превышения цен размещения облигаций над номиналом и получения накопленного купонного дохода, расходы на обслуживание государственного внутреннего долга по государственным ценным бумагам составили 66,06 млрд. руб.
В течение января - мая 2006 года Минфин России осуществил привлечение за счет размещения государственных ценных бумаг на рынке госдолга в объеме 88,14 млрд. руб. 2007 год
Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2007 год формировалась с учетом одобренной в апреле 2006 года Правительством Российской Федерации Долговой стратегии на 2007-2009 гг., предусматривающей:
-снижение государственного долга Российской Федерации к ВВП; - замещение государственного внешнего долга внутренними заимствованиями;
- сохранение
и развитие национального
В рамках дальнейшего развития рынка государственных ценных бумаг, Министерство финансов Российской Федерации ставило перед собой следующие задачи на 2007 год:
- сохранение
присутствия государства на
- повышение
ликвидности рыночной части
Для реализации этих задач Министерство финансов Российской Федерации считало возможным увеличить в 2007 году на 60 - 70 млрд. руб. по сравнению с 2006г. объем привлечения на внутреннем рынке за счет размещения государственных ценных бумаг при сохранении действующего в настоящее время порядка эмиссии государственных облигаций.
Минфин России исходил из необходимости одновременного развития двух сегментов рынка государственных ценных бумаг - рынка ГКО-ОФЗ и рынка ГСО. С этой целью, планировалось увеличить в 2007 году объем рынка ГКО-ОФЗ на 145,0 - 160,0 млрд. руб. при объеме предложения ГСО 80,0-85,0 млрд. руб. Такая политика обеспечила последовательное развитие рыночной части долга, выраженного в государственных ценных бумагах, и инвестирование части пенсионных накоплений в государственные сберегательные облигации.
В 2007 году за счет размещения государственных пенных бумаг на внутреннем рынке планировалось привлечь 305,94 млрд. руб. при погашении государственных ценных бумаг в размере 80,11 млрд. руб. Чистое сальдо по привлечению государственных ценных бумаг в 2007 году составило 225,83 млрд. руб.
В 2007 году заимствования на рынке государственного внутреннего долга в основном носили средне- и долгосрочный характер.
При планируемой доходности по краткосрочным инструментам (до 1 года) - до 5,00% и по среднесрочным и долгосрочным инструментам - до 6,60% и 7,25% соответственно, в 2007 году Минфин России разместил по номиналу ОФЗ на сумму 227,0 - 232,0 млрд. руб. и ГСО - 80,0-85,0 млрд. руб. Таким образом, на средне- и долгосрочные заимствования в 2007 году приходилось около 97% от запланированного объема заимствований.
Исходя из предложений Минфина России по привлечению и погашению на внутреннем рынке государственный внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах, в 2007 году, увеличился с 1 032,12 млрд. руб. на начало 2007 года до 1256,71 млрд. руб. на начало 2008 года. В его составе сумма рыночной составляющей возросла до 1000,68 млрд. руб.
В связи с увеличением государственных внутренних заимствований в 2007 году, а также ростом абсолютных размеров государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, расходы на его обслуживание возросли и составили в 2007 году 76,80 млрд руб.
С учетом сохранения в среднесрочной перспективе (2007-2009г.г.) тенденции к превышению заимствований на внутреннем рынке над погашением рублевых инструментов расходы по обслуживанию государственного внутреннего долга будут постепенно возрастать.
В Программе государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2007 год на погашение иных долговых обязательств были направлены средства в сумме 52,2 млрд. руб.[12]
Рассчитаем основные показатели государственных облигаций Федерального Займа выпуска 46020. (ОФЗ-46020). На момент размещения кредитный рейтинг Moody's имел значение Baa2.
Параметры облигации:
Гос. Регистрационный номер | 46020RMFS |
Торговая площадка | ФБ ММВБ ГосОбл. |
Номинал, руб | 1 000 |
Тип облигации | Процентные |
Возможность конвертации | неконвертируемые |
Объем эмиссии по номиналу | 8 000 000 000 |
Срок обращения (дней) | 10 948 |
Дата начала размещения | 15.02.2006 |
Дата начала погашения | 06.02.2036 |
Дата выплаты первого купона | 16.08.2006 |
Дата выплаты последнего купона | 06.02.2036 |
Дата выплаты ближайшего купона | 11.02.2009 |
Процент по ближайшему купону | 6.9 |
Тип купона | Постоянный |
Частота выплаты купонного дохода | 6 месяцев |
Количество купонов | 60 |
Max цена за посл. 4 недели, % | 87.4023 |
Min цена за посл. 4 недели, % | 67.15 |
WA цена за посл. 4 недели, % | 74.357 |
Последняя цена (18.09.2008), % | 79.49 |
Дисконт =1000-79,49×1000= 205,1 руб.
Купонов на текущий момент: 55 | ||
Купонный доход: 2064,32 | ||
Текущий купонный доход: 1754,67 | ||
Наращенная стоимость бумаги на дату погашения: 3064,32 | ||
|
Расчетная цена на момент размещения, при норме доходности 12%
Рассчитаем теоретическую текущую цену:
С помощью функции Excel поиск решения вычислим значение доходности к погашению:
YTM=8,86%
Показатель
дюрации равен 10,968. Рассматривать
привлекательность
Теоретическая цена ниже, чем реальная рыночная цена, но говорить о неэффективности вложений в облигации этого выпуска не стоит потому, что облигации являются относительно надежными вложениями, и мотивом инвестирования в облигации является потребность в сохранении стоимости денежных средств и их ликвидности. Рыночная цена за последнюю неделю росла, как и объемы торгов. На 18.09.2008 инвесторы перешли на рынок облигаций, итоги торгов говорят о рекордных объемах.
Глава
3. Проблемы российского рынка
Эффективная политика на рынке ГЦБ является неотъемлемым атрибутом для достижения главной цели государства - повышения благосостояния граждан. Во многих развитых странах заимствования денежных средств для реализации государственных программ или иных целей происходит посредством механизма выпуска долговых бумаг. В настоящее время в Российской Федерации активно развиваются и применяются данный метод, денежные средства привлекаются как субъектами федерации, так и регионами, муниципальными образованиями и в частности г. Новосибирском. Проблемы российского рынка государственных ценных бумаг можно проследить из истории его развития в нашей стране. Созданная пирамида государственных бумаг, которая привела к кризису в 1998г. сильно подорвало доверие как внутри страны, так и вне ее. Фондовая биржа ММВБ недавно отметила свое 15-тилетие, это в сравнении с историей бирж развитых стран, такими как Великобритания и США, этот срок достаточно мал.
Основными проблемами рынка государственных ценных бумаг являются:
Для решения данных проблем необходимо в первую очередь грамотно разработать нормативную базу, и построить эффективную систему управления фондовым рынком, нормативную базу в области налогообложения. Государство должно активно развивать данный сектор экономики, поскольку от его степени его развития и привлекательности зависят не только доходы бюджета, но и внешние инвестиции, лицо государства, международные связи. Государству необходимо развивать реальный сектор экономики, повышать благосостояние и уровень образования граждан, ведь в настоящее время очень малый процент ознакомлен с ценными бумагами и фондовыми биржами, еще меньший процент имеет доступ к торговле на биржах. Внутренние займы являются наиболее привлекательными для государства, и в настоящее время государство реализует политику по изменению структуры государственного долга. Также необходимо тщательно разрабатывать методы размещения и органы правительства должны повышать сроки обращения бумаг, повышать их ликвидность и привлекательность. Многие выпуски ОФЗ имеют очень малую ликвидность и торговые обороты, этот фактор отрицательно влияет на привлекательность данного вида бумаг, поскольку данного рода бумаги должны обеспечить банкам и пенсионным фондам и другим инвесторам ликвидность и доходность их вложений.
Для реализации всего вышеперечисленного, безусловно, потребуются огромные финансовые вложения, которые можно привлечь только при помощи государственных ценных бумаг.
Заключение
В данной работе были рассмотрены теоретические и практические аспекты современного российского рынка ГЦБ. Рынок был представлен видами и классификацией ГЦБ, их функциями, ролью и возможность доходностью, описано текущее состояние рынка. Были освещены проблемы и перспективы развития российского рынка государственных ценных бумаг в современной экономики России.
В развитой рыночной экономике выпуск государственных ценных бумаг воздействует на денежное обращение, является средством покрытия дефицита государственного и местных бюджетов, способом привлечения средств для реализации масштабных государственных программ. В международной практике государственные ценные бумаги представлены множеством типов бумаг: векселя, сертификаты, бонды, ноты, консоли и др. Каждый их выпуск имеет четко определенную цель, и назначение, имеет определенный срок обращения. Индикатором развития рынка государственных бумаг является его доля на рынке ценных бумаг, разнообразие финансовых инструментов, их доходность.
В настоящее время на российском рынке государственных ценных бумаг можно встретить различные виды долговых обязательств. Наибольшее значение в денежно-кредитной политике страны занимают облигации федерального займа, если говорить о ценных бумагах муниципальных образований, то на рынке активно обращаются облигации Москвы и Московской области.
В настоящее время в России нет механизмов, гарантирующих выполнение органами власти взятых на себя обязательств, что порождает недоверие. Решение данной проблемы повысит эффективность управления денежными средствами, повысит кредитоспособность государства.
Большое внимание на российском рынке ГЦБ следует уделять выбору параметров при выпуске новых инструментов. Большое внимание следует уделить разработке механизмов анализа кредитоспособности федеральной, региональной и местной власти.
Информация о работе Особенности эмиссии и обращения государственных ценных бумаг