Отчет по практике в АО «КазТрансГаз»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 12:41, отчет по практике

Описание

Целью практики является изучение финансового состояния предприятия, а также критерии и методы финансовой устойчивости предприятия на примере АО «КазТрансГаз».

Работа состоит из  1 файл

Финансы.docx

— 35.07 Кб (Скачать документ)

Введение

Одна из важнейших характеристик  финансового состояния предприятия - стабильность его деятельности с  позиции долгосрочной перспективы. Она связана, прежде всего, с общей  финансовой структурой предприятия, степенью его зависимости от кредиторов и  инвесторов. Так, многие бизнесмены, включая  представителей государственного сектора  экономики, предпочитают вкладывать в  дело минимум собственных средств, а финансировать его за счет денег, взятых в долг.

Это требует знания сущности финансовой устойчивости, глубокого  изучения теоретических и практических вопросов ее управлением. Неконкурентоспособность  многих видов товаров и услуг, которая обостряет проблему финансовой безопасности, решение которой напрямую связано с обеспечением финансовой устойчивости предприятий. Поэтому  Президент РК Н. Назарбаев в своих Посланиях значительную роль отводит развитию конкурентоспособной экономике. Согласно Посланию Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева от 1 марта 2006 года народу Казахстана «Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии: Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира» , Президент Н.А. Назарбаев говорит: «Фундаментом процветающего и динамично развивающегося общества может быть только современная, конкурентоспособная и открытая рыночная экономика. Это экономика, основанная на уважении и защите института частной собственности и контрактных отношений, инициативе и предприимчивости всех членов общества».

Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев 28 февраля 2007 года выступил в Парламенте с традиционным ежегодным Посланием к народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире». Выход на новый уровень реформ позволил приступить к реализации «Стратегии развития Казахстана на период до 2030 года», обнародованной в Послании Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева. Президент отметил, что: «одними из важнейших приоритетов являются стратегия экономического роста, основанная на построении рыночной экономики, активной роли государства, привлечения иностранных инвестиций, а также стратегия эффективного использования энергетических ресурсов страны и достижение макроэкономической стабилизации». Данная Стратегия позволит достичь реальных устойчивых и возрастающих темпов экономического роста .

Первая причина различий в подходах к оценке финансовой устойчивости предприятия не является значимой с  позиции количества показателей, однако она весьма существенна по своему смысловому содержанию. Суть ее выражается следующим вопросом: имеет ли значимость состав активов предприятия для  характеристики его финансовой устойчивости? Оценивая эту сторону экономического потенциала предприятия, в принципе, можно ориентироваться исключительно  на источники финансирования, точнее, его капитал, под которым в  данном случае понимаются источники  собственных средств и долгосрочные пассивы. Тогда все показатели строятся по данным пассива баланса. Именно этот подход весьма распространен на Западе и использован в большинстве методик, изложенных в англо-американской литературе.

В рыночных условиях залогом  выживаемости и основой стабильности положения предприятия служит его  финансовая устойчивость. Она отражает также состояние финансовых ресурсов, при котором предприятие свободно маневрирует денежными средствами, способно путем эффективного их использования  обеспечить бесперебойный процесс  производства и реализации продукции, а также затраты по его расширению и обновлению.

Определение границ финансовой устойчивости предприятия относится  к числу наиболее важных экономических  проблем в условиях перехода к  рынку, поскольку недостаточная  финансовая устойчивость может привести к отсутствию у предприятия средств  для развития производства, их неплатежеспособности и, в конечном счете, к банкротству, а «избыточная» устойчивость будет  препятствовать развитию, отягощая затраты  предприятия излишними запасами и резервами.

Система проводимых показателей  имеет целью его состояние  для внешних потребителей, так  как при развитии рыночных отношений  количество пользователей финансовой информации значительно возрастает. Условно их можно разбить на три  группы:

- лица, непосредственно связанные с предпринимательством, то есть менеджеры и работники управления предприятием;

- лица, которые могут не работать непосредственно на предприятии, но имеют прямой финансовый интерес: акционеры, покупатели, продавцы продукции, кредиторы;

- лица, имеющие косвенный финансовый интерес: налоговые службы, различные финансовые институты (биржи, ассоциации и т.д.), органы статистики и другие.

Целью практики является изучение финансового состояния предприятия, а также критерии и методы финансовой устойчивости предприятия на примере АО «КазТрансГаз».

 

Анализ финансового  состояния АО «КазТрансГаз»

 Общая оценка  финансового состояния

Самая молодая отрасль  энергетики Газовая промышленность Казахстана стала развиваться относительно недавно, в 70_е годы прошлого столетия. В «Казахской Советской энциклопедии»  за 1981 год отмечено, что «наличие больших промышленных запасов природного газа, высокая эффективность его  использования и сравнительно низкая капиталоемкость позволяют в  короткие сроки изменить структуру  топливного баланса республики в  пользу газа. Перспектива развития газовой промышленности в Казахстане велика». Создание в СССР единого  народнохозяйственного комплекса  послужило причиной построения на территории Казахстана крупнейших магистральных  газопроводов Бухара - Урал, Средняя  Азия - Центр и Бухара - Ташкент - Фрунзе - Алма-Ата, по которым до сих пор  голубое топливо доставляется потребителям. Единая газотранспортная система управлялась  из центра, в республике же основное руководство осуществлял Казглавгаз. Туркменский и узбекский газ нужно было доставлять на север по территории Казахстана. Примечательно, что магистральные газопроводы проектировались и проводились по западным регионам Казахстана, именно там, где расположены основные месторождения казахстанских углеводородов.

С обретением Казахстаном  независимости управлением магистральной  частью газотранспортной системы занималась отечественная государственная  структура «Казахгаз». Однако эффективное хозяйствование требовало значительных капитальных вложений, и не только для оперативной работы и подержания сетей в исправном состоянии, но и для их развития. «Казахгазу» в силу объективно сложившихся обстоятельств не удалось решить эти проблемы, и на правительственном уровне было принято решение о привлечении иностранных инвесторов.

Летом 1997 года бельгийская  компания «Трактебель С.А.» и Республика Казахстан заключили Договор концессии внутренней и международной газотранспортных систем. Договором предусматривался первоначальный срок - 15 лет с возможностью пролонгации при соблюдении всех условий. Под концессию попала значительная часть системы - 10 магистральных газопроводов, 21 компрессорная станция с перекачивающими установками и три подземных хранилища газа.

Потенциальный инвестор специально под договор создал две компании - «Интергаз Центральная Азия» (оператор газопроводов) и монополиста «Алматы Пауэр Консолидейтед». Кроме того, именно с появлением концессионера в стране резко снизилось потребление газа, так как инвестор занимался лишь транспортировкой газа, а никак не его поставкой за счет своих внутренних резервов. Для потребителей же это означало повышение цен на периодически подаваемые газ и электроэнергию. Привычные к социальной защите потребители едва ли не впервые столкнулись с отключениями тепло- и электроснабжения за неуплату в связи с несвоевременной выплатой заработной платы, а также с судебными разбирательствами с поставщиками. Три года города южного региона серьезно страдали от нехватки газа и тепла, и свидетели утверждают, что мерзнущее население активно вырубало зеленые насаждения в парках и скверах. В Алматы стали привычными митинги протеста, особенно этим отличалось движение пенсионеров «Поколение». Чувствуя неустойчивое свое положение, «Трактебель» не стремился вкладывать в отрасль какие-либо средства, и уже в 1999 году руководство компании стало высказывать сомнения насчет целесообразности своего присутствия в Казахстане. Проблему управления газотранспортной системой следовало решать в срочном порядке, тем более что узбекские поставщики слишком часто стремились повысить цены. В феврале 2000 года национальной транспортной компанией «КазТрансОйл» создана дочерняя структура «КазТрансГаз», которая владеет 100% акций компании «Интергаз Центральная Азия». На «КазТрансГаз» возложена задача представлять интересы государства на газовом рынке страны и в мире. Компания управляет транспортировкой природного газа по магистральным газопроводам, занимается продажей газа на внутреннем и внешнем рынках, разрабатывает, финансирует, строит и эксплуатирует трубопроводы и газохранилища. За три года на газовом рынке страны достигнуты более чем значительные результаты.

Финансовые отношения  в промышленности тесно переплетаются  с кредитными. Банковский кредит является важным источником обеспечения нужд расширенного воспроизводства, в частности формирование оборотных средств предприятия и финансирования, капитальных вложений.

АО «КазТрансГаз» имеет активы зарубежом.

В мае 2006 года «КазТрансГаз» приобрел имущественный комплекс АО «Тбилгаз» в Грузии. Компания рассматривает газовый рынок Тбилиси, как перспективный, имеющий достаточные для обеспечения окупаемости инвестиций и получения прибыли уровень потребления и потенциал развития. Так, в Тбилиси создана дочерняя компания «КазТрансГаз-Тбилиси» со 100% участием АО «КазТрансГаз» в его уставном капитале. АО «КазТрансГаз» принял на себя обязательства по бесперебойному обслуживанию абонентов города Тбилиси, обеспечение трудоустройства кадров, рост фонда заработной платы и самое главное обязательство - реабилитация тбилисских газораспределительных сетей.

Ранее в 2004 году в Киргизии было создано совместное казахстанско-кыргызское предприятие «КырКазГаз» для бесперебойного обеспечения природным газом жилищно-коммунальных хозяйств и промышленных предприятий южных областей Казахстана. СП «КырКазГаз», образованное в марте 2004 года - осуществляет транспортировку природного газа по магистральному газопроводу «Бухарский газоносный район - Ташкент - Бишкек - Алматы» на север Кыргызстана и южные области Казахстана.  
Активность «КазТрансГаза» в части приобретения новых проектов, в том числе за рубежом, объясняется необходимостью его капитализации, а также как один из способов борьбы с инфляцией, которая в значительной степени зависит от выросших нефтяных доходов Казахстана.

АО «КазТрансГаз» несет ответственность за эффективное использование кредитов.

Планирование финансов на предприятии осуществляется для  решения следующих задач:

обеспечение денежными ресурсами  потребностей производства для бесперебойного его функционирования, технического и социального развития предприятия;

выполнение предприятием плановых заданий по платежам средств в госбюджет;

определения других денежных взаимоотношений с госбюджетом, банками и вышестоящими организациями;

взаимоувязки показателей всех разделов плана с планируемыми финансовыми показателями как по поступающим и образующим денежным средствам, так и по используемым и перечисляемым;

финансового контроля за правильностью образования и использования денежных ресурсов предприятия.

Исходной базой для  разработки финансового плана предприятия  служат следующие данные:

Плановая сумма выручки  от реализации продукции;

Плановые прибыль и  рентабельность производства;

Установленные размеры платежей в госбюджет и ассигнований из него;

Объемы капитальных вложений;

Суммы ассигнований из фондов на различные плановые цели, плановые значения фондообразующих показателей.

Кроме того, при составлении  финансового плана используются нормы и нормативы образования  фондов экономического стимулирования, отчислений в другие целевые фонды, платы за основные производственные фонды и нормируемые оборотные  средства, отчислений от суммы амортизации, платы за пользование банковскими  кредитами.

Финансовый план обобщает все стороны производственно - хозяйственной  деятельности предприятия, выявляет и  показывает итоговый финансовый результат  его работы в плановом периоде.

Предприятие разрабатывает  финансовый план, заключительным разделом которого является баланс доходов и  расходов. В его доходной части  показывают планируемую прибыль, амортизационные  отчисления, ассигнования из бюджета  и другие поступления, в расходной - отчисления в бюджет, вложения в  капитальное строительство и  капитальный ремонт, прирост оборотных  средств, отчисления вышестоящим организациям и прочие.

Поэтому финансовый план включает в себя следующие разделы:

План распределения прибыли;

Расчет оборотных средств  и их прироста;

Расчет амортизационных  отчислений

Финансирование капитальных  вложений;

Расчет платежей в бюджет;

Расчет доходов и расходов жилищно-коммунального хозяйства  принадлежащего предприятию;

Смету на подготовку кадров на предприятии;

Расчет финансового резерва.

Финансовый план должен обеспечивать экономически целесообразное использование  денежных средств для финансирования производства и строительства, социального  развития коллектива; непрерывный рост платежей в бюджет в результате увеличения прибыли; тщательную взаимоувязку основных разделов плана предприятия с его финансовыми ресурсами, а также определение финансовых взаимоотношений с вышестоящими хозяйственными органами, госбюджетом и банками; наиболее эффективное использование оборотных средств.

Финансовая деятельность АО «КазТрансГаз» основана на хозрасчете, самостоятельно распоряжается своими финансовыми ресурсами, обеспечивая максимальную экономию в расходовании и целевое их использование, а также своевременные расчеты с госбюджетом, учреждениями банков, вышестоящей организацией, поставщиками, подрядчиками, и другими организациями.

Финансовый план АО «КазТрансГаз» тесно связан с показателями по производству, себестоимости, прибыли, снабжению и сбыту продукции, а также капитальному строительству.

Для оценки финансовой устойчивости предприятия используется коэффициент  автономии и коэффициент финансовой устойчивости. 

Информация о работе Отчет по практике в АО «КазТрансГаз»