Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 10:29, реферат
Паевой инвестиционный фонд (ПИФ) является имущественным комплексом, без образования юридического лица, основанным на доверительном управлении имуществом фонда специализированной управляющей компанией с целью увеличения стоимости имущества фонда. Таким образом, подобный фонд формируется из денег инвесторов (пайщиков), каждому из которых принадлежит определённое количество паёв.
· а во-вторых, они способны в долгосрочной перспективе принести неплохую доходность инвесторам.
Активы венчурных фондов увеличились за 2008 год на 112% и составляли 26,84 млрд. руб, но уже, только на начало 2010 года они составляют 4,7 млрд.руб
Доля открытых ПИФов за 2007 год уменьшилась на 7,6%. Снижение доли было обусловлено меньшими темпами роста активов открытых фондов в сравнении с рынком. Несмотря на снижение доли, суммарная стоимость активов увеличилась почти на 20 млрд. руб. В 2007 году было сформировано 145 открытых ПИФа и 12 фондов были закрыты. Основной причиной закрытия было решение управляющей компании. Среди открытых ПИФов традиционно лидируют по популярности фонды акций, активы которых на начало 2010 года составляют более 52 млрд.руб. На втором и третьем месте находятся ПИФы смешанных инвестиций и облигаций соответственно.
Стоит отметить, что около трети всех новых открытых фондов являются секторальными (отраслевыми). В связи с низкой доходностью рынка управляющие компании были вынуждены искать новые пути к привлечению вкладчиков. Как многократно подчеркивалось, секторальные фонды являются более рискованными, чем фонды широкого рынка или индексные ПИФы, но при правильном выборе способны приносить более высокие доходности. Первыми начали появляться фонды электроэнергетического сектора из-за высокой доходности таких компаний в начале года. Во второй половине вперед вырвался металлургический сектор.
Появление большого количества секторальных фондов свидетельствует о существенном развитии индустрии фондов в России. Секторальные фонды, несмотря на их массовое развитие в 2007 году, начали появляться ранее. Стоит отметить несколько интересных продуктов появившихся в 2007 году.
Начнем с нового
фонда «Жизнь» управляющей
Другой необычный
продукт - фонд «Халяль» под управлением
БКС. Этот ПИФ рассчитан на инвесторов
мусульман, желающих вкладывать свои средства
в разрешенные исламом
В связи с
выбором российского города Сочи
для проведения зимней олимпиады 2014
года были созданы несколько фондов
для инвестирования в компании, задействованные
в подготовке к проведению олимпиады.
Логичнее создавать для подобных
целей закрытые ПИФы, имеющие доступ
к более широкому кругу инвестиционных
проектов. Но были также созданы
и два открытых ПИФа, предоставляющие
возможность каждому «
Первый такой фонд (ПИФ Олимпийский проспект – Сочи 2014) был сформирован УК Банка Москвы в середине октября, а на конец года его активы уже составляли 161,98 млн. руб. В конце декабря был сформирован второй подобный ПИФ (ПИФ Максвелл Олимпийский) под управлением Максвелл Эссет Менеджмент. Хотя идея звучит довольно интересно, на практике открытым паевым фондам достаточно трудно найти большое количество ликвидных компаний, задействованных к подготовке к играм. Поэтому их портфели не сильно отличаются от других фондов широкого рынка, а названия носят лишь маркетинговый характер.
2.2 Анализ основных
показателей развития рынка
Суммарная стоимость
чистых активов всех фондов выросла
за год более чем на 24% и достигла
373 млрд. руб. Темпы роста слегка замедлились
по сравнению с прошлым годом,
когда суммарные активы подскочили
почти на 65%. Увеличение суммарной
стоимости активов
Больше всего
удалось прибавить закрытым ПИФам.
Доля этих фондов в настоящее время
составляет 60,9%. В 2007 году было сформировано
около 80 закрытых фондов, два из которых
имеют стоимость чистых активов,
превышающую 50 млрд. руб.: ПИФ смешанных
инвестиций «Агана — Стратегические
активы» и ПИФ акций «
Как было отмечено выше, привлечение в фонды в 2009 году было достаточно вялым, но, несмотря на выводы денежных средств значение показателя осталось положительным и составило на начало этого года более 856,35 млн. руб. для открытых фондов, а для интервальных ПИФов этот показатель оказался отрицательным -34,66 млн. руб. В минусе оказались открытые ПИФы смешанных инвестиций (-107,61 млн. руб.) и интервальные ПИФы акций (-19,93 млн. руб.). Напротив, больше всего средств инвесторы вкладывали в открытые ПИФы облигаций (279,07 млн. руб.) и открытые ПИФы акций (695,29 млн. руб.).
Наибольшую среднюю доходность по категории продемонстрировали фонды облигаций (+0.49%, индекс IF-FI +1.6%,), однако подавляющее большинство мест по доходности досталось ПИФам акций (средний результат по категории -1.39%).
Февраль оказался
успешным для управляющих компаний:
впервые за долгое время открытые
паевые фонды смогли привлечь пайщиков
в большем объеме, нежели потерять.
В рассматриваемом периоде
Среди открытых паевых фондов больше всего новых денег поступило в ПИФы акций (+695,29 млн. руб.), на втором месте ПИФы облигаций (+279,09 млн. руб).На третьем месте уверенно расположились индексные фонды (+10,57 млн. руб.). Привлечение в них, в отличие от первых двух групп, на протяжении всего года было достаточно равномерным без резких крупных выводов и вводов. Среди интервальных фондов больше всего потеряли агрессивные фонды - ПИФы акций (-19,93 млн. руб.).
Первичное размещение
паев представляет особый интерес для
анализа привлечения денежных средств
в закрытые ПИФы. В фондах открытого
типа после формирования вкладчик может
в любой рабочий день производить
операции по покупке/продаже паев, поэтому
для управляющих нет особого
смысла привлекать крупные суммы
на первичном размещении паев. Согласно
требованиям ФСФР открытый ПИФ для
того, чтобы быть сформированным должен
привлечь не менее 10 млн. руб. Поэтому
целью большинства управляющих
на первичном размещении является собрать
именно эту минимальную сумму, а
затем запускать ПИФ и
Для закрытых ПИФов
схема совсем другая. Так как они
могут привлекать денежные средства
только на первичном или дополнительных
размещениях паев, организовать которые
не так просто, управляющие стремятся
собрать как можно больше денежных
средств при формировании фонда.
Таким образом, объемы первичного размещения
паев для закрытых фондов являются
аналогом показателя чистого привлечения
для открытых и интервальных фондов.
Несмотря на то, что показатель представляет
наибольший интерес для закрытых
ПИФов интересны и общие
Общий объем первичного размещения в 2007 году составил 204,5 млрд. руб., что более чем в четыре раза выше прошлогоднего значения показателя (48,92 млрд. руб).
Больше всего было вложено в закрытые фонды (197,03 млрд. руб.). Интервальные фонды на первичном размещении привлекли около 5 млрд. руб., а открытые - 2,5 млрд. руб.
На первом и втором местах по объемам первичного размещения расположились управляющие компании Континенталь и Агана с 82,89 млрд. руб. и 56 млрд. руб. соответственно. Первый фонд является закрытым ПИФов смешанных инвестиций, а второй - закрытый ПИФ акций. Обе эти компании за счет создания столь крупных фондов вошли в пятерку крупнейших УК.
На третьем месте по объемам первичного размещения располагается компания КИТ Фортис Инвестментс, сформировавшая 6 ПИФов, общим объемом первичного размещения 7,48 млрд. руб. В 2007 году компания показала очень хорошие результаты сразу по ряду направлений: второе место по привлечению в открытые и интервальные ПИФы, третье место по первичному размещению, а также один из фондов данной УК занял первое место в нашем рейтинге в группе пониженного риска.
Лучшим закрытым
фондом акций стал «Регионгазфинанс
— Региональный». Средняя доходность
фондов облигации оказалась
3. Перспективы развития ПИФов в РФ
Биржа рассматривается нами как крайне перспективный канал продаж паев паевых фондов. Ведь у управляющей компании появляется возможность предложения своих инвестиционных продуктов большому количеству клиентов, которым для покупки фондов необходим лишь Интернет. Несмотря на все удобство покупки паев на бирже, мы считаем, что есть отличие этого инструмента от ликвидных акций и не думаем, что паи должны становиться инструментом ежедневных спекулятивных сделок купли-продажи.
Позиционируя паи, как инвестиционный продукт, который позволит любому, даже опытному клиенту брокерской компании снизить риски инвестиций и часть своего капитала доверить профессионалам, не прибегая к услуге индивидуального доверительного управления. Кроме снижения рисков, паи, в частности, интервальных фондов, предоставляют более широкие возможности инвестирования. Дело в том, что по действующему законодательству у интервальных пифов гораздо более широкая инвестиционная декларация по сравнению с открытыми фондами: например, управляющая компания может вложить до 50% активов интервального фонда акций в ценные бумаги, не имеющие признаваемой котировки и/или не обращающиеся на бирже и до 80% в ценные бумаги, не включенные в котировальные листы.
В настоящее время паи на бирже не пользуются должной популярностью, обороты по сравнению с рынком акций несопоставимо малы. Одна из причин неразвитости этого рынка в том, что большинство клиентов брокерских компаний пока не выработали в себе способность даже среднесрочных вложений (несколько месяцев) и в первую очередь рассматривают ПИФы с точки зрения возможности совершения краткосрочных спекулятивных операций проводя аналогию с акциями.
В России вывод паев ПИФов на биржи стал массовым процессом. Это отражает потребности участников рынка в получении рыночной оценки паев закрытых и интервальных ПИФов, проведении PR-кампаний своих продуктов и услуг, решении иных тактических целей и задач. При этом вряд ли нынешний биржевой рынок паев можно признать совершенным, для большинства ПИФов он неликвиден, его потенциал остается непонятным для управляющих компаний и инвесторов. Изменить ситуацию к лучшему могла бы разработка стратегии развития отрасли коллективных инвестиций, ориентированной на специфику биржевого рынка.
Наибольшим потенциалом роста на российском рынке коллективных инвестиций обладают открытые ПИФы. Указанные инвестиционные фонды характеризуются явным преимуществом по сравнению с фондами закрытыми - правом инвесторов в любой момент выйти из фонда. Лучшего средства решения агентской проблемы и обеспечения ликвидности вложений инвесторов в фонды пока не придумано.
Предпосылками
опережающего роста открытых ПИФов
в России являются рост фондового
рынка, конкуренция между различными
механизмами дистрибуции (маркетинга)
инвестиционных паев и потенциал
биржевой инфраструктуры. Маркетинг
паев все более активно
Особую роль
в процессе маркетинга паев и в
ближайшей перспективе могут
сыграть брокеры. Сейчас стала очевидной
тенденция трансформации