Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:50, курсовая работа
Принятие новых законов в конце 2001 года, которые дали старт новой пенсионной реформе позволяют решить несколько задач.
Первая задача пенсионной реформы – вывести скрытые части зарплат из тени и увеличить за счёт этого поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам. С учетом размеров скрытой части заработной платы здесь возможен рост в 2 – 2,5 раза. И это даёт основание прогнозировать такой же рост пенсий, - естественно, при условии предсказуемого получения доходов.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 5
СТРУКТУРА ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ. 5
1.1 Виды пенсий 5
1.2 Виды и структура трудовых пенсий. 5
1.3 Составляющие трудовой пенсии. 7
ГЛАВА 2 13
КОНВЕРТАЦИЯ ПЕНСИОННЫХ ПРАВ В КАПИТАЛ 13
1.1 Основные положения конвертации 13
1.2 Формула конвертации 18
ГЛАВА 3 19
ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ УЧЕТ КАК ОСНОВА ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 26
СЗП — утвержденная Правительством Российской Федерации среднемесячная заработная плата в стране за III квартал 2001 года для исчисления и увеличения государственных пенсий, которая составляет 1671 руб.;
СК — стажевый коэффициент:
при полном общем трудовом стаже (мужчины — 25 лет, женщины — 20 лет) — 0,55, который повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого стажа, но не более чем на 0,2;
для инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I степени (III группы) — 0,3.
Максимальный стажевый коэффициент, таким образом, составит 0,55+0,2=0,75, как и предусматривается действующим пенсионным законодательством.
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в стране (ЗР/ЗП)
учитывается в размере не свыше 1,2.
Таким образом, проведение конвертации пенсионных прав позволит каждому работнику располагать информацией о размере своей пенсии по состоянию на 1 января 2002 года, при достижении пенсионного возраста будут исключены проблемы по подтверждению стажа и заработка различными справками.
Реально возможность учесть каждый рубль, внесенный каждым гражданином за каждый год и месяц его трудового стажа и, кроме того, закрепить их в виде обязательства государства персонально перед каждым работником, дает индивидуальный (персонифицированный) учет. Понятие это вошло в нашу жизнь в 1997 году как организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для целей государственного пенсионного страхования. Персонифицированный учет предполагает регистрацию граждан в Пенсионном фонде в качестве застрахованных лиц, присвоение каждому застрахованному лицу страхового номера и открытие индивидуального лицевого счета, на котором отражаются сведения о застрахованном лице, и строится на следующих принципах:
единства и федерального характера обязательного пенсионного страхования;
доступности для каждого застрахованного лица сведений о нем;
использования сведений о застрахованных лицах исключительно для целей пенсионного обеспечения;
соответствия сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым плательщиком для индивидуального учета и фактически перечисленным этим плательщиком суммам страховых взносов;
осуществления учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использования его для назначения пенсии. Основными целями персонифицированного учета являются:
создание условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;
создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства РФ;
упрощение порядка и ускорение процедуры назначения государственных трудовых пенсий застрахованным лицам
Таким образом, цели персонифицированного учета тесно переплетаются с задачами пенсионной реформы в целом. В пенсионном законодательстве персонифицированный учет определен как информационная основа для реализации всей пенсионной реформы. Готовность системы персонифицированного учета выступить в этой базовой роли можно определить с учетом нескольких основных моментов. Это, во-первых, полнота регистрации застрахованных лиц, во- вторых, отражение на лицевых счета сведений о стаже и заработке граждан, в-третьих, назначение пенсий по данным персонифицированного учета.
С 1 января 1997 года на каждое застрахованное лицо в Пенсионном фонде открыт индивидуальный лицевой счет (ИЛС) с постоянным страховым номером в целях сбора и хранения информации, необходимой для пенсионного обеспечения. В процессе трудовой деятельности сведения ИЛС систематически уточняются и дополняются.[7]
Одной из важнейших задач персонифицированного учета является назначение пенсий по данным персонифицированного учета. Отработана и успешно действует технология представления индивидуальных сведений для назначения пенсий. В настоящее время система персонифицированного учета устойчиво работает и информационная база для реализации пенсионной реформы в России практически сформирована.
При переходе к формированию пенсионных прав на основе фактически уплаченных страховых взносов, а также в связи с введением накопительной части трудовой пенсии значительно возрастает роль персонифицированного учета. Назначение страховых взносов - обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию. Размер этой пенсии будет зависеть от суммы страховых взносов, учтенных на индивидуальном лицевом счете. При выходе сотрудника на пенсию государство гарантирует ему выплату эквивалента (с учетом роста заработной платы в стране за этот период) той суммы, которая поступила на его счет. Страховые взносы на накопительную часть пенсии отражаются в специальной части индивидуального лицевого счета. Поступившие средства образуют персонифицированный резерв пенсионной системы и направляются на инвестирование, доход от которого также фиксируется на индивидуальных счетах застрахованных лиц. Работодателями страховые взносы начисляются отдельно по каждому застрахованному лицу, в зависимости от возраста работника и, кроме того, дифференцированно для мужчин и женщин, уплата производится раздельно на страховую и накопительную части пенсии. Чтобы в полном объеме учесть все эти факторы, не обойтись без стройной и четкой системы персонифицированного учета. Одна из задач, которую должна решить пенсионная реформа, - это обеспечение прозрачности пенсионной системы. Обязательства государства перед гражданином по пенсионным выплатам должны выражаться не в процентах и годах, а в рублях. Новая пенсионная система предполагает заинтересованность и контроль граждан за теми сведениями, которые повлияют на размер их будущей пенсии. А система персонифицированного учета дает возможность осуществлять этот контроль. Работодатели обязаны информировать работников о сведениях, представленных ими в Пенсионный фонд. Кроме того, и в Пенсионном фонде застрахованные лица должны получать отчет о состоянии заработанных ими пенсионных прав: в каком объеме перечислены взносы за него работодателем, каков общий объем пенсионного капитала, в каких объемах он индексировался.
В 2002 году Пенсионный фонд начал кампанию информирования будущих пенсионеров о состоянии их пенсионных счетов. В октябре прошлого года письма с подробным состоянием лицевого счета получили граждане, которые по возрасту должны выйти на пенсию в 2003-2004 гг. Эти граждане получили Выписку из своего лицевого счета, в которой указаны все сведения о стаже и заработке, начиная с 1997 года. В дальнейшем будет продолжена разъяснительная кампания среди работающего населения. В текущем году уже все граждане будут ознакомлены с состоянием своего лицевого накопительного счета и информированы о порядке инвестирования средств.
Индивидуальный учет нужен прежде всего каждому работающему, чтобы сохранить данные о пенсионных правах, на основе которых ему будет назначена пенсия, поэтому каждый из нас должен быть заинтересован в открытии лицевого счета и наполнении его информацией. В то же время индивидуальный учет является обязательным для каждого работающего, и это определено законодательством.
В случае изменения законодательства, касающегося пенсионного страхования, накопленные раньше сведения будут сохраняться на индивидуальном лицевом счете неизменяемыми, а для учета новых сведений будут вноситься необходимые изменения в технологию персонифицированного учета.
Таким образом, система персонифицированного учета позволяет осуществить:
учет трудового стажа, заработной платы и обязательных сборов в Пенсионный фонд;
исчисление размеров пенсий на основании продолжительности трудового стажа, размеров заработной платы и обязательных отчислений;
открытие индивидуальных пенсионных счетов в системе обязательного государственного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения;
увеличение поступлений денежных средств в Пенсионный фонд и ликвидацию задолженности по пенсиям;
ликвидацию трудовых книжек и заинтересованность в мобильности трудовых ресурсов;
создание системы регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов;
В системе персонифицированного учета созданы условия для правильного назначения пенсий, обеспечена достоверность сведений о стаже, заработке и пенсионных страховых взносах, упрощен порядок и процедура назначения пенсий.
Главным критерием пенсионной реформы, одним из важнейших инструментов которой является персонифицированный учет, является повышение финансовой обеспеченности пенсионной системы и своевременное получения всеми пенсионерами пенсии в полном объеме.
Одной из главных задач пенсионной реформы максимально упростить формулу назначения пенсий, порядок предоставления документов и достоверность предоставления информации о размере заработка и количеством отработанных гражданином лет. Эти проблемы и позволяет на сегодня решать, созданная система индивидуального (персонифицированного) учёта.
Любая пенсионная система – это система социального вспомоществования. Её задачами является обеспечение средствами к жизни человека в старости, когда он утрачивает доходы от трудовой деятельности. Социальная функция пенсии, также должна обеспечивать достойные условия жизни для тех, кто не получал высоких заработных плат и не смог заработать большую пенсию. Поэтому в пенсионная модель имеет функцию перераспределения.
Новая пенсионная модель призвана в большем объёме учитывать пенсионные обязательства государства перед теми. Кто больше зарабатывает и больше вносит в общие средства пенсионной системы. А для этого – хотя бы частично персонифицировать средства, которые перечисляются в виде пенсионных платежей за каждого конкретного работника. Иными словами, в новой пенсионной системы объём перераспределяемых средств должен отчасти уменьшится.
Новая модель, учитывая в большей мере обязательства государства перед каждым конкретным работником, в то же время при исчислении пенсий сглаживает различия в уровнях их доходов на протяжении трудовой деятельности.
Один из механизмов, позволяющих обеспечить это, - разделение пенсионного тарифа. Ведь персонифицированные права учитываются только в той части, которая поступает в бюджет Пенсионного фонда в виде страховых взносов, и составляет 14% от общего фонда оплаты труда. Вторая же половина – 14% взимается в форме налога, проводится через государственный бюджет и направляется на перераспределение. Да и страховые взносы направляются на финансирование текущих пенсионных выплат. А это означает, что новая пенсионная модель остаётся в значительной мере распределительной, основанной на солидарности поколений. И, если говорить о базовой пенсии, то источником её финансирования, конечно же, являются налоги с заработной платы более высокооплачиваемых.
Таким образом, новая пенсионная модель, не ухудшая положение менее оплачиваемых, бедных, должна заинтересовать более оплачиваемых, богатых не скрывать свои доходы и платить с них налоги и взносы в Пенсионный фонд.
4
1. Федеральный закон РФ № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании”.
2. Федеральный закон РФ №173-ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ”
3. Федеральный закон РФ №166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в РФ”.
4. Федеральный закон РФ №27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования”.
5. Пенсионная реформа в России. Под редакцией М. Ю. Зурабова. – М.:2002
6. Соловьёв А. К. Финансовая система государственного пенсионного страхования в России. – М.: Финансы и статистика, 2001.
7. Пенсионная реформа. Ред. О. Е. Илюхина – М.: Просвещение, 2002.
8. “Российская газета” Ст. “Какую пенсию выбирает молодое поколение” От 17 апреля 2001 года.
9. “Достоинство” Cт “Взамен лоскутного одеяла…”. От 2001 года №33.
10. “Комсомольская правда” Cт. ”Как будем копить на старость?” От 15 января 2002 года.
11. Приложение политико – экономического еженедельника “Интерфакс время”. Cт. “Каждый человек, выходя на пенсию, должен знать размет своего начального капитала”. От 4 сентября 2002 года.
12. “Российская газета”. Ст. “Как самому рассчитать свою пенсию?” От 6 ноября 2002 года.
13. “Российская газета”. Ст. “Михаил Зурабов: Копи пенсию смолоду”
От 1 апреля 2003 года.
4
[1] Пенсионная реформа в России. Под редакцией М. Ю. Зурабова. – М.:2002 c. 36
[2] Приложение политико – экономического еженедельника “Интерфакс время”. Cт. “Каждый человек, выходя на пенсию, должен знать размет своего начального капитала”.
[3] Пенсионная реформа. Ред. О. Е. Илюхина – М.: Просвещение, 2002. с. 104
[4] Пенсионная реформа. Ред. О. Е. Илюхина – М.: Просвещение, 2002. c. 106
[5] Пенсионная реформа. Ред. О. Е. Илюхина – М.: Просвещение, 2002. с. 153
[6] Пенсионная реформа. Ред. О. Е. Илюхина – М.: Просвещение, 2002. с. 155
[7] Соловьёв А. К. Финансовая система государственного пенсионного страхования в России. – М.: Финансы и статистика, 2001.
c. 310
Информация о работе Пенсионная реформа в Российской Федерации