Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 10:27, курсовая работа

Описание

Переход к рыночной экономике сопровождается модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. В наибольшей степени это относится к её центральному звену – бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды.
Внебюджетные фонды представляют собой одно из звеньев финансовой системы. С их помощью осуществляется перераспределение национального дохода по инициативе и в интересах органов государственной власти. Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1.Пенсионный фонд Российской Федерации, его состав и значение…………7
1.1.История возникновения и необходимость Пенсионного фонда РФ………7
1.2.Цели и задачи Пенсионного фонда РФ…………………………………….13
1.3.Система организации и структура органов управления Пенсионного фонда РФ…………………………………………………………………………16
2.Особенности доходов и расходов Пенсионного фонда РФ………………....18
2.1.Особенности формирования бюджета Пенсионного фонда РФ………….18
2.2.Анализ формирования и использования Пенсионного фонда РФ………..23
3.Перспективы развития Пенсионного фонда РФ……………………………..30
3.1.Пути повышения финансовой устойчивости Пенсионного фонда РФ…..30
3.2.Значение персонифицированного учета в новой пенсионной системе РФ............................................................................................................................35
Заключение ………………………………………………………………………40
Список литературы………………………………………………………………42
Приложение 1…………………………………

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 258.50 Кб (Скачать документ)

Показатель

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Численность пенсионеров, состоящих  на учете в системе Пенсионного  фонда Российской Федерации (на конец года):

           

всего, тыс. человек

38313

38325

38467

38598

39090

39706

в процентах к предыдущему году

100,3

100,0

100,4

100,3

101,3

101,6

Численность пенсионеров, приходящаяся на 1000 человек населения

268,4

269,5

270,9

272,0

275,4

277,8


Источник: Федеральная  служба государственной статистики.

Из таблицы видно, что  численность пенсионеров, приходящаяся на 1000 человек населения, имеет тенденцию  к росту, соответственно возрастает нагрузка на доходную часть бюджета  ПФР в части перераспределения страховых взносов между страховой и накопительной составляющей трудовой пенсии в пользу последней.

На пенсию начало выходить послевоенное поколение, не участвующее  в реформе пенсионного обеспечения  и не имеющее заслуг ветеранов  и инвалидов Великой Отечественной войны для получения «достаточно высокой пенсии». В силу происшедших в России экономических преобразований, это поколение незначительно увеличило количество людей, получающих льготную пенсию. Страховая часть трудовой пенсии этой категории граждан незначительна, так как период внесения страховых взносов, поступивших на индивидуальные лицевые счета в Пенсионном фонде Российской Федерации, был крайне непродолжительным. В связи с этим численность населения с доходами ниже прожиточного минимума увеличивается.

С учетом ожидаемых перспектив увеличения обязательств по выплате  пенсий, проблема нарастания несбалансированности бюджета ПФР становится все более  очевидной. Нарастание несбалансированности бюджета фонда складывается под  влиянием фактора снижения доли отчислений на пенсионные цели с заработной платы, поскольку размер страховых взносов, основные параметры их начисления, включая предельную величину облагаемых выплат и шкалу регрессии, непосредственно увязаны с размером единого социального налога и с порядком его начисления. Объем средств, поступающих в систему обязательного пенсионного страхования, по мере роста заработной платы будет сокращаться по отношению к фонду оплаты труда, в то время как обязательства по выплате страховой части трудовой пенсии будут увеличиваться и накапливаться опережающими темпами по отношению к указанным объемам средств.

Рассматривая статьи расходов Пенсионного фонда Российской Федерации можно сделать вывод, что выплаты пенсий и пособий  занимают наибольший удельный вес в  общем объеме расходов фонда.

Таблица 4

Удельный вес расходов на пенсионное обеспечение в составе  расходов Пенсионного фонда Российской Федерации за период с 2002 года по плановый 2009 год.

Год

Расходы, млн. рублей

Расходы бюджета ПФР на пенсионное обеспечение, млн. рублей

Удельный вес расходов на пенсионное обеспечение, %

2002

789 621  

661 730  

83,8%

2003

804 076  

776 446  

96,6%

2004

967 540  

932 699  

96,4%

2005

1 299 113  

1 265 186  

97,4%

2006

1 537 257  

1 492 806  

97,1%

2007

1 786 457  

1 727 530  

96,7%

2008

2 357 793  

2 290 821  

88,8%

2009

3 008 660  

2 872 257  

95,5%


Источник: Собственные  расчеты на основе Федеральных законов  «Об исполнении бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации» и данных Федеральной службы государственной статистики.

1) приводятся данные, рассчитанные на основе Федеральных  законов «О бюджете Пенсионного  фонда Российской Федерации».

Помимо расходов связанных  с пенсионным обеспечением средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации направляются на: доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета ПФР; выплату социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти; капитальные вложения и проектные работы; финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности; подготовку и переподготовку кадров; содержание органов фонда; иные цели.

Оценивая объем расходов Пенсионного фонда Российской Федерации  на пенсионное обеспечение уместно  сопоставить их с объемом ВВП.

Таблица 5

Удельный вес расходов на пенсионное обеспечение в объеме ВВП.

Показатель

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Расходование средств Пенсионного  фонда Российской Федерации на финансирование выплат населению пенсий и пособий:

           

   всего, млн. руб.

1265186

1492806

1727530

2290821

2872257

4013179

   в процентах к ВВП

5,9

5,5

5,2

5,5

7,4

8,9


Источник: Федеральная  служба государственной статистики.

Из таблицы видно, что  удельный вес расходов на пенсионное обеспечение в объеме ВВП, характеризующий  уровень эффективности пенсионной системы страны, имеет устойчивую тенденцию к снижению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Перспективы развития Пенсионного фонда РФ

3.1. Пути повышения финансовой устойчивости Пенсионного фонда РФ.

Пенсионная реформа  направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.

Суть реформы заключается  в коренном изменении взаимоотношений  между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника. Существовавшая ранее система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие. Тогда как новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 23.06.2008 года указывается, что обеспечение  сбалансированности пенсионной системы  является одной из наиболее серьезных проблем экономической политики. В целях повышения финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской Федерации целесообразно провести комплекс следующих мер.

1. Обеспечить проведение  взвешенной, экономически обоснованной  тарифной политики, гарантирующей финансирование текущих расходов Пенсионного фонда Российской Федерации и позволяющей обеспечить достаточность тарифа для формирования пенсионных прав застрахованных лиц на перспективу, для чего:

  • необходимо признать, что выплаты базовой части трудовой пенсии относятся к ведению сферы социального обеспечения, а не пенсионного страхования и рассмотреть вопрос о реформировании базовой части трудовой пенсии, имея в виду переход на ее финансирование за счет налогов, не связанных с фондом оплаты труда (что позволит сформировать у населения страны восприятие взносов на пенсионное страхование именно как взносов, а не налогов);
  • систематически (ежегодно) осуществлять корректировку (индексацию) границ шкалы регрессии ЕСН и страховых взносов темпами не ниже прогнозируемых темпов роста средней заработной платы;
  • рассмотреть вопрос (с проведением соответствующих расчетов) о возможности постепенного перераспределения обязательств по уплате страховых взносов между основными субъектами отношений по обязательному пенсионному страхованию путем снижения величины тарифа для работодателей и введения ставки взноса для застрахованных лиц, что позволит повысить мотивацию работников к сокращению случаев неуплаты страховых взносов.

2. Обеспечить в полной  мере реализацию в пенсионной системе страховых принципов социального страхования, для чего:

  • исключить из страхового стажа периоды, не обеспеченные уплатой страховых взносов (нестраховые периоды) или обеспечить в полном объеме возмещение средств на финансирование нестраховых периодов за счет федерального бюджета;
  • рассмотреть вопрос о замене ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии ежегодно рассчитываемым показателем ожидаемой продолжительности жизни;
  • увеличить продолжительность страхового стажа, необходимого для получения трудовой пенсии с 5 лет, как установлено нормами Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», до 20 лет для женщин и до 25 лет для мужчин.

3. Рассмотреть вопросы  совершенствования системы управления пенсионным страхованием с учетом современного состояния и перспектив развития пенсионной системы, для чего ускорить принятие необходимых нормативных правовых актов – в первую очередь законодательства в области профессиональных пенсионных систем.

Сейчас более 20% работников выходят на пенсию досрочно (в основном это списки №1 и №2, работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях). Это создает дополнительную финансовую нагрузку на Пенсионный фонд, вынужденный оплачивать сверхнормативные 5-10 лет пребывания на пенсии. С другой стороны, работодатели возражают против перекладывания на них затрат на досрочную выплату пенсий, что не позволяет окончательно провести через Государственную думу принятый в первом чтении еще в 2002 году закон «О профессиональных пенсионных системах». Выходом из ситуации могло бы стать введение механизмов стимулирования (через налоговые и другие преференции) работодателей, во-первых, к закрытию рабочих мест с вредными условиями труда и, если это технологически или климатически невозможно, во-вторых, к платежам в профессиональные пенсионные системы.

4. Для преодоления  бедности среди нынешних пенсионеров  потребуется:

  • в ближайшие годы поднять размер базовой части пенсии до уровня прожиточного минимума в регионе проживания пенсионера;
  • провести пересчет пенсионного капитала нынешних пенсионеров таким образом, чтобы средний размер трудовой пенсии уже через 2-3 года соответствовал 2-2,5 средне российского прожиточного минимума пенсионера.

5. Отдельный комплекс  мер требуется для обеспечения достойных пенсий работникам старше 1967 года рождения, которые не имеют обязательных накопительных счетов. Очевидно, что в оставшиеся до выхода на пенсию годы (не более 13 лет) даже при помощи недавно введенной программы добровольного софинансирования для этого поколения работников накопительный элемент будет крайне незначительным. По расчетам, максимум, который будет прибавлен к пенсии совместными усилиями самого работника, государства и работодателя, составит всего 2000 руб. в месяц. Таким образом, очевидно, что фактически для данной когорты работников придется применять тот комплекс мер, который предлагается в отношении нынешних пенсионеров.

6. Финансовая устойчивость  Пенсионного фонда Российской  Федерации в долгосрочной перспективе  во многом будет определяться резервом, предназначенным для финансирования выплаты накопительной части трудовой пенсии. Учитывая данное обстоятельство, в настоящее время особую актуальность приобретают вопросы эффективности накопительной составляющей пенсионной системы в связи с обострением проблемы размещения пенсионных накоплений, заключающейся в возрастающем объеме средств, подлежащих размещению государственной управляющей компанией в установленные Правительством РФ инвестиционные инструменты.

Информация о работе Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы