Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 10:27, курсовая работа
Переход к рыночной экономике сопровождается модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. В наибольшей степени это относится к её центральному звену – бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды.
Внебюджетные фонды представляют собой одно из звеньев финансовой системы. С их помощью осуществляется перераспределение национального дохода по инициативе и в интересах органов государственной власти. Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1.Пенсионный фонд Российской Федерации, его состав и значение…………7
1.1.История возникновения и необходимость Пенсионного фонда РФ………7
1.2.Цели и задачи Пенсионного фонда РФ…………………………………….13
1.3.Система организации и структура органов управления Пенсионного фонда РФ…………………………………………………………………………16
2.Особенности доходов и расходов Пенсионного фонда РФ………………....18
2.1.Особенности формирования бюджета Пенсионного фонда РФ………….18
2.2.Анализ формирования и использования Пенсионного фонда РФ………..23
3.Перспективы развития Пенсионного фонда РФ……………………………..30
3.1.Пути повышения финансовой устойчивости Пенсионного фонда РФ…..30
3.2.Значение персонифицированного учета в новой пенсионной системе РФ............................................................................................................................35
Заключение ………………………………………………………………………40
Список литературы………………………………………………………………42
Приложение 1…………………………………
Показатель |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Численность пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации (на конец года): |
||||||
всего, тыс. человек |
38313 |
38325 |
38467 |
38598 |
39090 |
39706 |
в процентах к предыдущему году |
100,3 |
100,0 |
100,4 |
100,3 |
101,3 |
101,6 |
Численность пенсионеров, приходящаяся на 1000 человек населения |
268,4 |
269,5 |
270,9 |
272,0 |
275,4 |
277,8 |
Источник: Федеральная служба государственной статистики.
Из таблицы видно, что численность пенсионеров, приходящаяся на 1000 человек населения, имеет тенденцию к росту, соответственно возрастает нагрузка на доходную часть бюджета ПФР в части перераспределения страховых взносов между страховой и накопительной составляющей трудовой пенсии в пользу последней.
На пенсию начало выходить
послевоенное поколение, не участвующее
в реформе пенсионного
С учетом ожидаемых перспектив увеличения обязательств по выплате пенсий, проблема нарастания несбалансированности бюджета ПФР становится все более очевидной. Нарастание несбалансированности бюджета фонда складывается под влиянием фактора снижения доли отчислений на пенсионные цели с заработной платы, поскольку размер страховых взносов, основные параметры их начисления, включая предельную величину облагаемых выплат и шкалу регрессии, непосредственно увязаны с размером единого социального налога и с порядком его начисления. Объем средств, поступающих в систему обязательного пенсионного страхования, по мере роста заработной платы будет сокращаться по отношению к фонду оплаты труда, в то время как обязательства по выплате страховой части трудовой пенсии будут увеличиваться и накапливаться опережающими темпами по отношению к указанным объемам средств.
Рассматривая статьи расходов Пенсионного фонда Российской Федерации можно сделать вывод, что выплаты пенсий и пособий занимают наибольший удельный вес в общем объеме расходов фонда.
Таблица 4
Удельный вес расходов на пенсионное обеспечение в составе расходов Пенсионного фонда Российской Федерации за период с 2002 года по плановый 2009 год.
Год |
Расходы, млн. рублей |
Расходы бюджета ПФР на пенсионное обеспечение, млн. рублей |
Удельный вес расходов на пенсионное обеспечение, % |
2002 |
789 621 |
661 730 |
83,8% |
2003 |
804 076 |
776 446 |
96,6% |
2004 |
967 540 |
932 699 |
96,4% |
2005 |
1 299 113 |
1 265 186 |
97,4% |
2006 |
1 537 257 |
1 492 806 |
97,1% |
2007 |
1 786 457 |
1 727 530 |
96,7% |
2008 |
2 357 793 |
2 290 821 |
88,8% |
2009 |
3 008 660 |
2 872 257 |
95,5% |
Источник: Собственные расчеты на основе Федеральных законов «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации» и данных Федеральной службы государственной статистики.
1) приводятся данные,
рассчитанные на основе
Помимо расходов связанных
с пенсионным обеспечением средства
бюджета Пенсионного фонда
Оценивая объем расходов Пенсионного фонда Российской Федерации на пенсионное обеспечение уместно сопоставить их с объемом ВВП.
Таблица 5
Удельный вес расходов на пенсионное обеспечение в объеме ВВП.
Показатель |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Расходование средств |
||||||
всего, млн. руб. |
1265186 |
1492806 |
1727530 |
2290821 |
2872257 |
4013179 |
в процентах к ВВП |
5,9 |
5,5 |
5,2 |
5,5 |
7,4 |
8,9 |
Источник: Федеральная служба государственной статистики.
Из таблицы видно, что
удельный вес расходов на пенсионное
обеспечение в объеме ВВП, характеризующий
уровень эффективности пенсионн
Пенсионная реформа направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.
Суть реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника. Существовавшая ранее система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие. Тогда как новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов.
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 23.06.2008 года указывается, что обеспечение сбалансированности пенсионной системы является одной из наиболее серьезных проблем экономической политики. В целях повышения финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской Федерации целесообразно провести комплекс следующих мер.
1. Обеспечить проведение взвешенной, экономически обоснованной тарифной политики, гарантирующей финансирование текущих расходов Пенсионного фонда Российской Федерации и позволяющей обеспечить достаточность тарифа для формирования пенсионных прав застрахованных лиц на перспективу, для чего:
2. Обеспечить в полной мере реализацию в пенсионной системе страховых принципов социального страхования, для чего:
3. Рассмотреть вопросы
совершенствования системы
Сейчас более 20% работников выходят на пенсию досрочно (в основном это списки №1 и №2, работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях). Это создает дополнительную финансовую нагрузку на Пенсионный фонд, вынужденный оплачивать сверхнормативные 5-10 лет пребывания на пенсии. С другой стороны, работодатели возражают против перекладывания на них затрат на досрочную выплату пенсий, что не позволяет окончательно провести через Государственную думу принятый в первом чтении еще в 2002 году закон «О профессиональных пенсионных системах». Выходом из ситуации могло бы стать введение механизмов стимулирования (через налоговые и другие преференции) работодателей, во-первых, к закрытию рабочих мест с вредными условиями труда и, если это технологически или климатически невозможно, во-вторых, к платежам в профессиональные пенсионные системы.
4. Для преодоления
бедности среди нынешних
5. Отдельный комплекс мер требуется для обеспечения достойных пенсий работникам старше 1967 года рождения, которые не имеют обязательных накопительных счетов. Очевидно, что в оставшиеся до выхода на пенсию годы (не более 13 лет) даже при помощи недавно введенной программы добровольного софинансирования для этого поколения работников накопительный элемент будет крайне незначительным. По расчетам, максимум, который будет прибавлен к пенсии совместными усилиями самого работника, государства и работодателя, составит всего 2000 руб. в месяц. Таким образом, очевидно, что фактически для данной когорты работников придется применять тот комплекс мер, который предлагается в отношении нынешних пенсионеров.
6. Финансовая устойчивость
Пенсионного фонда Российской
Федерации в долгосрочной
Информация о работе Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы