Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 20:57, курсовая работа
Возникновение и развитие пенсионного обеспечения в России.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из наиболее значимых социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России.
ПФР был образован 22 декабря 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился
Возникновение и развитие пенсионного обеспечения в России.
Пенсионный фонд
Российской Федерации (ПФР) - один из наиболее
значимых социальных институтов страны.
Это крупнейшая федеральная система
оказания государственных услуг
в области социального
ПФР был образован 22 декабря 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.
Создание Фонда решало две важнейшие задачи. Первая – средства пенсионной системы выводились из государственного бюджета и становились сферой самостоятельного бюджетного процесса. Поэтому изначально ПФР приобрел статус самостоятельного государственного социального фонда, был определён целевой характер денежных средств ПФР, и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФР на другие цели. И вторая – основным источником финансирования пенсионных выплат стали страховые взносы и платежи, которые уплачивали работодатели и наемные работники.
Изначально ключевой функцией ПФР был сбор страховых взносов и направление их на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца.
В структуре Пенсионного фонда - 8 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов.
Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:
учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
Однако ещё в 1992 году в ряде регионов
страны был начат эксперимент
по созданию единых пенсионных служб (ЕПС),
осуществляющих одновременно назначение
и выплату государственных пенсий. Дальнейшим
развитием этого процесса стал Указ
Президента РФ от 27 сентября 2000
года № 1709 «О мерах по
совершенствованию
управления государственным
пенсионным обеспечением
в Российской Федерации».
Он рекомендовал органам региональной
власти заключить с Пенсионным фондом
РФ соглашения о передаче территориальным
органам ПФР полномочий по назначению
и выплате пенсий, находящихся на тот момент
у органов социальной защиты регионов.
В 1997 году вступил в силу Федеральный
закон «Об индивидуальном (персонифицированном)
учёте в системе государственного
пенсионного страхования»
№ 27-ФЗ. В
соответствии с этим законом, основное
значение для увеличения размера пенсии
приобретал не общий трудовой стаж, а учтённый
страховой стаж и размеры платежей, которые
осуществлял в интересах работника его
работодатель. В системе Пенсионного фонда
был создан Информационный центр персонифицированного
учёта для обеспечения оперативного взаимодействия
со всеми территориальными отделениями
ПФР и для ведения базы данных персонифицированного
учёта центрального уровня.
В дальнейшем система страховых взносов
была закреплена Федеральным
законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ
«Об обязательном пенсионном
страховании в Российской
Федерации»,
в соответствии с которым определен новый
статус ПФР, как страховщика и государственного
учреждения, а также урегулирован порядок
уплаты страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование, права и обязанности
субъектов правоотношений по обязательному
пенсионному страхованию.
Федеральный
закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ
«О трудовых пенсиях
в Российской Федерации»
еще больше расширил функции ПФР и внес
изменения в порядок возникновения и реализации
прав граждан на трудовые пенсии. Так,
в частности, размер трудовой пенсии теперь
состоит из трех частей: базовой, страховой
и накопительной. При этом базовая часть
финансируется за счет средств федерального
бюджета, страховая часть - за счет сумм
страховых взносов, уплачиваемых страхователем
за застрахованных лиц на финансирование
страховой части трудовой пенсии, накопительная
– за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых
страхователями за застрахованных лиц
на накопительную часть трудовой пенсии
и дохода от их инвестирования. Инвестирование
средств пенсионных накоплений осуществляет
Пенсионный фонд через управляющие компании,
выбранные гражданами, или негосударственные
пенсионные фонды.
Дополнительно к основной деятельности,
с 2000 года Пенсионным фондом финансируются
социальные программы в регионах РФ. В
2008 году на эти цели ПФР выделил 1 млрд.
рублей, в 2009 – 1,2 млрд рублей.
С 2005 года на Пенсионный фонд также возложены
функции по начислению гражданам ежемесячных
денежных выплат и реализации их прав
на получение государственной социальной
помощи в виде набора социальных услуг.
С этой целью ПФР создан и поддерживается
в актуальном состоянии едины й регистр
федеральных льготников, производятся
регулярные выплаты получателям социальных
льгот.
С 2007 года на ПФР была возложена дополнительная
задача – выдача сертификатов на материнский
(семейный) капитал. Изначально предполагалось,
что первые деньги на реализацию сертификата
на МСК будут направлены не ранее 2010 года,
поскольку соответствующий закон не предусматривает
возможность распоряжения средствами
МСК до достижения ребенком трехлетнего
возраста. Однако в конце декабря 2008 года
в связи с неблагоприятной экономической
ситуацией в мире и в России, Правительство
РФ разрешило гражданам с 1 января 2009 года
направлять средства материнского (семейного)
капитала на погашение жилищных кредитов,
не дожидаясь, пока ребенку исполнится
три года. В кратчайшие сроки органами
ПФР была проведена вся необходимая организационная
работа и практически сразу после новогодних
праздников были приняты первые заявления
от граждан на распоряжение средствами
материнского (семейного) капитала.
В связи с принятием летом 2009 года ряда
законодательных актов, которые с 1 января
2010 года в значительной степени изменили
российскую пенсионную систему, сфера
деятельности Пенсионного фонда Российской
Федерации существенно расширилась.
В первую очередь, Пенсионный фонд провел
валоризацию пенсий. Валоризация – это
переоценка расчетного пенсионного капитала,
которая направлена в первую очередь на
тех, кто имеет большой «советский» трудовой
стаж. Пенсионеры, имеющие трудовой стаж
в период до 2002 года, получили 10% прибавки
к объему пенсионных прав, которые сформировались
у них до начала пенсионной реформы 2002
года. Также дополнительно за каждый год
советского трудового стажа до 1991 года
к расчетному пенсионному капиталу добавилось
по 1%.
Если после валоризации размер пенсии
в сумме с другими причитающимися пенсионеру
выплатами оказался ниже прожиточного
минимума пенсионера в его субъекте РФ,
то такому пенсионеру установлена соответствующая
социальная доплата. Если пенсионер живет
в регионе, где прожиточный минимум пенсионера
ниже федерального, то ему установлена
федеральная соцдоплата к пенсии, которая
выплачивается Пенсионным фондом Российской
Федерации. Если пенсионер живет в субъекте
Федерации, где прожиточный минимум выше
федерального, то ему установлена региональная
соцдоплата, которую выплачивают органы
социальной защиты населения региона.
Еще одно важное нововведение 2010 года
– единый социальный налог (ЕСН) с 1 января
заменен страховыми взносами в Пенсионный
фонд Российской Федерации, Фонд социального
страхования Российской Федерации и фонды
обязательного медицинского страхования.
При этом функция администрирования взносов
в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов
ПФР.
В 2010 году Пенсионному фонду исполнилось
20 лет. К юбилею ПФР подошел в качестве
одной из крупнейших организаций в стране,
тысячи сотрудников которой ежедневно
работают над тем, чтобы пенсионная система
при любых условиях функционировала стабильно,
надежно, а гарантированные государством
выплаты осуществлялись полностью и точно
в срок.
Одно из дальнейших направлений работы
ПФР - повышение качества обслуживания
клиентов. Фонд будет стремиться к тому,
чтобы любое взаимодействие с гражданами
было результативным и комфортным. С этой
целью уже сейчас вводятся в строй новые
клиентские службы, постоянно проводится
обучение персонала и повышение его квалификации,
активно используется сеть интернет для
предоставления услуг или справочной
информации.
Пенсионный фонд Российской федерации, формирование и использование в современных условиях.
Пенсионный фонд Российской Федерации сегодня - это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России.
В сферу деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации входит:
Установление и выплата пенсий
Более 39 миллионов пенсионеров получают пенсии по линии Пенсионного фонда. При этом ПФР назначает и выплачивает пенсии как в рамках системы обязательного пенсионного страхования (трудовые пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца), так и государственного пенсионного обеспечения (социальные пенсии, пенсии участникам Великой Отечественной войны, «чернобыльцам», государственным служащим и др.).
Кроме того, ПФР осуществляет пенсионное обеспечение 170 тысячам граждан, проживающих в 99 государствах.
Назначение и реализация социальных выплат
Более 18 миллионов россиян - ветеранов, инвалидов, Героев Советского Союза, Героев России и др. – получают ежемесячные денежные выплаты и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение. Для учета прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Назначение и реализация федеральной социальной доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе
Более 2 миллионов человек, проживающих в 66 субъектах Российской Федерации, получают по линии ПФР доплату к пенсии. Соцдоплата устанавливается всем неработающим пенсионерам, чей совокупный материальный доход ниже регионального прожиточного минимума пенсионера в регионе проживания. Федеральная доплата устанавливается ПФР, если пенсионер живет в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального прожиточного минимума.
Персонифицированный учет пенсионных прав участников системы обязательного пенсионного страхования
Более 100 миллионов
граждан являются участниками системы
обязательного пенсионного
Формирование и инвестирование средств пенсионных накоплений
У более 68 миллионов
человек формируется
Администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование
Это означает взаимодействие
с более чем 10 миллионами работодателей
- плательщиками страховых
Выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала и выплата средств материнского капитала
За 3,5 года ПФР выдал 2,2 миллиона сертификатов на получение материнского капитала - меры государственной поддержки российских семей, в которых после 1 января 2007 года появился второй или последующий ребенок. При этом 1,6 миллиона семей, имеющих сертификат, уже получили по линии ПФР единовременную денежную выплату из средств материнского (семейного) капитала, свыше 160 тысяч семей уже воспользовались материнским капиталом для погашения жилищных кредитов и займов.
Реализация Программы государственного софинансирования пенсии
Более 5 миллионов россиян уже стали участниками Программы, которая дает возможность каждому гражданину, зарегистрированному в российской системе обязательного пенсионного страхования, увеличить свою будущую пенсию за счет собственных дополнительных взносов на накопительную часть пенсии и паритетного софинансирования со стороны государства, а также дополнительных взносов работодателей.
Оказание совместно с региональными органами власти адресной помощи пенсионерам и развитие социальной инфраструктуры
ПФР осуществляет финансирование расходов на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, а также мероприятий по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и расходов на проведение мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Реализация международных соглашений
Являясь полноправным
членом Международной ассоциации социального
обеспечения (МАСО) и Международной ассоциации
пенсионных и социальных фондов (МАПСФ),
Пенсионный фонд Российской Федерации
осуществляет практическую реализацию
13 международных договоров в области пенсионного
обеспечения.
Индексация пенсий
Индексация
размера трудовых
пенсий – увеличение размера трудовых
пенсий на основании соответствующего
постановления Правительства Российской
Федерации в целях повышения уровня жизни
пенсионеров. Законодательством Российской
Федерации предусматривается индексация
размера страховой части трудовой пенсии
по старости, трудовой пенсии по инвалидности
и трудовой пенсии по случаю потери кормильца
(включая фиксированный базовый размер
указанных пенсий) в связи с ростом цен
и среднемесячной заработной платы в Российской
Федерации.
В 2012 году были проиндексированы размеры трудовых пенсий.
С 1 февраля 2012 года трудовые пенсии выросли на 7%.
Средний размер пенсии | Увеличение среднего размера пенсии с 01.02.2012 | ||
до 01.02.2012 | после перерасчета с 01.02.2012 | ||
по старости | 8 890 | 9 504 | 614 |
по инвалидности | 5 501 | 5 886 | 385 |
по случаю потери кормильца | 5 334 | 5 707 | 373 |
Получатели двух пенсий: | |||
Инвалиды вследствие военной травмы | 20 812 | 21 622 | 810 |
Инвалиды
- участники Великой |
21 105 | 21 988 | 883 |
Вдовы погибших военнослужащих | 15 471 | 16 088 | 617 |
Инвалиды, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда» | 16 076 | 16 848 | 772 |
Трудовые пенсии
Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц.
Виды трудовых пенсий:
Трудовая пенсия по старости может состоять из страховой и накопительной частей. Деление трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца на составляющие части не предусмотрено. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях, которые определяются Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Трудовая пенсия по инвалидности
С 1 января 2010 года изменен порядок пенсионного обеспечения граждан, признанных инвалидами. Назначение трудовой пенсии по инвалидности производится исходя из группы инвалидности, независимо от наличия у инвалида степени ограничения способности к трудовой деятельности.
Согласно действующему пенсионному законодательству трудовая пенсия по инвалидности устанавливается гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами I, II, III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производится федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Перечень документов, которые необходимо предоставить в территориальный орган ПФР для оформляемой пенсии по инвалидности.
Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности
Признание лица инвалидом I, II или III группы
Наступление инвалидности гражданина не связано с совершением им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке
Наличие хотя бы одного дня страхового стажа
Размер трудовой пенсии по инвалидности
Размер трудовой пенсии по инвалидности = ПК/(Т х К) + Б, где
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (инвалида), учтенного по состоянию на день, с которого ему назначается трудовая пенсия по инвалидности;
Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. При назначении пенсии в 2011 году он составляет 204 месяца, в 2012 году - 216 месяцев;
К - отношение нормативной продолжительности страхового стажа (в месяцах) по состоянию на указанную дату к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения инвалидом возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев;
Б - фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности.
Фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности с 01.02.2012
|
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца
Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.
Нетрудоспособными членами семьи признаются:
Усыновители имеют
право на трудовую пенсию по случаю
потери кормильца наравне с
Отчим и мачеха
имеют право на трудовую пенсию по
случаю потери кормильца наравне
с отцом и матерью при условии,
что они воспитывали и
Перечень документов, которые необходимо предоставить в территориальный орган ПФР для оформляемой пенсии по случаю потери кормильца.
Условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца
Наличие у умершего кормильца хотя бы одного дня страхового стажа;
Наступление смерти кормильца не связано с совершением нетрудоспособным членом семьи умышленного уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца и установленного в судебном порядке.
Размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца
Размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца = ПК / (Т x К) / КН + Б, где
ПК - сумма расчетного
пенсионного капитала умершего кормильца,
учтенного по состоянию на день его смерти;
Т – количество месяцев ожидаемого
периода выплаты трудовой пенсии по старости.
При назначении пенсии в 2011 году он составляет
204 месяца, в 2012 году - 216 месяцев;
К - отношение нормативной продолжительности
страхового стажа кормильца (в месяцах)
по состоянию на день его смерти к 180 месяцам.
Нормативная продолжительность страхового
стажа до достижения умершим кормильцем
возраста 19 лет составляет 12 месяцев и
увеличивается на 4 месяца за каждый полный
год возраста начиная с 19 лет, но не более
чем до 180 месяцев;
КН - количество нетрудоспособных
членов семьи умершего кормильца, являющихся
получателями указанной пенсии, установленной
в связи со смертью этого кормильца по
состоянию на день, с которого назначается
трудовая пенсия по случаю потери кормильца
соответствующему нетрудоспособному
члену семьи.
При этом учитываются все нетрудоспособные члены семьи, имеющие право на указанную пенсию, в том числе лица, являющиеся получателями иной пенсии.
Если умершему кормильцу на день смерти была установлена страховая часть трудовой пенсии по старости либо трудовая пенсия по инвалидности, размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется из указанного размера страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности (без учета фиксированного базового размера).
Размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца детям умершей одинокой матери определяется исходя из увеличенного вдвое расчетного пенсионного капитала умершей матери либо из установленного умершей одинокой матери на день ее смерти размера страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера этой части) или размера трудовой пенсии по инвалидности (без учета фиксированного базового размера этой пенсии), который увеличен вдвое.
Б - фиксированный
базовый размер трудовой пенсии по случаю
потери кормильца.
Фиксированный базовый размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца с 01.02.2012
|
Материнский (семейный) капитал.
С 1 января 2007 года вступили в силу Федеральный закон №256-ФЗ от 29.12.2006 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года №873.
Эти нормативные акты устанавливают право на получение материнского (семейного) капитала для семей, в которых с 1 января 2007 года появился второй ребенок (либо третий ребенок или последующие дети, если при рождении второго ребёнка право на получение этих средств не оформлялось).
Размер материнского капитала в 2012 году для тех, кто им еще не воспользовался, составит 387 тысяч 640 рублей 30 копеек. Для владельцев сертификата, которые уже распорядились частью средств, размер оставшейся части суммы будет увеличен с учетом темпов роста инфляции.
О материнском (семейном) капитале:
материнский (семейный) капитал предоставляется не конкретному ребенку, а родителям, семье. Соответственно, потратить эти средства можно с учетом интересов всей семьи;
Кто имеет право на получение материнского (семейного) капитала:
В подтверждение
права на получение средств материнского
(семейного) капитала выдается сертификат
государственного образца.
Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и перспективы их развития. |
Негосударственный
пенсионный фонд (НПФ) - особая организационно-правовая
форма некоммерческой организации социального
обеспечения, исключительными видами
деятельности которой являются: деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников НПФ в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения (НПО); деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным Законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (от 15.12.2001г., №167-ФЗ) и договорами об обязательном пенсионном страховании (ОПС); деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем (в настоящий момент не осуществляется по причине отсутствия соответствующего законодательства). Появление первых негосударственных пенсионных фондов связано с изданием Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах». Указ был принят в рамках чрезвычайных полномочий Президента РФ на период проведения экономических реформ и имел силу закона. На основании
Указа в 1993-1994 гг. было учреждено
около 350 организаций, относящихся к
негосударственным пенсионным фондам.
В 1995 году создана Инспекция К концу 1996 года.
выдано 26 разрешений на осуществление
некоммерческой деятельности по формированию
активов путем привлечения К концу 1997 года такие разрешения выданы уже 252 организациям. До 2007 года количество НПФ в России принципиально не изменялось. Лишь в 2008 году число НПФ начало стремительно сокращаться преимущественно путем самоликвидации или слияния вследствие законодательных изменений. |
Порядок действий при переходе в негосударственный пенсионный фонд
Для перевода средств накопительной части трудовой пенсии в негосударственный пенсионный фонд необходимо:
Выбрать негосударственный пенсионный фонд (далее - НПФ) из числа указанных в перечне НПФ, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, для формирования накопительной части своей трудовой пенсии.
Обратиться в выбранный НПФ для заключения договора об обязательном пенсионном страховании.
Не позднее 31 декабря текущего года направить заявление о переходе из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий обязательное пенсионное страхование, одним из следующих способов:
лично в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации;
лично в организацию, с которой Пенсионным фондом Российской Федерации заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей;
иным способом
(по почте или с курьером), при
этом установление личности и проверка
подлинности подписи
Контроль за деятельностью НПФ
Федеральная налоговая служба
Федеральная служба по финансовым рынкам
Пенсионный фонд Российской Федерации
Независимый аудитор
Независимая актуарий
Счетная палата
Федеральная налоговая служба
Федеральная служба по финансовым рынкам
Федеральная налоговая служба
Федеральная служба по финансовым рынкам
Федеральная служба по финансовым рынкам
Пенсионный фонд Российской Федерации
Специализированный депозитарий
Крупнейшие негосударственные пенсионные фонды России
(Рейтинг актуален на 29.09.11)
Численность людей,
которые переводят свои пенсии в
негосударственные фонды с
По результатам исследования было выявлено, что самый высокий показатель собственного имущества у НПФ «Газфонд». Следующими в рейтинге стоят некоммерческие организации НПФ «Благосостояние» и НПФ «Лукойл-Гарант». Кроме того, у последнего и НПФ «Газфонд» довольно высокие показатели имущества для обеспечения уставной деятельности (ИОУД), когда у НПФ «Благосостояние» они гораздо меньше.
Тем не менее
наибольший размер пенсионных накоплений
граждан отмечен у НО НПФ «Благосостояние».
Второе место в рейтинге занимает
НО НПФ «Лукойл-Гарант», а третье
- НПФ «Норильский никель» с
результатом в 23.8 млрд руб. В этом
рейтинге НПФ «Газфонд» оказался на четвертом
месте, хотя по показателям пенсионных
резервов также занимает лидирующее положение.
Рейтинг НПФ по объёму пенсионных накоплений на 1 июля 2011 года | |||
№ | НПФ | Пенсионные накопления (млн. руб.) | Пенсионные резервы (млн. руб.) |
1 | Благосостояние | 46 347.27 | 148 309.07 |
2 | Лукойл-Гарант | 43 536.69 | 15 391.55 |
3 | Норильский никель | 23 776.59 | 9 858.40 |
4 | Газфонд | 18 381.21 | 292 459.19 |
5 | Электроэнергетики | 18 137.82 | 27 528.17 |
6 | Сберегательного банка НПФ | 17 131.29 | 2 602.27 |
7 | Большой ПФ | 11 210.57 | 403.65 |
8 | Промагрофонд | 10 330.61 | 495.84 |
9 | ВТБ Пенсионный фонд | 9 000.32 | 394.20 |
10 | Ренессанс Жизнь и Пенсии | 8 158.89 | 9.52 |
Деятельность НПФ аналогична с деятельностью пенсионного фонда РФ, и те и другие аккумулируют средства пенсионных накоплений граждан, инвестируют, ведут их учёт и назначают выплату накопительной части трудовой пенсии.
НПФ инвестирует пенсионные накопления через управляющую компанию.
Клиент выбирает инвестиционную стратегию и по договору доверительного управления НПФ инвестирует денежные средства, за что после получает денежное вознаграждение.
Контроль за инвестиционным портфелем осуществляет специальный депозитарий НПФ.
Обязанности НПФ
Один раз в год (до 1 июля) НПФ обязан уведомлять своего клиента о состоянии персонального счёта накопительной части трудовой пенсии;
При подаче гражданином заявления негосударственный пенсионный фонд обязуется перевести денежные средства в выбранный клиентом другой НПФ или ПФР;
Как только застрахованное лицо получает право на пенсию, НПФ осуществит её назначение и выплату;
В случае смерти застрахованного лица НПФ обязуется выплатить все пенсионные накопления наследникам.
В случае аннулирования
лицензии негосударственный пенсионный
фонд обязан перевести всю сумму накоплений
в пенсионный фонд России.
Если вы по какой-либо причине разочаровались
в выбранном вами негосударственном пенсионном
фонде, у вас есть возможность вернуться
к пенсионному фонду РФ, для этого вам необходимо
не позднее 1 июля заполнить заявление,
которое будет приходить вам по почте.
О стопроцентной уверенности в завтрашнем дне в условиях кризиса говорить сложно, но обезопасить свою деятельность НПФ возможно. Например, развивая сотрудничество с банками. Такое взаимодействие для НПФ очевидно: розничные сети банков позволят пенсионным фондам стабильно увеличивать количество клиентов.
Участники рынка сходятся во мнении, что основным противником НПФ сегодня является низкая осведомленность населения о пенсионной реформе и возможностях дополнительных накоплений, а также боязнь населения инвестировать на десятилетия вперед. Как отмечает эксперт НПФ "Стальфонд" (г. Череповец) Яна Данилова, "Пока люди, особенно в регионах, не готовы к решению своих пенсионных задач, поскольку они до сих пор плохо информированы о сути пенсионной реформы, не говоря уже о деятельности НПФ".
Таким образом, успешность пенсионной реформы в целом зависит от того, насколько доходчиво государство и региональные власти объяснят гражданам ее суть. Сегодня далеко не все НПФ могут позволить себе широкую рекламную кампанию. К тому же доверие к государству все-таки выше. Очевидно: если информационная поддержка будет качественной, то рынок НПО увеличится. С целью поступательной реализации пенсионной реформы необходима разработка серии положительно окрашенных PR-кампаний, ориентированных на различные группы населения.
Прогнозы: НПФ укрепят позиции на рынке пенсионного обеспечения. Не смотря на многочисленные изменения в законодательстве и связанные с этим сложности, участники рынка оптимистично оценивают перспективы собственного развития. "Думаю, негосударственные пенсионные фонды уже в ближайшем будущем станут наращивать темпы своего развития. У НПФ большие перспективы в России».
Однако в будущем пенсионные фонды ожидает не только рост числа вкладчиков, но и увеличение объемов выплат. Эксперты предупреждают, что для некоторых НПФ массовые выплаты пенсий могут стать проблемой.
В ходе стартовавшей 1 октября в Ханты-Мансийске III Всероссийской пенсионной конференции Сергей Харламов, заместитель руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам, отметил, что кризисный стресс-тест прошли не все НПФ, но те, что выстояли, являются опорой всей пенсионной системы страны. Также он отметил, что сложившая структура достаточно оптимальна, но ее можно настраивать функционально. В ходе своего выступления Сергей Харламов обратил внимание и на необходимость регулирования на законодательном уровне объем убытков, которые несут управляющие компании и НПФ. "Убытки, которые несут сейчас пенсионные фонды, в будущем должны быть покрыты их страхового резерва", подчеркнул он.
Подводя итоги, можно утверждать, что негосударственные пенсионные фонды в России будут развиваться, поскольку объективно, они нужны всем: и государству, и гражданам, и бизнесу. Для последнего необходимость НПФ очевидна, ведь корпоративное пенсионное обеспечение является не только цивилизованным способом осуществления социальной политики, но и одним из рычагов в управлении персоналом.