Перспективы развития финансов домашних хозяйств РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 11:07, курсовая работа

Описание

Цель и задачи исследования определили следующую структуру работы:
в первой главе будут рассмотрены сущность и функции финансов домашних хозяйств, их финансовые ресурсы;
вторая глава будет посвящена бюджету домашних хозяйств: их доходам и расходам;
в третьей главе курсовой работы будут обозначены проблемы домашних хозяйств и возможные пути их решения.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………... ….3
Глава 1. Экономическое содержание и значение финансов домашних хозяйств.
Домашние хозяйства: понятие, функции, экономическое содержание….5
Состав финансовых ресурсов домашних хозяйств и их кругооборот…10
Бюджет домашних хозяйств………………………………………………15
Глава 2. Доходы и расходы домашних хозяйств.
2.1 Доходы домашних хозяйств………………………………………………17
2.2 Расходы домашних хозяйств………………………………………………22
Глава 3. Перспективы развития финансов домашних хозяйств РФ…………26
Заключение ……………………………………………………………………...32
Список использованной литературы…………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 895.10 Кб (Скачать документ)

     Россия  вступила в третье тысячелетие с  надеждой на долгожданное оживление  экономики и устойчивое развитие социальной сферы. Однако, несмотря на определенный рост экономических показателей, все еще сохраняется значительная региональная неравномерность уровня жизни и показателей благосостояния населения, низкий уровень заработной платы для существенной части  работающих. Остаются значительными  региональная дифференциация доходов  и безработица, продолжается поляризация  населения по уровню доходов. В настоящее  время важное значение приобретают  проблемы повышения материального  благосостояния населения, оценки реальных доходов и сбережений домохозяйств.

     Правительственные решения по инвестиционной политике свидетельствуют о важности сбережений домохозяйств в стимулировании экономического роста. Кроме того, сбережения играют одну из главных ролей в повышении  качества и уровня жизни населения. Домохозяйства как основной участник сберегательного процесса формируют  потребности, удовлетворение которых требует развития производства.

     В передовых в экономическом отношении  странах накоплен положительный  опыт инвестирования сбережений населения. Однако он не может быть успешно  задействован без учета специфических  условий России. Необходим поиск  новых решений, в частности, в  области специфических вопросов исследования доходов, их структуры, природы  и назначения сбережений домохозяйств, экономического механизма стимулирования сберегательного поведения населения. Убедительная оценка величины денежных сбережений населения, готовых для  инвестирования, еще не выработана, не разработан и механизм вовлечения этих средств в инвестиционный процесс. Значительная часть сбережений выбывает из экономического оборота и связывается  в виде наличных рублевых и валютных накоплений, хранящихся у населения.

     Разработка мероприятий по повышению качества жизни населения предполагает оценку уровня его благосостояния, социального расслоения и обоснованного выделения стратификационных слоев или групп.

     Необходимо определить факторы, оказывающие влияние на процесс образования сбережений населения и условия их трансформации в инвестиции для производителей. Кроме того, важно выявить рычаги эффективного воздействия государства на процесс вовлечения сбережений населения в инвестиционный процесс.

     Основные направления государственной политики стимулирования сберегательного поведения домохозяйств и превращения сбережений в национальные инвестиции:

     - радикальное сокращение бедности, посредством соблюдения законодательно  закреплённых минимальных социальных  стандартов;

     - сглаживание неравенства и увеличение  доходов населения, посредством  справедливой системы налогообложения  индивидуальных доходов граждан; 

     - повышение доверия к финансовой системе государства;

     - защита текущих сбережений населения,  посредством эффективной системы  государственного гарантирования  банковских вкладов граждан (был принят закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» № 177-ФЗ от 23 декабря 2003 года.)

     - защита пенсионных сбережений, посредством  надёжной системы государственного  страхования пенсионных сбережений  в негосударственных (частных)  пенсионных фондах;

     - кредитование покупок товаров  длительного пользования, в частности,  ипотечное кредитование;

     - выпуск в обращение ликвидных  финансовых инструментов, способствующих  инвестированию сбережений в  экономику; 

     - эффективный контроль за деятельностью  финансовых и сберегательных  институтов, работающих со средствами  населения. 

     Одна из острейших социальных проблем современной России – это проблема бедности. Именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части населения нашей страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи. Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов обусловливают социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствует успешному развитию страны, определяют кризисные процессы в семье и обществе.

     Официальный подход к определению бедности в Российской Федерации базируется на концепции абсолютной бедности: к бедным относятся домохозяйства и одиноко проживающие граждане с доходами ниже стоимости прожиточного минимума.

       Численность населения, имеющего среднедушевые  денежные доходы ниже прожиточного минимума, установленного в целом по России, возросла с 23 млн человек в первом квартале 2008 года до 24,5 млн человек  в первом квартале 2009 года, а его  доля в общей численности населения - с 16,3% до 17,4% соответственно. Такие  данные содержатся в сводке Федеральной  службы государственной статистики (Росстат).

       Правительство России постановлением от 19 августа N666 утвердило прожиточный минимум  в целом по стране за первый квартал 2009 года в размере 5083 рубля на душу населения. Согласно документу, прожиточный  минимум для трудоспособного  населения в первом квартале 2009 года составил 5497 рублей, для пенсионеров - 4044 рубля, для для детей - 4857 рублей. Ранее правительство России утвердило  прожиточный минимум в целом  по стране за четвертый квартал 2008 года в размере 4693 рубля на душу населения.

       Таким образом, в первом квартале 2009 года по сравнению с четвертым кварталом 2008 года величина прожиточного минимума возросла на 8,3%. При этом стоимость  продуктов питания потребительской  корзины увеличилась на 4,6%, стоимость непродовольственных товаров – на 5,3%, стоимость услуг – на 14,3%.

     Переход к рыночным отношениям в России сопровождаются беспрецедентным ростом неравенства  в распределении результатов  экономической деятельности при  ограничении доступа бедных к  ресурсам развития. Рост неравенства  наблюдается на уровне предприятия, отрасли, в межотраслевом и региональном разрезе.

     В то же время обращает на себя внимание характерный для менталитета  российского населения и отчасти  российской науки консерватизм в  оценке причин бедности и путей ее снижения. Речь идет об идеологии социального  иждивенчества, сформировавшейся в  период социализма. Далеко не все россияне способны на активность, предприимчивость и инициативу, уверены в собственных  силах, могут адаптироваться в рыночных отношениях. Социологические исследования показывают, что значительная часть  респондентов занимает пассивную позицию, полагает, что государство обязано  обеспечивать работой всех трудоспособных граждан и поддерживать определенный уровень благосостояния населения.

     В результате реформ в РФ образовалось «социальное дно», составляющее около 10% городского населения или 11 млн. человек. В состав его входят нищие, бездомные, беспризорные дети и уличные проститутки. Большинство нищих и бездомных  имеют среднее и среднее специальное  образование, а 6% - высшее. Такого «дна»  не бывало в истории человечества ни в одной стране.

     Сложился  и слой «придонья», размеры которого оцениваются в 5% населения. Как сказано  в отчете социологов, находящиеся  в нем люди «испытывают панику» - они еще в обществе, но с отчаянием  видят, что им не удержаться в нем. Постоянно испытывают чувство тревоги 83% неимущих россиян и 80% бедных.

     Бедность  не сократится автоматически, только на основе экономического роста. Необходимо политическая воля для решения важнейшей задачи – разработки и реализации новой политики распределительных отношений, препятствующей дискриминации бедных при их доступе к ресурсам (рабочим местам, доходам, социальным трансфертам).

     Борьба  с бедностью – это неотъемлемая составная часть общей социальной и экономической политики любого государства. И здесь отсутствуют готовые рецепты и простые решения, возможность копирования опыта других стран, обеспечивающих высокие жизненные стандарты для абсолютного большинства своего населения.

     Что касается специальных мер по борьбе с бедностью, то представляется, что важнейшими приоритетами борьбы с бедностью в современной России являются:

  1. создание условий для самообеспечения нормального уровня благосостояния всех семей с трудоспособными взрослыми на трудовой основе;
  2. формирование системы эффективной поддержки уязвимых групп населения (престарелые, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, семьи в экстремальных ситуациях) и гарантий недискриминационного доступа к бесплатным или дотационным ресурсам.

     В сфере оплаты труда главным фактором сокращения бедности должен стать рост минимальной оплаты труда, сокращение числа малооплачиваемых работников. Одновременно должна быть решена задача легализации заработков и сокращения масштабов “серой” и “теневой” экономики, скрытой оплаты труда в сфере здравоохранения и образования и ее легализация.

     Еще одно направление содействия сокращению бедности – это увеличение занятости  населения. Эта задача может решаться за счет создания более дешевых рабочих мест в малом бизнесе и трудоемких отраслях легкой и пищевой промышленности, ориентированных на внутренний рынок и массового потребителя. Необходимо совершенствование кредитования отечественного производителя, совершенствование системы пособий по безработице, развитие общественных работ, создание временных рабочих мест для безработных и др. меры.

     Обеспечивая условия для выхода из бедности трудоспособного  населения на трудовой основе, одновременно следует совершенствовать систему адресной социальной помощи социально уязвимых групп населения: инвалидов, пенсионеров, одиноких родителей, беженцев и др.

     Необходимо  постепенно отказаться от категориального  метода социальной защиты населения, пересмотреть и сократить число льготников, ориентируясь на первоочередную поддержку  самого бедного населения, не имеющего объективной возможности получения трудовых доходов. Следует обратить особое внимание на обеспечение доступа бедного населения к минимально необходимым образовательным и медицинским услугам.

     Повышение уровня жизни населения является главной целью любого прогрессивного общества. Государство обязано создавать  благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной  жизни людей, обеспечивая экономический  рост и социальную стабильность в  обществе. [6]

       Вывод: Высокий уровень бедности российского населения требует от государства проведения разнообразных мероприятий по поддержанию лиц, находящихся за чертой бедности. Методы государственного регулирования должны рассматриваться как исключительно стартовые, придающие импульс поступательной динамике доходов домашнего хозяйства. В качестве приоритетных направлений стимулирования доходов домашних хозяйств следует выделить такие как создание эффективного рынка частных сбережений, разработка и реализация программы вовлечения домашних хозяйств в акционирование и участие в реальном капитале, оптимизация действующей системы налогообложения физических лиц и развитие инвестиционных потребительских кредитов.

     Заключение

     Одним из элементов финансовой системы  государства являются финансы домашних хозяйств. В макроэкономическом анализе  под домашним хозяйством понимают экономическую  единицу, состоящую из одного или  более лиц, которая снабжает экономику  ресурсами и  использует полученные за них деньги для приобретения товаров  и услуг, удовлетворяющих потребности  человека.  

     Домохозяйства участвуют в процессе распределения  и перераспределения стоимости  произведенного общественного продукта через системы прямых налогов, социальных трансфертов, пенсионную систему. Их финансовые ресурсы слагаются из денежных средств, предназначенных для текущих  и капитальных расходов; денежных  сбережений; денежных средств, вложенных  в движимое и недвижимое имущество.

     Источниками денежных доходов являются: заработная плата вместе с начислениями и  доплатами; социальные трансферты; доходы от предпринимательской деятельности; доходы от операций с личным  имуществом и денежные накопления в финансово-кредитной  сфере. Источниками ресурсов домохозяйств могут быть также кредиты и  прочие   ресурсы (выигрыши в лотерею, доходы от займов физическим лицам  и др.).

Информация о работе Перспективы развития финансов домашних хозяйств РФ