Планирование и распределение прибыли»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 00:22, курсовая работа

Описание

В условиях рыночной экономики получение прибыли является непосредственной целью производства. Прибыль создает определенные гарантии для дальнейшего существования и развития предприятия. Каждое предприятие, прежде чем начать производство продукции, определяет, какую прибыль, какой доход оно сможет получить. Но экономическая нестабильность, монопольное положение товаропроизводителей искажают формирование прибыли как чистого дохода, приводят к стремлению получения доходов главным образом в результате повышения цен. Устранению инфляционного наполнения прибыли способствуют финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмов ценообразования, оптимальная система налогов. Эти задачи должно выполнять государство в ходе осуществления экономических реформ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Прибыль и ее роль в рыночной экономике 5
1.1 Понятие прибыли как экономической категории 5
1.2 Источники получения прибыли 7
1.3 Понятие балансовой прибыли 8
Глава 2. Методы планирования прибыли 11
2.1 Метод прямого счета , его достоинства и недостатки 11
2.2 Характеристика аналитического метода планирования прибыли 14
Глава 3. Распределение и использование прибыли на предприятии 16
3.1 Подходы к распределению прибыли на предприятии 16
3.2 Управление формированием прибыли 19
Расчетная часть 27
Заключение 53
Список литературы 55

Работа состоит из  1 файл

готовый2003.doc

— 477.50 Кб (Скачать документ)

     Предприятие самостоятельно распоряжается своим  имуществом. Оно вправе списывать, продавать, ликвидировать, передавать в уставные фонды других предприятий здания, сооружения, оборудования транспортные средства и другие основные фонды, материальные ценности, полученные в процессе сноса и разборки зданий, продавать отдельные объекты, товарно-материальные ценности и другие виды имущества. Финансовый результат имеет место только при продаже перечисленных видов имущества, а также при прочем выбытие недоаммортизированных объектов в некоторых случаях. При реализации основных фондов финансовый результат определяется как разница между проданной ценой реализованных на сторону основных средств и их остаточной стоимостью с учетом понесенных расходов по реализации.

     Под иным имуществом предприятия понимаются сырье, материалы, топливо, запчасти, нематериальные активы (патенты, лицензии, торговые марки  и т.д.) валютные ценности (иностранная  валюта, драгоценные металлы), ценные бумаги. Разница между продажной ценой этих видов имущества предприятия и их балансовой стоимостью (с учетом понесенных в связи с этим расходов) составляет финансовый результат, влияющий на сумму балансовой прибыли.

     Финансовые  результаты от внереализационных операций – это прибыль (убыток) по операциям различного характера не относящимся к основной деятельности предприятия и не связанным с реализацией продукции, основных средств, иного имущества предприятия, выполнением работ, оказанием услуг. Финансовый результат определяется как доходы (убытки) за минусом расходов по внереализационным операциям [11].

     Перечень  внереализационных прибылей (убытков) предприятия разнороден и довольно обширен. Значительный удельный вес могут составлять доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений и доходы от сдачи имущества в аренду, (они учитываются в составе внереализационных прибылей, если сдача имущества в аренду не является основной деятельностью предприятия).

 

Глава 2. Методы планирования прибыли

2.1 Метод прямого  счета, его достоинства  и недостатки

 
 

    Планирование прибыли – составная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на предприятии . Планирование прибыли производится раздельно по всем видам деятельности предприятия. Это не только облегчает планирование , но и имеет значение для предполагаемой величины налога на прибыль , так как некоторые виды деятельности не облагается налогом на прибыль, а другие – облагаются по повышенным ставкам . В процессе разработки планов по прибыли важно не только учесть все факторы, влияющие на величину возможных финансовых результатов , но и , обеспечивающий максимальную прибыль.

    Объектом  планирования  являются планируемые  элементы  балансовой прибыли. Главным  образом, прибыль от реализации продукции , выполнения работ, оказания услуг. Основой для расчета является объем производственной программы, который базируется на заказах потребителей и хозяйственных договорах.

    Прибыль  от реализации товарной продукции является основным компонентом валовой прибыли предприятия рассмотрим способы ее планирования [11, 10].

    Метод прямого счета    является наиболее распространённым . Он применяется , как правило,  при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. В наиболее общем  виде прибыль – это разница между ценой и себестоимостью, но при расчете плановой величины прибыли  необходимо уточнить объем продукции, от реализации которой ожидается эта прибыль . Прибыль по товарному выпуску планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, где определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода : 

    П тп = Ц тп – С тп  ; где,

      П тп  - прибыль по товарному выпуску планируемого периода;

    Ц тп     -  стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

    С тп    - полная себестоимость товарной продукции планируемого периода

     ( рассчитана в смете затрат  на производство и реализацию  продукции).

    Прибыль на реализуемую продукцию рассчитывается иначе:

    П  рн   = В рн    - С рн   ,где,

      В рн    - планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без налога на добавленную стоимость, акцизов , торговых и сбытовых скидок),

    П рн  - планируемая прибыль по продукции , подлежащей реализации в предстоящем периоде;

    С рн – полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.

    Исходя  из того, что объем реализуемой  продукции предстоящего планового периода в натуральном выражении определяется , как сумма остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода и объема выпуска товарной продукции в течении планируемого периода без остатков готовой продукции, которые не будут реализованы в конце этого периода , то расчет плановой суммы от реализации продукции примет вид:

    П рп   = П о1 + П тп - П о2  ;

    Где П рп   - прибыль от реализации продукции в планируемом периоде;

    П о1    -   прибыль в остатках продукции, не реализованной на начало планируемого периода;

    П тп - прибыль по товарной продукции , планируемой к выпуску в предстоящем периоде;

    П о2 – прибыль в остатках готовой продукции, которая не будет реализована в конце планируемого периода.

    Именно  такая методика расчета лежит  в основе применения укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.

    Другая  разновидность метода прямого счета  – метод по-ассортиментного планирования прибыли. Прибыль определяется по каждой ассортиментной  позиции , для чего необходимо располагать соответствующими данными.

    Прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода. После расчета прибыли от реализации продукции она увеличивается на прибыль от прочей реализации и планируемые внереализационные результаты.

    Укрупненный метод прямого счета применим на предприятиях с незначительной номенклатурой выпускаемой продукции. Метод по ассортиментного расчета используется при более широком ассортименте, если планируется себестоимость по каждому виду продукции. Главным достоинством метода прямого счета при известных ценах и неизменных  затратах в течении планируемого периода является его точность [11, c. 115-117].

    В современных условиях хозяйственный  метод прямого счета можно  использовать при планировании прибыли только на очень короткий период времени, пока не изменились цены, зарплата и другие обстоятельства. Это исключает его применение при годовом и перспективном планировании прибыли. Расчет прибыли не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при очень большой номенклатуре очень трудоёмок. 
 
 

2.2 Характеристика аналитического  метода планирования  прибыли

 

    При планирования прибыли аналитическим  методом   расчет ведется раздельно по сравнимой и не сравнимой товарной продукции.

    Сравнимая продукция выпускается в базисном году, который предшествует планируемому, поэтому известны ее фактическая себестоимость и объем выпуска. По этим данным можно определить базовую рентабельность Рб .

Рб   = (По : Стп) * 100%  ,где,

    По – ожидаемая прибыль ( расчет прибыли ведется в конце базисного  года, когда точный размер прибыли еще не известен);

    Стп – полная себестоимость товарной продукции базисного года.

    Допустим, что По составляет 100 тыс. ден. ед.,

                Стп – 400 тыс.ден. ед.,

       Тогда  Рб = ( 100 : 400 ) * 100 % = 25 %

    С помощью базовой рентабельности ориентировочно рассчитывается прибыль  планируемого года на объем товарной продукции планируемого года , но по себестоимости базисного года, но по себестоимости базисного года.

          Если объем товарной продукции планируемого года, по себестоимости составляет 500 тыс. ден. ед. , то прибыль ориентировочно будет равна : 500 * 25 % = 125 тыс. ден. ед. В этом расчете учтено влияние первого фактора – объема производства. Далее расчет ведется в определенной последовательности:

    Рассчитывается  изменение  (+,- ) себестоимости продукции  в планируемом году. Допустим , на основе прогноза о росте цен на сырье , увеличении амортизационных отчислений и прочих факторов себестоимости продукции планируемого года по сравнению с базисным возрастет на 20 тыс. ден. ед.;

    Определяется  влияние изменения ассортимента, качества, сортности продукции. Такие  расчеты выполняются в специальных  таблицах на основе плановых данных об ассортименте продукции, ее качестве и  сортности. Допустим , прибыль возрастет за счет этих факторов на 25 тыс. ден. ед.;

    После обоснования цены на готовую продукцию  планируемого года определяется влияние роста цен. Допустим , увеличение цен  на реализуемую продукцию в предстоящем году может дать 30 тыс. ден. ед..

    Влияние на прибыль всех выше перечисленных  факторов определяется путем их суммирования. Прибыль от производства сравнимой  товарной продукции в предстоящем  году составит: 125- 20 + 25 + 30 = 160 тыс. ден. ед.. ;

    Теперь  следует учесть изменение прибыли в нереализованных остатках готовой продукции на начало  ( 10 тыс. ден. ед. ) и на конец планируемого периода ( 5 тыс. ден. ед.)  : 10+160-5 = 165 тыс. ден. ед.

    В отличии от метода прямого счета  аналитический метод планирования прибыли показывает влияние факторов на величину прибыли, но и он в достаточной степени не учитывает влияние всех меняющихся условий хозяйствования на финансовые результаты и не обеспечивает их достоверности прежде всего из-за постоянно меняющихся условий хозяйствования [11, 8].

 

      Глава 3. Распределение и использование прибыли на предприятии 

     3.1 Подходы к распределению  прибыли на предприятии 

     Объектом  распределения является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той се части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.

     Принципы  распределения прибыли можно  сформулировать следующим образом:

     - прибыль, получаемая предприятием  в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;

     - прибыль для государства поступает  в соответствующие бюджета в  виде налогов и сборов, ставки  которых нс могут быть произвольно  изменены. Состав и ставки налогов,  порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;

     - величина прибыли предприятия,  оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;

     - прибыль, остающаяся в распоряжении  предприятия, в первую очередь  направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части - на потребление [17].

     На  предприятии распределению подлежит чистая прибыль, т.е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетные фонды.

Информация о работе Планирование и распределение прибыли»