План
Введение……………………………………………………………………………………………..2
1. задачки государственного
планирования природопользования……………………………….3
2. Сущность программно-целевого
способа планирования природопользования………………6
3. Планирование природопользование
в порту Ванино………………………………………….9
Заключение…………………………………………………………………………………………11
перечень использованной
литературы……………………………………………………………..12
1. ВВЕДЕНИЕ
Природопользование –
это рациональное внедрение природных
ресурсов и условий окружающей природной
среды, их воспроизводство и охрана.
Общественная полезность каждого элемента
природной среды есть потребительное
благо, которое обязано быть оценено, подсчитано,
использовано в виде норматива экологического
управления (защиты) природной среды.
Продуктом капиталовложений природоохранного
характера является продукт особенного
рода – экологически незапятнанная природная
среда, сохранение и приумножение темпов
прироста воспроизводства ресурсов.
Охрана природной среды
на современном этапе является элементом
самостоятельной, очень специфичной
производственной деятельности, которая
обязана опираться на подобающую
ей экономическую и правовую нормативную
базу. Первостепенная роль в создание
основ оптимального природопользования
отводится государственному планированию
и регулированию.
2. задачки государственного планирования
природопользования
В последние годы экологический
фактор сталь реально лимитировать
народное благосостояние: ухудшается
здоровье населения, возрастает число
генетических нарушений, сокращается
средняя длительность жизни и
т.П.
Бессистемный, расточительный и разрушительный
характер природопользования постоянно
порождает новейшие и все более новейшие
экологические трудности. Все это свидетельствует
о упадке гос политики природопользования.
Экологическая ситуация может
быть стабилизирована и улучшена
лишь методом конфигурации ориентации
социально-экономического развития страны,
формирования новейших ценностей и
нравственных установок, пересмотра структуры
потребностей, целей, ценностей и
способов деятельности человека. Это
потребует целого комплекса радикальных
политических, социально- экономических,
законодательных, технологических и других
мер.
Можно выделить следующие
стратегические цели русской Федерации
в области охраны окружающей среды
и оптимального природопользования:
. последовательное решение заморочек
развития хозяйственного комплекса страны,
при котором полностью учитываются экологические
и природно- географические условия конкретных
территорий;
. последовательное достижение на каждой
конкретной местности свойства среды
обитания, отвечающего системе оценок
генетического здоровья населения;
. восстановление и сохранение биосферного
равновесия, генетического фонда животного
мира;
. рациональное внедрение всего природно-ресурсного
потенциала России.
Планирование природопользования
представляет собой комплекс действий
и решений, разработка специфичных
стратегий, предназначенных для
реализации поставленных целей. Основными
этапами планирования в хоть какой сфере
деятельности (при условии, что цели определены)
являются сбор и анализ информации, прогноз
конфигурации ситуации в будущем, разработка
конкретных мероприятий для заслуги определенного
результата, формирование организационной
структуры для реализации мероприятий,
распределение ресурсов и выбор источников
финансирования.
В свете перечисленных
выше целей задачками государственного
планирования природопользования являются:
1. Определение главных
направлений гос политики в области
охраны окружающей природной среды.
Разработка целей и
направлений гос политики относится
к исключительной компетенции Федерального
собрания РФ.
2. Формирование достоверной
базы данных о состоянии природно-
ресурсного потенциала в русской Федерации,
сбор системно-организованных данных
о природных ресурсах и природных объектах
в границах административной местности
(русская Федерация, округ, район), предназначенных
для обеспечения процесса принятия управленческих
решений по вопросам охраны окружающей
среды, использования природных ресурсов
и обеспечения экологической сохранности.
В настоящее время, для
обеспечения органов исполнительной
власти и органов местного самоуправления
достоверной информацией о состоянии
природно-ресурсного потенциала в русской
Федерации формируется система
комплексных территориальных кадастров
природных ресурсов и объектов (далее
КТКПР). Порядок формирования КТКПР регламентируется
Приказом Министерства
Охраны Окружающей Среды и природных ресурсов
РФ № 326 от 17 августа 1995 года.
3. Разработка конкретных
программ, планов, мероприятий, направленных
на охрану окружающей среды
и рациональное природопользование
в следующих сферах:
. экологически безопасное
развитие производства и размещение
производительных сил;
. создание здоровой среды
обитания населения; предупреждение
и уменьшение опасного действия
природных явлений, техногенных аварий
и катастроф;
. оздоровление нарушенных
экосистем в экологически неблагополучных
регионах России;
. решение глобальных экологических
заморочек, международное сотрудничество
в области природоохранной деятельности.
4. Своевременное обеспечение
намеченных мероприятий и программ
нормативно-правовой базой. Разработка
стандартов и нормативных экологических
требований к хозяйственной деятельности
(при всех формах принадлежности),
антропогенным перегрузкам и
состоянию окружающей человека
среды.
В условиях перехода к рыночным
отношениям управление природопользованием
осуществляется, в основном, через
систему регламентаций режимов
природопользования, которая устанавливается
территориальными органами Министерства
охраны окружающей среды и природных
ресурсов РФ.
Регламентации и ограничения имеют ряд
градаций от тех, нарушение которых полностью
недопустимо, до более хороших.
5. Формирование эффективной
системы органов государственного
управления в области экологии
и природопользования, которые призваны
осуществлять единую экологическую
политику России на разных
уровнях планирования – на
уровне страны, регионов, конкретных
проектов и программ.
6. Разработка эффективной
системы финансирования мероприятий,
направленных на охрану природы
и рациональное природопользование.
Меры по стабилизации денежной
системы страны, выразившиеся в резком
сокращении расходной части федерального
бюджета, не разрешают в подходящей
мере задействовать его средства
для финансирования природоохранных
мероприятий.
На средства из федерального бюджета осуществляются
природоохранные мероприятия, лишь включенные
в состав государственных программ.
Централизованно за счет страны финансируется
также основная деятельность природоохранных
министерств и ведомств (Минприроды России,
Росгидромета, Роскомзема, Роскомвода
и др.).
Основными источниками финансирования
в природоохранной сфере остаются
средства компаний и организаций
всех форм принадлежности, аккумулируемые
посредством отчислений во внебюджетный
федеральный экологический фонд,
сбор платы за использование природными
ресурсами, загрязнение окружающей
природной среды, размещение отходов,
остальные виды вредного действия.
Основными способами планирования
природопользования на государственном
уровне являются нормативный и программно-целевой
способы.
Экологический норматив описывает
степень очень допустимого вмешательства
человека в экосистемы, при которой
сохраняются экосистемы желательной
структуры и динамических свойств.
Другими словами, недопустимыми
в хозяйственной деятельности человека
являются такие действия на природную
среду, которые приводят к опустыниванию.
Указанные ограничения в хозяйственной
деятельности человека либо ограничение
влияний нооценозов на природную среду
определяются желательными для человека
состояниями нообиогеоценоза, его социально-биологической
выносливостью и хозяйственными соображениями.
В качестве примера экологического норматива
можно привести биологическую продуктивность
биогеоценоза и хозяйственную производительность.
Общим экологическим нормативом для всех
экосистем является сохранение их динамических
свойств, до этого всего надежности и стойкости.
Другое, одно из важнейших
средств воплощения экологической
политики
России, — программный механизм реализации
мер по охране окружающей среды
2. Сущность и задачки программно-целевого
способа планирования природопользования
Сущность программно-целевого
способа планирования состоит в
комплексном подходе к достижению
заданной цели с помощью особой программы,
в которой предусматривается
организационный механизм реализации
программы. Первым этапом программно-целевого
планирования является постановка и
четкая формулировка определенной задачки;
под конкретную задачку разрабатывается
и утверждается план действий (программа)
с детализированным описанием мероприятий
и лиц (организаций), ответственных
за проведение каждого мероприятия.
Программа обязана предугадывать источники
финансирования, этапы реализации, критерии
оценки достигнутых результатов.
Программно-целевой способ
планирования природопользования на уровне
страны представляет собой пакет
нормативных актов (Планов, Программ,
Мероприятий и т.Д.), Рассчитанных, как
правило, на долгосрочной базе (2-5 лет).
В конце 1993 г., В согласовании
с решением Конференции ООН по окружающей
среде и развитию, был разработан государственный
план действий
России по окружающей среде, который в
1994 г. Стал основой подготовки базисных
документов, определяющих экологическую
политику страны.
4 февраля 1994 г. Указом
Президента русской Федерации
одобрены
"главные положения гос стратегии русской
Федерации по охране окружающей среды
и обеспечению устойчивого развития".
Во выполнение этого Указа был разработан
и утвержден план действий Правительства
русской Федерации по охране окружающей
среды на 1994-1995 гг. (От
18.05.94 г. №496), а также проведен конкурс
на разработку проекта Концепции перехода
русской Федерации на модель устойчивого
развития.
План действий Правительства
русской Федерации по охране окружающей
среды представляет собой список
конкретных мероприятий - законодательных
и нормативных актов, программ и
остальных заморочек, подлежащих разработке
и реализации в установленные сроки ответственными
исполнителями. Из 96 работ, предусмотренных
планом действий Правительства, 30 (29%) -
это законопроекты, 47 (45%) - федеральные
целевые программы (подпрограммы) и 19
(26%) - остальные нормативные документы.
В сфере решения заморочек взаимодействия
общества и природы, сохранения природных
богатств, предотвращения вредного действия
хозяйственной и другой деятельности,
оздоровления окружающей среды огромное
место отводится федеральным целевым
программам. Они являются важнейшим средством
реализации структурной политики страны,
активного действия на экономические
и экологические процессы для заслуги
конечных социально-экономических результатов.
Минприроды России создано
11 федеральных программ и подпрограмм
(включая "Экологическая сохранность
России"), две программы утверждены
(одобрены) в 1994 году Постановлениями Правительства
русской Федеpации, а конкретно: от 06.07.94
г. №809 "понижение уровней облучения
населения и производственного персонала
от природных радиоактивных источников"
("Радон") и от 25.11.94 г. №1306 "О комплексной
федеральной программе по обеспечению
охраны озера Байкал и оптимальному использованию
природных ресурсов его бассейна".
По ряду федеральных программ
экологической направленности государственными
заказчиками являются остальные
министерства и ведомства.
Распоряжением Правительства русской
Федерации от 23.04.94 г. №574-р по заказу Комитета
русской Федерации по аква хозяйству головными
организациями - разработчиками (Нижегородская
государственная архитектурно- строительная
академия, Институт аква заморочек РАН,
ИЦ "Союзводпроект") вместе с ведущими
научными организациями России завершается
разработка федеральной целевой программы
"Оздоровление экологической обстановки
на реке Волге и её притоках, восстановление
и предотвращение деградации природных
комплексов Волжского бассейна" ("Возрождение
Волги").
Исходя из главных положений
программы, любая ветвь и отдельные
субъекты хозяйственной деятельности,
имеющие свои объекты в бассейне
реки, обязаны создать и воплотить
энерго-, ресурсосберегающие технологии
и проекты, удовлетворяющие работающим
экологическим требованиям и ограничениям,
а также найти экономические и денежные
условия поэтапного доведения технологий
до экологически допустимого уровня, с
указанием конкретных результатов их
эффективности по каждому году.
Основной неувязкой реализации
разработанных программ является финансирование.
Уровень финансирования программ из
федерального бюджета в
1997 году не превосходил 5-6% от общих издержек,
это вдвое ниже предусмотренного при утверждении
программ.
воплощение ранее утвержденной
программы "Конверсия - экологии"
срывается из-за отсутствия финансирования.
Меж тем её реализация могла бы повысить
экологическую сохранность России, понизила
бы риск больших техногенно-экологических
катастроф, в особенности в условиях переходного
периода, характеризуемого дестабилизацией
промышленного производства и нарушениями
технологических регламентов. К примеру,
в итоге реализации программ «Диоксины»,
ЕГАСКРО, «Заповедники» В 1997 году предотвращен
экологический вред на сумму около 2 млрд.
Рублей.*
Развитие программно-целевого
способа решения природоохранных
заморочек является важнейшей задачей
государственного регулирования природопользования.
В данной связи обязана отыскать свое
решение неувязка повышения эффективности
использования забугорных кредитов глобального
банка, выделяемых под реализацию Проекта
по управлению окружающей средой (ПУОС),
Проекта ГЭФ по поэтапному сокращению
потребления озоноразрушающих веществ
в
русской Федерации и остальных.
Впрочем, в условиях социально-политического
и экономического кризиса в стране,
грозящего России дефолта, основной
упор следует делать на локальные
источники финансирования, то есть
на средства компаний и людей.
3. План природоохранных мероприятий в
порту ванино
главным видом деятельности
стивидорных компаний, работающих в
порту
Ванино (ОАО «Порт Ванино», ЗАО «Трансбункер»
является организация и создание погрузочно-разгрузочных,
транспортно-экспедиторское сервис каботажных,
внешнеторговых и транзитных грузов.
Основными видами грузов, проходящими
через ОАО «Порт Ванино», являются
лесные, генеральные грузы, руда и
сплавы. ЗАО «Трансбункер» перерабатывает,
в основном, нефтепродукты. В связи с этим
приоритетным направлением в области
охраны окружающей среды на в Администрации
порта
Ванино является очистка акватории порта.
Основными моментами плана
по поддержанию акватории в обычном
санитарном состоянии являются:
1. Предотвращение загрязнения
акваторий порта.
Основными мерами по предотвращению
загрязнения акваторий порта
являются установление нормативов свойства
воды и регламентация правил обслуживания
судов, которые закрепляются в соответствующих
руководящих документах, изданных Морской
Администрацией. Указанные правила
отражены в
«Своде обычаев порта Ванино», доведены
до сведения всех судовладельцев. В частности,
судну запрещается сбрасывать на акватории
порта Ванино мусор и льялые воды. Сбором
отходов с судов занимается специализированное
плавсредство.
2. Организация проведения работ
по регулярной очистки акваторий порта.
Общие требования к качеству
воды акваторий портов установлены
Санитарными правилами и нормами охраны
прибрежных вод и морей. Для оценки степени
загрязненности инсталлируются контрольные
участки размером от 50 до 100 м2 (не менее
3 участков). Оценку степени загрязненности
акватории плавающими примесями создают
зрительно в баллах. Общественная оценка
степени загрязненности принимается по
худшему параметру (высокому баллу) хоть
какой плавающей примеси. При степени
загрязненности акватории, превышающей
2 балла, делается очистка воды силами
и техническими средствами Морской администрации.
Следует отметить, что финансирование
мероприятий по поддержанию акватории
порта в обычном состоянии происходит
минуя федеральный бюджет, а конкретно
– за счет средств компаний и организаций.
Ежеквартально компании перечисляют на
особый экологический счет районной администрации
платежи за сбросы загрязняющих веществ
в акваторию порта. 90% Платежей идет по
предоплате за плановый период (квартал)
к примеру, сумма перечислений ОАО «Порт
Ванино» по указанной позиции составила
25000 руб. За 1998 год.
3. Организация работ по
ликвидации разливов нефти и
их последствий.
Для предупреждения разлива
нефти участок, на котором осуществляется
бункеровка судов (территория ЗАО «Трансбункер»)
защищена стационарными боновыми заграждениями.
В случае разлива нефтепродуктов боновые
заграждения инсталлируются вокруг судна,
вокруг нефтяного пятна или по дуге с обхватом
нефтяного пятна. Главным способом сбора
нефти при ликвидации разливов в порту
Ванино является механический способ,
при котором жидкость с поверхности акватории
собирается специально оборудованном
нефтесборщиком.
Расходы по локализации и
ликвидации разлива нефти возмещаются,
как правило, стивидорной компанией
или судовладельцем.
План природоохранных
мероприятий ОАО «Порт Ванино»
на 1999 год
План оптимального природопользования
в стивидорной компании ОАО «Порт
Ванино» разрабатывается и утверждается
раз в год комитете экологии
Ванинского района. На 1999 год намечены
следующие природоохранные мероприятия:
1. Консервация котлов
на жестком топливе на 15-м причале.
Установка бойлера KSO-200R, работающего
на дизельном топливе. Общественная
сметная цена приобретения и
установки бойлера – 3600USD. Ожидаемый
эффект – уменьшение выбросов
в атмосферу.
2. облагораживание автозаправочной
станции на местности ППК-1 производственно-ливневой
канализацией. Реконструкция поливомоечного
кара на базе кара ЗИЛ-130. общественная
сметная цена – 8000 руб.
Ожидаемый эффект – уменьшение выбросов
в атмосферу, предотвращение загрязнения
земли.
3. Проведение лесопосадок*.
Устройство противопожарных разрывов.
Подготовка земли под посадку. Общественная
сметная цена, включая приобретение саженцев
у Северного лесничества, составляет 168900
руб. Ожидаемый эффект
–восстановление лесного покрытия на
местности площадью 80 га.
4. Заключение
Цели, задачки и значимость планирования
природопользования определены давно.
но, как бы хорош и реалистичен не был план,
его тяжело воплотить в условиях глобального
дефицита средств (глобального в масштабах
России). В связи с этим, эффективность
государственного регулирования природопользования
неприклонно снижается. Начиная с 1991 года,
на первом плане в Правительстве стоят
такие трудности, как инфляция, кризис
производства, погашение внешнего долга.
Экологические последствия таковой политики
будут самыми трагическими.
к примеру, принятые энерго программы,
развитие атомной энергетики, ориентация
на увеличение добычи нужных ископаемых
дозволят повысить валовой внутренний
продукт. Но очевидны и очень нехорошие
экологические последствия такового курса
для многих регионов страны. В экономике
нужна ориентация на конечные результаты,
а не на промежуточные валовые характеристики.
Поэтому планирование природопользование
обязано осуществляться в рамках общего
планирования народохозяйственной деятельности.
И наоброт, каждый план, или программа
по развитию объектов индустрии, сельского
хозяйства, энергетики обязан предугадывать
мероприятия по оптимальному природопользованию.
Стабилизация экологической ситуации
в России во многом зависит от эффективности
проводимых в стране экономических реформ,
их адекватности целям формирования устойчивого
типа развития русской экономики. И тут
очень важны меры по созданию с помощью
эффективных рыночных инструментов и
регуляторов благоприятного климата для
развития всех сфер бизнеса, способствующего
экологизации экономики.
перечень использованной литературы
1. Доклад Председателя Госкомэкологии
России «Итоги десятилетия.
Приоритетные задачки на будущее»// ЭКОС-информ.
1998. №2
2. Итоги работы Госкомэкологии России
за 1996 год и задачки на 1997 год//
ЭКОС-информ. 1997. №1-2.
3. Нестеров П.М., Нестеров А.П. “Экономика
природопользования и рынок”,
Москва, 1997г.
4. Протасов В.Ф., Молчанов А.В. «Экология,
здоровье и природопользование в
России», Москва, деньги и Статистика,
1995г.
5. Пыльнева Т.Г. “Природопользование”,
Москва, 1997г.
6. Резолюция Международногшо симпозиума
«Стратегия развитии России в третьем
тысячелетии»// ЭКОС-информ. 1997. №12 |