Пластиковые карты-современный платежный инструмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:13, курсовая работа

Описание

В условиях развития мирохозяйственных связей происходит процесс интеграции экономик отдельных государств и развития платежных систем, в частности, в направлении развития безналичных форм расчетов, которые, в свою очередь, нашли широкое применение в современном мире. Одним из инструментов безналичных расчетов является пластиковая карта. В большинстве экономически развитых стран пластиковая карта является неотъемлемым атрибутом сферы торговли и услуг. Проведение операций с помощью платежных карт показывает степень интегрированности банковской системы и общества. Достаточно сказать, что безналичная оплата товаров и услуг в промышленно развитых странах достигает 90% в структуре всех денежных операций. 1

Содержание

Введение…………………………………………………………………...………3
Глава 1. Теоретические основы использования пластиковых карт…………5
История возникновения пластиковых карт……..………………....……..5
Виды пластиковых карт …………………..…………………………..….12
Глава 2. Зарубежный и Российский опыт использования пластиковых карт………………………………………………………………………………15
2.1. Зарубежный опыт использования пластиковых карт…………………….15
2.1. Российский опыт использования пластиковых карт…………………......21
Заключение………………………………………………………………..……..32
Список литературы……………………………………………………….……..35

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа фин и кредит пластиковые карточки.doc

— 156.50 Кб (Скачать документ)

К сожалению, понимание  важности контроля финансовых рисков для платежных карточных систем в России пришло слишком поздно. Недооценивалась прежде всего зависимость  от надежности банков-членов системы. Финансовая надежность расчетного банка  системы является просто решающим фактором. Игнорирование этого привело к исчезновению с рынка таких карточек, как «Универсал» Тверьуниверсалбанка, карточек Мытищинского коммерческого банка и банка «Оптимум».36

Особое место среди  пластиковых карточек занимают так  называемые «потребительские карточки», обычно выпускаемые не финансовыми учреждениями, а коммерческими компаниями для оплаты товаров и услуг в торговой сети данной компании. В России развивается и этот сектор рынка пластиковых платежных средств, хотя выделить крупную и успешно действующую сейчас систему потребительских карточек трудно.

В связи с этим следует  отметить два важных момента. Строго говоря, потребительские карточки не являются универсальными (банковскими) карточками. Основными их отличиями, весьма важными для держателей карточек, является невозможность получения наличных денег и ограниченность их применения коммерческой сетью компании-эмитента. В этом смысле универсальные карточки, выпускаемые банками в рамках межбанковских платежных систем, имеют перед ними очевидные преимущества.

С другой стороны, в странах  с развитой системой финансовых услуг  потребительские карточки занимают значительную долю рынка, часто превосходя по общему количеству универсальные  банковские карточки. Карточки «Олби» и «Орткард», выпускавшиеся в России, были примерами относительно популярных, но, к сожалению, очень краткосрочных программ такого рода.

Компания «Олби» работала на российском рынке довольно успешно. Руководители карточной программы  хорошо понимали российский рынок, в  частности, потребности потенциальных клиентов. В 1992 году крупные государственные, полугосударственные и коммерческие организации были готовы выплачивать своим сотрудникам премии и зарплаты в валюте, но не имели право делать это наличными деньгами. Компания «Олби-дипломат» предлагала таким предприятиям договора, в соответствии с которыми валюта в значительных объемах переводилась на карточки «Олби» «для приобретения сотрудниками товаров народного потребления». 37

Однако клиенты и  по психологическим, и по экономическим причинам предпочитали иметь наличные, которые по карточкам «Олби» получить было невозможно, либо слишком трудно и долго. Именно поэтому часть клиентов с большей охотой пользовалась банковскими карточками. Но компания точно уловила новую потребность рынка — размещение денег под высокие проценты — и использовала свое преимущество перед банками по более высоким процентам (до 20—25% годовых). Фактически «Олби» занималась привлечением валютных депозитов физических лиц, хотя с клиентом оформлялся договор о пользовании карточкой.

Несмотря на успешную маркетинговую политику, а, возможно, даже благодаря ей, «Олби» не проявляла  интереса к сотрудничеству с другими  банками даже после того, как ее карточка стала карточкой банка  «Национальный кредит», что в  какой-то степени предрешило ее судьбу. Хотя определяющим опять был уже упомянутый фактор надежности расчетного банка.

В настоящее время  активную работу по развитию собственного карточного бизнеса начал (с 1994г.) или, точнее сказать, возобновил крупнейший банк России – Сбербанк РФ. Учитывая лидирующие позиции этого банка в обслуживании физических лиц, государственные гарантии надежности (порядка 51% акций у государства) и настойчивое стремление руководства банка к внедрению новейших достижений техники, можно сказать, что именно это финансовый институт постепенно станет основным центром развития карточного бизнеса в России. Сбербанк в короткие сроки прошел основные этапы развития карточных программ, на осуществление которых первым компаниям-эмитентам в США потребовались десятилетия. Пилотные проекты осуществлялись территориальными банками Сбербанка самостоятельно и без жесткой централизации со стороны головного офиса. В различных территориальных банках были опробованы практически все виды пластиковых карт, существующие в настоящее время – магнитные, memory-карты, микропроцессорные карты. Однако такой широкий разброс не позволял использовать главное преимущество Сбербанка – отлаженную единую систему клиринговых безналичных расчетов. Малые тиражи карточек и слишком широкий спектр необходимого для их обслуживания оборудования послужили причиной высокой стоимости и малой рентабельности пилотных проектов. В связи с этим, решением Наблюдательного Совета Сбербанка России была утверждена концепция развития карточного бизнеса для всех территориальных учреждений. Единой платформой банка была избрана платформа U.E.P.S., разработанная и запатентованная французской компанией “NET1 International”. 38

Подробная характеристика и анализ карточной работы Сбербанка  Российской Федерации приводится во второй и третьей главе настоящей работы на примере одного из территориальных банков.

 

 

 

 

Заключение

На международных рынках достигнуты впечатляющие успехи в реализации технологии применения различных видов платежных  карт и соответствующих  платежных систем эмитентов и эквайеров. В России пластиковые карты как платежный инструмент переживают период стремительного развития.

Отчетливые тенденции развития пластиковых карточек является их интеллектуализацией  на базе современных достижений микропроцессорной техники и электронных коммуникаций.

Наиболее перспективным направлением развития пластиковых карточек в  крупных городах России является создание локальных систем мелких платежей. Одновременно следует ожидать широкого освоения технологии интеллектуальных карточек и стандартов их применения.

Во-первых, следует отметить, что  рынок банковских услуг в целом  претерпел значительные изменения  и выжившие в условиях финансовых кризисов, наиболее жизнеспособные банки  вынуждены развернуть между собой  борьбу за привлечение наиболее выгодных, наиболее богатых клиентов. Одним из важных составляющих этой борьбы является расширение спектра предоставляемых услуг, в том числе и за счет операций с магнитными карточками. При этом, с учетом международного опыта, неизбежным представляется развитие тенденции к объединению первоначально разрозненных систем многих банков и фирм в единую универсальную платежную систему. Учитывая специфику положения на финансовом рынке Сбербанка России именно ему удобнее и выгоднее всего выступить в качестве координатора этой системы. Причем и всем остальным участникам будет наиболее удобно и выгодно, если эти функции останутся за Сбербанком России.

Во-вторых, в силу конкурентной борьбы за клиентов участники систем карточных  расчетов неизбежно будут стремиться к снижению стоимости своих услуг, удешевлению стоимости карточек для клиентов и расширению спектра применяемых финансовых схем (в том числе и схем кредитования с использованием банковских карт).

В-третьих, развитие инфраструктуры рынка банковских карт (сети торговых и сервисных точек, принимающих к оплате банковские карты, банкоматов, расчетных центров и т.п.) не отстает от темпов выпуска банковских карточек.

В-четвертых, специфика российского  рынка состоит в том, что рынок  развивается в основном не за счет индивидуальных вкладчиков и держателей карт, а за счет зарплатных проектов. Суть которых - обслуживание банком процесса начисления и выдачи заработной платы сотрудникам предприятия с использованием банковских пластиковых карт. Эта система очень широко распространена в регионах России и доля зарплатных карточек оставляет порядка 80% всех выпущенных карт.

В-пятых, большинство как российских, так и зарубежных банков идут по пути диверсификации своего карточного бизнеса путем присоединения к международным системам расчетов, членстве в российских системах и развития собственных карточных программ. Однако такая стратегия развития содержит в себе потенциальную опасность приобретения оборудования для обслуживания карточек устаревших международных систем, что может послужить в будущем тормозом во внедрении более современных ЧИП-технологий.

В-шестых, российские банки - эмитенты банковских карт в большинстве своем  выпускают в обращение дебетовые  карточки в связи с особенностями  экономической ситуации в стране (инфляция, платежный кризис, повышенные финансовые риски и т.д.). Банки стремятся застраховать себя от возможных потерь и поэтому при выдаче даже международной кредитной карты требуют внесения страхового депозита, превышающего лимит кредитования, что ставит суть «кредитной сделки» под сомнение. Фактически, выпущенные российскими банками карты в настоящее время выполняют исключительно функцию «электронного кошелька». При этом, с развитием конкуренции на рынке банковских карт, клиент несомненно будет работать с тем банком, который не только пользуется его деньгами, но и позволяет в случае необходимости оперативно получить определенную сумму в кредит и предлагает наиболее выгодную и удобную схему его погашения.

В-седьмых, большинство карточек, эмитируемых в России являются магнитными вследствие относительно низкой себестоимости их производства. При этом банки вкладывают огромные средства в создание дорогостоящей инфраструктуры для обслуживания этих карт. Но основным фактором, препятствующим сегодня западным странам быстро перейти к электронным картам, является развитая инфраструктура для обслуживания магнитных карт. Им нужны огромные средства для переоборудования существующих систем. Россия и ее банки сегодня обладают уникальной возможностью перешагнуть через этап развития традиционных, но устаревших платежных схем. И в этом отношении знаменателен факт появления на российском рынке современных микропроцессорных карточек, которые выходят на передовые рубежи не только отечественной, но и зарубежной систем расчетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Банковское дело: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. | Г.Г. Коробовой. — М.: Юристъ, 2002. — 751 с.
  2. Банковские электронные услуги: Учебное пособие для вузов, под ред. Рудакова О.С - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000. - 261 с.
  3. Витвицкая Т.Р.  «Электронные деньги в России» /Экономика и жизнь, №10/2002.
  4. Витвицкая Т.Р.  «Электронные деньги в России» /Экономика и жизнь, №10/2002.
  5. Ермолаев Е.В. «Карточный бизнес: итоги и тенденции» / Расчеты и операционная работа в КБ, № 6/2004.- С. 50-56
  6. Иванов Н.В. «Операционная работа с картами» / Расчеты и операционная работа в КБ №1/2004.
  7. Корпоративные пластиковые карточки: Учебное пособие, под ред.Макарова Г.Л. - М.: Финстатинформ, 1998 . - С. 8-9
  8. Пластиковые карточки. Англо-русский толковый словарь терминов международной практики безналичных расчетов на основе пластиковых карточек./ Н.В.Бабинова, А.И.Гризов, М.С.Сидоренко; Под общей редакцией А.И.Гризова. - М.: АОЗТ «Рекон», 1999.- 36 с.
  9. Пластиковые карты. 2-е издание, переработанное и дополненное.Сост. А.А.Андреев.-М.: Концерн «Банковский Деловой Центр», 2003. - С. 24-107.
  10. Пластиковые карточки в России. Сборник. Сост. А.А.Андреев, А.Г.Морозов, Д.А.Равкин. - М.: БАНКЦЕНТР, 2002. - 256 с.
  11. «Рынок внутренних пластиковых карт» / Банковские системы и оборудование, № 7/2004
  12. Учет и операционная техника в банках: Учебное пособие для вузов, под ред. Немчинов В.К. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003. –

С. 116-117

1 Банковское дело: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. | Г.Г. Коробовой. — М.: Юристъ, 2002. — 741 с.

2 Банковские электронные услуги: Учебное пособие для вузов, под ред. Рудакова О.С - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000. – С. 261

3 Банковское дело: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. | Г.Г. Коробовой. — М.: Юристъ, 2002. — С. 175

4 Корпоративные пластиковые карточки: Учебное пособие, под ред.Макарова Г.Л. - М.: Финстатинформ, 1998 . - С. 8-9

.

5 Пластиковые карточки в России. Сборник. Сост. А.А.Андреев, А.Г.Морозов, Д.А.Равкин. - М.: БАНКЦЕНТР, 2002. - С. 256

.

6 Т.Р. Витвицкая. «Электронные деньги в России» /Экономика и жизнь, №10/2002.

7 Т.Р. Витвицкая. «Электронные деньги в России» /Экономика и жизнь, №10/2002.

8 Там же.

9 Учет и операционная техника в банках: Учебное пособие для вузов, под ред. Немчинов В.К. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003. – С. 116.

10Учет и операционная техника в банках: Учебное пособие для вузов, под ред. Немчинов В.К. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003. – С. 116.

11 Там же. – С. 116.

12 Там же. – С. 117.

13 Т.Р. Витвицкая. «Электронные деньги в России» /Экономика и жизнь, №10/2002.

14 Там же.

.

15 А.К. Воронин. «Новые банковские продукты на основе карт» / Расчеты и операционная работа в КБ, № 2/2005.- С. 103 .

.

16 А.К. Воронин. «Новые банковские продукты на основе карт» / Расчеты и операционная работа в КБ, № 2/2005.- С. 103

17 Там же. – С. 103.

18 Е.В. Ермолаев. «Карточный бизнес: итоги и тенденции» / Расчеты и операционная работа в КБ, № 6/2004.- С. 50 .

19 Е.В. Ермолаев. «Карточный бизнес: итоги и тенденции» / Расчеты и операционная работа в КБ, № 6/2004.- С. 52..

20 Е.В. Ермолаев. «Карточный бизнес: итоги и тенденции» / Расчеты и операционная работа в КБ, № 6/2004.- С. 54

21 Е.В. Ермолаев. «Карточный бизнес: итоги и тенденции» / Расчеты и операционная работа в КБ, № 6/2004.- С. 55.

22 Там же - С. 55.

23 Е.В. Ермолаев. «Карточный бизнес: итоги и тенденции» / Расчеты и операционная работа в КБ, № 6/2004.- С. 56.

24 Пластиковые карточки. Англо-русский толковый словарь терминов международной практики безналичных расчетов на основе пластиковых карточек./ Н.В.Бабинова, А.И.Гризов, М.С.Сидоренко; Под общей редакцией А.И.Гризова. - М.: АОЗТ «Рекон», 1999.- 36 с.

25Там же - 36 с.

Информация о работе Пластиковые карты-современный платежный инструмент