Платежеспособность и финансовое состояние предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:07, курсовая работа

Описание

Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы.

Содержание

Введение 2
1. Платежеспособность и финансовое состояние предприятия 3
1.1 Понятие платежеспособности предприятия 3
1.2 Платежеспособность как отражение финансовой устойчивости предприятия 6
2. Анализ платежеспособности и управления предприятия 13
2.1 Анализ платежеспособности предприятия 13
2.2 Управление платежеспособностью 23
2.3 Пути повышения платежеспособности 27
3. Оценка платежеспособности предприятия на основе изучения потоков денежных средств 31
Заключение 33
Список литературы: 34

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 171.50 Кб (Скачать документ)

Общий показатель ликвидности  баланса следует использовать для комплексной оценки ликвидности баланса в целом. С помощью данного показателя осуществляется оценка изменения финансовой ситуации в организации с точки зрения ликвидности. Данный показатель применяется также при выборе наиболее надежного партнера из множества потенциальных партнеров на основе отчетности. Он показывает отношение суммы всех ликвидных средств предприятия к сумме всех платежных обязательств (краткосрочных, долгосрочных и среднесрочных) при условии, что различные группы ликвидных средств и платежных обязательств входят в указанные суммы с весовыми коэффициентами, учитывающими их значимость с точки зрения сроков поступления средств и погашения обязательств. Данный показатель позволяет сравнивать балансы предприятия, относящиеся к разным отчетным периодам, а также балансы различных предприятий и выяснять, какой баланс более ликвиден.

Общий показатель ликвидности  баланса выражает способность предприятия  осуществлять расчеты по всем видам обязательств как по ближайшим, так и по отдаленным. То есть этот показатель не дает представления о возможностях предприятия в плане погашения именно краткосрочных обязательств. Поэтому для оценки платежеспособности предприятия используются три относительных показателя ликвидности, различающиеся набором ликвидных средств, рассматриваемых в качестве покрытия краткосрочных обязательств.

Для оперативного анализа  текущей платежеспособности, ежедневного  контроля за поступлением средств от продажи продукции, от погашения  дебиторской задолженности и  прочими поступлениями денежных средств, а также для контроля за выполнением платежных обязательств перед поставщиками и прочими кредиторами составляется платежный календарь, в котором, с одной стороны, подсчитываются наличные и ожидаемые платежные средства, а с другой стороны - платежные обязательства на этот же период (1, 5, 10, 15 дней, месяц).

Оперативный платежный  календарь составляется на основе данных об отгрузке и реализации продукции, о закупках средств производства, документов о расчетах по оплате труда, на выдачу авансов работникам, выписок со счетов банков и др.

При анализе платежеспособности, кроме количественных показателей, следует изучить качественные характеристики, не имеющие количественного изменения, которые могут быть охарактеризованы, как зависящие от финансовой гибкости предприятия.

Группа коэффициентов  платежеспособности (или структуры  капитала) включает следующие коэффициенты:

1) коэффициент собственности;

2) коэффициент заемных  средств;

3) коэффициент зависимости;

4) коэффициент покрытия  процента.

1. Коэффициент собственного  капитала:

К = Собственный капитал / Итоги баланса х 100%

Коэффициент собственного капитала характеризует долю собственного капитала в источниках финансирования деятельности предприятия. Он также  отражает соотношение интересов  инвесторов и кредиторов. Высокий удельный вес собственных средств в структуре долгосрочных пассивов при прочих равных условиях обеспечивает стабильное финансовое положение предприятия. Допустимые значения: в западном финансовом управлении считается, что значение данного коэффициента необходимо поддерживать на уровне, превышающем 50%.

2. Коэффициент заёмного  капитала:

К = Заемный капитал / Итоги  баланса х 100%

Коэффициент заемного капитала отражает долю заемного капитала в  источниках финансирования деятельности предприятия. Этот коэффициент по своему значению является обратным коэффициенту собственности. Допустимые значения: в западном финансовом управлении считается, что значение данного коэффициента необходимо поддерживать на уровне ниже 50%.

3. Коэффициент зависимости:

К = Заёмный капитал / Собственный  капитал х 100%

Допустимые значения: в западном финансовом управлении считается, что высокое значение коэффициента нежелательно. Данный коэффициент характеризует  зависимость фирмы от внешних  займов. Чем выше значение показателя, тем больше долгосрочных обязательств у данного предприятия, тем более рискованным является его положение. Большая внешняя задолженность, в том числе по выплате процентов, означает потенциальную опасность возникновения дефицита денежных средств, что, в свою очередь, может привести к банкротству предприятия.

4. Коэффициент покрытия  процента:

К = Прибыль до выплаты  процентов и налогов / Расходы  по выплате процентов (раз)

Коэффициент покрытия процента характеризует степень защищенности кредиторов от риска невыплаты процентов по размещенным кредитам. Коэффициент показывает, сколько раз в течение отчетного периода предприятие заработало средства для выплаты процентов по займам. Данный показатель также отражает допустимый уровень снижения доли прибыли, направленной на выплату процентов. Допустимые значения: чем выше значение коэффициента, тем лучше.

 

Цели анализа ликвидности  и платежеспособности предприятия

Менеджеры

Владельцы

Заимодавцы

1-я цель — Анализ  производственной деятельности:

- коэффициенты прибыльности;

- анализ издержек;

- операционный рычаг;

- анализ налоговых  платежей.

1-я цель — Прибыльность:

- доходность собственного  капитала;

- прибыль на акцию;

- курс акций;

- доходность акций;

- стоимость бизнеса.

1-я цель — Ликвидность:

- коэффициент текущей ликвидности;

- ликвидационная стоимость;

- денежные потоки.

2-я цель — Управление  ресурсами:

- оборачиваемость активов;

- оборачиваемость запасов;

- оборачиваемость дебиторской  задолженности;

- управление оборотным  капиталом;

- характеристики кредиторской задолженности.

2-я цель — Распределение  прибыли:

- дивиденды на акцию;

- текущая доходность  акций;

- коэффициент выплаты  дивидендов;

- коэффициент покрытия  дивидендов.

2-я цель — Финансовый  риск:

- доля долга в активах;

- собственный оборотный капитал.

3-я цель — Доходность:

- доходность активов;

- маржа прибыли;

- стоимость капитала.

3-я цель — Рыночные  показатели:

— коэффициент Р/Е;

— соотношение рыночной и балансовой стоимости акций;

— динамику курса акций.

3-я цель — Обслуживание  долга:

- просроченная задолженность;

- коэффициент покрытия  долговых обязательств;

- коэффициент покрытия  процентных выплат.


 

2.2 Управление платежеспособностью

 

Одним из важных условий  успешного управления финансами  предприятий является анализ и диагностика  его финансового состояния и финансовой устойчивости. Главная цель анализа – своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы укрепления финансового состояния предприятия и его платежеспособности. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия и его подразделений.

Результаты финансового  анализа позволяют выявить уязвимые места, требующие особого внимания, и разработать мероприятия по их ликвидации.

В настоящее время  в России проблема оценки финансового  состояния предприятия является крайне актуальной, причем как для различных государственных ведомств, контролирующих деятельность хозяйствующих субъектов, так и для менеджмента самого предприятия.

Анализ финансового  состояния предприятия - это расчет, интерпретация и оценка комплекса  финансовых показателей, характеризующих различные стороны деятельности организации. Содержанием анализа является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих решений по обеспечению выполнения производственных программ предприятия, оценки уровня их выполнения, выявления слабых мест и внутрихозяйственных резервов.

Анализ представляет собой комплексное исследование действия внешних и внутренних, рыночных и производственных факторов на количество и качество производимой предприятием продукции, финансовые показатели работы предприятия, и указывать возможные перспективы развития дальнейшей производственной деятельности предприятия в выбранной области хозяйствования.

Объектом финансового анализа является бухгалтерская отчетность предприятия. Анализ данных отчетности проводится с целью своевременного выявления и устранения недостатков финансовой деятельности предприятия и нахождения резервов улучшения его финансового состояния.

К основным методам анализа относятся:

·  Горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом, что позволяет выявить тенденции изменения статей баланса или их групп и на основании этого исчислить базисные темпы роста.

·  Вертикальный (структурный) анализ проводится в целях определения структуры итоговых финансовых показателей, т.е. выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателей (выявление влияния каждой позиции отчетности на результат в целом).

·  Трендовый (динамический) анализ основан на сравнении каждой позиции отчетности за ряд лет и определения тренда, т.е. общей тенденции и прогнозирование на этой основе дальнейшего развития ситуации. Трендовый анализ может быть построен с помощью методов статистики (скользящее среднее, полином 1-го или 2-го порядка и т.д.) на основе данных как горизонтального, так и вертикального анализа.

·  Расчет финансовых коэффициентов – расчет соотношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности. По результатам расчета финансовых коэффициентов производится сравнительный анализ.

Таблица № 1: Методы анализа  финансового состояния предприятия.

Методы анализа

Сущность метода

1

Горизонтальный

сравнение каждой позиции  отчетности с предыдущим периодом, что позволяет выявить тенденции изменения статей баланса или их групп и на основании этого исчислить базисные темпы роста.

2

Вертикальный

анализ проводится в  целях определения структуры  итоговых финансовых показателей, т.е. выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателей

3

Трендовый

основан на сравнении  каждой позиции отчетности за ряд  лет и определения тренда, т.е. общей тенденции и прогнозирование  на этой основе дальнейшего развития ситуации

4

Расчет финансовых коэффициентов

расчет соотношений  между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности


Управление платежеспособностью  проводится как минимум по двум направлениям: повышение платежеспособности и  профилактика (снижение) неплатежей. Платежеспособность предприятия можно повысить, если регулярно проводить различные мероприятия, которые устраняют причины и факторы снижения платежеспособности, а также способствующие повышению ликвидности активов. Это рост удельного веса оборотных активов в их составе, повышение доли ликвидности оборотных активов, ускорение оборачиваемости активов.



Немалое значение имеет  финансовый имидж предприятия, который  позволяет использовать в качестве средства расчетов коммерческие (товарные) векселя. Повышая платежеспособность, предприятие одновременно обеспечивает снижение и профилактику неплатежей. Всегда актуально усиление контроля за платежными потоками.

В этих целях желательно составлять планы поступления и  расходования денежных средств, вести  платежный календарь.

В свою очередь, платежный  календарь представляет собой инструмент, который используется в процессе управления денежными потоками компании. Его ценность как инструмента  управления денежными потоками компании заключается в установлении связи  между денежными потоками, конкретными моментами или периодами времени и назначением или происхождением денежным сумм.

Основная его задача – синхронизация дат поступлений  и выплат денежных средств с целью  обеспечения постоянной платежеспособности предприятия.

Управление денежными потоками компании создает основу для количественного анализа последствий принятия сложных управленческих решений и формального сравнения различных вариантов решений. Это повышает эффективность как деятельности планово-экономических служб предприятий, так и решений, принимаемых руководством компаний.

Формами предотвращения неплатежей покупателей являются авансовые  платежи, предоплата, использование  аккредитивов, различных видов поручительства со стороны финансово благонадежных  структур (устойчивых банков, крупных страховых, финансовых, инвестиционных компаний, органов власти и др.), а также осуществление сделок с залогом.

Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных сложных  условиях мирового финансового кризиса, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать состояние своего предприятия, состояние потенциальных конкурентов и уметь адаптироваться в условиях быстроизменяющейся внешней среды.

Рассматривая финансовое состояния предприятия, можно обнаружить следующие проблемы:

·  низкая финансовая устойчивость. Грозит проблемами в погашении обязательств в будущем, зависимостью предприятия перед кредиторами, что это означает потерю самостоятельности.;

·  низкая платежеспособность. Это означает, что у предприятия в ближайшее время может не хватить или уже не хватает средств для того, чтобы своевременно расплатиться по своим обязательствам, с кредиторами, персоналом предприятия. Вовремя произвести оплату налогов и сборов. Проблемы с погашением обязательств означают снижение коэффициента ликвидности. Коэффициент общей ликвидности помогает оценить потенциальную способность предприятия расплачиваться по текущим обязательствам за счет имеющихся оборотных активов.

·  недостаточное удовлетворение интересов собственника. Данная проблема связана с "низкой рентабельностью собственного капитала". Это означает, что собственник получает доходы, значительно меньшие вложенных средств. О снижающейся отдаче на вложенный в компанию капитал скажет снижение показателей рентабельности.

 

2.3 Пути повышения  платежеспособности

Информация о работе Платежеспособность и финансовое состояние предприятия