Платежи за природные ресурсы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 08:50, контрольная работа

Описание

Проблема совершенствования правового регулирования земельных отношений в России в последнее время стала одной из наиболее актуальных и широко обсуждаемых не только среди юристов, законодателей и политиков, но и в обществе в целом. Мнения участвующих в дискуссии сторон полярны, но все сходятся в одном: действующее земельное законодательство не соответствует современным потребностям регулирования земельных отношений.
В настоящее время практически во всём мире с каждым годом наблюдается постепенное глобальное ухудшение состояния окружающей природной среды. Особенно ярко это проявляется в нашей стране так как, и уровень технического развития оставляет желать лучшего, и степень защищённости предприятий никуда не годится. Это происходит под воздействием различных факторов, в основном это обусловленная жизненной необходимостью всевозрастающая активная деятельность человека по приспосабливанию окружающей среды для себя и своих нужд. И всё это приводит к необходимости принятия мер по сохранению как самих земель так и их ценных качеств.

Содержание

Введение
2
1.
Определение экономической оценки и платы за природные ресурсы
3
2.
История развития платы за землю
13
3.
Сущность и содержание платы за землю в законодательстве
15

Заключение
19

Список используемой литературы
21

Работа состоит из  1 файл

1Финансы_Платежи за природн.ресурсы!!!.DOC

— 107.00 Кб (Скачать документ)

Исходя из необходимости  поэтапного достижения нормативного уровня предельно допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в природную среду с учетом экологической обстановки в регионах и экономических возможностей размещенных в них предприятий проектом нормативно-методических документов предусмотрено, что территориальные органы управления природопользования утверждают предприятиям, независимо от их ведомственной подчиненности, лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в природную среду на планируемый период. Платежи за допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду вводятся с целью формирования специализированных территориальных фондов финансирования мероприятий по улучшению экологической обстановки региона.

Любое предприятие  обязано реализовать (использовать) предоставляемые в его распоряжения обществом производственные и природные ресурсы на уровне не ниже народнохозяйственной нормы рентабельности. Обеспечение народнохозяйственной нормы рентабельности по каждому виду привлекаемых ресурсов дает возможность окупить материальные затраты и образовать фонд заработной платы, внести первоочередные платежи в бюджет, плату за природные ресурсы. В народном хозяйстве сложился специфический механизм изъятия дифференциальной ренты, основанный на системе расчетных цен и своеобразных методах распределения и использования реализованного чистого дохода. Вместе с тем, в современных условиях возникает необходимость совершенствования способов изъятия дифференциальной ренты. При этом стоит задача превратить эту часть прибыли из пассивной формы изъятия в бюджет в активную. И здесь, прежде всего, возникает вопрос о методологических основах и критериях определения размеров дифференциальной ренты. Но действующий механизм перераспределения рентных доходов не позволяет определить дифференциальную ренту от использования данного природного ресурса в суммарном выражении, так как исходит из существования нескольких уровней необходимых затрат. Недостаточная действенность механизма изъятия дифференциальной ренты углубляется недостатками и объективной ограниченностью расчетных цен, основывающихся на индивидуальных издержках предприятий. Требуется принципиально новый подход к системе платежей за природные ресурсы. Во-первых, необходимо, отказаться от расчета платежей за ресурсы, исходя из абсолютных объемных показателей (массы прибыли), что превращает их формальную форму изъятия части чистого дохода предприятия в бюджет. Объективная основа для установления нормативов платежей - исключительно эффективность ресурсов. Во-вторых, по мере создания объективных экономических условий нужно переходить к усредненным и единым нормативам, причем критерием усреднения будет не доход предприятия, а эффективность ресурсов. Нормативы должны устанавливаться в расчете на единицу расходуемого ресурса: 1 га отведенной в пользование территории; 1 куб.м забираемой из водохозяйственной системы; 1 т погашенных запасов полезного ископаемого, и дифференцируются с учетом качественных характеристик ресурсов и природных условий их эксплуатации.

Современная экономика создает все необходимые  предпосылки для рационального природопользования. Однако, при этом, оптимальное природопользование не может быть обеспечено автоматически.

Концептуальное  решение проблемы обеспечения равных требований к уровню эффективности  использования предоставленных  в распоряжение предприятий ресурсов, а также экономической заинтересованности трудовых коллективов в рациональном использовании недр, охране окружающей среды заключается в применении механизма платности за природопользование.

Сегодня, когда  мы реально столкнулись со всем многообразием  условий перехода к рыночным отношенияим, стали более очевидными причины, по которым создание Типовой методики экономической оценки месторождений каждый раз оказывалось безуспешным.

Выполнив  своего рода инвентаризацию научных  разработок за последние годы в области оценки месторождений и проведя сопоставительный анализ возможного их использования в новых условиях перехода к рынку, можно прийти к следующим выводам.

К первой группе вопросов, наиболее глубоко проработанных  в теоретическом отношении, но требующих технической увязки и состыковки с другими узловыми аспектами оценочной модели в рыночных условиях, относятся:

- кредитно-денежные  отношения в условиях рыночной  экономики и методы учета банковских процентов при оценке месторождений и определении кондиций для подсчета запасов полезных ископаемых;

- экономический  риск, связанный с погрешностями  количественно-качественных характеристик подсчета запасов полезных ископаемых, и его состыковка с другими видами риска в условиях новых форм собственности.

Ко второй группе вопросов, требующих теоретической  и методологической проработки, относятся:

- определение  равновесных взаимовыгодных договорных цен между недропользователями и переработчиками сырья, взаимосвязанными единой технологической цепочкой;

- система  критериев оценки месторождений  в условиях различных форм  собственности и организации  совместных минерально-сырьевых производств с инофирмами.

Наконец, третья группа - это вопросы, вытекающие из законодательных положений о  земле, недрах, налогообложении и  др. Из них наиболее срочного решения  требует вопрос разработки методики определения ставок: платежей за право недропользования во взаимосвязи с результатами оценки месторождения.

Такое умалчивание  в законоположениях о народнохозяйственной важности этого вопроса будет способствовать не укреплению, а разрыву технологических связей между производствами по всей технологической цепочке от недр до получения конечных продуктов из минерального сырья. Рыночный механизм на данном этапе не в состоянии сам по себе обеспечить наиболее рациональные связи без соответствующего государственного регулирования, осуществляемого при помощи геолого-экономической оценки месторождений. Сегодня ГЭО предусматривают не только многовариантные оптимизационные расчеты по технологическим цепочкам от недр до конечных продуктов, но и разработку по результатам оценки таких ценовых нормативов - равновесных взаимовыгодных договорных цен на промежуточные сырьевые продукты, которые как раз и будут служить укреплению и стабилизации экономических связей между недропользователями, включая и переработчиков добытого сырья.

Таким образом  ГЭО, являясь неотъемлемой частью процесса недропользования, начиная от поисков и кончая эксплуатацией, представляет собой универсальный инструментарий в деле рациональной, комплексной и экономически эффективной разработки месторождений полезных ископаемых.

 

 

 История развития платы за землю

 

Рассмотрение  такого вопроса как плата за землю  мы бы хотели начать с истории развития как земельных отношений вообще так и платы за землю в частности. 

Вообще земельные  отношения зародились очень и  очень давно, ещё в те времена  когда человек был и не совсем похож на настоящего человека, но уже обрабатывал землю. Но это было совсем давно  . Итак в России в девятнадцатом веке земельные отношения развивались весьма быстро и  хаотично. В тогдашней России можно было усмотреть как феодальные так и капиталистические отношения. Существовало множество форм собственности и землевладения и правовое регулирование земель зачастую находившихся по соседству, но принадлежащих разным ведомствам, происходило разными отраслями права. Так например земли казарм, транспорта и крепостей регулировались нормами административного  или полицейского законодательства; церковные, монастырские, удельные и частновладельческие, нормами феодально-сословного права, а вот купчие и городские, нормами гражданского права. На этом этапе исторического развития можно было сказать, что плата за землю касалась более или менее состоятельные слои населения, да и только в той её части, где дело касалось уплаты суммы, при покупки или продажи земли. Но положение резко изменилось после провозглашения манифеста 19 февраля 1861 году, в котором было объявлено, что крестьяне освобождаются от крепостной зависимости и наделяются землёй. И в это время крестьяне можно сказать, узнали, что такое плата за землю, потому что они получили землю не в собственность, а только в пользование, хотя оно и было пожизненным. И так крестьяне работали на земле и платили помещику как раз ту самую плату за землю, кто деньгами, кто продуктами, а кто и работал на помещика, только за то чтобы остаться на своей земле.

Спустя полвека  Россия более развитой в правовом смысле страной и крестьяне, которые работали на земле как сообща (общиной), так и единолично, понимали, что земля нужна им в собственность. Этот факт дал бы сразу же огромный стимул, и для повышения плодородия земли, да и просто более бережного её использования. Так земельные отношения в России к началу двадцатого столетия стали приобретать иную окраску и перерождаться в качественно иные.   

 

 

 

 

Сущность и содержание платы за землю в  законодательстве

 

В России за использование земли приходится платить хоть и не много но надо. Поэтому действующее законодательство определяет несколько форм платы за землю. Это: земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли.1

Так как Россия перешла на качественно новые отношения, мы бы их назвали даже капиталистическими, то изменились и земельные отношения и появились различные нововведения в них. Одно из них - плата за землю. Цель введения платы за землю  оправдана, это и стимулирование рационального использования земли, и некоторые развития населенных пунктов, и , наконец, создание специальных фондов для финансирования мероприятий по повышению плодородия земли и другие мероприятия.

 Рассмотрение  такого вопроса как плата за  землю можно начать с земельного налога и арендной платы как наиболее часто встречающиеся в земельных отношениях. Земельный налог это определенная сумма которую обязан ежегодно вносить (уплачивать ) собственник земли, а также землепользователь и землевладелец. Арендная плата это тоже некая установленная сумма, но уже уплачиваемая за земли и земельные участки которые находятся в аренде.

Хотелось  бы отметить один факт, что предприятия, объединения , организации и учреждения, а также другие субъекты земельных правоотношений должны вносить земельный налог в виде стабильных платежей за единицу площади в расчёте за год2, и этот размер земельного налога не зависит от результатов их хозяйственной деятельности.  Это является большим упущением и здесь нужен другой подход. Например лучше было бы  проанализировать эту хозяйственную деятельность и в определенные моменты этой деятельности взять и ослабить эту плату или же наоборот прижать то или иное предприятие увеличенным налогом (например, установить некий процент от повышенного дохода того или иного предприятия). Но вот такой момент, пересмотр ставки земельного налога все таки осуществляется компетентными органами в независимости от условий хозяйствования, это и повышение инфляции и изменения среднего размера заработной платы, а также некоторые другие.

Земельным налогом  и арендной платой облагаются практически  все земельные участки, находящиеся как в аренде так и собственности у граждан и юридических лиц. Это и сельскохозяйственные угодья, земельные участки, наделы и участки для жилищного и дачного строительства. Но не имеет смысла перечислять здесь их все, так как исчерпывающий список можно найти в действующем законодательстве3.

Как выше было отмечено земельный налог взимается  с общей площади и не важно занята ли земля какими либо постройками или нет. А вот такой вопрос, как взимание платы за землю с нескольких пользователей или собственников на мой взгляд урегулирован в достаточной степени. Так, например, за земли находящиеся в раздельном пользовании у нескольких граждан или юридических лиц земельный налог начисляется каждому в отдельности в пропорции той площади, которая находится в пользовании у каждого из них. Но если земля находится в общей собственности нескольких лиц, будь то граждане или юридические лица, то земельный налог начисляется каждому из собственников отдельно, но уже соразмерно их доли на эту площадь.

Сейчас не для кого не секрет, что наша страна находится в тяжелом экологическом положении и это прослеживается практически во всех странах. И тут особую роль играет плата за землю, имеется в виду та ее часть, которая идет в бюджет страны. Очевиден также и тот факт, что на финансирование различных мероприятий по землеустройству нужны деньги. А средства на эти нужды существенно урезаны в последнее время или не выделяются вообще,  так как арендная плата и земельный налог идут в бюджет страны отдельной строкой то в ближайшее время можно с уверенностью сказать, что земельная отрасль сможет хоть как-нибудь, но поддерживать сама себя и даже развиваться. 

Теперь можно  коснуться такого вопроса как нормативная цена земли. Эта тема  самая продуманная и доработанная в институте «плата за землю». Если обратиться к действующему законодательству то там мы найдем определение нормативной цены земли , «это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости»4.

Можно сказать, что нормативная цена земли в  современном законодательстве появилась благодаря тому, что разрешили продавать землю в собственность. Но ее нельзя рассматривать, как самостоятельный институт, так как она теснейшим образом связана с земельным налогом. Такой вывод можно сделать даже исходя из того, что нормативная цена земли определяется на основании ставки земельного налога умноженной в 200 раз и умноженную на единицу площади соответствующего земельного участка. Переход нашего государства по сути дела на капиталистический уклад жизни и рыночную экономику  должен придать особую окраску нормативной цены земли и  понадобиться введение новых, особых коэффициентов или процентных ставок при продаже земли и определении ее цены. Например: при продаже земельного участка разным слоям населения ( с разным достатком и разным социальным статусом) цена на один и тот же участок может быть разной или по целевому назначению, фермеру одна цена, дачнику другая, а строителю третья. Сейчас в законодательстве применяются аналогичные коэффициенты по таким критериям, как социальный статус города или наличие курорта в данной местности.

Подводя черту  по этим вопросом мы хотели бы сказать, что плата за землю и ее компоненты: арендная плата, земельный налог и нормативная цена земли являются и экономическим стимулом и гарантом существования и развития землепользования и мероприятий с этим связанных.

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Платежи за природные ресурсы