Политика в области межбюджетных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 23:37, контрольная работа

Описание

Целью работы является исследование политики в области межбюджетных отношений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
* изучить экономическое содержание федеративных и межбюджетных отношений и тенденции их развития;
* обозначить тенденции развития межбюджетных отношений в Российской Федерации;
* рассмотреть тенденции формирования вертикального и горизонтального выравнивания в общей системе бюджетного федерализма;
* охарактеризовать направления реформирования межбюджетных отношений Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Экономическое содержание федеративных и межбюджетных отношений и тенденции их развития 5
2. Тенденции развития межбюджетных отношений в Российской Федерации 7
3. Тенденции формирования вертикального и горизонтального выравнивания в общей системе бюджетного федерализма 10
4. Направления реформирования межбюджетных отношений Российской Федерации 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 20

Работа состоит из  1 файл

№ 1939 4 Политика в области межбюджетных отношений.doc

— 100.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Отношения бюджетного федерализма являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер. За последние несколько лет формы и методы межбюджетного взаимодействия в Российской Федерации претерпели существенные изменения. Уточнены пропорции распределения ресурсов между уровнями бюджетной системы, проведена корректировка бюджетных взаимосвязей, движения и направлений финансовых потоков путем реализации на практике новых подходов к разграничению доходов и расходов, к развитию механизма межбюджетных трансфертов. В тоже время анализ развития бюджетной системы Российской Федерации демонстрирует незавершенность реформы межбюджетных отношений. Указанных преобразований недостаточно для приведения бюджетных взаимосвязей в соответствии с принципами бюджетного федерализма. Об этом свидетельствуют сохраняющаяся несбалансированность бюджетной системы, увеличивающаяся дифференциация социально-экономического положения субъектов Федерации, рост числа дотационных территорий. На региональном уровне организация межбюджетных отношений вообще не обладает достаточной теоретической и методической проработкой с учетом муниципальной реформы.

     Переход государства к рыночным отношениям требует создания принципиально новой системы управления всеми экономическими процессами и, прежде всего, процессами взаимодействия между тремя уровнями власти: федеральным, региональным и местным. Поэтому проблемы организации межбюджетных отношений и бюджетного регулирования стали объектом пристального внимания, как в теоретических разработках экономистов, так и при поиске практических мер по реализации принципов бюджетного федерализма в России.

     Проблема  поиска оптимального финансово-бюджетного взаимодействия является актуальной не только для России, но и практически для всех федеративных государств. При этом мировой опыт не даёт универсальных решений – распределение налоговых и бюджетных полномочий, методы межбюджетного взаимодействия в каждой стране индивидуальны. Вместе с тем, целый ряд отдельных проблем, охватываемых темой исследования, имеет решение в мировой практике, поэтому учёт её достижений и уроков представляется полезным, позволяет определить те направления, по которым следует разрабатывать.

     В связи с этим, важными остаются вопросы дальнейшего совершенствования организации и регулирования межбюджетных отношений, адекватного целям и задачам социально-экономического развития страны и ее территорий, разработки эффективного механизма реализации потенциала межбюджетного перераспределения.

     Целью работы является исследование политики в области межбюджетных отношений.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить экономическое содержание федеративных и межбюджетных отношений и тенденции их развития;
  • обозначить тенденции развития межбюджетных отношений в Российской Федерации;
  • рассмотреть тенденции формирования вертикального и горизонтального выравнивания в общей системе бюджетного федерализма;
  • охарактеризовать направления реформирования межбюджетных отношений Российской Федерации.

     Контрольная работа состоит из введения, четырех  параграфов, заключения и списка литературы.

 

1. Экономическое  содержание федеративных и межбюджетных  отношений и тенденции их развития

 

     В бюджетной системе Российской Федерации  взаимодействуют различные субъекты межбюджетных отношений.

     Специфический характер этих межбюджетных связей выражается понятием бюджетного федерализма. В наиболее общем, агрегированном виде под бюджетным федерализмом следует понимать форму бюджетного устройства в федеративном государстве, которая предполагает совокупность отношений между различными уровнями бюджетной системы, самостоятельно функционирующей на основе закрепленных Конституцией страны бюджетных прав и полномочий.

     Совокупность  компонентов, взаимодействующих в  процессе осуществления полномочия, закрепленных в Конституции РФ, образует систему бюджетного федерализма.

     В соответствии с Конституцией РФ и  Бюджетным кодексом РФ бюджетная  система Российской Федерации состоит  из следующих уровней:

  • федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • местных бюджетов;
  • бюджетов поселений (краёв, областей).1

     Все бюджеты, входящие в бюджетную систему  страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений, которые в настоящее время являются главной проблемой не только во взаимоотношениях федерального центра с субъектами федерации, но и между субъектами федерации и входящими в их состав муниципальными образованиями.

     Учитывая  теоретические аспекты межбюджетных отношений, на наш взгляд, их можно определить как совокупность взаимодействий органов государственной власти Российской Федерации, с органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления по поводу разграничения и закрепления бюджетных правомочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности власти в области составления, утверждения и исполнения бюджетов, обеспечивающих проведение соответствующими органами власти и управления эффективной распределительной и перераспределительной экономической политики.

     Данное  определение межбюджетных отношений, отражая их взаимосвязи с организацией государственного управления и достижением  целей экономической политики государства, позволяет охарактеризовать их как  составную часть механизма государственной  финансовой политики.

 

2. Тенденции развития  межбюджетных отношений в Российской  Федерации

 

     Анализ  развития межбюджетных отношений в  Российской Федерации представлен  на основе соотношения выравнивающей  и стимулирующей их функций, с  учетом перераспределительной и  структурной государственной финансовой поддержки регионального развития, а также с точки зрения обобщения проблем и противоречий, которые обозначились в процессе реализации современного этапа реформирования межбюджетных отношений.

     Современному  этапу развития межбюджетных отношений в Российской Федерации свойственен ряд тенденций, которые свидетельствуют о незавершенности реформы межбюджетных отношений. Суть данных тенденций состоит в следующем.

     Во-первых, «рамочное» закрепление формальных признаков бюджетно-налоговой автономии: провозглашение самостоятельности территориальных бюджетов, разграничение расходных обязательств и доходных источников по уровням бюджетной системы сопровождается существенным дисбалансом в возможностях субнациональных властей проводить самостоятельную политику территориального развития, ростом зависимости территориальных бюджетов от межбюджетных трансфертов, формированием системы ограничений деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в бюджетном процессе.

     Во-вторых, формирование единых принципов построения межбюджетных отношений в субъектах  Российской Федерации при наличии регионализации методических подходов к оказанию финансовой помощи муниципалитетам из бюджетов субъектов Федерации.2

     В бюджетной системе региона происходит концентрация нормативных функций  и финансового обеспечения на уровне субъектов Федерации, а муниципалитеты выполняют преимущественно квазигосударственные функции. При формальном исключении из бюджетной практики регулирующих доходов, на уровне «субъект Федерации – муниципальное образование» они активно используются. В тоже время выявлено сокращение количества субъектов Федерации, применяющих регулирующие налоги, а также снижение нормативов отчислений от регулирующих налогов для целей дополнительного пополнения местных бюджетов.

     В-третьих, несмотря на процесс формализации распределения финансовой помощи, значительная ее часть по-прежнему распределяется без четких критериев и процедур. В соответствии с действующей редакцией БК РФ понятие «межбюджетные трансферты» определяется как перечисление средств одного бюджета другому. Здесь особое внимание уделено изменившемуся подходу к перечню форм межбюджетных трансфертов: перечень является открытым, поскольку допускается наличие «иных безвозмездных и безвозвратных перечислений». К межбюджетным трансфертам относятся: финансовая помощь нижестоящим бюджетам, в том числе дотации из фонда финансовой поддержки бюджета; субвенции из фонда компенсации; бюджетные кредиты; финансовая помощь бюджетам отдельных муниципальных образований и т.д.

     Сейчас  поднимается проблематика «мягких» бюджетных ограничений, а также  исследуются вопросы, связанные  с действием дотаций на сбалансированность нижестоящих бюджетов, их влиянием на поведение субнациональных властей. При этом подчеркивается что, с одной стороны, этот вид финансовой помощи обладает рядом свойств, дестимулирующих качество и самостоятельность управления субнациональными финансами, а, с другой стороны, – становится все более значимым в структуре межбюджетных трансфертов.

     Проблемы  формализации распределения финансовой помощи проявляются и в построении унифицированных межбюджетных отношений  на региональном уровне, что связано  с особенностями организации  межбюджетного регулирования в  ходе реализации муниципальной реформы в каждом отдельном субъекте Российской Федерации. При этом очевидно возрастание значимости межбюджетных трансфертов для муниципалитетов, что требует дальнейшего совершенствования их законодательного обеспечения, администрирования и мониторинга.3

     В-четвертых, вопросы повышения качества управления региональными и муниципальными финансами в настоящее время становятся базовыми в процессе повышения эффективности межбюджетных отношений. Формирующийся инструментарий повышения качества управления субнациональными финансами основывается на «дополнительных» и «жестких» бюджетных ограничениях, которые призваны повысить ответственность региональных и местных властей за результаты собственной деятельности.

 

3. Тенденции формирования  вертикального и горизонтального выравнивания в общей системе бюджетного федерализма

 

     В федеративном государстве различают  вертикальную и горизонтальную сбалансированность бюджетной системы. Действующая  модель межбюджетных отношений в  России до сих пор ориентирована преимущественно на выравнивание доходов бюджетов различных уровней, а не на рациональное распределение их расходных функций. Естественно, что эта модель не может эффективно работать в условиях реальной рыночной экономики, поскольку в ней отсутствует стержневая основа распределительных отношений, отражающая интересы региональных и местных органов государственной власти.

     В результате исследования целевые ориентиры  предложенной системы вертикального  и горизонтального бюджетного выравнивания можно сформулировать следующим образом.

     Соответственно  механизм распределения средств  между бюджетами разных уровней  в России посредством бюджетного регионального выравнивания должен быть ориентирован на решение двуединой  задачи вертикальной и горизонтальной сбалансированности бюджетов.

     Вертикальное  выравнивание – процесс устранения несоответствия между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с доходным потенциалом бюджетов всех уровней.

     Т.е. если потенциальная возможность  нижестоящего уровня бюджетной системы не достаточно для выполнения возложенных на него функций, вышестоящий уровень должен передать недостающие ресурсы (чаще всего с помощью регулируемых налогов).4

     Горизонтальное  выравнивание – процесс устранения несоответствия в бюджетной обеспеченности между бюджетами одного уровня по горизонтам, вызванного объективными причинами (выражается с помощью дотаций из вышестоящего бюджета).

     Иначе говоря, этот механизм, с одной стороны, должен быть настроен на корректирование  вертикальных диспропорций, то есть устранение несоответствий между расходными функциями региональных бюджетов и теми поступлениями, которые закреплены за данным бюджетным уровнем, а с другой – на выравнивание уровня потребления государственных услуг в различных регионах.

Информация о работе Политика в области межбюджетных отношений