Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:07, контрольная работа
Финансовая система РФ претерпела кардинальные изменения с распадом Советского Союза. До 1991 г. она включала финансы материального производства, финансы непроизводственной сферы и общегосударственные финансы (государственный бюджет СССР, имущественное, личное и иностранное страхование, государственный кредит).
Государственный бюджет СССР объединял союзный бюджет, государственные бюджеты союзных республик и государственный бюджет социального страхования. В союзном бюджете в 1970—1990 гг, концентрировалось 52—50% общего объема ресурсов государственного бюджета.
Понятие финансовой системы страны, ее состав.
Финансовая система РФ претерпела
кардинальные изменения с распадом
Советского Союза. До 1991 г. она включала
финансы материального
Государственный бюджет СССР объединял союзный бюджет, государственные бюджеты союзных республик и государственный бюджет социального страхования. В союзном бюджете в 1970—1990 гг, концентрировалось 52—50% общего объема ресурсов государственного бюджета. На бюджеты союзных республик приходилось 48— 50%, из которых 35% находилось в распоряжении республиканских бюджетов республик и 15% — в местных бюджетах.
Централизованные публичные
Действующая бюджетная система РФ, как и любого федеративного государства, — трехуровневая. В соответствии с Конституцией РФ это бюджеты: федеральный, субъектов РФ (республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), местные (но Бюджетному кодексу РФ — муниципальных районов и свод бюджетов городских и сельских поселений). Бюджеты — финансовая основа управления государственных органов власти и органов местного самоуправления. Каждый бюджет функционирует автономно, т.е. нижестоящий бюджет своими доходами и расходами не включается в вышестоящий.
В составе бюджетов могут создаваться целевые бюджетные фонды за счет целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений.
Для целей планирования бюджетных
ресурсов составляется консолидированный
бюджет — статистический сводный
бюджет, объединяющий финансовые ресурсы
всех уровней бюджетной системы.
За счет финансовых ресурсов бюджетной
системы обеспечивается структурная
перестройка экономики, развитие науки
и техники, повышение эффективности
производства, военная реформа и
реформа жилищно-коммунального
Бюджетной системе принадлежит решающая роль в межотраслевом и межтерриториальном перераспределении средств для выравнивания уровней экономического и социального развития регионов.
Федеральный бюджет и консолидированные
бюджеты субъектов РФ образуют консолидированный
бюджет РФ, а бюджет субъекта РФ и
бюджеты муниципальных
Федеральному бюджету РФ принадлежит
ведущая роль: он обеспечивают финансовыми
ресурсами решение
В качестве самостоятельного звена в системе централизованных финансов выделяются специальные внебюджетные фонды. Они начали функционировать с 1 января 1992 г.. и в 90-х годах насчитывалось свыше двух десятков внебюджетных фондов, которые подразделялись па экономические (дорожные, НИОКР и др.) и социальные. Однако с 1999 г. они были консолидированы с федеральным бюджетом (а региональные внебюджетные фонды консолидированы
с региональными бюджетами), и в
настоящее время на центральном
уровне сохранились лишь три социальных
внебюджетных фонда. Эти фонды имеют
строго целевое назначение: они предназначены
для расширения социальных услуг
населению, стимулирования развития отсталых
отраслей социальной инфраструктуры.
Среди внебюджетных социальных фондов
важнейший — Пенсионный фонд. Он
формируется за счет единого социального
налога, дотаций из федерального бюджета
и ресурсов, полученных от собственных
инвестиций. Средства Фонда используются
па выплату пенсий по возрасту, инвалидности,
по случаю потери кормильца, а также
па выплачу пособий па детей, пособий
пострадавшим от аварии па Чернобыльской
ЛЭС. К внебюджетным социальным фондам
относится Фонд социального страхования,
предназначенный главным
Федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных социальных фондов разрабатываются и утверждаются как федеральные законы.
Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты региональных внебюджетных фондов также утверждаются представительными органами субъектов Федерации, а местные бюджеты — местными органами самоуправления.
Децентрализованные финансы. Они составляют основу финансовой системы, поскольку именно здесь, в сфере материального производства, формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны. Децентрализованные финансы объединяют финансы коммерческих и некоммерческих предприятий (организаций) финансы домашнего хозяйства.
Решающую роль среди децентрализованных финансов играют финансы коммерческих предприятий, организаций, участвующие в создании всех денежных фондов страны. От их состояния зависит общее финансовое положение Российской Федерации и, следовательно, выполнение всех намеченных экономических и социальных программ.
В условиях рыночной экономики финансовые отношения предприятий, организаций могут эффективно функционировать па основе ряда принципов (самостоятельности в принятии хозяйственных решений, самофинансированной предпринимательской деятельности и др.).
Выполнение этих принципов определяет стабильность всей финансовой системы. Главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов становится прибыль.
Предприятия обладают реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаются прибылью, формируют производственные и социальные фонды, изыскивают необходимые им средства для инвестирования, используя в том числе и ресурсы финансового рынка — кредиты банков, эмиссию, облигации, депозитные сертификаты и прочие его инструменты. Финансовые ресурсы коммерческих предприятий через бюджетную систему обеспечивают средствами непроизводственную сферу.
Некоммерческие организации (благотворительные и религиозные, различные добровольные союзы, фонды и др.), создаваемые для достижения определенных конкретных целей, не ставят своей целью получение прибыли. Их финансовые средства формируются за счет добровольных взносов и пожертвований, поступлений от учредителей, бюджетных средств и др.
Особое место в системе
Сводный финансовый баланс, Финансовая
система, ее финансовые ресурсы находят
свое отражение в доходной части
сводного финансового баланса. Однако
этот баланс охватывает не все финансовые
ресурсы страны. Полностью включены
лишь централизованные фонды — бюджеты
и внебюджетные фонды. Финансовые ресурсы
децентрализованных фондов представлены
лишь прибылью и амортизационными отчислениями.
Заемные средства, привлеченные инвестиции,
поступления страховых
По ориентировочным данным сводного финансового баланса, в настоящее время па долю централизованных финансовых ресурсов приходится около 60%. а на долю децентрализованных финансовых ресурсов — около 40%. Однако, если учесть доходы домохозяйств и более точные суммы финансовых средств предприятий, положение должно измениться в пользу децентрализованной сферы.
Финансовая система зарубежных стран.
Финансовая система развитых зарубежных
стран в основном включает бюджетную
систему с внебюджетными
Информация о работе Понятие финансовой системы страны, ее состав