Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 16:32, курсовая работа
В настоящий момент проблема обслуживания государственного долга - один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность Казахстана, состояние ее валютных резервов, а следовательно стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка.
Введение……………………………………………………………………….……3
1. Теория государственного долга. Понятие и виды……………………………..5
1.1. Понятие государственного долга…………………………………………..5
1.2. Причины возникновения государственного долга……………….……….7
1.3. Виды государственного долга……………………………………………...9
2. Государственный долг Республики Казахстан……………………………….12
2.1. Понятие государственного долга Республики Казахстан………………12
2.2. Правительственный долг Республики Казахстан………………….….…13
2.3. Долг Национального Банка Республики Казахстан……………………..14 3. Управление государственным долгом………………………………………..20
3.1. Погашение и обслуживание государственного долга…………………..22
3.2. Иные методы управления государственным долгом……………………23
Заключение………………………………………………………………………..25
Список использованных источников……………………………………………26
13
2.3
Долг Национального
Банка Республики Казахстан.
2. Законом «О государственном
заимствовании и долге» дано определение
«лимита правительственного долга» дано
определение долга Национального
Банка Республики Казахстан, это – сумма
полученных и непогашенных
Национальным Банком Республики Казахстан
государственных займов, а также отнесенных
законодательными актами на долг Национального
Банка РеспубликиКазахстан долговых обязательств
на определенную дату. В этом же законе
также дано определение «лимита внешнего
долга Национального БанкаРеспублики
Казахстан», это – планируемая фиксированная
сумма полученных и непогашенных внешних
займов Национального Банка Республики
Казахстан, которую не должен превышать
фактический внешний долг Национального
Банка
Республики Казахстан на заданную дату
(на конец финансового года). Лимит внешнего
долга Национального Банка Республики
Казахстан устанавливается на уровне
50% чистых золотовалютных активов банка,
кроме случаев привлечения Национальным
Банком программных займов 1 от международных
финансовых организаций. Золотовалютные
активы Национального Банка Казахстана
создаются и используются для обеспечения
внутренней и внешней устойчивости казахстанского
тенге и состоят из:
- аффинированного золота;
-
валютных ценностей,
- простых и переводных векселей в иностранной валюте;
- ценных бумаг, выпущенных и гарантированных иностранными правительствами или международными финансовыми организациями;
-
других внешних активов,
14
Национальный Банк Казахстана определяет
структуру золотовалютных активов и их
размещение. Увеличение и изменение структуры
золотовалютных активов производится
Национальным Банком Казахстана путем:
- покупки аффинированного золота в соответствии
с действующим законодательством Республики
Казахстан, регулирующим отношения, связанные
с драгоценными металлами и драгоценными
камнями у казахстанских и иных производителей
(продавцов) указанного металла;
- покупки иностранной валюты за казахстанские
тенге (включая памятные и сувенирные
монеты) и иностранную валюту у резидентов
и нерезидентов Республики Казахстан,
а также Правительства Республики Казахстан;
- поступлений комиссионных и других вознаграждений
(интереса) от депозитных, вкладных, дилинговых
операций с иностранной валютой и операций
с ценными бумагами, деноминированными
в иностранной валюте, осуществляемых
Национальным Банком Казахстана, а также
предоставляемых им кредитов в иностранной
валюте;
- поступлений в иностранной валюте от
проведения Национальным Банком Казахстана
продаж, депонирования и других операций
с аффинированным золотом, серебром, платиной
и другими металлами платиновой группы;
- кредитов, полученных Национальным Банком
Казахстана от международных финансовых
организаций, центральных банков иностранных
государств и других кредиторов;
- поступлений в иностранной валюте от
оказываемых Национальным Банком Казахстана
консультационных, информационно-издательских
и других услуг в соответствии с настоящим
Законом и Положением о Национальном Банке
Казахстана.
Уменьшение золотовалютных
активов производится Национальным
Банком Казахстана путем:
- продажи
валюты на внутреннем валютном рынке в
целях проведения денежно- кредитной политики,
включая политику обменного курса, и сглаживания
дисбаланса спроса и предложения на иностранную
валюту на внутреннем валютном рынке;
- осуществления конвертации тенге в иностранную
валюту для оплаты импорта продукции (работ,
услуг), включая содержание дипломатических
и иных представительств за рубежом и
командировочные расходы, а также для
обслуживания государственного внешнего
долга Национального банка Казахстана,
за счет средств государственного бюджета
и сметы (бюджета) Национального Банка
Казахстана;
- продажи иностранной валюты для приобретения
другой иностранной валюты;
- возврата основной суммы и вознаграждения
(интереса) по кредитам, полученным Национальным
Банком Казахстана, а также выплат комиссионных
и других сопутствующих им расходов;
-списания убыточных золотовалютных активов
за счет сформированных провизий (резервов).
Отдельно хотелось бы отметить,
что в настоящее время Республика Казахстан
является членом следующих международных
финансовых организациях:
1. Международный валютный фонд (МВФ);
2. Международный банк реконструкции и развития (МБРР);
3. Международная финансовая корпорация (МФК);
4. Международная ассоциация развития (МАР);
5. Многостороннее агентство гарантии инвестиций (МАГИ);
16
6. Международный
центр по урегулированию
(МЦУИС);
7. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР);
8. Азиатский банк развития (АБР);
9. Исламский
банк развития (ИБР).
РК является государством-участником
статей соглашений МВФ, МБРР, МФК, МАР со
всеми поправками, Учредительного договора
ИБР, Конвенции об учреждении
МАГИ и Конвенции об урегулировании споров
в области инвестиций между государствами
и гражданами других государств, соглашений
об учреждении ЕБРР, АБР и приняла положения
и условия резолюции соответственно Совета
управляющих МВФ, МБРР, МФК, МАР, МАГИ, ЕБРР,
АБР относительно членства Республики
Казахстан в этих международных организациях.
В соответствии с Законом «О членстве
Республики Казахстан в Международном
валютном фонде, Международном банке реконструкции
и развития, Международной финансовой
корпорации, Международной ассоциации
развития, Многостороннем агентстве гарантии
инвестиций, Международном центре по урегулированию
инвестиционных споров, Европейском банке
реконструкции и развития, Азиатском банке
развития, Исламском банке развития» Национальный
Банк Республики Казахстан:
-
уполномочен привлекать средства МВФ
в форме их покупки, а также обеспечивать
выплату от имени Республики Казахстан
МВФ сумм согласно условиям и положениям
резолюций, относящихся к членству Республики
Казахстан в МВФ, и Статей соглашения МВФ,
а также осуществлять платежи в связи
с участием Республики Казахстан в деятельности
Департамента специальных прав заимствования
МВФ.
-
по согласованию с Правительством РК,
вправе привлекать займы от других международных
организаций, определять финансовые условия
привлечения займов и самостоятельно
заключать соглашения по таким займам.
- уполномочен в соответствии со Статьями
соглашения МВФ выпускать любые непередаваемые
долговые обязательства без вознаграждения,
которые могут быть необходимы или соответствовать
членству Республики Казахстан в МВФ.
- выступает в качестве финансового органа
Республики Казахстан согласно требованиям
статьи V раздела 1 Статей соглашения МВФ,
- уполномочен выполнять от имени Республики
Казахстан все операции и сделки, предусмотренные
положениями Статей соглашения МВФ.
- назначается в качестве депозитария
всех авуаров1 в национальной валюте Республики
Казахстан, а также других активов МВФ,
МБРР, МФК, МАР, МАГИ, ЕБРР, АБР, ИБР, согласно
соответствующим статьям соглашений,
соглашениям об учреждении, конвенциям
или Учредительному договору.
- осуществляет переводы сумм, подлежащих
выплате Республикой Казахстан или Республике
Казахстан при осуществлении операций
и сделок, предусмотренных положениями
статей соглашений МВФ, МБРР, МФК, МАР,
Конвенции об учреждении МАГИ, соглашений
об учреждении ЕБРР, АБР, Учредительного
договора ИБР.
- совместно с Правительством Республики
Казахстан предпринимает необходимые
меры по вопросам, возникающим при выполнении
обязательств Республики Казахстан.
18
исполнительных
органов и негосударственных
займов, имеющих государственные
гарантии из республиканского и местных
бюджетов. Процедуры планирования, осуществления
погашения и обслуживания правительственных
займов, займов местных исполнительных
органов едины для займов, привлеченных
путем заимствования на внутреннем и внешнем
рынках ссудного капитала в форме заключения
соглашений (договоров) о займе, либо эмиссий
государственных эмиссионных ценных бумаг.
19
3. Управление государственным долгом.
Управление государственным долгом – это деятельность государства в лице уполномоченных органов по обеспечению рационального и эффективного заимствования и оптимизации стоимости обслуживания государственного кредита. Управление осуществляется в целях избежания макроэкономических трудностей и проблем платежного баланса в будущем.
Управление государственным долгом включает в себя:
1. Ежегодную
оценку состояния и прогноза
на предстоящий десятилетний
период государственного и
2. Определение
Министерством Финансов
20
3. Регистрацию Министерством Финансов Республики Казахстан займов Национального Банка Республики Казахстан, Правительства и местных исполнительных органов; контроль и мониторинг условий правительственных займов и займов местных исполнительных органов и их изменений.
4. Осуществляемые Министерством Финансов Республики Казахстан контроль и мониторинг получения, погашения и обслуживания займов Правительства и местных исполнительных органов.
5. Подготовка
и реализация мероприятий по
оптимизации структуры долга,
в том числе по государственным
ценным бумагам, по реструктуризации государственного
долга, управлению рисками государственного
заимствования.
21
3.1 Погашение и обслуживание государственного долга.
Обслуживание государственного долга
представляет собой совокупные выплаты
во времени вознаграждения (интереса),
комиссионных и иных платежей, вытекающих
из условий заимствования. Погашение
долга – возврат заемщиком полученных
ссуд займа в установленном договорами
с кредиторами порядке, выполнение в установленным
порядке других составляющих долговых
обязательств. Погашение и обслуживание
правительственного долга Республики
Казахстан, покупка эмитированных уполномоченным
органом по исполнению бюджета государственных
эмиссионных ценных бумаг на организованном
рынке ценных бумаг осуществляются уполномоченным
органом по исполнению бюджета за счет
средств, предусмотренных в Законе РК
о республиканском бюджете на соответствующий
год через Национальный Банк Республики
Казахстан. Погашение и обслуживание долга
Национального Банка, покупка эмитированных
им государственных эмиссионных ценных
бумаг на организованном рынке ценных
бумаг осуществляется Национальным Банком
Республики Казахстан за счет активов,
находящихся в его распоряжении. Погашение
и обслуживание государственного долга
местного исполнительного органа, покупка
эмитированных им государственных эмиссионных
ценных бумаг на организованном рынке
ценных бумаг осуществляется им за счет
средств, предусмотренных в местном бюджете
на соответствующий год, через привлекаемые
местным исполнительным органом по согласованию
с Национальным Банком Республики Казахстан
банки второго уровня.
22
3.2 Иные методы управления государственным долгом.
К методам управления государственным
долгом также относятся:
-рефинансирование;
-конверсия;
-консолидация;
-унификация;
-обмен облигаций по регрессивному соотношению;
-отсрочка погашения займа;
-отказ (аннулирование) от государственного
долга.
Рассмотрим эти методы по подробней:
Рефинансирование – это погашение имеющейся
государственной задолженности за счет
выпуска нового займа. При этом облигации
нового займа выдаются взамен ранее выпущенных
в одинаковом стоимостном соотношении
без учета курсовой разницы.
Конверсия – изменение условий ранее
выпущенного займа по доходности как в
меньшую, так и в большую сторону. В первом
случае Правительство поступает при значительных
расходах по долгу, во втором – при наличии
инфляции или с целью усиления заинтересованности
населения в приобретении облигаций займа.
Консолидация – это изменение первоначальных
условий займа по срокам – с их продлением
или сокращением.
Унификация – это объединение нескольких
займов в один, что упрощает управление
государственным долгом.
Обмен облигациями по регрессивному соотношению
– производится в случае дефляции национальной
денежной единицы, и государству невыгодно
рассчитываться по займам более «дорогими
деньгами», чем они были при выпуске. Отсрочка
погашения займов – применяется при значительной
государственной задолженности, а также
связанными с ними финансовыми
Информация о работе Понятие государственного долга и его виды